Научная статья на тему 'Некоторые особенности физической подготовки полицейских к задержанию правонарушителей, находящихся в транспортном средстве'

Некоторые особенности физической подготовки полицейских к задержанию правонарушителей, находящихся в транспортном средстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНАЯ СЛУЖБА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ / СПОСОБЫ ЗАДЕРЖАНИЯ В АВТОМОБИЛЕ / ROAD PATROL SERVICE / PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING / COMPREHENSIVE TRAINING / SITUATION MODELING / METHODS OF DETENTION IN A CAR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Флусов Евгений Владимирович, Струганов Сергей Михайлович

Предложено физическую подготовку полицейских, обеспечивающих безопасность дорожного движения, дополнить комплексными заданиями во взаимосвязи с ментальной подготовкой и моделями служебных ситуаций, включая отработку специальных приемов силового пресечения правонарушений, совершаемых лицами, находящимися в автомобиле.It is proposed that police officers providing road safety be supplemented with complex tasks, in conjunction with mental training and models of official situations, including the development of special methods offorceful suppression of offenses committed by persons in the car.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности физической подготовки полицейских к задержанию правонарушителей, находящихся в транспортном средстве»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011: 351.74 001: 10.24411/2305-8404-2020-10501

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ К ЗАДЕРЖАНИЮ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

С.Н. Баркалов, Е.В. Флусов, С.М. Струганов

Предложено физическую подготовку полицейских, обеспечивающих безопасность дорожного движения, дополнить комплексными заданиями во взаимосвязи с ментальной подготовкой и моделями служебных ситуаций, включая отработку специальных приемов силового пресечения правонарушений, совершаемых лицами, находящимися в автомобиле.

Ключевые слова: дорожно-патрульная служба, физическая подготовка, профессиональная подготовка, комплексные занятия, моделирование ситуаций, способы задержания в автомобиле.

Уровень безопасности дорожного движения является одним из индикаторов состояния общественной и личной безопасности, определения путей развития страны, решения ее демографических, социальных и экономических проблем, обеспечения качества жизни в целом. Существенным фактором, влияющим на эффективность деятельности в указанном направлении, является профессиональная подготовленность сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД МВД России), несущих основную нагрузку в реализации государственных задач по обеспечению безопасности на российских дорогах [1].

Выявленные в многочисленных исследованиях основные характеристики дорожно-патрульной службы (ДПС) показывают, что она сопряжена с проявлением у сотрудников выдержки, уверенности в себе, способности быстро ориентироваться в обстановке, принимать и реализовывать наиболее верное решение. Необходимо также постоянно находиться в состоянии психофизиологической готовности к немедленным действиям в случае начала агрессивного поведения со стороны участников дорожного движения. При этом требуется проявление внимательности к обстановке на дороге и вокруг, наблюдательности и распорядительности в сложной, непрерывно меняющейся дорожной ситуации, выносливости для многочасового нахождения в одной позе, коммуникабельности во время общения с водителями, пассажирами и пешеходами, умения убедительно и

аргументировано вести диалог с возбужденными участниками дорожного движения, сдерживая эмоции при оскорблениях, провокациях и успешно разрешая конфликтную ситуацию. В ходе несения службы часто задерживаются лица, проходящие по ориентировкам в качестве подозреваемых в совершении преступлений. Результативность таких действий зависит от проявления памяти на особые приметы при распознавании разыскиваемых преступников, уровня владения боевыми приемами борьбы, бдительности, хладнокровия и смелости в целях отражения возможного нападения задержанного и преодоления оказываемого сопротивления. Кроме того, при возникновении чрезвычайных обстоятельств сотрудники ДПС экипируются бронежилетами, защитными касками, резиновыми палками, автоматами и боеприпасами к ним. Общая масса снаряжения может составлять до 15 кг, что требует хорошей физической подготовленности для того, чтобы несколько часов носить снаряжение на себе, а при необходимости и действовать в нем. Как правило, такая деятельность связана с необходимостью максимально быстрого принятия решений с сохранением способности самоконтроля, с умением максимально полно и эффективно контролировать и прогнозировать развивающуюся ситуацию. Крайне важно уметь безопасно выходить из ситуации с сохранением уровня психического и физического здоровья. Все это требует реализации в профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД, в том числе и в физической подготовке, практико-ориентированных подходах с использованием естественных и учебных полигонов [2-4].

