Научная статья на тему 'Некоторые общие замечания о направлениях прикладной лингвистики'

Некоторые общие замечания о направлениях прикладной лингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1207
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ОБЪЕКТ / ПРЕДМЕТ / МЕТОД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Батюшкина М.В.

В статье представлены результаты анализа предмета прикладной лингвистики, которая занимается разработкой методов решения практических задач, связанных с использованием языка, и объединяет парадигмы гуманитарных и естественных наук. Предлагается широкая трактовка понятия «прикладная лингвистика». Прикладной лингвистики касаются все те сферы деятельности, где применяются лингвистические знания: педагогика, социология, психология, информатика, математика, медицина, физика; преподавание языков, перевод, машинный перевод, создание искусственных языков, составление словарей, разработка формальных моделей языков, автоматическая обработка естественных языков, лингвистическая экспертиза и др. Выводы, сделанные автором статьи, могут быть использованы для проведения дальнейших исследований по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMON NOTES OF THE SOME KINDS OF APPLIED LINGUISTICS

In this article the author presents the analysis of the phenomenon of applied linguistics. Applied linguistics deals with development of methods for solving practical problems related to the use of the language; it also accumulates humanitarian and natural sciences paradigmatic base. The wide definition of the notion "Applied Linguistics" is given in the article. All spheres of activities, where the linguistic knowledge is used, are related to applied linguistics. They are pedagogy, sociology, psychology, informatics, mathematics, medicine, physics; language teaching, translation, machine translation, the creation of artificial languages and dictionaries, development of formal models of languages, automatic processing of natural languages, linguistic expertise, etc. The conclusions reached by the author of the scientific article can be used to conduct further research on this issue.

Текст научной работы на тему «Некоторые общие замечания о направлениях прикладной лингвистики»

УДК 81, 81'33

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О НАПРАВЛЕНИЯХ ПРИКЛАДНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

В статье представлены результаты анализа предмета прикладной лингвистики, которая занимается разработкой методов решения практических задач, связанных с использованием языка, и объединяет парадигмы гуманитарных и естественных наук. Предлагается широкая трактовка понятия «прикладная лингвистика». Прикладной лингвистики касаются все те сферы деятельности, где применяются лингвистические знания: педагогика, социология, психология, информатика, математика, медицина, физика; преподавание языков, перевод, машинный перевод, создание искусственных языков, составление словарей, разработка формальных моделей языков, автоматическая обработка естественных языков, лингвистическая экспертиза и др. Выводы, сделанные автором статьи, могут быть использованы для проведения дальнейших исследований по данной проблематике.

Ключевые слова: теоретическая и прикладная лингвистика, междисциплинарность, объект, предмет, метод.

М. В. Батюшкина M. V. Batyushkina

COMMON NOTES OF THE SOME KINDS OF APPLIED LINGUISTICS

In this article the author presents the analysis of the phenomenon of applied linguistics. Applied linguistics deals with development of methods for solving practical problems related to the use of the language; it also accumulates humanitarian and natural sciences paradigmatic base. The wide definition of the notion "Applied Linguistics" is given in the article. All spheres of activities, where the linguistic knowledge is used, are related to applied linguistics. They are pedagogy, sociology, psychology, informatics, mathematics, medicine, physics; language teaching, translation, machine translation, the creation of artificial languages and dictionaries, development of formal models of languages, automatic processing of natural languages, linguistic expertise, etc. The conclusions reached by the author of the scientific article can be used to conduct further research on this issue.

Keywords: theoretical and applied linguistics, interdisciplinarity, object, subject, method.

Научных исследований, посвященных направлениям прикладной лингвистики, немало (В. А. Звегинцев [1], А. Н. Баранов [2], Э. В. Семенова [3] и др.). Каждая из таких работ ценна научным видением автора, сосредоточением на ключевой идее. Однако до настоящего времени не сложилось единого понимания феномена прикладной лингвистики. Поэтому опыт, накопленный в рассмотрении различных направлений и дисциплин, относящихся к прикладной лингвистике, требует обобщения и осмысления.

Актуальность и дискуссионность обозначенной темы выражается прежде всего в аспектах, связанных, с одной стороны, с происходящими процессами интеграции разных видов знания, с другой стороны, с необходимостью дифференциации предметной области лингвистики и других областей гуманитарных наук.

Безусловно, сквозь многочисленные слои научных аспектов и с учетом состояния современной лингвистической науки, открытий в других областях научного знания просматривается широкая панорама новых положений, способствующих процессам обновления и трансформации накопленных теоретических воззрений и упрочению связей с практикой. Это касается содержания и объема лингвистических понятий, научного статуса и взаимосвязи языковедения и речеведения, проблем соотношения языка, речи и мышления, естественных и искусственных языков, теории текста и дискурса.

