ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2005. № 5
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ «ЛОМОНОСОВ-2004»
(Тезисы докладов. МГУ им. М.В. Ломоносова. Апрель 2004 г.)
А.Д. Соколова
РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ АВТОНОМНАЯ
ЦЕРКОВЬ ПО ДАННЫМ СЕТИ INTERNET*
В контексте изучения религиозной ситуации во Владимирской области особое внимание привлекает феномен Российской православной автономной церкви (далее — РПАЦ). РПАЦ оформилась как отдельная деноминация в середине 90-х гг. XX в., после перехода ее будущего лидера архиепископа Русской православной церкви (далее — РПЦ) Валентина (Русанцова) (впоследствии митрополит РПАЦ) вместе со своим приходом из РПЦ в Российскую православную церковь за границей (далее — РПЦЗ), а потом этот и ряд других приходов выделились в отдельную Российскую православную автономную церковь. В качестве причины этих переходов митрополит Валентин (Русанцов) указывает то, что «Московская патриархия — не истинная Церковь, она перестала ею быть, когда приняла ереси сергианства и экуменизма, пошла на фактическое отступничество от Христа» (http://www.roac.ru/interview2.htm). Что касается РПЦЗ, то, по мнению митрополита Валентина (Русанцо-ва), она утратила свою бескомпромиссную позицию по отношению к РПЦ и также перестала быть истинной Церковью.
Хотя отдельные приходы и общины РПАЦ есть практически в каждом субъекте Российской Федерации, а также за границей, центр ее деятельности находится в Суздальском районе Владимирской области (из 42 зарегистрированных приходов 19 приходятся на Суздальский район (для сравнения: в самом Владимире не зарегистрировано ни одного прихода РПАЦ) (www.religare.ru, http://www.usvla.ru/?relig).
Особое внимание общественности к деятельности РПАЦ было привлечено публикацией во владимирской газете «Призыв», озаглавленной «"Святые" изгои» и подписанной «Журналистское бюро расследований». В ней предстоятель РПАЦ митрополит Суздальский и Владимирский Валентин (Русанцов) обвинялся в растлении несовершеннолетних. Против главы РПАЦ было возбуждено два
* Работа выполнена в рамках проекта РГНФ № 04—03—00310 а.
уголовных дела, которые закончились тем, что 23 августа 2002 г. Суздальский районный суд приговорил митрополита Валентина (Русанцова) к четырем годам и трем месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком два года. Его признали виновным по ст. 132 («насильственные действия сексуального характера») и ст. 133 («понуждение к насильственным действиям сексуального характера») УК РФ. Обсуждение этой истории в прессе было достаточно долгим и повлекло за собой появление целого ряда статей на эту тему, а также материалов о деятельности РПАЦ вообще.
Мы изучили, какое отражение эти события нашли в сети INTERNET как в средстве информации, обращенном к наиболее активной части населения. (Стоит заметить, что портал-Кредо.ру, выделяя 29 главных событий религиозной жизни 2002 г., помещает вынесение приговора митрополиту Валентину (Русанцову) на 13-е место http://maranatha.org.ua/mews/index.asp?month=1&year=2003.)
В ходе изучения было отобрано 102 сайта. Стоит отметить, что среди них больше половины посвящено исключительно упомянутому сексуальному скандалу. Среди них с определенной долей условности можно выделить сайты, поддерживающие обвинение митрополита Валентина (Русанцова) и критически относящиеся к обвинениям. При этом обращает на себя внимание отсутствие какой-либо аргументации у первых и достаточно подробное освещение самых разных сторон деятельности РПАЦ вторыми.
Выделена сравнительно немногочисленная группа сайтов, анализирующая учение РПАЦ, ее роль в современной жизни. В их число входят как сайт РПАЦ, так и сайты ее идейных противников. Обращает на себя внимание взвешенная позиция РПЦ, которая не основывает свою полемику против РПАЦ на соображениях конъюнктурного характера.
