Научная статья на тему 'Некоторые основные особенности имен существительных с окончанием на «-ая», имеющих значение «Помещение»'

Некоторые основные особенности имен существительных с окончанием на «-ая», имеющих значение «Помещение» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
273
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ОКОНЧАНИЕ / ПОМЕЩЕНИЕ / СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN LANGUAGE / ENDING / ROOM / MEANS OF WORD FORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ши Хуншэн

В русском языке существует один тип имен существительных, которые с окончанием на «-ая» имеют значение «помещение». Кроме единичных слов все эти существительные образовались из прилагательных. Разделение их на подгруппы по семантике и анализ их способов словообразования помогают в преподавании и изучении русского языка. Этот тип существительных по семантике имеет пять подгрупп: помещения общественного питания, специальные комнаты для специального персонала, специальные учреждения и грандиозные пространства. Каждая подгруппа имеет свои собственные способы словообразования. Многие из этих слов разговорные, просторечные и устарелые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the main features of nouns ending in «-ая» with the meaning «a room»

There is one type of nouns in the Russian language, these nouns end in «-ая» and have the meaning «a room». Besides some single words, all these nouns are formed from adjectives. Splitting them into groups in accordance with semantics and the analysis of their means of word formation help in teaching and learning the Russian language. This type of nouns has five subdivisions in accordance with semantics: catering rooms, special rooms for specialized staff, specialized institutions and enormous spaces. Each subdivision has its own means of word formation. Many of these words are colloquial words, colloquialisms, and archaisms.

Текст научной работы на тему «Некоторые основные особенности имен существительных с окончанием на «-ая», имеющих значение «Помещение»»

УДК 811.161.1'622 ББК Ш12=411.2*212.1

ШИ ХУНШЭН

НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ОКОНЧАНИЕМ НА «-АЯ», ИМЕЮЩИХ ЗНАЧЕНИЕ «ПОМЕЩЕНИЕ»

Ключевые слова: русский язык, окончание, помещение, способы словообразования.

В русском языке существует один тип имен существительных, которые с окончанием на «-ая» имеют значение «помещение». Кроме единичных слов все эти существительные образовались из прилагательных. Разделение их на подгруппы по семантике и анализ их способов словообразования помогают в преподавании и изучении русского языка. Этот тип существительных по семантике имеет пять подгрупп: помещения общественного питания, специальные комнаты для специального персонала, специальные учреждения и грандиозные пространства. Каждая подгруппа имеет свои собственные способы словообразования. Многие из этих слов разговорные, просторечные и устарелые.

В современном русском языке способы словообразования можно разделить на 4 или 3 типа. Сунь Шуфан, ссылаясь на мнение Е.С. Кубряковой, разделила способы словообразования на 4 типа: словопроизводство, словосложение, конверсия и аббревиация [5. С. 77-80], а Лю Сумэй разделила - на 3 типа: 1) по мере развития и дифференциации значений слов появляются новые слова, т.е. «семантически новые слова»; 2) иноязычные заимствования; 3) на основе существующих слов или словосочетаний при применении стандартных моделей словообразования в русском языке создаются новые слова. Она также заметила: «Этот последний способ - наиболее используемый, является основой словообразования русского языка, он - главный предмет при исследовании словообразования (дериватологии») [4. С. 13-15]. «Этот последний способ» включает в себя и «конверсию». Можно сказать, что конверсия является чаще используемым способом словообразования.

Язык изменяется и развивается. «В русском языке переход слова в новую часть речи является популярным явлением в постоянном изменении и развитии языка... Конверсия естественным образом производится по потребностям речевой коммуникации в процессе развития в областях политики, экономики, науки, культуры и производства. Так получается и с субстантивацией в русском языке: переход в разряд имён существительных других частей речи» [2. С. 100]. Цао Гуантянь в статье «Применение словообразования русского языка в учебной практике» констатирует: «Переход в другие части речи увеличивает применяемость слов» [6. С. 124-126].

