Научная статья на тему 'Некоторые особенности государственной идеологии в демократических государствах'

Некоторые особенности государственной идеологии в демократических государствах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
369
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / IDEOLOGY / MULTICULTURE DEMOCRATIC STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жукова Н. С.

Статья посвящена проблемам государственной идеологии в демократических государствах. В частности, идеологии мультикультурализма и проблемам, связанным с ее распространением и политикой мультикультурности в странах Западной Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности государственной идеологии в демократических государствах»

Жукова Н.С.

Аспирант, факультет философии и культурологии, кафедра философии и методологии

науки, Южный федеральный университет

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

Аннотация

Статья посвящена проблемам государственной идеологии в демократических государствах. В частности, идеологии мультикультурализма и проблемам, связанным с ее распространением и политикой мультикультурности в странах Западной Европы.

Ключевые слова: идеология, мультикультурализм, демократическое государство. Keywords: ideology, multi culture democratic state.

Споры о месте и значении идеологии в современном демократическом обществе ведутся давно. Одни полагают, что в обществе, основанном на принципах политического и идейного плюрализма, никакой идеологии, претендующей на роль государственной, не должно быть. В 50 - 60 годах прошлого века даже получила распространение социально-политическая концепция «деидеологизации», согласно которой в современных обществах уменьшается роль идеологий, вытесняемых позитивным знанием. Напротив, приверженцы государственной идеологии усматривают в ней важный инструмент консолидации общества, способ обретения нового качества.

В зарубежной научной литературе это понятие обычно идентифицируется с социально-политической доктриной, и определяют как конкретно-историческую систему философских, научных, эстетических, этических, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о государстве, обществе и человеке. Хотя само понятие «государственная идеология», как правило, не используется, «идеологическая» работа в том или ином виде проводится везде.

Нам представляется очевидным, что государство не может существовать без определенной совокупности идей, выражающей волю граждан к совместной жизни. Она объединяет их в единое целое, формирует гражданское сообщество, содержит в себе представления о путях развития общества и государства и детерминирует приоритеты государственной политики. Государственная идеология или, иначе говоря, идеология государственности по своему определению призвана аккумулировать политические идеи и ценности, разделяемые большинством сограждан. В демократическом обществе она призвана способствовать сплочению граждан вокруг демократических идеалов.

В чем ценностный смысл государственной идеологии?

Во-первых, она дает представление населению о направлении движения общества и государства. Население получает представление о формировании общих принципов существования данного государства, его политики. Формируется конкретный образ ближайшего и отдаленного будущего - не только желаемого, но и практически осуществимого. Таким образом, идеология становится движущей силой общественного развития, выступает как инструмент политического единения общества. В этом ее ключевой прикладной аспект. К примеру, такие части идеологии, как свобода и равенство в революционной Франции, идея национального единства в Германии XIX в., идея коммунизма в СССР. Насколько они разделялись всей нацией - вопрос другой. Но их цементирующая сила доказана историей.

Во-вторых, государственная идеология связана с легальностью власти. Ведь любая идеология направлена на завоевание и удержание власти какой-либо политической силой. Идеи, находящие поддержку у населения, повышают ее легитимность, усиливают ее и, соответственно, увеличивают эффективность общественных и государственных

преобразований. Поэтому государство не было бы государством, если бы не владело той или иной пропагандистской машиной, тем или иным орудием воздействия на массы и массовое сознание для укрепления выбранной им идеологии. Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность. Поэтому мы однозначно делаем вывод о невозможности существования государства без государственной идеологии.

В-третьих, идеология нужна не только государству, но и населению. Это не просто совокупность определенных идей, а совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философско-мировоззренческих концепций. Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку и обществу ориентироваться в политической атмосфере.

Но какой бы социальный и нравственный заряд идеология изначально не несла, став государственной она должна обслуживать интересы данного государства. Далее, государственная идеология, стремясь к самосохранению, имеет тенденцию к закостенению, но, останавливаясь в развитии, она, в конечном итоге, готовит почву для застоя всего общества.

Освещенная авторитетом нации и государства, идеология рано или поздно превращается в автономную силу, использующую для свей защиты все находящиеся в распоряжении государственной машины средства вплоть до репрессивных.

Формируется идеология различными способами, которые определяются политическим режимом. В наиболее демократическом обществе каждая общественная сила вырабатывает свою систему взглядов и идей, которые конкурируют между собой и доказывают свою правоту на политической арене. Сама по себе идеология - лишь часть общественной жизни, основную массу которой составляют социальные, экономические, политические и иные воззрения общественных групп, классов, сословий.

