Научная статья на тему 'Некоторые особенности формирования культуры Дагестана в новых исторических условиях'

Некоторые особенности формирования культуры Дагестана в новых исторических условиях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Л А. Богатырова

В статье раскрывается взаимосвязь форм и направлений культурного развития народов Дагестана в 20-е годы и в настоящее время. В частности, показаны народные промыслы, развитие национальных языков и литературы, а также проведение ликвидации неграмотности в сельских районах республики. В статье также на большом фактическом материале анализируется работа по совершенствованию культурного развития в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Л А. Богатырова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF CULTURE OF DAGESTAN IN NEW HISTORICAL CONDITIONS

The interrelation of forms and directions of cultural development of the people of Dagestan in 20th years and now reveals in article. In particular, national crafts, development of national languages and the literature, and also carrying out of liquidation of illiteracy in rural areas of republic are shown. In article also on the big actual material work on perfection of cultural development is analyzed.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности формирования культуры Дагестана в новых исторических условиях»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДАГЕСТАНА В НОВЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Л.А. Богатырова

Дагестанский государственный педагогический университет ул. Ярагского, 57, Махачкала, Республика Дагестан, 367003

В статье раскрывается взаимосвязь форм и направлений культурного развития народов Дагестана в 20-е годы и в настоящее время. В частности, показаны народные промыслы, развитие национальных языков и литературы, а также проведение ликвидации неграмотности в сельских районах республики. В статье также на большом фактическом материале анализируется работа по совершенствованию культурного развития в настоящее время.

Стремясь обеспечить доступ широким народным массам к культуре в первые годы Советской власти, партия и Советское государство придавали большое значение развертыванию широкой сети библиотек, клубов, кинотеатров и других культурно-просветительных учреждений. В программе ЦК РКП(б), принятой на VIII съезде в марте 1919 г., указывалось, что одной из важнейших задач являлась «всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций кинематографов, студий и т.п.)» (1), что свидетельствует о необходимости обеспечения доступности для всех слоев населения разнообразных учреждений культуры и искусства.

В этой связи наши исследования показали, что культурно-просветительную работу в таких регионах, как Дагестан, новым властным структурам пришлось развернуть практически на пустом месте. До революции в Дагестанской области культурно-просветительные учреждения были представлены только библиотеками учебных заведений, куда доступ имели только учащиеся, и одной небольшой публичной библиотекой в г. Петровске. В этих условиях не приходилось говорить о каком-либо их существенном влиянии на формирование и удовлетворение духовных запросов населения области, особенно сельского, наиболее подверженного традиционному укладу жизни.

В апреле 1920 г. в составе отдела народного образования Дагестанского ревкома был образован внешкольный подотдел, который был призван осуществлять руководство деятельностью библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений. Позднее в этих целях в 1921 г. в составе Наркомпроса республики был образован Главполитпросвет. Перед ним ставилась задача организации, объединения и руководства всей политико-просветительной работой среди взрослого населения и юношества (от 15 лет) и сосредоточения этой работы на обслуживании политико-экономического строительства (2). По мере создания условий создавались также окружные и городские политпросветы. Создание этих органов на местах позволило сконцентрировать усилия по созданию сети и развертыванию деятельности культурно-просветительных учреждений в республике.

Параллельно с этой работой Дагревком и другие властные структуры республики стремились создать сеть клубов, библиотек и других культурно-просветительных учреждений, развернуть в них культурно-просветительную и политико-массовую работу по вовлечению населения в общественно-политическую жизнь и восстановление экономики. С этой целью в городах и округах Дагестана открывались дома горцев, клубы и другие очаги культуры. В них создавались драматические и другие самодеятельные кружки, читались лекции и доклады, проводилась санитарно-просветительная работа. Как сообщалось в отчете отдела народного образования Дагревкома, за период с 1 апреля 1920 г. по 1 января 1921 г. в открытых в Темир-Хан-Шуре и Кайтаго-Табасаранском округе трех Домах крестьянина периодически устраивались лекции, собеседования, концерты, спектакли и митинги. В разных населенных пунктах Дагестана было проведено 192 концерта-митинга, в некоторых селениях впервые демонстрировались кинофильмы (3). Аналогичных примеров было достаточно много.