В русском языке имена существительные с окончанием на «-ая», имеющие значение «помещение», в основном, образованы от прилагательных. Согласно теории семантики такая группа слов может рассматриваться как большое «семантическое поле». «Семантическое поле представляет собой совокупность в семантической системе, составленную из семантических единиц, имеющих определенные общие семантические признаки» [9. С. 117]. По разновидностям семантических единиц каждого семантического поля все слова можно разделить на четыре категории: вещи (среди них можно выделить группу дел и группу предметов, среди предметов - конкретные и абстрактные объекты), движение (примерно эквивалентно грамматическому предикату), пространство-время и атрибут [9. С. 120].

Имена существительные с окончанием на «-ая», имеющие значение «помещение», например, бензозаправочная, ванная, мастерская, переплёт-

ная, пивная (разг.), подлунная (устар.), столовая, щитовая, ямщицкая и др., относятся к семантическому полю «пространство-время».

Семантическое поле имеет классность, систематичность и относительность. Классность означает: «Классификация слов по признакам вещей бывает и грубой, и тонкой, поэтому семантическое поле бывает и крупным, и маленьким», «несколько маленьких семантических полей могут быть объединены в крупное семантическое поле», «а крупные - в более крупное вплоть до крупнейшего семантического поля в одной языковой системе» [8. С. 126].

Как способ словообразования, тип перехода от прилагательных в существительные со значением «помещение» при использовании окончания «-ая» высокопродуктивен в русском языке. В России на улицах, в больницах, на предприятиях и в других местах часто встречаются вывески обслуживающих организаций, названия больничных кабинетов и других специфичных помещений с именами существительными такого типа. В русском языке, особенно в устной речи, активно употребляются слова такого типа, хотя многие из них не включены в классические большие толковые словари русского языка, например, бульбяная, карточная, массажная, преподавательская, пилотская, сварочная, сушечная, фотомастерская и др.

Знание особенностей имен существительных этого типа помогает нам в преподавании и изучении русского языка. В первом томе «Русской грамматики (1980)» выделяются 4 подгруппы слов такого типа: а) названия помещения по совершаемому в нем действию (мотивирующие - прилагательные, мотивированные отглагольными существительными со значением действия и глаголами): моечная, сварочная, перевязочная, приемная и др.; б) названия помещения по лицу, для которого оно предназначено (мотивирующие - прилагательные, мотивированные существительными со значением лица): профессорская, учительская, диспетчерская, детская и др.; в) названия помещения по характерному для него предмету, находящемуся или производимому в нем (мотивирующие - прилагательные, мотивированные неодушевленными существительными с конкретно-предметным значением): душевая, ламповая, табельная, ванная и др.; г) названия помещения по характерному признаку (мотивирующие - качественные прилагательные): холодная, темная (оба -устар. названия помещения для содержания арестованных) [3. С. 236-237].

Данная статья с точек зрения семантической группы и способа словообразования анализирует и обобщает характеристики имен существительных этого типа. Для того, чтобы выделить специфические признаки этого типа словообразования, можно разделить слова такого типа на многоуровневые семантические поля: пять крупных семантических полей, которые далее можно разделить на еще более мелкие семантические поля.

1. Организация (помещение) общественного питания

«Организация (помещение) общественного питания» включает в себя различного рода продовольственные магазины, столовые, буфеты, кафе и др., где люди могут купить еду и питье. Эта группа включает в себя большое количество слов, например, бульонная, закусочная, кофейная (устар.), мясная (разг.), полпивная (устар., прост.), пончиковая, просфорная, чайная (устар.), чебуречная, шашлычная и др.

Группа слов «организация (помещение) общественного питания» имеет 4 способа словообразования.

1.1. Существительные со значением «различные продукты питания и напитки» производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными с

новым значением. Например, блин ^ блинный ^ блинная, булка ^ булочный ^ булочная, бутерброд ^ бутербродный ^ бутербродная, кипяток ^ кипяточный (прост.) ^ кипяточная, штоф ^ штофный ^ штофная.

1.2. Существительные со значением «изготовитель пищи или владелец организации (помещения) общественного питания» производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например, кондитер ^ кондитерский ^ кондитерская, кухмистер ^ кухмистерский ^ кухмистерская (устар.).

1.3 Существительные со значением «предмет, использованный в организации (помещении) общественного питания» производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа, например, стол ^ столовый ^ столовая, рюмка ^ рюмочный ^ рюмочная, буфет (шкаф для хранения посуды, столового белья) ^ буфетный ^ буфетная (устар.).