Приведенные данные указывают на необходимость проведения более детально анализа на соответствие предъявляемым требованиям действующей системы физической подготовки в образовательных организациях МВД России, осуществляющих подготовку кадров по профилю ГИБДД. Одним из возможных направлений дальнейшего совершенствования этой системы является целенаправленное использование комплексных занятий, моделирующих различные служебные ситуации и приближающих средства и методы физической и других видов подготовки к специфическим особенностям предстоящей оперативно-служебной деятельности выпускников, в том числе в части, касающейся отработки специализированных тактико-технических действий силового пресечения правонарушений, совершаемых лицами, находящимися в автомобиле.

Нельзя сказать, что обозначенное нами направление является принципиально новым. Такой подход к организации учебного процесса достаточно давно просматривается как в образовательных организациях МВД России, так и в специальных учебных заведениях других стран. Если подробнее рассмотреть зарубежный опыт в контексте темы нашего исследования, то проведенный анализ многочисленных материалов,

представленных в монографии А.Ф. Калашникова [5], показал, что, например, в полицейских школах Германии весь процесс обучения строится на отработке типовых и специфических ситуаций, с которыми сталкивается полицейский при исполнении служебных обязанностей, где требуется прогнозировать обстановку и заранее решать с коллегами вопрос о страховке. Общепризнано, что искать выход, когда возникла реальная опасность для жизни, значительно сложнее. Поэтому большую роль играет общее руководство операцией. Именно руководитель патруля должен так ее спланировать, чтобы по возможности избежать столкновения с опасностью. При участии в операции двух полицейских - один из них, согласно договоренности, должен заниматься исключительно подстраховкой партнера, обращая особое внимание на руки и выражение лиц задерживаемых и окружающих. Подчеркивается, что основное внимание должно уделяться специальной подготовке полицейского по разрешению конфликтных ситуаций. Цель такой подготовки - научить полицейского общаться с агрессивно настроенными людьми и пытаться разрешать эти конфликты ненасильственными методами. Среди американских полицейских также считается, что умение выжить заключается не только в более быстром выхватывании оружия и меткой стрельбе, но и в выборе альтернативных действий, позволяющих избежать перестрелки с потенциальным нападающим. Рассматривая проблему поведения полицейского в Англии, связанную с его безопасностью при остановке автомобиля в зависимости от нарушения правил дорожного движения водителями, А.Ф. Калашникова отмечает, что в таких ситуациях полицейскому предписывается проявлять осторожность и самоконтроль. При разговоре с водителем следует занять позицию у средней стойки кузова, что обеспечивает возможность контролировать все движения не только водителя, но и пассажиров, при этом полицейский не может быть сбит с ног неожиданно открытой дверцей. Любой контакт полицейского с людьми следует рассматривать как потенциально опасный, любое задержание транспорта нельзя считать обычным и нельзя допускать, чтобы эмоции вроде гнева, нетерпения мешали неукоснительно придерживаться правил безопасности в любой ситуации. Показано, что полицейские, склонные к повышенному возбуждению, испытывающие на работе столкновение с угрозой физических повреждений, демонстрируют признаки значительного стресса и имеют большой риск создания конфликтных ситуаций на службе и даже в быту. Для предупреждения стресса предлагаются тренировочные мероприятия, например, разъяснение правовых и этических аспектов применения силы и оружия с использованием инсценировок и дискуссий, в ходе которых применяются приемы, гарантирующие физическую безопасность всем участвующим в конфликтах, а также подключение методов, позволяющих успокоить чрезмерно возбужденных или впавших в истерику спорщиков. При этом

отработка практических навыков проводится с помощью специально разработанных игровых ситуаций, максимально приближенных к условиям реальной полицейской деятельности, что не только позволяет улучшить технику единоборств и меткость стрельбы, но и помогает полицейским в принятии правомерных решений при насильственном пресечении противоправных действий.