Области междисциплинарных исследований, интегрирующие понятия лингвистики и других фундаментальных наук, возникли в целях разностороннего исследования языкового и речевого аспектов коммуникации. В процессе развития междисциплинарных областей знания понятия одной из фундаментальных наук становились доминирующими, на их основе с помощью комплексного метода происходи-

ло моделирование различных направлений прикладной лингвистики.

Поскольку с языковым и речевым аспектами коммуникации связана практически любая человеческая деятельность, как гуманитарные, так и естественные науки, то к началу XXI века образовалось несколько областей междисциплинарных исследований, которые можно отнести соответственно к гуманитарному либо естественно-научному направлению.

Развитие гуманитарных направлений прикладной лингвистики начинается во второй половине XX века в нескольких ракурсах, с преимущественным применением того или иного методологического аппарата. В связи с тем что лингвистика XX века развивалась главным образом как структурная, речевой аспект коммуникации стал предметом изучения философии, социологии, психологии, методики изучения языка. В результате появились такие направления, как теория речи, теория речевой деятельности, теория текста, теория дискурса. Исходным в данных теориях является понятие текста как речевого знака, а ключевым свойством речи - ее коммуникативные атрибуты, обусловленные когнитивными и социокультурными процессами. Поскольку многоплановость речи - явление более широкое и сложное, чем многоуровневость системы языка, для описания данного понятия было недостаточно понятий и терминов, используемых для описания системы языка. Возникла необходимость интеграции понятий лингвистики и наук, изучающих вербальные и невербальные аспекты коммуникации.

На основе взаимосвязи понятийных систем лингвистики и психологии произошло становление и развитие психолингвистики (Н. И. Жинкин [4], А. А. Залевская [5], А. А. Леонтьев [6], В. И. Карасик [7], Н. В. Уфимцева [8] и др.). Основными задачами психолингвистики стало изучение языковой

способности и речевой деятельности человека, механизмов порождения и восприятия речи, соотношения языка, речи и мышления, языкового сознания, процессов формирования умственных способностей, диагностирование психики лингвистическими методами. Сегодня к психолингвистике могут быть отнесены такие дисциплины, как теория речевой деятельности, теория речемыслительного процесса, патопсихолингвистика, психолингвистическая диагностика, психотерапевтическая речь и др. Кроме того, благодаря совмещению психологического и лингвистического знаний, по-новому может быть интерпретирован целый ряд феноменов нейролингвистического программирования.

На стыке биологии и лингвистики произошло становление биологической (медицинской) лингвистики, изучающей способы коррекции и лечения речевых расстройств у детей и взрослых, проблемы артикуляции произношения, трудности обучения грамоте детей с патологией речи и других высших психических функций. Отметим, что речевая функциональная система и речевое развитие в рамках биологической лингвистики рассматриваются в двух основных аспектах: нейропсихолингвистическом (В. Э. Пашковский [9], К. Ф. Седов [10] и др.) и нейролингвистическом (А. Р. Лу-рия [11], Т. В. Ахутина [12]). Как следствие, к дисциплинам биологической лингвистики закономерно отнести нейро-лингвистику, дефектологию, логопедию, логотерапию, психиатрическую лингвистику, теорию механизмов речи (прикладное изучение артикуляционных и нейродинамических свойств речи).

Язык является наиболее важным средством обучения, в связи с чем некоторые исследователи выделяют педагогическую (дидактическую) прикладную лингвистику (Л. З. Шакирова [13]). Следует заметить, что в отечественной науке такое направление, более известное как методика изучения языка, подразделяется на два основных направления: лингвометодику и лингводидактику. Лин-гвометодика изучает формы, средства и приемы обучения языку, определяет параметры содержания обучения языку применительно к целям обучения (А. В. Текучев [14]). Лин-гводидактика изучает методику составления и использования учебных пособий, дидактическое структурирование лингвистического материала, типологию, структуру и содержание учебных действий (Н. М. Шанский [15], В. М. Шакле-ин [16], Н. Д. Гальскова [17]). Внедрение информационных технологий в процесс обучения языку обусловило развитие компьютерной (электронной) лингводидактики (М. А. Бов-тенко [18], А. Д. Гарцов [19]).

Отметим, что в результате корреляции психолингвистики, биологической лингвистики и педагогической лингвистики развиваются такие дисциплины, как основы речевой культуры дефектолога, филологические основы дефектологического образования, сурдопедагогика и тифлопедагогика.