1.4 Существительные со значением «действие в организации (помещении) общественного питания» производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа, например, распивка ^ распивочный (устар.) ^ распивочная (устар., разг.).

2. Специальное помещение

«Специальное помещение» включает в себя специализированные и целенаправленные помещения для медицинских, транспортных и военных целей. Количество слов этой группы - самое большое, способы словообразования - тоже наиболее сложные. Теперь эту группу слов и ее анализ можно резюмировать следующим образом.

2.1 Специализированные помещения. «Специализированные помещения» включают в себя рабочие и служебные помещения, связанные с различными специальностями, профессиями, ремеслами, а также обслуживающие помещения (кроме помещений общественного питания) и помещения для культурных и некоторых других, в том числе - производственных, например, бильярдная, заправочная, костюмерная, кочегарная (устар.), очистная, парная (разг.), плотницкая (разг.), пультовая (разг.), раздевальная, рольная, справочная, уборная (устар.), хлораторная, шифровальная и др.

2.2 Специальные помещения в жилых домах. «Специальные помещения в жилых домах» включают в себя различные специальные комнаты в жилых домах, например, гостиная, детская, душевая, застольная, кучерская, людская (устар.), образная (устар.), портретная (устар.), спальная (разг.), туалетная (устар.) и др.

2.3 Специализированные и целенаправленные помещения для медицинских, транспортных и военных целей. «Помещения для медицинских целей» -различные специализированные помещения в медицинских учреждениях, например, бельевая, наркозная, мертвецкая (разг.), операционная, ординаторская, покойницкая, предоперационная,перевязочная, процедурная.

«Помещения для транспортных целей» - пространства для общественной езды и ходьбы, например, мостовая, набережная, проходная.

«Помещения для военных целей» - места, предназначенные для военных нужд, например, исходная, оружейная (устар.), передовая.

Эта группа слов со значением «специальное помещение» имеет следующие 9 способов словообразования.

А. Существительные со значением «предмет, хранимый в специальном помещении, или инструмент и материал, применяемые в специальном поме-

щении» производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. (Эти предметы являются только объектом хранения в специальном помещении, или при их помощи совершаются специализированные действия, они не являются прямым объектом действия как объектом, указанным в пункте «Г» данной статьи.) Например, весы ^ весовой ^ весовая, карта ^ карточный ^ карточная, клей ^ клеевой ^ клеевая, лампа ^ ламповый ^ ламповая, шинель ^ шинельный ^ шинельная.

Б. Существительные со значением «субъект, совершающий специализированное действие в специальном помещении» производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например, бутафор ^ бутафорский ^ бутафорская, корректор ^ корректорский ^ корректорская, медник ^ медницкий ^ медницкая, повар ^ поварской ^ поварская (устар.), прозектор ^ прозекторский ^ прозекторская, парикмахер ^ парикмахерский ^ парикмахерская, слесарь ^ слесарная.

В. Существительные (чаще отглагольные) со значением «специализированное действие, совершаемое в специальном помещении» производят од-нокоренные прилагательные, эти произведенные прилагательные или описывающие такое действие прилагательные изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например, брошюровка ^ брошюровочный ^ брошюровочная, осмотр ^ осмотро-вый^ осмотровая, массаж ^ массажный ^ массажная, монтаж ^ монтажный ^ монтажная, убой ^ убойный ^ убойная, прачечный ^ прачечная, приспешный (устар.) ^ приспешная (устар.).

Г. Существительные со значением «прямой объект специального действия (чаще специализированного производства), совершаемого в специальном помещении» производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например, книга ^ книжный ^ книжная, конь ^ конный ^ конная, модель ^ модельный^ модельная, табель ^ табельный ^ табельная, чертеж ^ чертежный ^ чертежная, шоры ^ шорный^ шорная.

Д. Глаголы движения или существительные от глаголов движения производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например, приезжать ^ приезжий ^ приезжая (разг.), приходить ^ прихожий (устар.) ^ прихожая; исходить (устар.) ^ исход ^ исходный ^ исходная, проходить ^ проход ^ проходной ^ проходная.

Е. Существительные со значением «местоположение» производят одно-коренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например, центр ^ центральный ^ центральная, перёд ^ передний ^ передняя (устар.), перёд ^ передовой ^ передовая.