Определенный интерес, по мнению А.Ф. Калашникова [5], представляет опыт совместного несения службы с американскими полицейскими по соблюдению правил дорожного движения водителями транспортных средств. Во время командировки официальной делегации автор подробно изучил тактику их действий при остановке нарушителя, основные моменты которой заключались в следующем. Подав сигнал водителю о необходимости остановиться, полицейский по рации своего патрульного автомобиля сообщает диспетчеру в полицейском участке о месте остановки транспортного средства, его госномере, марке. Затем, положив руку на рукоятку пистолета, находящегося в кобуре полуоткрытого типа, он начинает приближаться к остановленному автомобилю со стороны заднего стекла. Водитель, выключив двигатель, продолжает сидеть за рулем. Осмотрев салон автомобиля через заднее стекло (в темное время суток это делается с помощью подсвечивания фонариком), полицейский останавливается на уровне средней стойки автомашины и, удерживая руку на рукоятке пистолета, с улыбкой на лице здоровается с водителем, извиняется за необходимость задержания и вежливо просит предъявить водительское удостоверение. Второй полицейский в это время на доступной дистанции контролирует действия водителя в готовности немедленно прийти на помощь физической или огневой поддержкой. Водитель остановленного автомобиля, как правило, также с улыбкой через опущенное стекло своей двери отдает водительское удостоверение. Взяв удостоверение, полицейский сличает фотографию, подходит к патрульному автомобилю, вызывает диспетчера и сообщает ему персональные данные задержанного. Диспетчер дает по рации информацию о водителе, и если в ней отсутствует криминал, то полицейский или отпускает водителя, или, при наличии нарушения, сидя в патрульной машине, выписывает квитанцию об уплате штрафа. Затем полицейский подходит к водителю, терпеливо дожидавшемуся его в своем автомобиле, и с той же радушной улыбкой на лице, что и раньше, отдает квитанцию об уплате штрафа и желет доброго пути. Особо отмечается, что совместное патрулирование показало исключительную дисциплинирован -ность американских граждан, чего, к сожалению, пока нельзя сказать об участниках движения на российских дорогах.

В этой связи в отличие от американских коллег сотрудникам Госавтоинспекции России приходится намного чаще сталкиваться с ситуациями, когда водители и (или) пассажиры транспортных средств не

выполняют законные требования полицейских, оказывают неповиновение и сопротивление. Наиболее типичным случаем является отказ водителя выйти из салона автомобиля. В такой ситуации сотрудники ГИБДД имеют право в установленном законом порядке применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие. Проблема состоит в том, что сотрудники, освоив технику боевых приемов борьбы в спортивном зале, иногда не могут тактически грамотно их применить для принудительного извлечения водителя из салона автомобиля. Поэтому, изучив отечественный опыт и существующие рекомендации специалистов в указанном аспекте подготовки полицейских [6-8], мы попытались их систематизировать и представить в виде типовых способов силового задержания. Так как наряды ДПС, как правило, выполняют свои обязанности в составе двух полицейских, где имеется старший наряда (условно первый номер), который подает команды, то задержание водителя остановленного автомобиля, отказывающего выйти из него, сводится к проведению совместных тактико-технических действий первого и второго (условно второй номер) сотрудников наряда.

Способ задержания «Блокирование, контроль» - основу составляет прием быстрого блокирования рук водителя (обеспечение его неподвижности) и вывод его из транспортного средства.

Первый номер подходит с противоположной стороны движения транспортного средства и наносит отвлекающий удар по крыше автомобиля (чтобы создать звуковой, шумовой эффект внутри салона), затем быстро открывает (полностью распахивает) водительскую дверь и уходит в левую сторону к бамперу под углом 45 ° к левой стойке для контроля действий водителя, используя в случае необходимости оружие в качестве угрозы его применения.

Второй номер, быстро подойдя к открытой двери автомобиля, производит движение тыльной стороной правой руки (чёсом) в район подбородка правонарушителя, чтобы его голова повернулась в правую сторону от сотрудника, и захватывает (фиксирует) руки, блокируя двигательные действия (подвижность) водителя транспортного средства. После этого подает команду «Контроль» (готовность вывода водителя из салона автомобиля), а затем - команду «Вывод», по которой передает первому номеру между левой стойкой и левой дверью автомобиля правую руку водителя, одновременно производя болевое воздействие на кисть (дожим кисти).

Первый номер, принимая руку, фиксирует ее, скручивая внутрь и дожимая кисть, а второй номер, упираясь своей правой рукой в плечо левой руки водителя, пытается левой рукой «растянуть» захваченную руку в локтевом суставе, одновременно вращаясь вокруг своей оси и используя центральную стойку автомобиля в качестве рычага, тем самым вынуждая выйти правонарушителя из машины.

Способ задержания «Захват головы» - в основе лежит воздействие на горло, шею, голову правонарушителя.