На стыке социологии и лингвистики получила развитие социолингвистика, предметом которой стало научное описание языка как социального факта. К проблематике социолингвистики относятся социальный статус языка и языковой политики, национальные языки, языки межэтнического и международного общения, социальные аспекты, детерминанты и модели речевого поведения, литературный язык,

диалекты, наречия и жаргоны (В. И. Беликов [20], Л. П. Кры-син [21], А. С. Герд [22], И. В. Шерстяных [23] и др.).

По мнению А. С. Герда, социолингвистика делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя занимается вопросами функционирования литературного языка, функциональных стилей и восприятия речи; внешняя - вопросами языка и этнической истории народа, языка и этнической идентичности, языка и миграции, билингвизма, полистатусности языков, языка и идеологии [22, с. 115].

Лингвистическая философия раскрывает проблемы понимания языка и его «внутренней формы», освоения человеческим сознанием действительности с помощью языка, диалектической взаимосвязи языка и мышления, проблемы влияния языка на особенности этноса-носителя этого языка (А. З. Гафарова [24], С. Б. Никонова [25], Т. А. Орлова [26]). Истоки лингвистической философии - в работах В. фон Гумбольдта, Э. Сепира, М. Хайдегера, В. Вундта, Э. Кассирера и других философов.

Такая междисциплинарная область исследования, как теория дискурса по происхождению и по методам может быть рассмотрена как одно из направлений лингвистической философии (Н. Д. Арутюнова [27], В. И. Карасик [28], В. Е. Чернявская [29] и др.). При этом отметим, что в рамках исследования феномена дискурса изучаются не только лингвистические, но и социологические, психологические, семиотические и иные аспекты коммуникации. В частности, Н. Д. Арутюнова определяет дискурс как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном плане; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)» [27, с. 136].

Теория перевода (переводоведение), иностранный язык для профессиональной коммуникации, язык для специальных целей, лексикография (теория и практика составления словарей), документоведение, редактирование, лингвистический анализ текста могут быть рассмотрены в качестве направлений лингвистической герменевтики. В основе указанных дисциплин - понимание текста. Теоретические основы лингвистической герменевтики описаны А. В. Глаз-ковым [30], А. М. Камчатновым [31].

В сфере общественных отношений, регулируемых правом, на основе юриспруденции, лингвистики, герменевтики и логики развивается юридическая/правовая/лингвистика (Е. И. Галяшина [32], Н. Д. Голев [33], К. И. Бринев [34], М. А. Осадчий [35] и др.). Цели юридической лингвистики обусловлены правотворческим, правоприменительным и экспертно-консультационным видами юридической деятельности. Поэтому к основным задачам юридической лингвистики можно отнести: обеспечение лингвистического качества текстов, обладающих юридической значимостью; лингвистическую экспертизу и толкование текстов; диагностику и идентификацию лиц по устной и письменной речи; лингвистическую квалификацию высказываний; выявление особенностей восприятия и понимания материалов экстремистской и террористической направленности различными целевыми аудиториями; выявление способов оказания воздействия на различные целевые аудитории.

В русле юридической лингвистики развиваются такие направления и дисциплины, как русский язык в деловой коммуникации (в международном общении), юридическая риторика, лингвистическая экспертиза законодательного текста, судебное речеведение, судебная речеведческая экспертиза, лингвистическая конфликтология, документальная (документная) лингвистика.

На стыке лингвистики, истории, политологии и культурологии развивается политическая лингвистика (В. Н. Базы-лев [36], О. И. Воробьева [37], А. П. Чудинов [38], Е. О. Шей-гал [39] и др.). К задачам политической лингвистики относится исследование феномена политического дискурса и его стратегий, механизмов порождения и функционирования политических текстов, лингвистической персоноло-гии (в том числе речевых портретов политических лидеров), средств выражения этнополитических стереотипов, устной публичной речи, коммуникативных тактик и речевых приемов, политических метафор и концептов и т. д. По мнению В. Н. Базылева, «российский политический дискурс может быть осмыслен в разнообразных связях с историей страны, историей русской общественной мысли и историей словесного искусства» [36, с. 6].

Рассмотрим направления прикладной лингвистики, зарождение и развитие которых обусловлено интеграцией с точными науками: физикой, математикой и информатикой.

К физической лингвистике относятся такие направления и дисциплины, как инженерная лингвистика, экспериментальная фонетика, акустика речи, модели и методы распознавания речи, идентификация личности по фонограммам речи, фоноскопическая экспертиза, фоноскопичес-кое исследование фонограмм речи (Р. Г. Пиотровский [40], Г. Шайхиев [41] и др.).