Обычно в обществе функционируют и борются различные партии и, придя к власти, они формируют правительство. Неудача правительства означает, что идеологические постулаты не соответствуют обстановке, их надо корректировать, совершенствовать, приводить идеологию в соответствие с политической и экономической обстановкой. Если этого недостаточно или это невозможно, вопрос решается кардинально - к власти приходят общественные деятели, олицетворяющие другую идеологию, представляющие интересы другой части общества. Поэтому появление единой всеобъемлющей, претендующей на исключительность идеологии естественным эволюционным путем практически невозможно.

Как отмечает В.Д. Бакулов: «... не подлежит сомнению самая существенная роль идеологии в системе духовно-практической деятельности социальных субъектов и важность выполняемых ею функций. Вместе с тем можно зафиксировать парадоксальную ситуацию, проявляющуюся прежде всего в том, что история осмысления феномена идеологии есть по преимуществу история ее критики, ее определения как одностороннего и искаженного воспроизведения социально-исторической действительности, «фальшивого сознания» и т.п. В самой большой мере это связано с тем, что наряду с обычным, «нормальным» функционированием системы духовно-практической деятельности людей в подавляющем числе случаев в ней возникают сложные трансформации и метаморфозы, проявляющиеся как в неадекватном выражении действительных потребностей и интересов исторических субъектов, так и в практике достижения ими своих целей и задач»[1, 128].

После окончания «холодной войны» и, особенно, распада «Советской империи» во многих демократических государствах идеологией стал мультикультурализм. Идеология мультикультурализма возникла в противовес известной концепции «плавильного котла», господствовавшей в Америке в ХХ веке. Как понятие она получила свое название в 1957 году для характеристики политики Швейцарии.

Термин «мультикультурализм» появился в Канаде в 60-х гг. ХХ в. для обозначения состояния этнокультурного, расового, религиозного разнообразия населения страны. Официально он был признан в 1971 г., когда в Канаде правительство премьер-министра Пьера Э. Трюдо приняло Официальный акт о мультикультурализме[2, 189]. Помимо Канады, мультикультурализм является государственной политикой Австралии, а в Европе мультикультурализм получил официальное признание после прихода к власти лейбористов в Великобритании в 1997-м, правительства СДП1 /Зеленых в 1998 году в ФРГ, Швеции в 1997-м.

Идеология мультикультурализма исходит из предположения о возможности бесконфликтного сосуществования совершенно различных по своему характеру культур. Обязательным атрибутом мультикультурализма является агрессивная пропаганда толерантности и тензофобии среди коренного населения. А в сочетании с массовой иммиграцией, конечным итогом является образование в государстве больших этнических групп, не осознающих себя частью нации, и становящихся конкурентными по отношению к ней. В.А. Тишков акцентировал внимание на том, что мультикультурализм - это не только момент фиксации и признания в обществе/государстве наличия культурных различий, но и «концептуальная позиция в сфере политической философии и этики», находящая свое выражение в правовых нормах, общественных институтах, повседневной жизни людей[3, 335]. Большую роль в укреплении идеологии мультикультурализма сыграли успехи так называемого «Шведского социализма».

В период 1890-1950 гг. Швеция занимала первое место в мире по темпам экономического развития. Экономические успехи страны привели шведских социалистов к мысли о существовании некоего гибрида между капитализмом и социализмом. Словами популярного премьер-министра Ханссона, Швеция начала строительство «народного дома» - государства, в котором все жители будут чувствовать себя членами одной семьи, где восторжествуют принципы равенства, взаимовыручки, сотрудничества и безопасности для всех. Принятый в 1997 году Закон об интеграции провозгласил Швецию «мультикультурным обществом».

По мнению С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова, современные виды миграции, как вынужденной, так и добровольной, могут рассматриваться как территориальная экспансия: государство, как правило, оказывает поддержку родственным себе этнокультурным или конфессиональным группам, находящимся на территории другого государства, которые, существуя в виде локальных гомогенизированных групп или диаспор, не всегда «вливаются» в общий культурный контекст [4, 280-281].