Отрыв дверцу автомобиля, первый номер левой рукой захватывает водителя на удушение плечом и предплечьем, немного отступает назад и резко вытаскивает его из кабины. Возможен вариант проведения скручивающего воздействия на голову правонарушителя, для чего необходимо захватить подбородок и, скручивая голову, отступить назад и вытянуть водителя из салона автомобиля. При этом второй номер, как только ноги захваченного покажутся из кабины, должен заблокировать их для предотвращения возможного сопротивления.

Способ задержания «Захват рывком руки (скручиванием руки)» -в основе лежит болевое воздействие на руку правонарушителя.

Первый номер, приблизившись к автомобилю, открывает дверцу и наносит расслабляющий удар ребром ладони по предплечью левой руки водителя, удерживающей руль, скручивая ее своей правой рукой, срывает захват с руля, фиксирует левой рукой локтевой сгиб захваченной руки, а затем с отступом назад-вправо производит рывок за локоть, обеспечивая тем самым вывод водителя из машины. Второй номер при этом сразу блокирует свободную руку правонарушителя, исключая возможность оказания им сопротивления. Возможен другой вариант, когда левая рука водителя после расслабляющего удара захватывается и скручивается левой рукой первого номера, который, отступая назад-вправо и вращаясь вокруг своей оси, одновременно правой рукой осуществляет упор в локоть захваченной руки, после чего шагом вперед производит толчок в локоть правонарушителя и вывод его из кабины.

Способ задержания «Под угрозой применения табельного оружия» - основывается на том, что «сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения» [9].

Вывод водителя из автомобиля осуществляется под контролем сотрудников, удерживающих табельное оружие на изготовке к стрельбе, по четким, уверенным командам старшего наряда: «Водитель, выйти из салона (кабины) спиной вперед!» Как только вышедший коснулся обеими ногами земли, ему снова подается команда: «Руки вверх, держать над головой! Дверь не закрывать! Пройти к переднему крылу автомобиля! Упереться руками в крыло и широко расставить ноги!». Таким же образом в случае необходимости выводятся пассажиры. При этом сотрудники должны располагаться так, чтобы видеть и контролировать действия водителя, пассажиров и друг друга, линия возможного огня не должна пересекаться с напарником (при перестроениях сотрудников ствол оружия направляется в безопасное направление, а затем вновь переводится на контроль задержанных).

После принудительного извлечения правонарушителя из салона автомобиля выполняются действия в зависимости от задачи и необходимости в конкретной ситуации: надевание наручников, наружный досмотр, сопровождение к патрульному автомобилю.

Безусловно, надо признать, что в условиях взаимодействия с правонарушителем, как правило, не бывает абсолютно стандартных ситуаций. В каждой новой ситуации существуют свои нюансы и сотруднику полиции приходится решать сложную двигательную задачу с последующей быстрой корректировкой действий в зависимости от развивающейся обстановки, что требует активной умственной деятельности и довольно высокого уровня развития интеллектуальных способностей, позволяющих проводить анализ внешних обстоятельств, предвидеть поведение нарушителя закона и дальнейшее развитие событий, программировать наилучшие варианты предстоящих действий с учетом собственных возможностей. Зная язык телодвижений (движений рук, походки, жестов, мимики, поз при ходьбе, сидении и стоянии) и оценивая антропометрические показатели правонарушителя, можно предварительно определить, какие воздействия наилучшим образом следует предпринять для его задержания. Тем более что психология проявления предстоящего поведения человека (как это бывает в различных видах единоборств, спортивных играх и других видах спорта) основывается исключительно на «игре» частей тела и выражений лица [10].

Практика давно доказала, что выпускники вузов МВД России, имеющие высокое разностороннее (в том числе и умственное) развитие вследствие их ответственного отношения к занятиям по физической и другим дисциплинам цикла служебно-боевой подготовки, достигают высоких результатов в служебной деятельности. Благоприятная мотивационная готовность и интеллект положительно влияют друг на друга в плане воздействия на успеваемость. Чем выше интеллектуальный уровень при благоприятной мотивации, тем лучше успеваемость. В то же время мотивационная готовность оказывает положительное влияние на проявление интеллекта, имеющего особенности в его развитии при двигательной деятельности, где зачастую уровень сформированности свойств невербального интеллекта является доминирующим над вербальным. Поэтому отличительными особенностями курсантов и слушателей с наиболее высокой успеваемостью в цикле дисциплин служебно-боевой подготовки является уверенность в себе, сознательность, самоконтроль, самостоятельность в принятии решений и оценки сложных ситуаций, смелость в реализации задуманных действий, настойчивость и упорство, высокая эмоциональная устойчивость [10].

