Научная статья на тему 'Вызовы мультикультурного общества в современном мире: политологический анализ зарубежных и российских социологических опросов'

Вызовы мультикультурного общества в современном мире: политологический анализ зарубежных и российских социологических опросов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
868
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / МИГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭТНОС / MULTICULTURALISM / MULTICULTURAL SOCIETY / MIGRATION / INTEGRATION / ETHNIC GROUP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Е. А.

Статья посвящена проблеме мультикультурализма в современном мире. Ввиду сложившейся современной политической ситуации в европейских государствах и в России тема построения мультикультурного общества рассматривается автором как одна из самых волнующих широкую общественность проблем, наряду с процессами миграции и интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Challenges of Multicultural Community in the Modern World: the Politological Analysis of Russian and Foreign Sociological Polls

The article is devoted to multiculturalism in the modern world. In view of the current political situation prevailing in European countries and in Russia the topic of building a multicultural society is regarded as the source of one of the most troubling social problem along with the processes of migration and integration.

Текст научной работы на тему «Вызовы мультикультурного общества в современном мире: политологический анализ зарубежных и российских социологических опросов»

ВЫЗОВЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ

Е.А. Иванова

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена проблеме мультикультурализма в современном мире. Ввиду сложившейся современной политической ситуации в европейских государствах и в России тема построения муль-тикультурного общества рассматривается автором как одна из самых волнующих широкую общественность проблем, наряду с процессами миграции и интеграции.

Ключевые слова: мультикультурализм, мультикультурное общество, миграция, интеграция, этнос.

Современная политическая ситуация и обстановка в мире c каждым годом диктует все новые требования. На данном этапе развития экономики многих европейских государств не способны поддерживать требуемые высокие темпы производства без вливания рабочей силы извне. Политики, политологи и идеологии многих стран дискутируют по поводу сохранения национальной идеи, целостности общества того или иного государства наряду с необходимостью пополнения трудовых ресурсов страны гражданами других религиозных взглядов и наций, из других культур и государств.

Специфика проблем, связанных с попытками построения мультикультур-ного общества, на данный момент актуальна для многих стран, в том числе и для России.

Изначально следует отметить, что за основу написания данной статьи взяты соцопросы, в том числе мнение интеренет-пользователей, и проведен их анализ с точки зрения политолога.

Мультикультурализм, по мнению профессора А.И. Куропятника, представляет собой явление весьма разнородное с содержательной точки зрения. «Внешняя привлекательность термина с его кажущейся исключительно культурной детерминированностью довольно часто перемежается с этническим содержанием» [8. С. 64]. В различных странах он понимается то как идеология и политика, то как социальная технология, следовательно, и определений мультикультурализма существует немало, но думается, что самым точным и лаконичным является то, что мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании смешения культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры [2].

Начало формированию мультикультурного общества в развитых странах, в которых взаимодействуют, наряду с индивидами — гражданами данной страны, этноконфессиональные общины, связанные языком, конфессией и культурой, было положено еще в 80-е гг. XX в. Но в начале XXI столетия появились тревожные сигналы того, что сама идея мультикультурного общества дала трещину, выра-

жающиеся в протестах, в первую очередь, европейцев жить по соседству с выходцами из Азии, Африки и арабских государств. В большинстве развитых стран численность и мощь эмигрантских общин, не стремящихся к интеграции в принимающее общество, только возрастало. Так, в 90-х гг. доля иностранцев в населении Великобритании достигла 3,3%, Франции — 6,4%, Германии — 8,2%, Бельгии — 9,1%, в США — 25% [22].

К началу 2008 г. на территории Европейского Союза проживало 30,8 млн [3] человек, являющихся иностранцами в стране своего постоянного проживания (рис. 1).

Неизвестно

Из других стран Европы 15,2%

Рис. 1. Иностранцы в Европе по континентам исхода, 2008 год, в % [3]

Как видно из диаграммы, более половины иностранцев, проживающих на территории Евросоюза — 56,3% — являются гражданами европейских государств, в том числе 36,7% (11,3 млн человек) — стран — членов ЕС, 19,6% (6,0 млн человек) — других европейских государств, не входящих в ЕС. Около 40% иностранцев прибыли в Европу с других континентов мира, в том числе 4,7 миллиона человек — из Африки, 3,7 миллиона — из Азии.

