Научная статья на тему 'Некоторые малоизвестные аспекты катаризма'

Некоторые малоизвестные аспекты катаризма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые малоизвестные аспекты катаризма»

русской рок-культуры". Отцу Григорию слово "клуб" не нравится. Он признается, что его цель — лишить самоубийство романтизма, превратить из подвига в обыденность, в тематическую тусовку, чтобы спасти хотя бы некоторых, как сказано у апостола Павла».

Достаточно большую группу составляют страницы, где представлена информация «из первых уст». Это, конечно, официальный сайт РПАЦ +http://www.church.ru/). Помимо него представлены также многочисленные интервью, в основном известного священника и литератора Михаила Ардова. В его высказываниях очень сильны эсхатологические мотивы. В частности, признаком приближения царства Антихриста он считает развитие генной инженерии и работы по клонированию человека. Что касается проблемы взаимоотношений католицизма и православия, то Михаил Ардов говорит, что она «может быть разрешима, только зачем? <...> Римская католическая церковь тяжко больна, православие тоже тяжко больно. <...> Если мы сейчас объединимся, мы только наградим друг друга болезнями». +http://www.echo.msk. ru/interview/interview/3161.htmP.

На основании собранного материала можно заключить, что деятельность РПАЦ находит достаточно разностороннее отражение в сети INTERNET, который можно рассматривать как полезный источник информации о современной религиозной ситуации в России.

Т. Тарасова

НЕКОТОРЫЕ МАЛОИЗВЕСТНЫЕ АСПЕКТЫ КАТАРНЗМА

Несмотря на большое количество посвященной катаризму литературы, изучение этой ереси (или религии, как полагают некоторые исследователи, например Фернан Ниель) чаще приводит к возникновению новых вопросов, чем дает ответы на старые. Такое положение вещей связано в первую очередь со своеобразием источников по истории катаров. Письменные источники по этому вопросу можно разделить на два типа. Первый — собственно катарские сочинения и те апокрифы, которые признавались катарами. Эти источники очень малочисленны, и, учитывая крайнюю неоднородность катарского движения, не все из них можно экстраполировать на все явление. Второй тип источников — сообщения тех, кто расценивал катаризм как зло: средневековых историков, полемистов и инквизиторов. Но эти авторы, безусловно, пристрастны, кроме того, они не выходят за рамки противо-

поставления катаризма официальной церкви. В XX в. некоторые исследователи стали уделять большое внимание памятникам материальной культуры. Фернан Ниель, изучая остатки замка Монсе-гюр, обнаружил необычные архитектурные особенности. На стенах пещер Сабарте, где скрывались последние совершенные, найдено множество символов и эмблем. Предпринимались попытки анализа богатого фольклорного материала — песен и легенд, имеющих хождение среди крестьян Лангедока. Это еще больше запутало и без того неясную картину: символика настенных изображений сходна с раннехристианской, а стены замка Монсегюр ориентированы по отношению к восходящему солнцу, что наводит на мысль о следах солярного культа (правда, солярная символика не была чужда и христианству). Это может подтверждать предположения о том, что катары принадлежат к гностическому и манихейскому течению первых веков церкви. (Это положение выдвигается в работах, опубликованных «Обществом по изучению катаров» («Société des Etudes Cathares»), например в работах основателя этого общества Деода Роше.)

Большого внимания заслуживает вопрос о существовании связи между катаризмом и поэзией трубадуров. Трубадуры различали легкий стиль — поэзию, несложную для понимания, и темный стиль, т.е. поэзию, значение которой было темным, загадочным и эзотерическим. Многие трубадуры были катарами, что позволило некоторым ученым сделать выводы о том, что в поэзии трубадуров передавалось в установленной форме и на условном языке некое послание (Дени де Ружмон, Жозефен Пеладан, Отто Ран).

Некоторые исследователи (например, ученые, объединившиеся в «Общество по изучению катаров» (Déodat Roché, René Nelli, Fernand Niel, Jean Duvernoy)) считают, что катары обладали эзотерическими знаниями, которые после разгрома катаризма не были утеряны; через розенкрейцеров, наследников уничтоженных тамплиеров, и философию Рудольфа Штайнера их влияние дошло до наших дней. Есть гипотезы (Эжен Аро, Отто Ран), что эти тайные знания касаются святого Грааля. По некоторым из них (Отто Ран), Грааль — это главная катарская святыня, сокровище, которое было спасено из осажденного Монсегюра. В сочинении «Титурель» Вольфрам фон Эшенбах вскользь упоминает о существовании тайного общества, именуемого Сообществом святого Грааля, но никаких уточнений относительно него не делает. Безусловно, поэтическое сочинение не может претендовать на историческую достоверность, однако некоторые ученые были уверены в существовании этого сообщества. Эжен Аро, историк и политический деятель из Южной Франции, живший в XIX в., считал, что Сообщество святого Грааля было тайным обществом,

в которое входили катары из Окситании, Германии и Италии, а также трубадуры, по крайней мере те, кто создавал свои произведения во времена преследования катаров.

