УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10381
НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Александра Сергеевна БОРИСОВА, юрист Владимир Михайлович РЕДКОУС, ведущий E-mail: [email protected] научный сотрудник сектора административного
права и административного процесса Института государства и права Российской академии наук, профессор Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право, административный процесс
Аннотация. В статье выделены актуальные направления совершенствования административно-юрисдикционной деятельности пограничных органов с учетом принятия Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ключевые слова: административный процесс, административная юрисдикция, административная ответственность, производство по делам об административных правонарушениях, пограничные органы, пограничная деятельность.
Annotation. The article highlights relevant areas of improvement of administrative and jurisdictional activities of border agencies, taking into account the adoption of the Concept of the new Administrative Offenses Code of the Russian Federation.
Keywords: administrative process, administrative jurisdiction, administrative responsibility, the proceedings on administrative offenses, border authorities, border activities.
Принятие в 2019 г. Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Концепция КоАП) явилось закономерным итогом и результатом проведенных научных исследований в области правового регулирования административной ответственности1 . Производство по делам об административных правонарушениях является важнейшей составляющей административно-юрисдикционной деятельности, поэтому реформа процессуальных основ производства по делам об административных правонарушениях непременно скажется на характере административно-юрисдикционной деятельности в целом.
С учетом предстоящего принятия нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо заранее
предвидеть направления развития отдельных институтов административной ответственности в области пограничной деятельности с тем, чтобы нововведения не привели к временному снижению эффективности административно-юрис-дикционной деятельности пограничных органов. В связи с этим необходимо, прежде всего, обратить внимание на следующие актуальные положения Концепции КоАП.
В Концепции КоАП справедливо отмечается, что «совершенствование законодательства об административных правонарушениях невозможно осуществлять изолированно от реформирования отраслевого законодательства, проводимого в настоящее время в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности». Это касается и вопросов правового регулирования контрольно-надзорной деятялеьности, осуществля-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
емой в пределах предоставленных полномочий пограничными органами, в частности, осуществляемой в сфере охраны морских биологических ресурсов.
С учетом этого предстоит реформирование всей системы нормативных правовых актов, регламентирующих соответствующие общественные отношения, в частности: федеральных законов: «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ2, «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ3, «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ4, а также подзаконных правовых актов, в том числе и ведомственных5.
Концепция КоАП предусматривает возможность и необходимость принятия ведомственных правовых актов в области производства по делам об административных правонарушениях, однако закрепляет принципиальное требование, предъявляемое к ним: указанными нормативными правовыми актами не может устанавливаться административная ответственность, а также изменяться порядок осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо четко обозначить позицию о невключении данных актов в понятие законодательства об административных правонарушениях (п. 2.1.4 Концепции КоАП).
На характере осуществляемого пограничными органами производства по делам об административных правонарушениях обязательно скажется предполагаемая Концепцией КоАП категоризация административных правонарушений, которую предлагается осуществлять исходя из их характера и степени общественной вредности: угрозы наступления и (или) факта наступления определенных негативных последствий.
В частности, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых, и в зависимости от категории административного правонарушения будут устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний.
При таком подходе большое количество административных правонарушений, подведомственных пограничным органам, попадут в категорию грубых, так как они непосредственно посягают на охраняемые государством общественные отношения в области обеспечения безопасности страны. При этом нельзя исключать,
что в рамках одной статьи в различных частях будут закрепляться и обычные составы правонарушений, и составы, относящиеся к грубым.
В частности, к категории грубых административных правонарушений могут быть отнесены правонарушения, совершенные повторно или систематически.
Например, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к грубым административным правонарушениям, к данной категории правонарушений в новом КоАП можно отнести повторное в течение одного года нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Следует также учитывать, что в целях синхронизации законодательства об административных правонарушениях и законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности при конструировании составов административных правонарушений, совершенных должностными и (или) юридическими лицами, общественная вредность административных правонарушений должна подлежать соотнесению с категориями риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При этом меры принуждения в виде административной ответственности могут быть применены только в случаях отсутствия должного реагирования со стороны юридического лица на предписания должностных лиц контролирующих органов или грубого нарушения обязательных требований.
Таким образом, комплексное реформирование института административной ответственности приведет к значительным изменениям всего массива нормативных правовых актов, устанавливающих не только основания и порядок привлечения к административной ответственности, но и порядок осуществления контрольно-надзорных и иных видов деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
1 См., напр.: Авдейко А.Г., Газизов Д.А. Законодательство об административных правонарушениях: реформа или модернизация // Вестник Омской юрид. академии. 2017. № 4. (октябрь — декабрь). С. 6—14; Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административный процесс и административно-процессуальное право в России: концептуальные проблемы современного развития // Административное право и процесс. 2013. № 12;
Соловей Ю.П. Российское законодательство об административной ответственности нуждается в совершенство-
вании // Вестник Ун-та им. O.E. Кутафина. 2014. № 2. С. 56—63; и др.
2 СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. I). Ст. 5270.
3 Там же. 1995. № 49. Ст. 4694.
4 Там же. 1998. № 51. Ст. 6273.
5 Приказ ФСБ России от 25.12.2012 г. № 675 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов» // Рос. газ. 2013. 5 июля.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
t Московская академия Следственного комитета Российской Федерации
История государства и права России: Киевская и Удельная Русь (IXXV вв.): хрестоматия / [А.Н. Волчанская и др.]; под ред. A.M. Багмета. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 215 с.
История
государства и права России
Киевская и Удельная Русь (1Х-ХУВВ.)
Хрестоматия охватывает период развития Древнерусского государства от его возникновения до XV в. включительно. Представлены важнейшие документы, а также относящиеся к этому периоду извлечения из книг известных ученых (историков, юристов) по истории русской государственности и праву.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется историей возникновения и развития отечественного государства и права.
Подбор документов осуществлен в соответствии с программой по истории государства и права России для юридических факультетов вузов.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019