Ж. Прилагательные, не произведенные от существительных, а описывающие признаки (кроме признаков действий), изменяют окончание на «-ая» и становятся существительными такого типа. Например, набережный ^ набережная.

З. Существительные со значением «организация, которой принадлежит специальное помещение» производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например, контора ^ конторский ^ конторская (устар.).

И. Существительные по принципу ассоциации производят соответствующие однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. У этой подгруппы слов между первоначальным существительным и произведенным окончательным словом отсутствует такая прямая «наследственная» связь, как у предыдущих 8 способов словообразования, существует только некая логическая связь. Это потому, что «Мотивировка слов рождается в захвате человеком неких признаков вещей и явлений» [1. С. 251]. Мотивировка слов имеет скрытость. Например, мост ^ мостовой ^ мостовая. От слова «мост» получается переносное значение «связующее звено», это значение далее переносится, появляется значение «связывающее наземное транспортное сооружение», это именно новое слово «мостовая».

3. Специальные комнаты для специального персонала

Специальные комнаты для специального персонала включают в себя

комнаты для проведения работы, отдыха (временного пребывания) специального персонала различных профессий и социальных положений. Например, дамская, диспетчерская, комендантская, лекторская, надзирательская (устар.), официантская, прорабская, профессорская, судейская, швейцарская.

Существительные этой группы имеют только два способа словообразования.

3.1. Существительные со значением «специальный персонал» производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например, арестант (устар.) ^ арестантский ^ арестантская, дворник ^ дворницкий ^ дворницкая (устар.), лаборант ^ лаборантский ^ лаборантская, учитель ^ учительский ^ учительская.

3.2. Субстантивированные прилагательные со значением «специализированный персонал» изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например, дежурный ^ дежурная, караульный ^ караульная, омонимичные исходным прилагательным в прямом значении (дежурный - мужчина, дежурная - женщина и т.д.).

4. Специальные учреждения

«Специальные учреждения» являются теми самостоятельными учреждениями (местами) вне сферы промышленной деятельности, которые имеют специальные уполномочия и обязанности. Например, пересыльная (разг.), подмосковная (устар., разг.), приказная (устар.), съезжая, скорая (разг.), странняя, темная (устар.), холодная (устар., прост.),

Эта группа слов со значением «специальные учреждения» имеет 4 способа словообразования.

4.1. Отглагольные существительные со значением «действия, связанные с специальными уполномочиями и обязанностями» производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например, пересыл (переслать) ^ пересыльный ^ пересыльная (разг.).

4.2. Первоначальные прилагательные изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например, подмосковный ^ подмосковная (устар., разг.), скорый ^ скорая (разг.), странний (устар.) ^ странняя.

4.3. Существительные производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и по принципу ассоциации эти новые прилагательные становятся соответствующими существительными такого типа.

Например, приказ ^ приказный ^ приказная (устар.), холод ^ холодный ^ холодная (устар., прост.), тьма ^ темный ^ темная (устар.).

4.4. Глаголы движения производят однокоренные прилагательные, которые изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например,: съезжаться ^ съезжый (разг.) ^ съезжая.

5. Грандиозные пространства

Среди существительных с окончанием на «-ая», имеющих значение «помещение», существует группа особых слов, площади их «помещений» измерить невозможно, они слишком большие, поэтому мы определяем семантическое значение этой группы слов как «грандиозные пространства». Вот они: Вселенная, подвселенная (прост.), подлунная (устар.), поднебесная (устар.), преисподняя (устар.), подсолнечная, треисподняя (устар., прост.).

Эта группа слов со значением «грандиозные пространства» имеет 2 способа словообразования.

5.1. Первоначальные прилагательные, описывающие «грандиозные пространства», изменяют окончание на «-ая», и эти новые прилагательные становятся существительными такого типа. Например, подлунный (устар.) ^ подлунная (устар.), поднебесный ^ поднебесная (устар.), подсолнечный ^ подсолнечная, преисподний (устар.) ^ преисподняя (устар.), треисподний (устар.) ^ треисподняя (устар., прост.).

5.2. Отсутствуют производящие первоначальные слова. Например, Вселенная, подвселенная.