Указанные качества и способности имеют ключевое значение в обеспечении профессиональной готовности личного состава органов внутренних дел, которая зачастую определяется умением сотрудников

успешно действовать в обстановке непосредственного психологического воздействия и силового единоборства с правонарушителями. Причем в такое умение мы включаем не только физические качества и двигательные умения и навыки, но и способность в считанные доли секунды принять верное интеллектуальное решение. Если учесть, что в человеке заложен природный механизм мгновенного принятия решения, то задача педагога заключается в том, чтобы ментальную подготовку в условиях мгновенного принятия решения соединить с физической подготовкой [11]. Такую взаимосвязь можно реализовать на основе моделирования штатных и нештатных ситуаций, возникающих в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, раскрытие взаимосвязи ментальной и физической составляющих подготовок говорит об изменении подхода к образовательному процессу. Задача состоит в том, чтобы преподавание носило абстрактно-конкретный характер на основе выявленного набора комплексных, межпредметных и взаимосвязанных типовых ситуаций, используя для этого позитивный опыт отечественной и зарубежных систем обучения полицейских с учетом устранения имеющихся в них недостатков и современных требований российских и международных стандартов качества подготовки специалистов.

Список литературы

1. Синенко С.А. Особенности подготовки выпускников Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова по узкой специализации «Сотрудник подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения» // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования): сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 338-342.

2. Алдошин А.В. Характеристика служебной деятельности сотрудников ГИБДД и факторы, определяющие ее эффективность // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2016. № 2(67). С. 110-112.

3. Баркалов С.Н. Особенности психофизической подготовленности сотрудников дорожно-патрульной службы к экстремальным ситуациям служебной деятельности // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2019. № 1(2). С. 57-62.

4. Синенко С.А. Реализация образовательных технологий практико-ориентированного обучения, профессиональной подготовки специалистов для подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного

движения (состояние, проблемы, пути совершенствования): сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. С. 370-376.

5. Калашников А.Ф. Проблемы физической и психофизиологической подготовки специалистов для подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции России: монография. Орел: ОрЮИ МВД России, 1997. 147 с.

6. Глазистов А.В., Юсупов Ф.Р. Особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками Госавтоинспекции при задержании правонарушителей, находящихся в транспортном средстве: учеб.-практ. пособие. Набережные Челны: филиал ВИПК МВД России, 2017. 74 с.

7. Калашников А.Ф., Моськин С.А. Формирование готовности сотрудников ГИБДД к выполнению профессиональных действий в необычных условиях и ситуациях средствами физической подготовки // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохрани-тельных органов: сб. статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. С. 107-111.

8. Панферов Р.Г. Вопросы применения физической силы сотрудниками ДПС ГИБДД МВД России // Наука-2020. 2018. № 8(24). С. 20-24.

9. Федеральный закон от 07.02. 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12182530/ (дата обращения: 10.02.2020).

10. Психолого-педагогические аспекты исследования новой методологии боевой и физической подготовки: отчет о науч .-исслед. работе / Г.Я. Узилевский [и др.]. Орел: ОрЮИ МВД России, 1999. 35 с.

11. Узилевкий Г.Я., Анисимов Е.А. К разработке новой концепции боевой и физической подготовки курсантов высших учебных заведений МВД России // Наука и практика: тематический выпуск «Боевая подго -товка курсантов образовательных учреждений МВД России». Орел: ОрЮИ МВД России, 1997. С. 53-59.

Баркалов Сергей Николаевич, канд. пед. наук, доц., начальник кафедры, barkalov2009@mail.ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,

Флусов Евгений Владимирович, канд. пед. наук, начальник кафедры, flusev 72@inbox. ru, Россия, Брянск, Брянский филиал Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России,

Струганов Сергей Михайлович, канд. пед. наук, доц., sergej 05@mail.ru, Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России

SOME FEA TURES OF THE PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS TO APPREHEND OFFENDERS IN A VEHICLE

S.N. Barkalov, E. V. Flusov, S.M. Struganov

It is proposed that police officers providing road safety be supplemented with complex tasks, in conjunction with mental training and models of official situations, including the development of special methods offorceful suppression of offenses committed by persons in the car.

Key words: road patrol service, physical training, professional training, comprehensive training, situation modeling, methods of detention in a car.

