Майорова Ольга Анатольевна
НЕКОТОРЫЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ХОЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ
Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых онтологических аспектов концептуальных состояний с позиций междисциплинарной холистической парадигмы познания и обоснование необходимости привлечения данной категории для раскрытия онтологии концепта. Приведены аргументы в пользу интерпретации лингвистического концепта как значимой когнитивной формы трансдисциплинарного проекта, понимание природы и функционирования которого предполагает привлечение данных ряда социальных, гуманитарных и естественных наук. В этой связи показывается целесообразность привлечения в целях расширенного толкования явления концепта конструктов "запутанные состояния", "холон", "холархия".
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/2-1/39.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 2(56): в 2-х ч. Ч. 1. C. 133-136. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/2-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 81-114.2
Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых онтологических аспектов концептуальных состояний с позиций междисциплинарной холистической парадигмы познания и обоснование необходимости привлечения данной категории для раскрытия онтологии концепта. Приведены аргументы в пользу интерпретации лингвистического концепта как значимой когнитивной формы трансдисциплинарного проекта, понимание природы и функционирования которого предполагает привлечение данных ряда социальных, гуманитарных и естественных наук. В этой связи показывается целесообразность привлечения в целях расширенного толкования явления концепта конструктов «запутанные состояния», «холон», «холархия».
Ключевые слова и фразы: запутанные состояния; квантовый ресурс; квант знания; концепт; концептуальное состояние; холон; холархия.
Майорова Ольга Анатольевна, к. филол. н., доцент
Башкирский государственный медицинский университет gamka1@yandex. гы
НЕКОТОРЫЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ХОЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ
Одной из актуальных задач когнитивной лингвистики является исследование познавательных возможностей человека, обусловленных языком, выраженных в языке и совершенствующихся при посредстве языка. Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых онтологических аспектов концептуальных состояний с позиций междисциплинарной холистической парадигмы познания и обоснование необходимости привлечения постулатов интегративного направления для раскрытия онтологии концепта. В свете новых данных открывается возможность выхода за пределы традиционных границ рассмотрения «человека вообще» как философской абстракции в его противопоставленности миру, в котором реалии предстают как «вещи в себе» [11, с. 141].
Целесообразность заявленного подхода обоснована тем, что современные представления о языке чрезвычайно расширились [9, с. 8]. Более того, имеет место заимствование понятий и метаязыка лингвистики другими науками. Яркой иллюстрацией такого взаимопроникновения научных сфер может служить генетика и молекулярная биология, где отдельными авторами выдвигается гипотеза «лингвистико-волнового генома», утверждается «речеподобность генома» и используются языковедческие термины буква, слово, фраза, знак, смысл, текст применительно к кодовым фрагментам ДНК человека [3, с. 41-42].
С другой стороны, и в самой лингвистике наблюдается усиление экспансионистских устремлений с выходом на широкие просторы когнитивной науки. Когнитивная наука (КН) - одно из бурно развивающихся междисциплинарных направлений, которое охватывает научные области, исследующие человеческое сознание и его нейро-психо-физиологическую основу - мозг - во всех его проявлениях (когнитивный, соматический, полевой аспекты). КН использует данные эволюционной биологии, нейрофизиологии, общей и когнитивной психологии, психоанализа и психотерапии, философии, эволюционной эпистемологии, когнитивной лингвистики и нейро-лингвистики, информатики, робототехники, а в новейшее время - квантовой физики и квантовой психологии.
В процессах научного познания вырабатываются определенные когнитивные схемы, которые в силу их бесспорной эвристической и праксиологической ценности при исследовании сложных биологических и социальных объектов имеют трансдисциплинарный характер, обретая специфические модусы реализации в конкретных научных сферах. В полной мере данная констатация применима к явлению концепта: «Происходящий в рамках междисциплинарного проекта познания мира трансдисциплинарный переход существенен не сам по себе, - существенно то новое наполнение и расширение области применения концептов и когнитивных схем, которое позволяет обнаруживать и описывать новые свойства и состояния (выделено нами - О. М.) исследуемых объектов» [16, с. 11].
