Научная статья на тему 'Концептуальное состояние личности как когнитивный ресурс'

Концептуальное состояние личности как когнитивный ресурс Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
456
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONCEPTUAL STATE / COGNITIVE RESOURCES / CONCEPT / CONCEPTUAL THINKING / CONCEPTUAL INTEGRATION / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ РЕСУРСЫ / КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Майорова Ольга Анатольевна

В статье рассматривается проблема концептуальных состояний сознания личности как сложной системной целостности, аккумулирующей ресурсы, сознательное использование которых призвано обеспечивать когнитивную эволюцию человека на высшем уровне. Отмечается, что существуют различные подходы к определению феномена «состояние», в частности, с позиции теории копинг-ресурсов («совладающее поведение»), в рамках теории «концептуальных структур», теории «квантовых состояний» и др. Сопоставление версий понятийного и концептуального мышления приводит к выводу о том, что в ресурсологическом аспекте их целесообразно рассматривать как взаимодополнительные. В таком ракурсе выявляется роль концепта в конструировании дополненной и объективной реальности на основе осознаваемых понятийно-концептуальных представлений не только в «ментальном опыте» (в проектах), но и в опыте личностных переживаний этой реальности как когнитивных ресурсных состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CONCEPTUAL STATE AS A COGNITIVE RESOURCE

The article views the problem of conceptual states of personal consciousness as a complex systemic unity, accumulating resources, intentional use of which can lead to cognitive evolution of a person at the highest level. It is noted, that there are various approaches to determination of the phenomenon «state», in particular, from the point of view of coping-resources theory («coping behavior»); within the limits of «conceptual structures» theory, the theory of «quantum states», etc. Confrontment of notional and conceptual thinking leads to the conclusion, that in resourceological aspect it is sound to consider them as being intercomplementary. This perspective reveals the role of concept in construction of augmented and objective realities on the basis of reportable notional-conceptual ideas not only in «mental experience» (in projects), but also in personal emotional experience of this reality as cognitive states.

Текст научной работы на тему «Концептуальное состояние личности как когнитивный ресурс»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-13 УДК 81

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК КОГНИТИВНЫЙ РЕСУРС

Майорова О.А.

В статье рассматривается проблема концептуальных состояний сознания личности как сложной системной целостности, аккумулирующей ресурсы, сознательное использование которых призвано обеспечивать когнитивную эволюцию человека на высшем уровне. Отмечается, что существуют различные подходы к определению феномена «состояние», в частности, с позиции теории копинг-ресурсов («совладающее поведение»), в рамках теории «концептуальных структур», теории «квантовых состояний» и др. Сопоставление версий понятийного и концептуального мышления приводит к выводу о том, что вресурсологическом аспекте их целесообразно рассматривать как взаимодополнительные. В таком ракурсе выявляется роль концепта в конструировании дополненной и объективной реальности на основе осознаваемых понятийно-концептуальных представлений не только в «ментальном опыте» (в проектах), но и в опыте личностных переживаний этой реальности как когнитивных ресурсных состояний.

Ключевые слова: концептуальное состояние; когнитивные ресурсы; концепт; концептуальное мышление; концептуальная интеграция.

PERSONAL CONCEPTUAL STATE AS A COGNITIVE RESOURCE

Mayorova O.A.

The article views the problem of conceptual states ofpersonal consciousness as a complex systemic unity, accumulating resources, intentional use of which can lead to cognitive evolution of a person at the highest level. It is noted, that there are various approaches to determination of the phenomenon «state», in particular, from the point of view of coping-resources theory («coping behavior»); within the limits of «conceptual structures» theory, the theory of «quantum states», etc. Confrontment of notional and conceptual thinking leads to the conclusion, that in resourceological aspect it is sound to consider them as being intercomplementary.

This perspective reveals the role of concept in construction of augmented and objective realities on the basis of reportable notional-conceptual ideas not only in «mental experience» (in projects), but also in personal emotional experience of this reality as cognitive states.

Keywords: conceptual state; cognitive resources; concept; conceptual thinking; conceptual integration.