Однако становление и развертывание деятельности первых очагов культуры в сельских населенных пунктах республики было сопряжено с рядом трудностей. Прежде всего, это нехватка средств. Как отмечалось выше, подавляющаяся часть средств из республиканского и федеративного бюджета в первые годы Советской власти в Дагестане направлялась на развитие просвещения; сказывалось отсутствие помещений и подготовленных людей, способных наладить деятельность клубов, библиотек и других культурно-просветительных учреждений. Основная сложность заключалась в том, что новые учреждения культуры не вписывались в традиционный уклад жизни и быта народов Дагестана. Определенная часть местного коренного населения в первые годы Советской власти была настроена в отношении их негативно, отказывалась посещать культурно-массовые мероприятия. Партийным, советским органам, культпросветработникам приходилось нередко сочетать культурно-массовую работу с другими общественными мероприятиями, организовывать сельские сходы, предвыборные собрания и т.д.)

В этой связи необходимо отметить существенную помощь Красной Армии в налаживании и развертывании культурно-просветительной работы в Дагестане в этот период. Так, например, в феврале 1921 г. политотделами 32-й и 14-й стрелковых дивизий были организованы две агитационно-пропагандистские бригады, по пять агитаторов в каждой, для поездки в Нагорный Дагестан. Один из руководителей бригад Агриев сообщал, что он и его работники провели 15 митингов-концертов, поставили силами красноармейцев Гунибского, Хунзахского и Ка-радахского гарнизонов и местной молодежи несколько спектаклей (4). Однако на эффективности проводимых воинскими частями культурно-массовых мероприятий сказывалось незнание основной массой горцев русского языка, особенности дагестанского менталитета.

Трудности проводимой работы состояли еще и в том, что многие учреждения культуры, работающие в округах и сельских населенных пунктах в начале 20-х годов, не располагали необходимыми условиями для работы, подготовленными кадрами и, непривычные к укладу жизни горцев, вынуждены были прекращать свою деятельность. Как указывалось на совещании заведующих окружными

отделами народного образования 13—17 сентября 1921 года в Казикумухском округе, из открытых ранее 18 изб-читален и 5 библиотек не осталось ни одной. Имевшиеся в Кайтаго-Табасаранском округе 3 библиотеки и 12 изб-читален из-за отсутствия литературы и газет влачили жалкое существование (5).

Однако, несмотря на тяжелое положение, сложившееся с культурно-просветительскими учреждениями, в 1923 г. в Дагестане насчитывалось 24 клуба, 25 библиотек и 159 изб-читален (6).

Отсутствие условий для проведения широкомасштабной культурно-массовой работы на постоянной основе вынуждало Главполитпросвет и общественные организации в округах концентрировать силы на проведении различных культурно-просветительных компаний. К таким мероприятиям, проводившимся в начале 20-х годов в Дагестане, относились «Недели крестьянина». Так, например, в октябре 1920 года из г. Дербента для проведения «Недели крестьянина» в Кайтаго-Табасаранский округ были направлены мусульманская драматическая труппа, медицинские работники, лекторы, которые посетили Маджалис, Башлы, Каякент и другие населенные пункты. В селе Каякент были показаны спектакли «Аршин Мал-Алан», «Лейла и Межнун», «Хаим Молла», «Али-эш Джаван», прочитаны 3 лекции и проведены митинги, на которых присутствовало около 800 человек. Сельским жителям была оказана медицинская помощь (7).

Несмотря на большие усилия, масштабы культурно-просветительной работы в республике были все-таки незначительны, основная часть населенных пунктов оставалась вне участия в культурно-просветительской работе. В 1925/26 г. в Дагестане насчитывалось всего 14 клубов, 7 библиотек, 85 изб-читален (8). Во второй половине 20-х гг. был значительно увеличен бюджет Наркомпроса республики, о котором уже было сказано выше, что сказалось и на материальной базе культурно-просветительных учреждений: сеть их расширялась, улучшалась обеспеченность литературой. Однако тенденция к росту не была устойчивой по всем видам культпросветучреждений. Наблюдалось даже сокращение числа клубов в отдельные годы. Так, в 1926/27 гг. их в республике было 14, а в следующем году осталось 13. В сельских населенных пунктах имелось только 4 клуба (9).