Концептуальное состояние личности возникает в результате когнитивной деятельности, определяемой нами как комплекс осознанных действий (умственных и практических), направленных на активное постижение мира, добывание проективного знания и конструирование на этой основе реальности, значимой для субъекта. Методологической основой нашего исследования выступают следующие фундаментальные постулаты М. Полани: 1) постижение не является ни произвольным процессом, ни пассивным опытом, а ответственным актом, предполагающим личное участие познающего субъекта в актах понимания; 2) получаемое в актах познания и понимания знание характеризуется объективностью и проективностью [12, с. 18-19].
Положение, согласно которому поведение человека должно описываться и объясняться в терминах внутренних состояний человека, которые «интерпретируются как получение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации для рационального решения разумно формулируемых задач» на базе «языковой когниции», было выдвинуто еще в прошлом веке [4, с. 17-18]. Однако по сравнению с психическими процессами и свойствами состояния изучены значительно меньше. Достаточно сказать, что даже в фундаментальных трудах известных психологов понятие «состояние» как специфическая категория не выделяется, хотя само слово используется в таких сочетаниях, как «субъективные состояния (состояния направленности ума)», «состояния человека», «аффективные состояния», «состояния ума ребенка» и др. [18, с. 94-103]. В то же время научное сообщество психологов сегодня ощущает дефицит в литературе, посвященной проблеме психических состояний [14, с. 5].
Следует отметить, что за последние годы наметилось повышение интереса к рассматриваемой проблеме. Так, в материалах Шестой международной конференции по когнитивной науке [19] представлены результаты исследований по таким проблемам, как «оптимальное функциональное состояние», «механизмы психофизиологических состояний», «состояния монотонии», «состояния спокойного бодрствования при анализе изменений сигнала МРТ», «актуальное состояние сознания взаимодействующих субъектов» и др. (подробно об этом см. [7]).
В настоящее время актуальным является исследование психических состояний на основе использования положений квантовой теории.
Общеизвестно, что в окружающей реальности наблюдаются состояния особого типа, которые не соответствуют привычным представлениям классической физики и обозначаются как магические. В квантовой физике -это т.н. запутанные состояния (entangled states), составляющие неотъемлемые компоненты сложных систем, которые нельзя разделить на отдельные, полностью самостоятельные и независимые части [5, с. 23-24]. Впервые анализ «запутанных состояний» был предпринят А. Эйнштейном и Э. Шрёдингером в 1935 г. в связи с введением явлений «квантовая реальность», «нелокальность» и др. Сегодня квантовая реальность трактуется как «особый нелокальный квантовый ресурс, которому есть множество применений» [20, с. 5]. Другое название этого явления - несепарабельные состояния. Запутанность и несепарабельность - тождественные понятия. С. И. Доронин отмечает, что «"квантовая запутанность" - это не теоретическая абстракция, а объективный факт окружающей реальности, существующий в природе независимо от наших представлений, собственно, поэтому она и может быть использована на практике». По мнению ученого, осознание и учет запутанных состояний способны коренным образом изменить наше привычное миропонимание и вывести его на качественно новый уровень. В обыденной жизни мы не замечаем, например, что, читая чью-то книгу, мы вступаем в отношения запутанного состояния с автором, что во время разговора входим в запутанное состояние с другими и даже с самими собой в процессе внутренней речи [5, с. 24-25]. Аналогично и ученый, «выбирая объект исследования, входит в уже структурированный мир научного созерцания, переданный ему исторической традицией его науки. С этого мгновения он включен в дискурс (i.e. вошел в "запутанное состояние"! - О. М.), который охватывает результаты, полученные другими, проблемы, поднятые другими, решения, предложенные другими, методы, разработанные другими» [10, с. 16].
Необходимо отметить, что идея запутанных состояний в неявной форме встречается и в лингвистической литературе в таких формулировках, как «синергетический мир», «сплетение бытия и духа». Например, у В. Н. Базылева читаем: «Такая текстовая деятельность (игра) человека связана с попыткой ответа на вызов вероятностного мира. Синергетический мир стучался и стучится в двери человеческого дома сознания, и раз-гадывательные практики открывают ему двери. Цель - постичь в этом загадочном (загаданном) сплетении бытия и духа (выделено нами - О. М.) нечто устойчиво закономерное...» [1, с. 15].