Еще до оформления лингвокогнитологии как самостоятельного направления в рамках когнитивной науки (в конце прошлого века) было сформулировано положение, согласно которому «поведение человека должно описываться и объясняться в терминах внутренних состояний (выделено нами. - О.М.) человека» [6]. Целью настоящей статьи является рассмотрение концептуального состояния сознания личности как сложной системной целостности, аккумулирующей ресурсы на базе «языковой когниции» (В.З. Демьянков), продуктивное и сознательное использование которых призвано обеспечивать когнитивную эволюцию человека на высшем уровне.

По сравнению с психическими процессами и свойствами психические состояния изучены значительно меньше, а в «отсутствии признанных научным сообществом теоретических концепций» ощущается «острый дефицит в литературе, посвященной проблеме психических состояний» [11, с. 5]. Тем не менее, за последние годы наметилось повышение интереса к рассматриваемой проблеме как в рамках классических направлений, так и квантовой физики. Так, на Шестой международной конференции по когнитивной науке были представлены материалы по таким проблемам, как «оптимальное функциональное состояние» [5]; «механизмы психофизиологических состояний»; «состояния монотонии» [1]; «состояния со сниженным уровнем бодрствования»; «состояния монотонии» [2]; «состоянии спокойного бодрствования при анализе изменений сигнала МРТ» [3]; «актуальное состояния сознания взаимодействующих субъектов» [4].

Фундаментальным положением квантовой физики является постулат «о наличии в окружающей нас реальности особого типа состояний, которые выходят за рамки привычных представлений, не имеют языка описания в классической физике и существуют под названием «магических». В квантовой физике - это т. н. запутанные состояния (entangled states), являющиеся неотъемлемой частью реальности [7, с. 23]. Осознание и учет запутанных состояний способно, с точки зрения С.И. Доронина, коренным образом изменить наше привычное миропонимание и вывести его на качественно новый уровень. Эти фантастические возможности квантовая теория научилась использовать на практике в технических устройствах [7, с. 23-24].

С точки зрения здравого рассудка наше нормальное (разумное) состояние сознания представляет собой лишь одну из форм сознания, тогда как другие, совершенно отличные от него, формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой. «За тонкой поверхностью сознания человека лежит относительно неизведанная область психической деятельности, природа и функции которой никогда не были ни систематически исследованы, ни адекватно изучены» [8]. Это так называемые измененные состояния сознания (ИСС) типа мечтаний и грез, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации, истерических состояний диссоциации и деперсонализации, фармакологически индуцированных психических расстройств и т.д.

Многие люди на протяжении всей жизни даже не подозревают об их существовании, если не обнаружатся никаких предпосылок и стимулов для их пробуждения. Наша картина мира не может быть полной без учета этих состояний.

Состояния сознания (в том числе и изменённые состояния сознания) не следует редуцировать к простым феноменальным проявлениям, или чувствам - радости, счастья, интереса, гнева, страха и т.д., которые регистрируются (экстрагируются, осознаются) на основе когнитивной дедукции. Чтобы «увидеть» факт смены состояния сознания, субъекту нужно «отойти от своей феноменологической методологии и объективизировать свои феноменальные состояния, чтобы понять, что дискретный переход в иное состояние сознания был совершён; такое, например, иногда происходит при осознании себя спящим» [12].

С научных позиций исследователи выделяют два класса состояний:

1) «естественные», или «обычные», состояния сознания: бодрствование, сновидение и глубокий сон, в которые человек ежедневно погружается каждые 24 часа в цикле суточных ритмов;

2) изменённые состояния сознания (ИСС) - отклонения от нормы в субъективных переживаниях, вызываемые либо искусственным путем (индуцирование психоактивными веществами или процедурами типа погружения в камеру сенсорной депривации), либо психотехнически (религиозные обряды, холотропная терапия, по Грофу, аутогенная тренировка, НЛП), либо возникающие спонтанно в экстремальных условиях.

Когнитивная деятельность определяется нами как комплекс осознанных действий (умственных и практических), направленных на активное постижение и понимание познаваемых вещей, добывание проективного знания и конструирование на этой основе реальности, значи-

мой для субъекта. Методологической основой нашего исследования выступают следующие фундаментальные постулаты М. Полани:

1) постижение не является ни произвольным процессом, ни пассивным опытом, а ответственным актом, предполагающим личное участие познающего субъекта в актах понимания;

2) получаемое в актах познания и понимания знание характеризуется объективностью и проективностью [10, с. 18-19].