Вряд ли когда-нибудь предоставится возможность доказать или опровергнуть эти гипотезы. Но влияние эзотерических моментов катаризма (не имеет значения, мнимых или существовавших реально) на культурную и религиозную жизнь последующих поколений бесспорно.

Святой Грааль искали и в XX в. В 1929 г. двадцатипятилетний немецкий ученый Отто Ран приехал в Окситанию и провел там три года. Он намеревался писать диссертацию о Гийоме, трубадуре из Прованса, на основе утерянной поэмы которого Вольфрам фон Эшенбах создал своего «Парцифаля». Сравнив рассказ немецкого поэта с топографией владений графов де Фуа и историческими событиями времени Альбигойских войн, он выявил много совпадений.

Отто Ран считал, что легендарная гора святого Грааля Мон-сальват тождественна горной крепости катаров Монтсегюр. Он был убежден в том, что (1) катары были последними хранителями святого Грааля и что (2) святой Грааль «пропал», когда они погибли от рук папы и короля Франции в XIII в.

Изыскания Отто Рана привлекли внимание руководителя СС Генриха Гиммлера, который предложил Рану сотрудничать в исследованиях, финансируемых СС. Полагают, что Отто Ран даже основал внутри СС группу адептов неокатаризма. В 1939 г. Ран погиб в Тирольских горах при загадочных обстоятельствах. Согласно документации СС, он покончил жизнь самоубийством, приняв соединение циана.

В июне 1943 г. в Монтсегюр прибыла научная экспедиция, в которую входили известные немецкие историки, этнологи, геологи, спелеологи. Раскопки продолжались до весны 1944 г. Вишис-ты, сопровождавшие отряд и бывшие свидетелями раскопок, были ликвидированы. В марте 1945 г. Розенберг, разъяснив гросс-адмиралу Деницу значение катарских сокровищ для национал-социализма, заикнулся о какой-то секретной экспедиции и просил выделить для этой цели специальную подводную лодку. Не исключено, что в сохранившихся архивах «Аненэрбе» можно найти немало материалов, касающихся истории катаризма.

Катаризм оказал влияние на оккультизм и на некоторые современные религиозные движения. С 1900 г. во Франции стал выходить журнал «Пробуждение альбигойцев», его основал восемнадцатилетний Деода Роше, позже он основал упоминавшееся выше «Общество по изучению катаров». Его считали последним из совершенных. Сам он утверждал, что доктрину изучал под руководством Учителя, но имени его не называл. Деода Роше

говорил, что христианский оккультизм во многом вытекает из учения катаров, а оно живо и сегодня. Интересно, что Деода Роше встречался с Рудольфом Штайнером и тридцать лет состоял с ним в переписке.

Голландские розенкрейцеры (Международная школа золотого розенкрейца), лекции которых можно услышать в ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, утверждают, что в 1954 г. Антонен Гадаль передал основателям школы Яну ван Рэйкенборгу и Катарозе де Петри тайные знания катаров и печать гроссмейстера, принадлежавшую якобы болгарскому епископу Никетасу, называемому «папой катаров», который приезжал в 1167 г. из Константинополя на Катарский собор в Сан-Феликс де Караман. Сам Гадаль был розенкрейцером и говорил о существовании преемственности между розенкрейцерами и катарами. Святой Грааль для Международной школы золотого розенкрейца — это «сосуд смешения, наполненный всеми силами и свойствами, необходимыми для возвращения в Мир Света... Он существует не как видимая форма, а как вибрация». Международная школа золотого розенкрейца соорудила в Юсса, напротив пещеры Ломбрив розенкрейцерский центр «Галахад», в здании которого собраны представляющие огромный интерес коллекции Гадаля, исходившего горы и пещеры в окрестностях Монсегюра вдоль и поперек (кстати, это он сопровождал Отто Рана во время его исследований).

Вряд ли когда-нибудь удастся полностью разгадать все тайны катаризма, хотя открытия на этом поприще еще возможны. Но отголоски этого учения, видимо, еще долго будут доходить до нас сквозь толщу веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.