Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕРЕПИСКИ В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕРЕПИСКИ В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
335
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС / ДОКАЗЫВАНИЕ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕРЕПИСКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ПОРЯДКЕ НОТАРИАЛЬНОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алехина Екатерина Евгеньевна, Яхонтов Роман Николаевич

Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов в арбитражном процессе - проблеме, возникающей в процессе доказывания при рассмотрении гражданских дел в арбитражных судах при использовании электронной переписки как средства доказывания исполнения сторонами договоров своих обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE USE OF ELECTRONIC CORRESPONDENCE AS EVIDENCE IN THE ARBITRATION PROCESS

The article is devoted to one of the most relevant issues in the arbitration process - the problem that arises in the process of proving civil cases in arbitration courts when using electronic correspondence as a means of proving the performance of the parties to the contracts of their obligations.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕРЕПИСКИ В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ»

Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 90 — 93. State service and personnel. 2022;(2):90 —93.

Научная статья УДК 347.941

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-90-93

NIION: 2012-0061-02/22-083 MOSURED: 77/27-008-2022-02-283

Некоторые особенности использования электронной переписки в качестве доказательств в арбитражном процессе

Екатерина Евгеньевна Алехина1, Роман Николаевич Яхонтов2

1 2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

1 katerina_alehina@mail.ru

2 Yahontov.R@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов в арбитражном процессе — проблеме, возникающей в процессе доказывания при рассмотрении гражданских дел в арбитражных судах при использовании электронной переписки как средства доказывания исполнения сторонами договоров своих обязательств.

Ключевые слова: арбитражный процесс, доказывание, доказательства, электронная переписка, обеспечение доказательств в порядке нотариального удостоверения.

Для цитирования: Алехина Е.Е., Яхонтов Р.Н. Некоторые особенности использования электронной переписки в качестве доказательств в арбитражном процессе // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 90—93. ЬИрБ:/ /doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-90-93.

Original article

Some features of the use of electronic correspondence as evidence in the arbitration process

Ekaterina E. Alyokhina1, Roman N. Yakhontov2

1 2 St. Petersburg University of the Ministry of internal affairs of Russia, St. Petersburg, Russia

1 katerina_alehina@mail.ru

2 Yahontov.R@mail.ru

Abstract. The article is devoted to one of the most relevant issues in the arbitration process - the problem that arises in the process of proving civil cases in arbitration courts when using electronic correspondence as a means of proving the performance of the parties to the contracts of their obligations.

Keywords: arbitration process, proof, evidence, electronic correspondence, provision of evidence in the order of notarization.

For citation: Alyokhina E.E., Yakhontov R.N. Some features of the use of electronic correspondence as evidence in the arbitration process // State service and personnel. 2022;(2):90—93. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-90-93.

На современном этапе развития жизни общества в целом и гражданского оборота, в частности, общение посредством электронной переписки является повседневным способом обмена информацией для подавляющего большинства субъектов названных правоотношений.

Данный вид передачи информации имеет такие неоспоримые преимущества, как оперативность и экономичность. Участники делового оборота используют данный способ как при согласовании условий будущего договора, так и при его заключении и исполнении. Вместе с тем судебная практика в России в части оценки такого вида

© Алехина Е.Е., Яхонтов Р.Н. М., 2022.

доказательств, как электронная переписка сторон, пока еще не сформирована и не единообразна.

Рассмотрим некоторые проблемы, возникающие в процессе доказывания при рассмотрении гражданских дел в арбитражных судах при использовании электронной переписки как средства доказывания исполнения сторонами договоров своих обязательств.

Существует ряд особенностей при доказывании материальных фактов, установление которых необходимо для решения вопроса о правомерности использования обмена электронными письмами в качестве надлежащего способа передачи юридически значимой информации и осуществления юридически значимых действий по исполнению сторонами обязательств по договору.

№ 2/2022

Введение в гражданский оборот электронных способов передачи информации не повлекло внесения существенных изменений в процессуальное законодательство, а также в гражданское законодательство в части модернизации института исполнения обязательств. В связи с указанным судебная практика постепенно начала формировать способы оценивания предоставленных в суд доказательств в форме электронной переписки сторон договора, из которого в материальном праве возник спор между сторонами. Вместе с тем анализ судебной практики показал, что в данной области она не сформировалась и не достигла единообразия.