Применительно к языковому концепту слово квант первоначально было использовано в сочетании «квант знания» (Е. С. Кубрякова, 1996) в метафорическом смысле. Новейшие работы по когнитивной науке свидетельствуют о стремительном расширении сферы терминообразного употребления слова квант и его производных квантование, квантирование, квантор в областях, близких к когнитивной лингвистике. В этих контекстах термин квант предлагается понимать не в переносном смысле как синоним чего-то очень мелкого и незначительного, а как определенный способ лингвокогнитивного описания «проявленной» (локальной, плотной, материальной, цифровой) и «непроявленной» (тонкой, духовной, аналоговой) реальностей в рамках парадигмы «состояние системы» и нового метаязыка (холон, холархия, недвойственность и др.). Концепт, с квантовых позиций, относится к единицам интегральных систем, в рамках которых явленный мир есть творение и выражение духовной деятельности человека [6].
Отметим, что термин «холон» был предложен британским журналистом и философом Артуром Кёстле-ром (Arthur Koestler) для обозначения сущности, которая сама по себе является целым и одновременно с этим частью другого целого. Например, целый атом является частью целой молекулы, целая молекула -частью целой клетки, целая клетка - частью целого организма, или холархической целостности. В отличие от иерархии, т.е. простой упорядоченности, холархия состоит из холонов [17, с. 75]. Следует подчеркнуть, что иерархический аспект процесса концептуализации был отмечен отечественными исследователями [2, с. 22] и отнесен к когнитивному уровню, включающему в себя все предшествующие стадии развития человека и социума. Введение термина холархия еще более углубляет данный тезис, объединяя, по существу, почти все процессы развития от материи до жизни и разума. Названные процессы развиваются через естественные последовательности, упорядочиваясь по мере возрастания холизма и целостности [17, с. 75].
Это вполне согласуется с положениями развивающегося научного направления когнитивная экология, в основании которого лежат исследования отечественных и зарубежных ученых: «Cognitive ecology is the study of cognitive phenomena in context. In particular, it points to the web of mutual dependence among the elements of a cognitive ecosystem. At least three fields were taking a deeply ecological approach to cognition thirty years ago: Gibson's ecological psychology, Bateson's ecology of mind, and Soviet cultural-historical activity theory. The ideas developed in those projects have now found a place in modern views of embodied, situated, distributed cognition» [21, p. 1]. / «Когнитивная экология - это изучение когнитивных феноменов в контексте. В частности, она указывает на переплетение взаимозависимых элементов когнитивной экосистемы. Тридцать лет назад по крайней мере в трёх областях знаний применялся глубоко экологический подход к познанию: экологическая психология Гибсона, экология разума Бэйтсона и советская культурно-историческая теория. Идеи этих исследований находят отражение в современных взглядах на воплощенное, контекстное, распределенное познание» (перевод наш - О. М.).
В настоящей статье мы понимаем квантовый подход как определенный способ описания реальности, который исходит из понятия «состояние системы» в духе трактовки С. И. Доронина. Заслуга С. И. Доронина заключается в том, что он в наиболее четком виде сформулировал и доказал совместимость психологического и квантового подходов в рамках теории состояний. Опираясь на работы известного психолога А. О. Прохорова (1998), С. И. Доронин выделяет ряд положений психологической науки, корреспондирующих с тезисами квантовой теории [5, с. 137-139] в интересующем нас ракурсе. Например, это состояния повышенной психической активности (счастье, восторг, экстаз, тревога, страх и т.д.); состояния средней (оптимальной) психической активности (спокойствие, симпатия, готовность, заинтересованность и т.д.); состояния пониженной психической активности (грезы, грусть, утомление, рассеянность, кризисное состояние и т.д.). Каждое из перечисленных состояний может являться звеном, которое предваряет развитие новообразований в структуре личности, закрепляющихся в виде свойств, черт характера и т.д.
Квантовая теория, по мнению С. И. Доронина, способствует раскрытию сути таких необычных для классической психологии состояний личности, как «медитация на пустоту» (внутреннее безмолвие). Это нелокальные суперпозиционные состояния сознания без видимых проявлений локальных (эмоций, мыслей и т.д.). В то же время такие состояния интерпретируются как ключ доступа к магическим, сверхъестественным возможностям человека.