Одной из актуальных задач когнитивной лингвистики является исследование ресурсного потенциала личности, обеспечивающего порождение определенных когнитивных установок и их реализацию. Эти установки формируются на основе концептуальных способностей, «не представленных в актуальных внешних обстоятельствах и отсутствующих в усвоенных индивидуальных знаниях» [16, с. 238] и зависящих от уровня «сформированности концептуальных структур» [16].

Ресурсогенерирующая функция концептуальной способности обусловлена рядом факторов, а именно:

1) обеспечение аккумуляции личностного экзистенциального и социокультурного опыта по мере собственного роста и развития;

2) осознанное осмысление и интерпретация этого опыта;

3) конструирование на этой основе дополненной реальности (augmented reality) и значимой «объективной реальности»;

4) сознательное управление этими процессами с целью выхода на более высокий уровень саморегуляции психической деятельности.

Разумеется, этот перечень не является исчерпывающим, но для целей настоящей статьи вполне достаточным. Следует отметить, что такие факторы, как осознанность, становление механизмов саморегуляции психической деятельности, формирование новых смыслов, конструктивность встречаются у многих авторов в той или иной последовательности в связи с понятием «совладающее поведение». Термин «совладающее поведение» является переводной копией термина «копинг-ресурсы». Термин «копинг» был предложен А. Маслоу (от англ. «to cope» - совладать, преодолевать) и первоначально использовался в значении «сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса», а в российской психологии стал употребляться в переводном варианте « совладающее поведение, или психологическое преодоление» [13].

В рамках названного подхода копинг-ресурсы включаются в когнитивную систему в качестве одного из компонентов комплекса био-социо-культурологических ресурсов, используемых для преодоления стрессовых ситуаций [18].

В настоящее время, по мнению С.К. Нартовой-Бочавер, хотя и наблюдается расширение сфер употребления данного термина при «пересадке» его на «отечественную почву», он «не может претендовать на эвристическую универсальность» [9, с. 28, с. 21].

Е.А. Хазова, например, выделяет также три фактора, но в несколько иной интерпретации и применительно к понятию «совладающее поведение». Автор, в частности, пишет о том, что концептуальные способности «определяют способы отражения и воспроизведения реальности в индивидуальном ментальном опыте», «за счет формирования способности к осознанному и произвольному контролю оказывают прямое влияние на становление механизмов саморегуляции психической деятельности», «позволяют при обработке информации не только осмысливать и интерпретировать опыт, формировать смыслы, но и конструировать систему представлений о мире и себе» (выделено нами. - О.М.) [15, с. 683].

Отметим, что выделенные в вышеприведенных цитатах фрагменты соприкасаются в определенной степени с парадигмой репрезентации (другие названия - парадигма Просвещения, ньютоновская парадигма, картезианская парадигма, механистическая парадигма, парадигма зеркала природы, парадигма отражения). Суть ее заключается в идее «предзаданности» од-ного-единственного истинного и простого чувственного мира, который отзеркаливается или картографируется субъектом при помощи эмпирических методов. Сегодня эта идея представляется «безнадёжно и тотально» наивной. Само по себе картографирование вполне приемлемо, однако при этом упускается из виду и игнорируется личность самого картографа. Кстати, так происходило и с языком, когда он изучался «в себе самом и для себя» без учета говорящей личности. Между тем «Личность не имеет неизменной сущности в той мере, в какой она имеет историю, и картограф будет создавать совершенно разные карты на разных стадиях своей истории, своего роста и развития. Так что в этом процессе развития субъект будет изображать мир совершенно по-разному, опираясь не столько на то, что действительно находится «там», в предзаданном мире, сколько во многом на то, что сам субъект привносит в картину» [14, с. 126-127].