По мнению некоторых экспертов, будущее Европы — это мультикультурное общество, Европа уже вступила на этот путь, и обратного пути нет. При этом Даниэль Марк Кон-Бендит, европейский политический деятель, лидер студенческих волнений во Франции в мае 1968 г., позднее — деятель французской и германской зеленых партий, указывал, что такое общество отнюдь не будет с самого начала гармоничным: «Мультикультурное общество жестоко, стремительно и мало кооперативно, в нем существует очевидное социальное неравенство и в нем есть свои победители и свои проигравшие; оно заключает в себе центробежную тенденцию к разделению различных групп» [6]. Однако в конечном счете мультикультурное общество будет определяться не силами, способными к конфронтации, а силами,

способными к интеграции друг с другом. Но при одном условии — если в этом обществе будут приняты разумные правила игры.

На сегодняшний день многие ведущие европейские политики объявили о провале мультикультурализма в своих странах. Так, канцлер ФРГ Ангела Меркель признала полный провал попыток построить мультикультурное общество в Германии. Выступая на собрании своей консервативной партии ХДС (1), состоявшемся в октябре 2010 г. в Потсдаме, Меркель сказала, что концепция мультикультурно-сти, подразумевающая, что люди, «представляющие разные культурные традиции, могут мирно сосуществовать друг с другом, не работает в Германии» [12].

Глава правительства потребовала от иммигрантов учить немецкий язык и интегрироваться в немецкое общество. «Те, кто хочет стать частью нашего общества, должны не только соблюдать наши законы, но и говорить на нашем языке» [5], — заявила Меркель. Вместе с тем канцлер особенно подчеркнула необходимость иммиграции в Германию квалифицированных специалистов.

О провале политики мультикультурализма заявил также и президент Франции Николя Саркози. Он отметил, что проводимая властями политика оказалась неэффективной, поскольку иммигранты не интегрировались во французское общество. «Правда в том, что мы во всех наших демократических сообществах слишком сильно озабочены идентичностью тех, кто приезжает, и недостаточно — идентичностью тех, кто их принимает» [4], — сказал он.

Президент Франции не замедлил приступить к воплощению своих слов на практике. Национальное собрание Франции в начале апреля 2011 г., одобрило законопроект, который запрещает носить в общественных местах и на улице «полную вуаль» [13] — в том числе иранскую паранджу, арабский никаб и бурку, принятую у афганок и пакистанок. Все виды этой мусульманской одежды почти полностью закрывают тело женщины, а бурка даже не оставляет открытым лицо. Можно носить закрывающую лицо одежду лишь в культовых местах и рядом с ними, на религиозных процессиях и во время театральных представлений, появляться на улице запрещено и облагается штрафом в 150 евро [18].

Попытка построить мультикультурное общество в Великобритании также не увенчалась успехом. Об этом заявил лидер правящей консервативно-либеральной коалиции, глава британских консерваторов Дэвид Кэмерон на конференции по безопасности в Мюнхене, состоявшщейся в феврале 2011 г. «Мультикульту-рализм поощряет жизнь в разобщенных, отделенных друг от друга этнических общинах, тогда как для того, чтобы предотвратить распространение экстремизма, британцы нуждаются в более определенной и четкой национальной идентичности», — подчеркнул Дэвид Кэмерон. «Нам нужно отказаться от пассивной толерантности последних лет в пользу гораздо более активного и сильного либерализма» [14], — настаивает британский премьер-консерватор.

Означают ли мнения, высказанные главами европейских государств, что муль-тикультурализм действительно потерпел поражение? Вряд ли. Очевидно, что причина возникновения «параллельного общества» состоит не в мультикультурной политике, а как раз в том, что проводится эта политика недостаточно последо-

вательно. Очевидно также, что политика эта, вероятно, нуждается в определенной корректировке в соответствии с новыми фактами и новой реальностью, возникающей при взаимодействии культур.

В России идею мультикультурного общества, в которой последовательно разочаровались в Германии, Франции и Англии, нельзя называть провальной, как заявил президент Д.А. Медведев. «Нам нельзя дать себя спровоцировать на рассуждения по поводу краха мультикультуры» [7], — сказал он на встрече с руководителями национальных культурных объединений и учеными-этнографами, подчеркивая свое несогласие с высказыванием европейских политиков о невозможности создания мультикультурного общества. «Если говорить о крахе мульти-культуры, то можно уничтожить традиции, а это опасная вещь, и в европейских государствах это тоже должны понимать» [15], — отметил российский президент. Вместе с тем он сказал, что слепо перенимать опыт европейских стран нельзя, так как в России есть собственные проблемы межнационального общения. «Толерантности не бывает много, ее бывает мало», — подытожил Д.А. Медведев, приводя в качестве примера США, где за оскорбление по национальному признаку виновного могут посадить в тюрьму.