Так, отсутствие в согласованных условиях договора нормы, признающей направление уведомлений, сообщений, писем и иных документов по конкретному электронному адресу, с которого ведется переписка, зачастую является основанием отказа в принятии судом доказательств, представленных сторонами в форме электронной переписки и подтверждающих факт исполнения обязательств по договору.

Однако даже при отсутствии в договоре условия о возможности использования электронной почты в процессе его исполнения либо наличие условия о возможности ее использования для определенных целей (например, для направления актов) не исключает возможности ссылаться на электронную переписку как на доказательство тех или иных обстоятельств [1]. Доказательством данных обстоятельств служат, прежде всего, конк-людентные действия самих сторон договора, которые осуществляют и принимают исполнение по нему [2].

В пользу фактического согласования возможности использования электронной переписки свидетельствует длительное взаимодействие сторон договора электронной почты с направлением по ней различных документов (актов, писем, уведомлений и др.), что в совокупности с их действиями по исполнению договора (перечисление платежей, принятие исполнения и т.п.) может свидетельствовать о направленности действительной воли на признание и исполнение соответствующих обязательств [3].

При наличии указанной совокупности обстоятельств одна из сторон договора не вправе в дальнейшем ссылаться на формальное несогласование в договоре условия о возможности использования конкретного адреса электронной почты, а также ставить вопрос о том, что она не получила какой-либо корреспонденции, а электронную переписку считать ненадлежащим доказательством, поскольку такое недобросовестное поведение будет считаться злоупотреблением правом, что недопустимо в силу ст. 10 ГК РФ [4].

В процессе рассмотрения дела судом оцениваются свойства доказательств: относимость, допустимость и достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимосвязи собранных представленных в дело доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 67 ГПК РФ).

Таким образом, суд сопоставляет все представленные доказательства, в том числе на предмет наличия противоречий, принимая или не принимая те или иные доказательства и тем самым основывая или не основывая на них свои выводы, положенные в мотивировочную часть решения. Так, по рассматриваемой категории исков суд исследует и оценивает доказательства, в том числе объяснения сторон в системной взаимосвязи с электронной перепиской сторон, подтверждающие обстоятельства исполнения договора сторонами при отсутствии соответствующей прямой разрешительной нормы в договоре.

С учетом ст. 64 АПК РФ суд определяет доказательства как полученные в предусмотренном данным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, так и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы, объяснения лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса, полученные путем использования систем видеоконференцсвязи.

Статья 89 АПК РФ предусматривает представление в суд любых документов и материалов в качестве доказательств, если они содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения спора. И такие документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме.

Получение или отправка сообщения с использованием адреса электронной почты, известного как почта самого лица или служебная почта его компетентного сотрудника, свидетельствует о совершении этих действий самим лицом, пока им не доказано обратное.

Данные выводы изложены в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 18002/12, а также содержатся в п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами не-

№ 2/2022

которых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [5].

Если как до, так и после заключения договора стороны вели переговоры посредством одних и тех же адресов электронной почты и при этом одна сторона давала поручения, уточнения и задавала вопросы в части исполнения договора по электронной почте другой стороне в период действия договора, то совокупность названных фактов прямо указывает на вывод, что сомнений относительно уполномоченных лиц, осуществляющих переписку по договору, у сторон не возникало.

Таким образом, своими конклюдентными действиями стороны соглашаются с получением текущих документов по данным электронным каналам связи, а факт систематического ведения сторонами рабочей переписки по вопросам исполнения договора посредством ее электронного оформления прямо свидетельствует об отсутствии возражений сторон в части формы ее ведения.

Названная правовая позиция в настоящее время широко применяется арбитражными судами различных инстанций. Приведем лишь несколько примером ее использования:

■ постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2019 г. № 13АП-23284/19,

■ постановление Арбитражного суда СевероЗападного округа от 24 апреля 2017 г. № Ф07-1789/17 по делу № А56-91974/2015,

■ постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2019 г. № 09АП-49257/19,

■ постановление Арбитражного суда СевероЗападного округа от 13 июня 2017 г. № Ф07-4032/17 по делу № А42-2960/2016,

■ постановление Арбитражного суда СевероЗападного округа от 25 мая 2017 г. № Ф07-3137/17 по делу № А56-74462/2016,

■ постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2019 г. № 06АП-6748/19.

Согласно п. 65 и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе, посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано.

Установление факта адресата производится путем сопоставления информации, содержащейся в электронной переписке, и фактических действий сторон, подтвержденных иными доказательствами по делу, в том числе датами совершения платежей, датой подачи документов и датой государственной регистрации договора и объяснениями сторон.