Развитие идеи о концептуальных способностях мы находим в концепции М.А. Холодной о природе концептуальных структур: «Концептуальные структуры - это ментальный субстрат, на основе которого формируются понятийные способности (выделено нами. - О.М.) и который контролирует состояние индивидуальных интеллектуальных ресурсов. То, как

человек понимает и интерпретирует действительность, включая оперирование понятиями (выделено нами. - О.М.) зависит от уровня концептуальных структур» [16]. При этом автор формулирует фундаментальное новаторское положение об «уровне сформированности концептуальной структуры», показателем которой выступают пять признаков: «иерархичность ^наличие семантических уровней разной степени обобщенности), интегративность (разнообразие когнитивного состава концепта (выделено нами. - О.М.), включая одновременное участие словесно-речевой, визуальной, тактильной и др. модальностей), экстенсивность (широта семантического поля концепта (выделено нами. - О.М.), избирательность (регулируемость процессов переработки информации в ментальном пространстве концепта (выделено нами. -О.М.)), интенсивность (мера включенности в состав концепта (выделено нами. - О.М.) сенсорно-эмоциональных впечатлений.

Как видно из приведенных цитат, М.А. Холодная, как кажется, отождествляет понятие с концептом, хотя ее рассуждения подводят нас вплотную к идее о взаимодополняемости указанных феноменов, а, следовательно, понятийного и концептуального мышления.

В отношении концепта нам представляется более целесообразным говорить о конструировании дополненной и объективной реальности на основе осознаваемых концептуальных представлений не только в «ментальном опыте» (в проектах), но и в опыте личностных переживаний этой реальности, дополняемой конкретными осязаемыми конструкциями и проживания в ней. Подтверждение такого подхода мы обнаруживаем в работах М.Н. Эпштейна, который и ввел (или, во всяком случае, продуктивно использовал) понятие «концептуальное мышление» в рамках концепции концептивизма.

В рассуждениях по поводу концептуального мышления М.Н. Эпштейн, опираясь на философов Ф. Ницше, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, пишет: «Переход от анализа и критики философских текстов к концептивному мышлению как основной функции философии осуществляется в поздних трудах Ж. Делеза и Ф. Гваттари, направленных именно на масштабное обновление философского языка, синтез новых концептов и терминов» Согласно концептивизму, задача философии - не объяснять и не изменять существующий мир, а расширять и умножать «мирность» мира, его концептуальную мыслимость, которая не сводима к одному из миров».

[17].

М.Н. Эпштейн рассматривает концептивизм «как продолжение и одновременно преодоление этой тенденции. [17]. «Лингвистический поворот» переходит из аналитической в синтетическую фазу, ставя перед гуманитарными науками, в том числе филологии и литературоведения, задачу инновационной значимости: «не просто исследовать, но и расширять существую-

щий язык, синтезировать новые слова, понятия, универсалии, лексические и концептуальные поля, вводить новые языковые правила, увеличивать объем говоримого, а значит, и мыслимого» [17].

Перефразируя слова М. Эпштейна относительно развития философии [17], можно сказать, что концептуализация (конципирование) «есть не смена направлений, но ускорение смысловых событий, уплотнение их в единицах времени». Концептуализция не объясняет действительность и не изменяет ее, но создает собственную историю созидания возможных миров».

Конципирование, или концептуализация, способствует выходу за пределы физически пред-заданной природы, имея в виду ни улучшения, ни какого бы то ни было усовершенствования естества (здесь мы отвлекаемся от проблемы совершенствования природы самого человека, что требует отдельного разговора), «а полагание новых форм бытия, которые еще исторически и технически не оформились и нуждаются в метафизических началах, основополагающих принципах, прежде чем ими могут заняться ученые, инженеры, политики и другие теоретики и практики позитивных дисциплин. Эта концептивная идея есть результат стараний духа в продолжение его серьезнейшей двадцатипятивековой работы стать для самого себя объективным, познать себя как первоначало существующего мира - с тем, чтобы в дальнейшем закладывать начала еще не существующих миров» [17, с. 64].

Концептуализация, таким образом, нацелена на то, чтобы обнаруживать «зародыш новых существований», новых «мыслимостей», «проектов» как ресурсов для «сотворения новых родов бытия» [17, с. 65.].

Сопоставление концепций понятийного и концептуального мышления приводит нас к выводу о том, что оба подхода можно рассматривать как взаимодополнительные в рамках теории квантовых «запутанных состояний» С.И. Доронина.

Список литературы

1. Алмаев Н.А. Семантика звука: психофизиологические механизмы // Шестая международная конференция по когнитивной науке 23-27 июня 2014 г., Калининград, Россия. С. 126128.