Толерантность, по мнению эксперта М.М. Мчедловой, — представляется одним из характерных качеств культуры, и поскольку обществу, состоящему из различных групп, свойственны разные воззрения и интересы — социальные, экономические, национальные, «вероисповедальные», то толерантность неизменно выступает основой их цивилизованных взаимоотношений [10. С. 51—52]. «Особенно необходима толерантность в России не только ввиду ее особенностей, но и из-за отсутствия четких идейных ориентиров, переоценки нравственных ценностей, разрушения традиционной ценностной структуры, вызывающей не только острые столкновения и дискуссии, но и недопустимую практику» [10. С. 52], — подчеркивает М.М. Мчедлова.

На волне политических дебатов глав европейских государств и точки зрения Д.А. Медведева о мультикультурализме в феврале 2011 г. на сайте радио «Эхо Москвы» был опубликован опрос общественного мнения (рис. 2).

Затрудняюсь ответить ■ Да, хочу ■ Нет, не хочу

Рис. 2. Данные опроса «Эха Москвы» «Хотите ли Вы, чтобы в России было мультикультурное общество?» [16]

Как видно, точки зрения разделились примерно поровну. Так, возможно, президент Медведев был прав, что в России краха мультикультурализма пока не предвидится.

По мнению премьер министра В.В. Путина, построить мультикультурное общество у нас будет намного проще, чем в Европе, поскольку исторически «Россия складывалась как многоконфессиональная и многонациональная страна» [11].

Не остались в стороне от обсуждения проблемы построение мультикультур-ного общества и блогеры. На форуме Всемирной службы BBC неравнодушные пользователи из разных стран обсуждают, может ли работать мультикультур-ность [17]. Встречаются разные точки зрения.

«Мультикультурность — это полная катастрофа не только для Британии, но и для всей Европы. Тут ничего даже не добавишь. Что делать теперь? Я не знаю...», — считает mrcynict4.

Дагнур, Россия, Красноярск: «В Германии построение мультикультурного общества не сработало. А в России работает уже много столетий».

С точки зрения бедных турок, африканцев, азиатов, мексиканцев или восточных европейцев, мультикультурность не работает. Однако не надо забывать, что когда британцы и другие европейцы колонизировали эти страны, они не делали никаких попыток интеграции. Конечно, адаптация — залог успеха иммигранта. Но проблема Европы заключается в том, что в ней живет множество разных наций и культур, языков и т.д. Германия и Британия должны понять, почему иммигранты в их странах предпочитают жить отдельными сообществами, а не интегрироваться, по мнению блогера chui.

Интернет-пользователь Jonathan-Stoke считает, что мультикультурность приносит Европе только хорошее. Это позволяет нам узнавать много нового о других народах и не смотреть на них свысока, думая (ошибочно), что мы лучше них. Единственное, чего не хочется, это того, чтобы свобода, за которую мы так долго боролись в Европе, была отнята у нас новоприбывшими. Не хочется видеть внедрение чужих законов (как шариат, к примеру), которые попирают права человека [1].

В рецензии под названием «На переломе, в поисках себя», играющей роль введения к труду С. Хантингтона «Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности», И. Феоктистов рассуждает о том, что самоопределение населения имеет очень большое значение как для возникающих государств, так и государств, давно укоренившихся в мировой геополитической структуре.

Для тех и для других выработка и реализация национальной идентичности связаны с громадными сложностями. Эти сложности особенно велики в тех случаях, когда какая-либо нация включает в себя несколько этнических, религиозных или лингвистических групп. Примерами могут служить бывший СССР или нынешние США. Перед подобными нациями не стоит вопрос, быть ли им мульти-культурными или нет [21. С. 6].

Сам С. Хантингтон убежден, что американское общество состоит из множества расовых и этнических сообществ. Каждое из этих сообществ обладает собственной, отличной от других культурой. Белая англосаксонская элита, доминирующая в американском обществе, подавляет эти культуры и дискриминирует представителей расовых и этнических меньшинств, вынуждая их принимать англо-проте-

стантскую культуру. Америка не должна превратиться в общество с единой всепоглощающей культурой. «Теории плавильного тигля и томатного супа не соответствуют сути Америки. Америка должна представляться мозаикой, салатом или даже пюре» [21. С. 269]. Думается, слова С. Хантингтона можно применить и к России, изначально являющимся многонациональным и мультикультурным государством.

Таким образом, говоря о современном российском обществе с точки зрения развития феномена мультикультурализма, можно сделать следующие выводы.