Barkalov Sergey Nikolayevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair, barkalov2 ()()9 amaiL ru, Russia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,

Flusov Evgeniy Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, head of the chair, flusev 72@,inbox. ru, Russia, Bryansk, Bryansk Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of Russia,

Struganov Sergey Mikhaylovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, serge]_05@mail. ru, Russia, Irkutsk, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

References

1. Sinenko S.A. Osobennosti podgotovki vypusknikov Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova po uzkoj specializacii «Sotrudnik podrazdeleniya po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» [Features of the preparation of graduates of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova in the narrow specialization "employee of the unit for ensuring road safety"] // Management of activities for ensuring road safety (state, problems, ways to improve): sat. materials Intern. scientific-practical conf. Orel: OrYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova, 2017. P. 338-342.

2. Aldoshin A.V. Harakteristika sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov GIBDD i faktory, opredelyayushchie ee effektivnost' [The performance characteristics of the traffic police and the factors determining its effectiveness] // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova [Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova]. 2016. No. 2(67). P. 110-112.

3. Barkalov S.N. Osobennosti psihofizicheskoj podgotovlennosti sotrudnikov dorozhno-patrul'noj sluzhby k ekstremal'nym situaciyam sluzhebnoj deyatel'nosti [Peculiarities of the psychophysical preparedness of the employees of the road patrol service for extreme situations of official activity] // Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya [Management of activities to ensure road safety: state, problems, ways of improvement]. 2019. No 1(2). P. 57-62.

4. Sinenko S.A. Realizaciya obrazovatel'nyh tekhnologij praktiko-orientirovannogo obucheniya, professional'noj podgotovki specialistov dlya podrazdelenij po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya [Implementation of educational technologies of

practice-oriented training, professional training for specialists in road safety units] // Management of road safety activities (state, problems, ways to improve): sat. materials Intern. scientific-practical conf. Orel: OrYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova, 2016. P. 370-376.

5. Kalashnikov A.F. Problemy fizicheskoj i psihofiziologicheskoj podgotovki specialistov dlya podrazdelenij dorozhno-patrul'noj sluzhby Gosavtoinspekcii Rossii [Problems of physical and psychophysiological training of specialists for the units of the road patrol service of the State traffic inspectorate of Russia]: monograph. Orel: OrYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1997. 147 p.

6. Glazistov A.V., Yusupov F.R. Osobennosti primeneniya fizicheskoj sily, special'nyh sredstv i ognestrel'nogo oruzhiya sotrudnikami Gosavtoinspekcii pri zaderzhanii pravonarushitelej, nahodyashchihsya v transportnom sredstve [Features of the use of physical force, special means and firearms by employees of the State traffic inspectorate when detaining offenders in a vehicle]: textbook. allowance. Naberezhnye Chelny: branch of the VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. 74 p.

7. Kalashnikov A.F., Mos'kin S.A. Formirovanie gotovnosti sotrudnikov GIBDD k vypolneniyu professional'nyh dejstvij v neobychnyh usloviyah i situaciyah sredstvami fizicheskoj podgotovki [The formation of the willingness of the traffic police to carry out professional actions in unusual conditions and situations by means of physical training] // Improving the physical preparation of law enforcement officers: sat. articles. Orel: OrYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova, 2018. P. 107-111.

8. Panferov R.G. Voprosy primeneniya fizicheskoj sily sotrudnikami DPS GIBDD MVD Rossii [Issues of the use of physical force by the traffic police officers of the traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2018 No 8(24). P. 20-24.

9. Federal'nyj zakon ot 07.02. 2011 g. № 3-FZ «O policii» [Federal law of 07.02. 2011 No. 3-FZ "On the Police"] [Electronic resource]. URL: https://base. garant.ru/12182530/ (accessed: 02/10/2020).

10. Psihologo-pedagogicheskie aspekty issledovaniya novoj metodologii boevoj i fizicheskoj podgotovki [Psychological and pedagogical aspects of the study of the new methodology of combat and physical training]: report on the scientific. work / G.Ya. Uzilevsky [et al.]. Orel: OrYUI Ministry of Internal Affairs of Russia, 1999. 35 p.

11. Uzilevkij G.Ya., Anisimov E.A. K razrabotke novoj koncepcii boevoj i fizicheskoj podgotovki kursantov vysshih uchebnyh zavedenij MVD Rossii [Toward the development of a new concept of combat and physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Science and Practice: thematic issue "Combat Training of Cadets of Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia". Orel: OrYUI Ministry of Internal Affairs of Russia, 1997. P. 53-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.