2. Арсеньев Г.Н. Зрительно-моторная координация во время снижения уровня бодрствования // Шестая международная конференция по когнитивной науке 23-27 июня 2014 г., Калининград, Россия. С. 136-137.

3. Верхлютов В.М. Модификация и динамика сетей состояния покоя при просмотре и воображении видеосюжетов / В.М. Верхлютов, П.А. Соколов, В.Л. Ушаков, В.Б. Стрелец // Шестая международная конференция по когнитивной науке 23-27 июня 2014 г., Калининград, Россия. С. 209-210.

4. Гребенщикова Т.А. Интенциональная структура семейного дискурса // Шестая международная конференция по когнитивной науке 23-27 июня 2014 г., Калининград, Россия. С. 244-245.

5. Данилова Н.Н. Зрительно-аналитические способности человека: психофизиологическое исследование, оперирующее понятиями частотно-селективных генераторов осциллятор-ной активности мозга // Шестая международная конференция по когнитивной науке 23-27 июня 2014 г., Калининград, Россия. С. 258-260.

6. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода. URL: http://www.infolex.ru/Cogni.html (дата обращения 14. 05. 2015). (Электронная версия статьи, опубликованной в ВЯ), 1994, № 4. С. 17-33.

7. Доронин С.И. Квантовая магия. - СПб.: ИГ «Весь», 2010. 336 с.

8. Людвиг Арнольд М. Измененные состояния сознания // Арнольд М. Людвиг // Тарт Чарльз. Измененные состояния сознания. URL: http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/onli-ne_psistr3/218.php с. 14-36 (дата обращения 29.06.2015).

9. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. Т. 18. 1997. № 5. С. 20-30.

10. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии / Пер. с англ. // М. Полани; общ. ред. В.А. Лекторского и В.И. Аршинова. - М.: Прогресс, 1985. 344 с.

11. Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. 624 с. (Университетское психологическое образование).

12. Пустошкин Е. Трансформации сознания в интегральной психологии. Ч. 2: Структуры и состояния. URL: http://eroskosmos.org/transformations-of-consciousness-part-2 (дата обращения 29. 06. 2015).

13. Симатова О.Б. Копинг-стратегии и копинг-ресурсы как мишени превентивного воздействия в профилактике аддиктивного поведения подростков. URL: http://deviatio2010.vlsu.ru/index. php (дата обращения 27.06.2015).

14. Уилбер К. Краткая история всего / Пер. с англ. Е. Пустошкина. - М.: ПОСТУМ, 2015. 624 с.

15. Хазова С.А. Концептуальные способности, ментальные ресурсы и совладающее поведение субъекта // Шестая международная конференция по когнитивной науке. 23-27 июня 2014 г., Калининград, Россия. Тезисы докладов. С. 683-684.

16. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 288 с.

17. Эпштейн М.Н. Вокруг слова. « » Знак пробела, или К экологии текста // Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. - М.: Новое лит. обозрение, 2004. С. 171-370.

18. Hobfoll S.E. The Ecology of Stress. - Washington, DC: Hemisphere. 1988.

References

1. Almaev N.A., Skorik S.O. Shestaya mezhdunarodnaya konferentsiyapo kognitivnoy nauke 23-27 iyunya 2014 g., Kaliningrad, Rossiya [The 6th international conference on cognitive science June 23-27, 2014, Kaliningrad, Russia]. Pp. 126-128.

2. Arsen'ev G.N., Tkachenko O. N., Ukraintseva Yu. V. Shestaya mezhdunarodnaya konferentsiya po kognitivnoy nauke 23-27 iyunya 2014 g., Kaliningrad, Rossiya [The 6th international conference on cognitive science June 23-27, 2014, Kaliningrad, Russia]. Pp. 136-137.

3. Verkhlyutov V. M., Sokolov P.A., Ushakov V.L., Strelets V.B. Shestaya mezhdunarodnaya konferentsiya po kognitivnoy nauke 23-27 iyunya 2014 g., Kaliningrad, Rossiya [The 6th international conference on cognitive science June 23-27, 2014, Kaliningrad, Russia]. Pp. 209-210.