1. Сегодня Россия — изначально многонациональная страна — неизбежно пришла к осознанию себя как части глобального процесса мультикультурализации.

2. Построение цивилизованного мультикультурного общества — сложный и длительный процесс, требующий выработки комплекса мер на разных уровнях государственной структуры.

3. Об актуализации вопросов мультикультурализма в российском обществе свидетельствуют многочисленные мониторинги и интернет-форумы.

4. Важным препятствием развития толерантного общества являются СМИ, акцентирующие внимание аудитории только на отрицательных сторонах мигрантов.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) Прим.: Христианско-демократический союз Германии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Информационная служба ВВС. Форум русской службы ВВС на тему: Мультикультура-лизм: за и против. URL: http://newsforums.bbc.co.uk/ws/ru/thread.jspa?sortBy=1&forumID= 12825&#paginator

[2] Интернет-энциклопедия. Крупнейший сборник он-лайн словарей по запросу «мульти-культурализм». URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/pol/m/multikulturalizm.html

[3] Web-журнал Демоскоп Weekly, рубрика «Европейский демографический барометр» под руководством Е. Щербаковой. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0403/ barom03.php

[4] URL: http://korrespondent.net/world/1184999-sarkozi-popytka-postroit-multikulturnoe-obshchestvo-vo-francii-provalilas

[5] Меркель признала провал мультикультурной модели. 17.10.2010. URL: http://lenta.ru/ news/2010/10/17/merkel

[6] Мультикультурная революция в Европе: что это такое. URL: http://www.sensusnovus.ru/ analytics/2010/12/01/2969.html

[7] Информационный портал «Утро.га». URL http://www.utro.ru/articles/2011/02/11/955701 .shtml

[8] Куропятник А.И. Мультикультурализм: идеология и политика // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2000. — Том III. — № 2. URL: http://www.jourssa.ru/2000/2/ 2bKuropyatnik.pdf

[9] Миграционный барометр в Российской Федерации. URL: http://www.baromig.ru

[10] Мчедлова М.М. Толерантность как требование современности: религиозные основания идентичности в России и Европе // Вестник РУДН. Серия «Политология». — 2008. — № 4.

[11] Путин: построить мультикультурное общество у нас будет намного проще, чем в Европе. 04.08.2011. URL: http://www.ng.ru/politics/2011-08-04/2_putin.html

[12] Меркель: Германии не удалось построить мультикультурное общество. 17.10.2010. URL: http://vz.ru/news/2010/10/17/440330.html

[13] Официальный сайт информационного агентства «РИАНОВОСТИ». URL: http://www.rian.ru/world/20110411/363115803.html

[14] Британский премьер: попытка построить мультикультурное общество в Великобритании провалилась. 09.02.2011. URL: http://www.spravedlivo.ru/news/anews/13825.php

[15] Медведев: крах мультикультурализма не для России. 11.02.2011. URL: http://rus.ruvr.ru/ 2011/02/11/43906456.html

[16] Опрос общественного мнения: хотели бы вы, чтобы в России было мультикультурное общество? 09.02.2011. URL: http://www.echo.msk.ru/polls/748728-echo/comments.html

[17] Официальный сайт русскоязычного информационного агентства ВВС. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/interactivity/2010/10/101018_letters_merkel_multiculturalism.shtml

[18] Во Франции с 2011 года за ношение паранджи вводится штраф в 150 евро. — 08.10.2010. URL: http://www.pravo.ru/interpravo/news/view/39736

[19] Степанов С.А. Социальные сети — новая реальность // Актуальные вопросы политической науки: Сборник статей российских и зарубежных ученых к 50-летию РУДН. — М.: МАКС Пресс, 2010.

[20] Степанов С.А. Социальные сети как инструменты коммуникации для органов власти // Власть как политическая коммуникация. — М., Издательство РАГС, 2010.

[21] Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности / Пер. с англ. А. Башкирова. — М.: АСТ Москва, 2008.

[22] Широкова Г. Мультикультурализм и мультикультурное общество. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/MULTIKULTURNOE_OBSHCHESTVO.html?page=0,1

THE CHALLENGES OF MULTICULTURAL COMMUNITY IN THE MODERN WORLD: THE POLITOLOGICAL ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN SOCIOLOGICAL POLLS

E.A. Ivanova

The Department of Political Science People's Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to multiculturalism in the modern world. In view of the current political situation prevailing in European countries and in Russia the topic of building a multicultural society is regarded as the source of one of the most troubling social problem along with the processes of migration and integration.

Key words: multiculturalism, multicultural society, migration, integration, ethnic group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.