К математической лингвистике могут быть отнесены направления и дисциплины, рассматривающие формальные модели языка, использование математических методов для описания языка и речевой деятельности, теория лингвистического моделирования, лингвистическая статистику. Данные аспекты, в частности, освещены в работах В. А. Лапшина [42], Ю. С. Мартемьянова [43], Г. М. Сергиевского [44].

Во взаимосвязи с лингвистической герменевтикой, физической и математической лингвистикой особенно активно развивается компьютерная лингвистика (А. А. Баркович [45], А. В. Зубов [46], Л. Л. Нелюбин [47], Р. К. Потапова [48], Ю. Н. Филиппович [49], В. А. Яцко [50] и др.). Возникновение компьютерной лингвистики обусловлено развитием информационных систем, технологии машинного перевода, массовым внедрением компьютеров и электронных языковых ресурсов в жизнь общества (электронных коллекций словарей и текстов, различных баз данных).

Компьютерная лингвистика изучает проблемы получения, хранения, обработки и передачи информации, автоматического перевода и аннотирования речи путем создания компьютерных языков программирования, искусственного интеллекта.

На основе компьютерной лингвистики развиваются технологии распознавания речи, синхронного документирования (протоколирования) устных выступлений, текстовой

расшифровки (стенографирования) устных выступлений и фонограмм речи, компьютерного редактирования, автоматической проверки орфографии.

На основе данных физической и компьютерной линг-вистик разрабатываются системы фоноучета и голосового биометрического поиска, которые позволяют собирать и хранить образцы речи и голосовых биометрических признаков, проводить автоматическую идентификацию личности по образцам речи.

Лингвистические технологии находят применение в электронных информационных системах различного назначения: информационно-поисковых, системах машинного перевода, системах автоматического индексирования, аннотирования и реферирования текстов, редакционно-издательских системах, экспертных системах.

Резюмируя изложенное, отметим следующее. Различные лингвистические дисциплины в целом призваны изучать единый (общий) объект - речевую коммуникацию. Поскольку фундаментальная лингвистика делится на лингвистику языка и лингвистику речи, то и направления прикладной лингвистики также подразделяются на языковые и речевые.

Интенсивная интеграция понятий различных наук, отражающая генезис научной мысли в целом и осуществляемая в целях исследования языкового и речевого аспектов коммуникации и их углубленного понимания, обусловила развитие различных междисциплинарных исследований, которые могут быть отнесены к тому или иному направлению прикладной лингвистики. В качестве предмета того или иного направления прикладной лингвистики используются понятия и теоретические модели других наук, с которыми лингвистика взаимосвязана.

В связи с этим к числу наиболее актуальных задач в области прикладной лингвистики относится: с одной стороны, уточнение направлений прикладных лингвистических исследований и сосредоточение внимание на их ключевых характеристиках; с другой стороны, постановка вопроса об использовании методологического потенциала науки о языке в смежных областях научного знания и, наоборот, изучение возможностей применения методологии других наук к исследованию языкового и речевого аспектов коммуникации.

Решение этих задач знаменует собой переход к новому этапу в развитии науки о языке, сопряженному с новым видением теоретического и практического аспектов лингвистики и в целом с усилением ее роли в системе научного знания.

1. Звегинцев В. А. Теоретическая и прикладная лингвистика: учеб. пособие. М.: URSS, 2007. 334 с.

2. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 367 с.

3. Семенова Э. В. Основы теоретической и прикладной лингвистики: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015. 63 с.

4. Жинкин Н. И. Язык - речь - творчество: исследование по семиотике, психолингвистике, поэтике. М.: Лабиринт, 1998. 364 с.

5. Залевская А. А. Введение в психолингвистику: учеб. пособие. М.: РГГИ, 2000. 381 с.

6. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 287 с.

7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: ГНОЗИС, 2004. 389 с.

8. Уфимцева Н. В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М.: ИЯ РАН, 2011. 251 с.

9. Пашковский В. Э. Психиатрическая лингвистика. СПб.: Наука. 1994. 160 с.

10. Седов К. Ф. Нейропсихолингвистика: учеб. пособие. М.: Лабиринт. 2009. 249 с.

11. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1975. 253 с.

12. Ахутина Т. В. Порождение речи: нейролингвистичес-кий анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ. 1989. 213 с.

13. Шакирова Л. З. Педагогическая лингвистика: концепции и технологии. Казань: Магариф, 2008. 270 с.