В данной статье приведена классификация существительных по их основным словесным значениям. Такая классификация не является абсолютной, некоторые слова могут включаться одновременно в разные группы, в две или в несколько. Например, слово «приемная» может включаться и в группу «специальные помещения в жилых домах», и в группу «специализированные помещения»; слова «прачечная» и «ординаторская» тоже могут одновременно включиться в несколько групп. Цель публикации заключается в анализе и обобщении семантических значений группы слов, выяснении способов словообразования у слов такого типа.

На основе вышеприведенных примеров очевидно, что слова такого типа употребляются во всех сферах общества, многие из них являются разговорными, просторечными или устаревшими. Для некоторых слов этого типа существуют однокоренные слова с тем же значением, но с иной суффиксацией или префиксацией. Например, кофейная = кофейня, курительная = курильня, моленная = молельня, парная = парильня, поварская = поварня, треисподняя = преисподняя.

Большинство слов этого типа произведены от прилагательных. «Прилагательные описывают признаки вещей, часто сочетаются с названиями вещей - существительными. В длительном процессе употребления многие существительные в таких словосочетаниях сократились, и прилагательные выполняют функцию выражения значений прежних словосочетаний «прилагательные + существительные», таким образом, прилагательные заменяют описываемые объекты и становятся существительными» [7. С. 118]. Словарный состав этого типа в русском языке всегда открыт, с развитием современного общества на основе давно действующих способов словообразования появляются снова и снова слова этого типа.

Литература

1. Ван Эйлу, Сы Фучжэнь. Изучение языковой мотивировки. Пекин: Изд-во общественных наук, 2002.

2. Жэнь ^мин. Очерк о субстантивации в русском языке // Вестник Хэнаньского университета Китая (Гуманитарные науки). 1988. № 2.

3. Русская грамматика: в 2 т. / гл. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Наука,1980. Т. 1. 784 с.

4. Лю Сумэй. Анализ словообразования новых слов в русском языке // Русский язык в Китае. 1997. № 2.

5. Сунь Шуфан. Мотивирование слов и сравнение словообразований в русском и китайском языках // Исследование иностранных языков. 2004. № 3.

6. Цао Гуантянь. Применение словообразования русского языка в учебной практике // Общественные науки Внутренней Монголии. 2003. № 3.

7. Чжан Хойсэн. Новейшая грамматика русского языка. Пекин: Изд-во Шануиншугуань, 2002.

8. Введение в современное языкознание / гл. ред. Чи Чанхай. Ханчжоу: Изд-во Чжэцзянско-го ун-та Китая, 2004.

9. Очерк языкознания / гл. ред. Шэн Сяолун. Шанхай: Изд-во Фуданьского ун-та, 2003.

10. Большой толковый словарь русского языка. Перераб. изд. / Ин-т словарей Центра по изучения русского языка и литературы Хэйлунцзянского университета. Пекин: Изд-во Шануиншугуань, 2001.

11. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000.1536 с.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 14-е изд., стереотип. / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1982. 816 с.

13. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. М.: Рус. яз., 1990.

14. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. М.: Астрель, АСТ, 2000.

ШИ ХУНШЭН - доцент, директор Центра по изучению России, Аньхойский университет, Китай, Хэфэй (shishanshanc21@126.com).

SHIHONGSHENG

SOME OF THE MAIN FEATURES OF NOUNS ENDING IN «-Afl» WITH THE MEANING «A ROOM»

Key words: Russian language, ending, room, means of word formation.

There is one type of nouns in the Russian language, these nouns end in «-an» and have the meaning «a room». Besides some single words, all these nouns are formed from adjectives. Splitting them into groups in accordance with semantics and the analysis of their means of word formation help in teaching and learning the Russian language. This type of nouns has five subdivisions in accordance with semantics: catering rooms, special rooms for specialized staff, specialized institutions and enormous spaces. Each subdivision has its own means of word formation. Many of these words are colloquial words, colloquialisms, and archaisms.

SHI HONGSHENG - Associate Professor, Director of the Center for Studying Russia, Anhui University, China, Hefei.

Ссылка на статью: Ши Хуншэн. Некоторые основные особенности имен существительных с окончанием на «-ая» имеющих значение «помещение» // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 2. - С. 309-315.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.