Необходимо отметить процессуальную особенность при распределении бремени доказывания названных фактов.

Так, обязанность по доказыванию факта направления сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Вместе с тем процессуальный оппонент лица, направившего электронное сообщение, не освобождается от доказывания и обязан опровергнуть имеющиеся правовые доводы предоставлением соответствующих доказательств своих возражений.

Основываясь на вышеизложенном, а также с учетом обширной и разнообразной и порой противоречивой судебной практике, можно сделать следующий вывод.

Само по себе отсутствие разрешительного соглашения об обмене электронными документами между сторонами переписки, а также отсутствие электронной цифровой подписи в пересылаемых документах не влекут безусловную невозможность использования соответствующих документов и материалов в качестве доказательств. Совокупность юридических фактов по каждому делу в отдельности подлежит доказыванию, а оценка доказательств судом и выводы, положенные в основу решения, зависят от конкретных обстоятельств дела.

Существенной особенностью доказывания материальных фактов, установление которых необходимо для решения вопроса о правомерности использования обмена электронными письмами в качестве надлежащего способа передачи юридически значимой информации и осуществления юридически значимых действий по исполнению сторонами обязательств по договору, является и форма фиксации доказательств, подтверждающих факт направления электронных писем, предоставляемых в суд.

При предоставлении в суд доказательств, подтверждающих факт обмена сторонами электронными письмами, необходимо отметить тенденцию, свидетельствующую не просто о целесообразности, а о фактической необходимости их нотариального удостоверения. Суды принимают, исследуют и оценивают такую переписку с учетом других обстоятельств дела. Закон не содержит норм, обязывающих стороны нотариально удостоверять переписку, но исходя из анализа судебных дел вероятность принятия судом не удостоверенного нотариусом доказательства ничтожно мала.

№ 2/2022

Обеспечение доказательств, в том числе электронной переписки сторон, согласно ст. 101-102 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» может производиться нотариусом. Процедура включает обязательное извещение нотариусом другой стороны спора о времени и месте рассмотрения доказательств. Вместе с тем при неявке извещенной стороны ее отсутствие не препятствует осуществлению нотариального удостоверения.

В случаях, не терпящих отлагательств, когда доказательство может быть утрачено, нотариус наделен правом не уведомлять противоположную сторону дела с целью сохранения доказательства посредством его оперативной фиксации, поскольку владелец может изменить информацию в любой момент, в частности, при получении искового заявления либо нотариального уведомления о необходимости обеспечения доказательств.

Список источников

1. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2012 по делу № А53-11601/2011 // http://garant27.ru/price/garant_big_orgs.pdf

2. Постановление Арбитражного суда СевероЗападного округа от 24.10.2014 по делу № А56-77438/2013 // http://garant27.ru/price/garant_ big_orgs.pdf

3. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.03.2015 № Ф05-1388/2015 // http://garant27.ru/price/garant_big_orgs.pdf

4. Постановление ФАС Московского округа от 17.02.2014 № Ф05-583/2014 // http://garant27.ru/ price/garant_big_orgs.pdf

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // http://garant27.ru/price/ garant_big_orgs.pdf

References

1. Decree of the Federal Antimonopoly Service of the North Caucasus District dated 08.08.2012 in case № A53-11601 / 2011 // http://garant27.ru/ price/garant_big_orgs.pdf

2. Decree of the Arbitration Court of the NorthWestern District of October 24, 2014 in case № A56-77438 / 2013 // http://garant27.ru/price/garant_ big_orgs.pdf

3. Decree of the Arbitration Court of the Moscow District dated March 16, 2015 № Ф05-1388/2015 // http://garant27.ru/price/garant_big_orgs.pdf

4. Decree of the Federal Antimonopoly Service of the Moscow District dated February 17, 2014 № F05-583 / 2014 // http://garant27.ru/price/ garant_big_orgs.pdf

5. Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated June 23, 2015 № «On the application by the courts of certain provisions of Section I of Part One of the Civil Code of the Russian Federation» // http://garant27.ru/ price/garant_big_orgs.pdf

Информация об авторах

Алехина Е.Е. — кандидат юридических наук. Яхонтов Р.Н. — кандидат юридических наук.

Information about the authors

Alyokhina E.E. — candidate of law Yakhontov R.N. — candidate of law

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.03.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 1 8.03.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 1 4.05.2022.

№ 2/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.