Особенностью Дагестана в условиях живучести патриархально-феодальных пережитков было создание специальных женских изб-читален, в которых велась культурно-массовая и санитарно-просветительная работа среди горянок. В 1924 г. преимущественно в сельской местности республики насчитывалось 116 женских уголков и саклей горянок, а через год количество их возросло до 217. Только по трем округам — Андийский, Кайтаго-Табасаранский и Кизлярский — в 1926 г. членами клубов горянок являлись 78 человек. 1 октября 1925 г. в г. Махачкале был открыт Центральный клуб горянок (10).

Одновременно партийно-советские органы Дагестана предпринимали усилия по подготовке избачей, библиотекарей и других культпросветработников. В этой связи в 1926 г. были организованы курсы избачей в Дербенте на 60 чел. и в Махачкале на столько же. В 1927 г. аналогичные курсы были открыты в Буйнакске (11). Подобные курсы организовывались и в последующие годы. По мере роста грамотности населения и усиления финансирования учреждений культуры увеличивался контингент обучающихся в них.

Проблемы развертывания культурно-просветительных учреждений, улучшения их деятельности неоднократно рассматривались на пленумах обкома партии, Вседагестанских съездах советов. Так, в постановлении V Вседагестанского съезда советов по докладу «Об итогах и перспективах народного образования в Дагестане» (апрель 1925 г.) отмечалась необходимость усиления политико-воспитательной и просветительной работы, в первую очередь, среди сельского населения. Учитывая огромное значение изб-читален для борьбы с отсталостью населения, съезд признал необходимым установить твердую сеть их со специальными платными работниками-избачами (12).

В 1928/29 гг. в республике насчитывалось 148 изб-читален, то есть на 44 больше, чем в предыдущем году; были установлены постоянные штаты избачей.

В этом отношении необходимо особо отметить, что избы-читальни в 20-е годы стали важным атрибутом культурной жизни преимущественно сельского населения Дагестана и сыграли заметную роль среди широких масс сельских тружеников. Однако темпы роста изб-читален и число проводимых в них мероприятий не соответствовали возросшим задачам развертывания культурно-массовой работы в дагестанском селе. В результате в конце 20-х гг. основная часть сельских населенных пунктов республики не располагали даже избами-читальнями — наиболее массовым видом занятия досуга населения, не говоря о клубах, библиотеках и других культурно-просветительных учреждениях.

Тем не менее, несмотря на нехватку материально-финансовых ресурсов, сопротивление духовенства, непонимание со стороны определенной части населения, клубная работа в 20-е гг. постепенно разворачивалась в городах и сельских населенных пунктах Дагестана. В клубах и избах-читальнях работали кружки, читались лекции, ставились спектакли. Кроме того, в этих учреждениях, особенно в избах-читальнях, была сосредоточена работа по ликвидации неграмотности и малограмотности.

В результате в январе 1927 г. в 14 профсоюзных клубах Дагестана было показано 16 спектаклей, проведено 14 вечеров художественной самодеятельности, 8 вечеров вопросов и ответов, 52 киносеанса, прочитано 39 лекций. В сельских клубах на 1 января 1927 г. работало 10 кружков с охватом 342 человека (13). В тематике клубных мероприятий, как и других культурно-просветительных учреждений, все большее отражение находила борьба против архаичных черт быта, неправильного отношения к горянке. В клубных постановках, лекциях и беседах разъяснялась необходимость изжития многоженства, выдачи замуж несовершеннолетних и т.д. Однако уровень этих мероприятий оставлял желать лучшего и зачастую не достигал ожидаемых целей.

В целом клубная работа в Дагестане в анализируемый период переживала становление, объемы ее были не велики. Основная масса населения, прежде всего в дагестанском селе, с ней была практически незнакома.

Однако, несмотря на это, в 20-е гг. развертывание сети общеобразовательных и специальных учебных заведений, тенденция повышения образовательного уровня населения республики обеспечивали благоприятные возможности для развития библиотечного обслуживания не только горожан, но и сельских жителей в учебной, общественно-политической и художественной литературе.

Вместе с тем необходимо отметить, что отсутствие достаточных финансовых и других материальных возможностей для открытия специальных библиотек вынуждал Главполитпросвет создавать небольшие библиотеки и библиотечные уголки в Домах горцев, избах-читальнях и других учреждениях культуры. Новые очаги культуры не располагали достаточными книжными фондами доля удовлетворения читательских запросов. Это, в первую очередь, относилось к сельским библиотекам. В 1924 г. читальня Самурского округа располагала 357 книгами, Андийского округа — 500 книгами и т.д. (14). На конец 1924 г. общий книжный фонд 27 библиотек Дагестана составлял свыше 94 тыс. экз. (15).