4. Grebenshchikova T.A., Zachesova I.A. Shestaya mezhdunarodnaya konferentsiya po kognitivnoy nauke 23-27 iyunya 2014 g., Kaliningrad, Rossiya [The 6th international conference on cognitive science June 23-27, 2014, Kaliningrad, Russia]. Pp. 244-245.

5. Danilova N.N. Shestaya mezhdunarodnaya konferentsiya po kognitivnoy nauke 23-27 iyunya 2014 g., Kaliningrad, Rossiya [The 6th international conference on cognitive science June 23-27, 2014, Kaliningrad, Russia]. Pp. 258-260.

6. Dem'yankov V.Z. Kognitivnaya lingvistika kak raznovidnost' interpretiruyushchego podkhoda [Cognitive linguistics as a type of interpreting approach]. http://www.infolex.ru/Cogni.html (accessed May 14, 2015).

7. Doronin S.I. Kvantovaya magiya [Quantum magic]. - SPb.: «Ves'» Publ., 2010. 336 p.

8. Lyudvig Arnol'd M. Izmenennye sostoyaniya soznaniya [Altered state of consciousness Tart Charl'z. Izmenennye sostoyaniya soznaniya: http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/ online_psistr3/218.php p. 14-36 (accessed June 29, 2015).

9. Nartova-Bochaver S.K. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. Vol. 18, no. 5 (1997): 20-30.

10. Polani M. Lichnostnoe znanie : Na puti kpostkriticheskoy filosofii [Personal knowledge: on the way to postcritical philosophy] Per. s angl. / M. Polani; оbsh. red. V.A. Lektorskogo i V.I. Arshi-nova. - Moscow: Progress Publ., 1985. 344 p.

11. Prokhorov A O., Valiullina M.E., Gabdreeva G.Sh., Garifullina M.M., Mendelevich V.D. Psik-hologiyasostoyaniy: Uchebnoeposobie [Psychology of states: training book]. - Moscow: «Kogi-to-Tsentr» Publ., 2011. 624 p.

12. Pustoshkin E. Transformatsii soznaniya v integral'noy psikhologii. Ch. 2: Struktury i sostoyaniya [Consciousness transformations in integral psychology. Part 2: structures and states]. http://eros-kosmos.org/transformations-of-consciousness-part-2 (accessed June 29, 2015).

13. Simatova O.B. Koping-strategii i koping-resursy kak mishenipre-ventivnogo vozdeystviya vpro-filaktike addiktivnogo povedeniya podrostkov [Coping-strategies and coping-resources as targets of preventive influence in prevention of addictive behavior of teenagers]. http://deviatio2010.vlsu. ru/index.php (accessed June 27, 2015).

14. Uilber K. Kratkaya istoriya vsego [A brief history of everything]. - Moscow: POSTUM Publ., 2015. 624 p.

15. Khazova S.A. Shestaya mezhdunarodnaya konferentsiya po kognitivnoy nauke 23-27 iyunya 2014 g., Kaliningrad, Rossiya [The 6th international conference on cognitive science June 23-27, 2014, Kaliningrad, Russia]. Pp. 683-684.

16. Kholodnaya M.A. Psikhologiya ponyatiynogo myshleniya: Ot kontseptual'nykh struktur k po-nyatiynym sposobnostyam [Psychology of clear thinking: from conceptual structures to clear abilities]. - Moscow: «Institut psikhologii RAN» Publ., 2012. 288 p.

17. Epshteyn M.N. Vokrug slova. « » Znakprobela, ili K ekologii teksta [« » Space mark, or to the question of text ecology]. - Moscow: Novoe lit. obozrenie, 2004. Pp. 171-370.

18. Hobfoll S.E. The Ecology of Stress. - Washington, DC: Hemisphere. 1988.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Майорова Ольга Анатольевна, доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка, кандидат филологических наук

Башкирский государственный медицинский университет

ул. Ленина, 3, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450000, Россия e-mail: gamka1@yandex.ru SPIN-код в Science Index: 3193-0742

DATA ABOUT THE AUTHOR

Mayorova Olga Anatolievna, associate professor at the Chair of Foreign Languages with the Course of Latin

Bashkir State Medical University

3, Lenin street, Ufa, Bashkortostan, 450000, Russia

e-mail: gamka1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.