Научная статья на тему 'Российская православная автономная церковь по данным сети Internet'

Российская православная автономная церковь по данным сети Internet Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соколова А. Д.

Работа выполнена в рамках проекта РГНФ № 04-03-00310 а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская православная автономная церковь по данным сети Internet»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2005. № 5

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ «ЛОМОНОСОВ-2004»

(Тезисы докладов. МГУ им. М.В. Ломоносова. Апрель 2004 г.)

А.Д. Соколова

РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ АВТОНОМНАЯ

ЦЕРКОВЬ ПО ДАННЫМ СЕТИ INTERNET*

В контексте изучения религиозной ситуации во Владимирской области особое внимание привлекает феномен Российской православной автономной церкви (далее — РПАЦ). РПАЦ оформилась как отдельная деноминация в середине 90-х гг. XX в., после перехода ее будущего лидера архиепископа Русской православной церкви (далее — РПЦ) Валентина (Русанцова) (впоследствии митрополит РПАЦ) вместе со своим приходом из РПЦ в Российскую православную церковь за границей (далее — РПЦЗ), а потом этот и ряд других приходов выделились в отдельную Российскую православную автономную церковь. В качестве причины этих переходов митрополит Валентин (Русанцов) указывает то, что «Московская патриархия — не истинная Церковь, она перестала ею быть, когда приняла ереси сергианства и экуменизма, пошла на фактическое отступничество от Христа» (http://www.roac.ru/interview2.htm). Что касается РПЦЗ, то, по мнению митрополита Валентина (Русанцо-ва), она утратила свою бескомпромиссную позицию по отношению к РПЦ и также перестала быть истинной Церковью.

Хотя отдельные приходы и общины РПАЦ есть практически в каждом субъекте Российской Федерации, а также за границей, центр ее деятельности находится в Суздальском районе Владимирской области (из 42 зарегистрированных приходов 19 приходятся на Суздальский район (для сравнения: в самом Владимире не зарегистрировано ни одного прихода РПАЦ) (www.religare.ru, http://www.usvla.ru/?relig).

Особое внимание общественности к деятельности РПАЦ было привлечено публикацией во владимирской газете «Призыв», озаглавленной «"Святые" изгои» и подписанной «Журналистское бюро расследований». В ней предстоятель РПАЦ митрополит Суздальский и Владимирский Валентин (Русанцов) обвинялся в растлении несовершеннолетних. Против главы РПАЦ было возбуждено два

* Работа выполнена в рамках проекта РГНФ № 04—03—00310 а.

уголовных дела, которые закончились тем, что 23 августа 2002 г. Суздальский районный суд приговорил митрополита Валентина (Русанцова) к четырем годам и трем месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком два года. Его признали виновным по ст. 132 («насильственные действия сексуального характера») и ст. 133 («понуждение к насильственным действиям сексуального характера») УК РФ. Обсуждение этой истории в прессе было достаточно долгим и повлекло за собой появление целого ряда статей на эту тему, а также материалов о деятельности РПАЦ вообще.

Мы изучили, какое отражение эти события нашли в сети INTERNET как в средстве информации, обращенном к наиболее активной части населения. (Стоит заметить, что портал-Кредо.ру, выделяя 29 главных событий религиозной жизни 2002 г., помещает вынесение приговора митрополиту Валентину (Русанцову) на 13-е место http://maranatha.org.ua/mews/index.asp?month=1&year=2003.)

В ходе изучения было отобрано 102 сайта. Стоит отметить, что среди них больше половины посвящено исключительно упомянутому сексуальному скандалу. Среди них с определенной долей условности можно выделить сайты, поддерживающие обвинение митрополита Валентина (Русанцова) и критически относящиеся к обвинениям. При этом обращает на себя внимание отсутствие какой-либо аргументации у первых и достаточно подробное освещение самых разных сторон деятельности РПАЦ вторыми.

Выделена сравнительно немногочисленная группа сайтов, анализирующая учение РПАЦ, ее роль в современной жизни. В их число входят как сайт РПАЦ, так и сайты ее идейных противников. Обращает на себя внимание взвешенная позиция РПЦ, которая не основывает свою полемику против РПАЦ на соображениях конъюнктурного характера.

Помимо сайтов РПАЦ и сайтов, так или иначе относящихся к РПЦ, к данной категории можно отнести сайты таких информационных порталов, как Религия и СМИ (www.religare.ru), НГ-религии (http://www.rusk.ru/Press/Sv/01/10/ngr5.htm), портал-Кредо.ру (www.credo.ru), http://sovsekretno.ru/2003/0777.html. Мир религий (http://www.religio.ru/dosje/03/203/html). Наряду с этими сайтами, в общем беспристрастно описывающими деятельность РПАЦ, существуют такие сайты, как сайт Общественного комитета по борьбе с деятельностью РПАЦ на Суздальской земле (http://www.sv-rus.ru/ onrf/komitet.html), где утверждается, что «РПАЦ и ее главарь Валентин Русанцов вовсе не "раскол", не заблуждение, не какая-то отвалившаяся "ветвь" Церкви. Это четко организованная тоталитарная секта, с четкой идеологией, со своей мистикой посвящения в узкий "эзотерический" круг, с ритуалом поклонения "вла-

дыке", т.е. Валентину. Центральный нерв идеологии — ненависть к Московской патриархии, к Русской православной церкви». Материалы, предоставленные Общественным комитетом по борьбе с деятельностью РПАЦ на Суздальской земле, публикуются также на странице http://www.voskres.ru/taina/suzdal printed.htm.