К сожалению, идеология мультикультурализма оправдала себя далеко не в полной мере. И связано это, прежде всего, с возросшей иммиграцией из исламских стран. С теми же проблемами столкнулись в практически все государства ЕС. Фактически, ислам своим существованием как культурный и социальный феномен в современной Европе поставил под вопрос само существование идеи мультикультурализма как политико-социальной конструкции. К пониманию этого пришли лидеры всех ведущих европейских стран.

«Попытки построить мультикультурное общество в Германии, в котором представители различных культур будут «жить в полном согласии», полностью провалились»[5]. Такое заявление сделала в ноябре 2009 года канцлер ФРГ Ангела Меркель.

«В 1960-х годах власти ФРГ призвали иностранных рабочих приезжать в страну, и теперь они живут в ней. Тогда мы обманывали себя, заявляя, что они не останутся в Германии и уедут. Однако это далеко от реальности»[5], - отметила канцлер. Она также подчеркнула, что сегодня иммигранты, которые живут в Германии должны предпринять больше усилий, чтобы интегрироваться в немецкое общество, в частности выучить немецкий язык.

Президент Франции Николя Саркози также признал провальной политику мультикультурализма, которая была направлена на сохранение и развитие в Пятой

республике культурных и религиозных различий. В интервью телеканалу TF1 президент заявил, что французская система интеграции оказалась неэффективной.

«Ответ очевиден: это провал. Мы не хотим показного отправления религиозных обрядов на французских улицах. Мы против стремления обращать других в свою веру на территории Французской республики. Французское национальное сообщество не хочет менять свой образ жизни, равенство между мужчиной и женщиной, свободное посещение школы девочками. У нас светская страна, молитва никого не смущает, но мы не хотим, показного отправления религиозных обрядов на улице»[6], - заявил французский президент.

О полном провале самой идеи мультикультурного общества в Европе заявил и британский премьер Дэвид Кэмерон, выступая на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности. Глава британского правительства признал, что политика ассимиляции не выдержала испытания временем. За эти слова Кэмерона обвинили в пропаганде насилия и поддержке ультраправых. Он заявил, что нужно раз и навсегда отказаться от провалившейся политики мультикультурности и более агрессивно защищать западные либеральные ценности. В своей речи он предложил своим европейским партнерам «проснуться и осознать, что же происходит внутри наших границ»[7].

По словам Кэмерона, доктрина мультикультурности поощряет «жизнь в разобщенных, отделенных друг от друга этнических общинах»[7], тогда как для того, чтобы предотвратить распространение экстремизма, британцы нуждаются в более определенной и четкой национальной идентичности.

«Нам нужно отказаться от пассивной толерантности последних лет в пользу гораздо более активного и сильного либерализма»[8], - заявил британский премьер в своем первом выступлении о радикализме и истоках терроризма. Кэмерон предлагает также ужесточить политику в отношении групп, пропагандирующих исламский экстремизм.

Все это говорит о том, что государственная идеология приобретает особое, решающее значение в достижении национально-государственной стабильности даже для давно существующих демократий. Именно государственная идеология призвана сохранять общество в качестве целостного самостоятельного организма, объединяя в систему весь комплекс общественно-исторических ценностей отражающих облик нации на данном этапе ее развития.

Демократически ориентированная государственная идеология придает определенный смысл и значимость идеологической работе. В условиях демократизации общества с одной стороны расширяется плюрализм идеологий, с другой возрастает проблема поиска оснований идентичности. В этих условиях выразителем и основным орудием реализации конкретных интересов, консолидации его может и должно стать государство.

Литература

1. Бакулов В.Д. Социокультурные метаморфозы утопизма. Ростов-на-Дону, 2003. - С.128

2. Мальковская И.А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. - М.: КомКнига, 2005. - С. 189 Тишков В.А. Теория и практика мультикультурализма.

3. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. Под ред. В.С. Малахова, В.А. Тишкова. - М., 2002. - С. 335.

4. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление). - М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - С. 280-281.

5. Меркель А. Речь на встрече с молодежным крылом ее партии Христианско-демократический союз Германии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.com/world/17oct2010/merkel.html

6. Саркози Н.О провале политики мультикультурности. Выступление на телеканалt TF1h. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

ttp://rusbook.eu/article/151720_Nikolya_Sarkozi_priznal_proval_politiki_multikultumosti.html

7. Кэмерон Д. О провале политики мультикультурности.Выступление на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.facebook.com/177288837553/posts/1839496549690

8. Кэмерон Д. Первое выступление о радикализме и истоках терроризма http://rn.tochka.net/news/59193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.