Квантовомеханические модели дают в руки исследователя инструмент для количественного описания психофизических состояний на базе использования принципов суперпозиции квантовой запутанности при интерактивных взаимодействиях.
Для лингвоконцептологии интерес представляют такие понятия, как «аналог внешнего поля», «аналог внешней среды», «ортогональные концептуальные состояния», «векторы состояний» и др.
Что касается лингвоконцептологов и когнитивных психологов, то с их стороны наблюдается явная недооценка положений квантовой теории. Приведем лишь один пример. Ю. Е. Прохоров в своем обстоятельном труде «В поисках концепта» [15, с. 25] хотя и ссылается на определение концепта как «кванта знания» (подчеркнем, что в определении Е. С. Кубряковой слово квант берется в кавычки, т.е. используется как метафора), но не включает квантовый подход в список перспективных задач изучения концепта. Вот перечень и краткая характеристика пяти «магистральных», по определению названного автора, направлений исследования концепта: 1) концепт как лингвокогнитивное явление; 2) концепт как психолингвистическое явление; 3) концепт как лингвокультурное явление; 4) концепт как культурное явление; 5) концепт как лингвистическое явление. Примечательно формулируется результирующий вывод: «Дальнейшее приведение определений не имеет, на наш взгляд, смысла, так как это будут перепевы (причем это слово употребляется вовсе не в негативном смысле) уже цитированных. В них отражены все те основные составляющие, которые в своей некой совокупности, очевидно, и будут определять понимание термина "концепт"» [Там же, с. 28].
В дальнейшем во многих исследованиях слово квант начинает использоваться без кавычек, что постепенно приближает его к термину. Так, З. Д. Попова и И. А. Стернин описывают концепт как «глобальную мыслительную единицу, представляющую собой квант структурированного знания (выделено нами - О. М.). Концепты - это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека» [13, с. 4-5]. В. А. Маслова использует исходный вариант «некий квант знания» также без кавычек, перенося его в собственное определение концепта: «Концепт - это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры. Концепт, отражая этническое мировидение, маркирует этническую языковую картину мира и является кирпичиком для строительства "дома бытия" (по М. Хайдеггеру). Но в то же время - это некий квант знания (выделено нами - О. М.), отражающий содержание всей человеческой деятельности. Концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека (по Лихачеву). Он окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом» [8, с. 16].
Обобщая, можно констатировать, что результаты квантовых исследований в когнитивной лингвистике не используются с должной степенью полноты. В результате недооценки квантового подхода множеству явлений, в том числе и языковых, приписываются сверхъественные, магические свойства, обусловленные активностью неких «высших сил». В этом контексте термин квант целесообразно использовать не в переносном смысле как синоним чего-то очень мелкого и незначительного, а как определенный способ лингвоко-гнитивного описания «проявленной» (локальной, плотной, материальной, цифровой) и «непроявленной» (тонкой, духовной, аналоговой) реальностей в рамках парадигмы «состояние системы». Применительно к языку в этом ракурсе видится сопряжение ментального и вербального уровней концептуализации, что позволяет, на наш взгляд, избежать отождествления концепта со словом и понятием, значения со смыслом.
На основании изложенного можно заключить, что дальнейшая углубленная разработка проблемы концептуальных состояний относится к числу перспективных научных направлений лингвоконцептологии.
Список литературы
1. Базылев В. Н. Современная политическая загадка // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. / ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: Филология, 1998. Вып. 5. С. 15-31.
2. Бронник Л. В. Сложность концепта и эволюция его научной теории // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 11 (192). С. 22-26.
3. Гаряев П. П. Лингвистико-волновой геном: теория и практика [Электронный ресурс] / Институт квантовой генетики. Киев, 2009. 218 с. URL: http://wavegenetics.org/docs/Lingvistico_volnovoy_genom.pdf (дата обращения: 18.10.2015).
4. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода [Электронный ресурс] // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 17-33. URL: http://www.infolex.ru/Cogni.html (дата обращения: 14.05.2015).
5. Доронин С. И. Квантовая магия. СПб.: ИГ «Весь», 2010. 336 с.
6. Майорова О. А. Когнитивные ресурсы естественного языка в квантовой интерпретации // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6-10 октября 2015 г.): в 3-х т. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. T. 1. C. 84-85.