Ряд сайтов отмечает поддержку РПАЦ и митрополита Валентина (Русанцова) со стороны известного политолога Глеба Павловского и его Фонда эффективной политики (http://vedikz.narod.ru/spg3.htm,

http://rus.delfi.lv/news/press/vesti/article.php?id=6289993, http://www.orthodoxv.ru/gb/pms/BlankNes.asp?Messagero=772). Следует отметить статью И.В. Подберезского, опубликованную на сайте http://baptist.org.ru/2/328 8.html, судя по адресу принадлежащем баптистам. Здесь судебный процесс против митрополита Валентина (Русанцова) позиционируется как дело, сфабрикованное государством в поддержку РПЦ.

В ряде публикаций из криминальной хроники РПАЦ выступает и в качестве потерпевшей стороны. «В ночь с 30 сентября на 1 октября в Суздале было совершено два поджога церковных зданий. По заявлению представителей РПАЦ, в 23.30 неизвестные облили бензином и подожгли старый деревянный дом архиепископа Феодора (Гинеевского), расположенный по адресу: ул. Слободская, д. 1. В доме проживают несколько монахов и стариков (в том числе один парализованный прихожанин и слепая монахиня)... В ту же ночь был совершен поджог лесов часовни, которая строится на Знаменском кладбище Суздаля» (http://www.rusk.ru/Press/Sv/01/10/ ngr5.htm).

Достаточно широко представлены публикации, отражающие позицию РПЦЗ. Так, член Синода РПЦЗ архиепископ Марк (Арндт) в своем интервью говорит о взаимоотношениях РПЦЗ и РПАЦ вообще и митрополита Валентина (Русанцова) в частности, что «он лишен сана за тяжкие преступления и поэтому не может быть ни епископом, ни священником. Для нас он всего лишь монах» (http://religion.ng.ru/people/2002-06-05/1 looking.html). В.Ю. Кириллов, прихожанин храма Всех Святых, в Земле Российской просиявших РПЦЗ(В) в Париже, на сайте http://cherk-soft.narod.ru/fds32.htm пишет: «...они самосоздавшиеся и поэтому истинной Церковью быть никак не могут в принципе».

Особое место занимают публикации, выражающие позицию РПАЦ по различным вопросам общественной жизни.

Обращает на себя внимание и тот факт, что на странице http:// www.pokrovka7.nnov.ru/8/1168 l.php в статье Семена Хоботова, посвященной проблеме суицида, говорится, что «иеромонаха Автономной православной церкви Григория в сетевом сообществе

считают идеологом клуба самоубийц. Он курирует несколько сайтов, состоит в переписке с заблудшими, четверых даже приютил в поселке Рощино под Петербургом. Недавно написал работу "Смерть и самоубийство как фундаментальные концепции русской рок-культуры". Отцу Григорию слово "клуб" не нравится. Он признается, что его цель — лишить самоубийство романтизма, превратить из подвига в обыденность, в тематическую тусовку, чтобы спасти хотя бы некоторых, как сказано у апостола Павла».

Достаточно большую группу составляют страницы, где представлена информация «из первых уст». Это, конечно, официальный сайт РПАЦ (http://www.church.ru/). Помимо него представлены также многочисленные интервью, в основном известного священника и литератора Михаила Ардова. В его высказываниях очень сильны эсхатологические мотивы. В частности, признаком приближения царства Антихриста он считает развитие генной инженерии и работы по клонированию человека. Что касается проблемы взаимоотношений католицизма и православия, то Михаил Ардов говорит, что она «может быть разрешима, только зачем? <...> Римская католическая церковь тяжко больна, православие тоже тяжко больно. <...> Если мы сейчас объединимся, мы только наградим друг друга болезнями» (http://www.echo.msk.ru/interview/ interview/3161.html).

На основании собранного материала можно заключить, что деятельность РПАЦ находит достаточно разностороннее отражение в сети INTERNET, который можно рассматривать как полезный источник информации о современной религиозной ситуации в России.

Т. Тарасова

НЕКОТОРЫЕ МАЛОИЗВЕСТНЫЕ АСПЕКТЫ

КАТАРИЗМА

Несмотря на большое количество посвященной катаризму литературы, изучение этой ереси (или религии, как полагают некоторые исследователи, например Фернан Ниель) чаще приводит к возникновению новых вопросов, чем дает ответы на старые. Такое положение вещей связано в первую очередь со своеобразием источников по истории катаров. Письменные источники по этому вопросу можно разделить на два типа. Первый — собственно ка-тарские сочинения и те апокрифы, которые признавались катарами. Эти источники очень малочисленны, и, учитывая крайнюю неоднородность катарского движения, не все из них можно экстра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.