14. Текучев А. В. Очерки по методике обучения русскому языку. М.: Педагогика, 1980. 227с.

15. Шанский Н. М. Русское языкознание и лингводидак-тика. М.: Рус. яз., 1985. 240 с.

16. Шаклеин В. М. Русская лингводидактика: история и современность. М.: РУДН, 2008.

17. Гальскова Н. Д. Лингводидактика: учеб. пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 240 с.

18. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика. М.: Флинта: Наука. 2005. 215 с.

19. Гарцов А. Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 398 с.

20. Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика: учеб. М.: РГГУ, 2001. 436 с.

21. Крысин Л. П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по совр. рус. яз. и социолингвистике. М.: Языки славянской культуры, 2004. 883 с.

22. Герд А. С. Несколько слов о социолингвистике как направлении прикладного языкознания // Структурная и прикладная лингвистика. 2010. № 8. С. 113-116.

23. Шерстяных И. В. Основы социолингвистики: учеб. пособие. Иркутск: ИГЛУ, 2012. 159 с.

24. Гафарова А. З. Основные идеи лингвистической философии // Вестник научных конференций. 2015. № 3-1(3). С. 43-45.

25. Никонова С. Б. Лингвистическая философия в культурной парадигме современности // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2007. № 36. С. 180-185.

26. Орлова Т. А. Лингвистическая философия и ее значение для современной политической философии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2010. № 1. С. 128-134.

27. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Совет. энцикл., 1990. С. 136-137.

28. Карасик В. И. Дискурс // Дискурс-Пи. 2015. Т. 12. № 3-4. С. 147-148.

29. Чернявская В. Е. Дискурс // Эффективное речевое общение (Базовые компетенции). Словарь-справочник. Электронное издание / Сибирский федеральный ун-т; под ред. А. П. Сковородникова. Красноярск, 2014. С. 134-135.

30. Лингвистическая герменевтика: монография / [А. В. Глазков и др.]. М.: Прометей, 2010. 111 с.

31. Камчатнов А. М. Теоретические основы лингвистической герменевтики и опыт ее приложения к изучению языка славяно-русских переводов Библии: автореф. дис. ... д-ра филол. наук, М., 1996. 40 с.

32. Галяшина Е. И. Методологические основы судебного речеведения: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003. 553 с.

33. Голев Н. Д. Юридическая терминология в контексте доктринального толкования // Сибирский филологический журнал. 2015. № 4. С. 138-148.

34. Бринев К. И. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Кемерово, 2010. 42 с.

35. Осадчий М. А. Русский язык на грани права: функционирование современного русского языка в условиях правовой регламентации речи. М.: URSS: Либроком, 2013. 254 с.

36. Базылев В. Н. Политический дискурс в России // Политическая лингвистика. 2005. № 15. С. 5-32.

37. Воробьева О. И. Политическая лингвистика: политический язык как сфера социальной коммуникации. М.: ИКАР, 2011. 295 с.

38. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. М.: Флинта: Наука, 2006. 254 с.

39. Шейгал Е. О. Семиотика политического дискурса: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2000. 431 с.

40. Пиотровский Р. Г. Лингвистический автомат и его речемыслительное обоснование. Минск: МГЛУ, 1999. 195 с.

41. Шайхиев Г. Физическая лингвистика или происхождение языка. Казань: Новое знание, 2002. 200 с.

42. Лапшин В. А. Лекции по математической лингвистике. М.: Научный мир, 2010. 247 с.

43. Мартемьянов Ю. С. Логика ситуаций. Строение текста. Терминологичность. М.: Языки славянских культур, 2004. 1055 с.

44. Сергиевский Г. М. Введение в математическую лингвистику и теорию автоматов. Конспект лекций. М.: Академия, 2004. 88 с.

45. Баркович А. А. Интернет-дискурс. Компьютерно-опосредованная коммуникация: М.: Флинта: Наука, 2016. 285 с.

46. Зубов А. В., Зубова И. И. Основы искусственного интеллекта для лингвистов: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика». М.: Логос. 2007. 319 с.

47. Нелюбин Л. Л. Автоматизация анализа научного текста // Вопросы языкознания. 1989. № 3. С. 133-135.

48. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика. М.: Либроком, 2012. 364 с.

49. Филлипович Ю. Н. Лингвистическое обеспечение информационных систем. М.: МГУП им. И. Федорова, 2013. 245 с.

50. Яцко В. А. Компьютерная лингвистика или лингвистическая информатика? // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2014. № 5. С. 1-10.

© Батюшкина М. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.