7. Майорова О. А. Концептуальное состояние личности как когнитивный ресурс [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем = Modem Research of Social Problems: электронный научный журнал. 2015. № 6 (50). С. 141-151. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/artide/view/6546 (дата обращения: 19.10.2015).
8. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. Минск: ТетраСистемз, 2004. 266 с.
9. Налимов В. В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. 3-е изд. Томск - М.: Водолей Publishers, 2003. 368 с.
10. Некрасов С. И., Молчанова Н. С. Значение теории фреймов в современной науке // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. Т. 16 (71). № 10. С. 13-17.
11. Пелипенко А. А. Смыслогенез и структуры сознания (культурологический подход) // Мир психологии. 1999. № 1 (17). С. 141 -146.
12. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии / пер. с англ.; общ. ред. В. А. Лекторского и В. И. Аршинова. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
13. Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. 30 с.
14. Прохоров А. О., Валиуллина М. Е., Габдреева Г. Ш., Гарифуллина М. М., Менделевич В. Д. Психология состояний: учеб. пособие / под ред. А. О. Прохорова. М.: Когито-Центр, 2011. 624 с.
15. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. 176 с.
16. Тынянова О. Н. Социальное пространство как машина времени: опыт трансдисциплинарного перехода // Пространство и Время. 2014. № 1 (15). С. 10-14.
17. Уилбер К. Краткая история всего / пер. с англ. Е. Пустошкина. М.: ПОСТУМ, 2015. 624 с.
18. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Электронный ресурс]. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с. URL: http://metodist.lbz.rU/lections/2/files/pintel.pdf (дата обращения: 26.11.2015).
19. Шестая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов (г. Калининград, 23-27 июня 2014 г.). Калининград, 2014. 752 с.
20. Эрекаев В. Д. «Запутанные» состояния: (философские аспекты квантовой механики) [Электронный ресурс] / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. философии; отв. ред. А. И. Панченко. М., 2003. 80 с. URL: http://www.inion.ru/index.php?id=221&page_id=74_(дата обращения: 26.11.2015).
21. Hutchins Edwin. Cognitive Ecology [Электронный ресурс]. P. 1-18. URL: http://hci.ucsd.edu/234/234ExtraReading/ A63CognitiveEcologyFinal.pdf (дата обращения: 20.09.2015).
SOME ONTOLOGICAL ASPECTS OF CONCEPTUAL STATUSES IN THE INTERDISCIPLINARY HOLISTIC PARADIGM
Maiorova Ol'ga Anatol'evna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Bashkir State Medical University gamkal @yandex. ru
The article aims to examine some ontological aspects of conceptual statuses from the viewpoint of interdisciplinary holistic paradigm of cognition and to justify the necessity to appeal to this category to discover the ontology of a concept. The author argues for interpreting the linguistic concept as a valuable cognitive form of interdisciplinary project, understanding the nature and functioning of which presupposes using the data of social, humanitarian and natural sciences. In this connection the paper shows the advisability of using the constructs "entangled states", "holon", "holarchy" to give a broad interpretation to the concept phenomenon.
Key words and phrases: entangled states; quantum resource; quantum of knowledge; concept; conceptual status; holon; holarchy.
УДК 8; 81'22
В статье рассматриваются особенности реализации в контексте будущего временного плана прагматически-выделяемое значение совершенного вида - перфектное. Исследуются возможности неглагольного выражения временного ориентира в будущем, относительно которого достигается результат и реализуется перфектное значение. Момент времени может быть эксплицирован неглагольными средствами неточным временным ориентиром, выраженным темпоральным существительным или репрезентированным существительным.
Ключевые слова и фразы: совершенный вид; форма плана будущего; перфект; прагматический аспект; локализация; экспликация; временной ориентир.
Назарова Ирина Петровна
Казанский государственный энергетический университет nazarova. nazira@yandex. ги
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕННОГО ВИДА - ПЕРФЕКТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Русский термин «вид» представляет собой корень глагола видеть. Г. А. Золотова предлагает различать семантику глагола и его видовую интерпретацию. Составляющими компонентами глагольного вида ею признаются значение, функция и форма. Семантика глагола как объективная база составляет значение. Авторская,