Параллельно с обслуживанием читателей библиотеки по мере возможностей вели культурно-массовую работу среди населения — читали лекции и проводили беседы, громкие читки и последующее обсуждение прочитанных книг и т.д. В 1927 г. библиотечными мероприятиями в республике было охвачено свыше 125 тыс. человек. Читателями городских и сельских библиотек Дагестана в конце 1924 г. являлись 14 694 чел., которым за год выдано свыше 150 тыс. учебной, общественно-политической и художественной литературы (16).

Перемены в развитии школьного образования и в деле ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения в сельской местности республики делал все более насущной задачу усиления внимания к расширению библиотечной сети и обслуживанию ими сельских тружеников. В постановлении ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1925 г. «О деревенских библиотеках и популярной литературе для снабжения библиотек» подчеркивалась необходимость превращения библиотек в опорные пункты культурно-просветительной работы в деревне, предлагалось «принять все меры к организации новых крестьянских библиотек и библиотек-передвижек и к укреплению и расширению существующей библиотечной сети, подготовке новых кадров библиотекарей, улучшению их материального положения...» (17).

Во второй половине 20-х гг. увеличение финансирования социально-культурной сферы из республиканского и федеративного бюджетов сказалось и на сети библиотек, в том числе и в сельской местности. В этот период в сельских населенных пунктах были открыты специальные библиотеки. В 1928/29 гг. из 35 библиотек общего пользования в Дагестане 9 размещались в сельских населенных пунктах (18). Увеличение библиотечной сети не сопровождалось соответствующим ростом их книжного фонда. На нем начала сказываться и перемена графической основы письменности народов Дагестана. Средства, выделяемые на комплектование книжного фонда библиотек республики, не покрывали списываемую литературу.

Несмотря на слабость материальной базы многих библиотек, нехватку литературы в них, усиливался охват различных слоев населения библиотечным обслуживанием. Так, в 1926 г. на каждую сельскую библиотеку Дагестана в среднем приходилось 125 постоянных читателей, по городским библиотекам этот показатель равнялся 158 чел. (19). Кроме того, усилиями общественности, культпросветработников библиотеки постепенно превращались в активно действующие очаги культуры, проводники знаний в широкие массы населения республики.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — Т. 2. — С. 49.

(2) Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918—1941 гг. Сб. документов. — Т. 1. — С. 98.

(3) Революционные комитеты Дагестана. Сб. документов и материалов. — С. 310, 311.

(4) Кулиш-Амирханова А.С. Роль Красной Армии в хозяйственном и культурном строительстве в Дагестане (1920—1923 гг.). — Махачкала, 1964. — С. 97.

(5) Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918—1941 гг. Сб. документов. — Т. 1. — С. 105, 107.

(6) Там же. — С. 185.

(7) Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. ХХ век: история, проблемы. — С. 111.

(8) 10 лет социалистического строительства Дагестанской АССР. — С. 138.

(9) Там же.

(10) Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. ХХ век: История, проблемы. — С. 112.

(11) Красный Дагестан. — 1928. 17 июня.

(12) ЦГА РД. — Ф. р.—37. — Оп. 19. — Д. 45. — Л. 23.

(13) Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. — С. 277.

(14) Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918—1941 гг. Сб. документов. — Т. 1. — С. 158.

(15) Статистический сборник 1925—26 г. — Махачкала, 1926. — С. 13.

(16) Там же.

(17) КПСС о культуре, просвещении и науке. — М., 1963. — С. 155.

(18) Астемиров Б. Итоги культурного строительства Дагестана к 15-летию Октября // Революция и национальности. — 1932. — № 10—11. — С. 102.

(19) Красный Дагестан. — 1926. 24 марта.

FEATURES OF FORMATION OF CULTURE OF DAGESTAN IN NEW HISTORICAL CONDITIONS

L.A. Bogatirova

Daghestan State Pedagogical University

Yaragskogo Str., 57, Mahachkala, Republic of Daghestan, 367003

The interrelation of forms and directions of cultural development of the people of Dagestan in 20th years and now reveals in article. In particular, national crafts, development of national languages and the literature, and also carrying out of liquidation of illiteracy in rural areas of republic are shown. In article also on the big actual material work on perfection of cultural development is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.