Помимо сайтов РПАЦ и сайтов, так или иначе относящихся к РПЦ, к данной категории можно отнести сайты таких информационных порталов, как Религия и СМИ (www.religare.ru), НГ-религии (http://www.rusk.ru/Press/Sv/01/10/ngr5.htm), портал-Кредо.ру (www.credo.ru), http://sovsekretno.ru/2003/0777.html. Мир религий (http://www.religio.ru/dosje/03/203/html). Наряду с этими сайтами, в общем беспристрастно описывающими деятельность РПАЦ, существуют такие сайты, как сайт Общественного комитета по борьбе с деятельностью РПАЦ на Суздальской земле (http://www.sv-rus.ru/ onrf/komitet.html), где утверждается, что «РПАЦ и ее главарь Валентин Русанцов вовсе не "раскол", не заблуждение, не какая-то отвалившаяся "ветвь" Церкви. Это четко организованная тоталитарная секта, с четкой идеологией, со своей мистикой посвящения в узкий "эзотерический" круг, с ритуалом поклонения "вла-
дыке", т.е. Валентину. Центральный нерв идеологии — ненависть к Московской патриархии, к Русской православной церкви». Материалы, предоставленные Общественным комитетом по борьбе с деятельностью РПАЦ на Суздальской земле, публикуются также на странице http://www.voskres.ru/taina/suzdal printed.htm.
Ряд сайтов отмечает поддержку РПАЦ и митрополита Валентина (Русанцова) со стороны известного политолога Глеба Павловского и его Фонда эффективной политики (http://vedikz.narod.ru/spg3.htm,
http://rus.delfi.lv/news/press/vesti/article.php?id=6289993, http://www.orthodoxv.ru/gb/pms/BlankNes.asp?Messagero=772). Следует отметить статью И.В. Подберезского, опубликованную на сайте http://baptist.org.ru/2/328 8.html, судя по адресу принадлежащем баптистам. Здесь судебный процесс против митрополита Валентина (Русанцова) позиционируется как дело, сфабрикованное государством в поддержку РПЦ.
В ряде публикаций из криминальной хроники РПАЦ выступает и в качестве потерпевшей стороны. «В ночь с 30 сентября на 1 октября в Суздале было совершено два поджога церковных зданий. По заявлению представителей РПАЦ, в 23.30 неизвестные облили бензином и подожгли старый деревянный дом архиепископа Феодора (Гинеевского), расположенный по адресу: ул. Слободская, д. 1. В доме проживают несколько монахов и стариков (в том числе один парализованный прихожанин и слепая монахиня)... В ту же ночь был совершен поджог лесов часовни, которая строится на Знаменском кладбище Суздаля» (http://www.rusk.ru/Press/Sv/01/10/ ngr5.htm).
Достаточно широко представлены публикации, отражающие позицию РПЦЗ. Так, член Синода РПЦЗ архиепископ Марк (Арндт) в своем интервью говорит о взаимоотношениях РПЦЗ и РПАЦ вообще и митрополита Валентина (Русанцова) в частности, что «он лишен сана за тяжкие преступления и поэтому не может быть ни епископом, ни священником. Для нас он всего лишь монах» (http://religion.ng.ru/people/2002-06-05/1 looking.html). В.Ю. Кириллов, прихожанин храма Всех Святых, в Земле Российской просиявших РПЦЗ(В) в Париже, на сайте http://cherk-soft.narod.ru/fds32.htm пишет: «...они самосоздавшиеся и поэтому истинной Церковью быть никак не могут в принципе».
Особое место занимают публикации, выражающие позицию РПАЦ по различным вопросам общественной жизни.
Обращает на себя внимание и тот факт, что на странице http:// www.pokrovka7.nnov.ru/8/1168 l.php в статье Семена Хоботова, посвященной проблеме суицида, говорится, что «иеромонаха Автономной православной церкви Григория в сетевом сообществе
считают идеологом клуба самоубийц. Он курирует несколько сайтов, состоит в переписке с заблудшими, четверых даже приютил в поселке Рощино под Петербургом. Недавно написал работу "Смерть и самоубийство как фундаментальные концепции русской рок-культуры". Отцу Григорию слово "клуб" не нравится. Он признается, что его цель — лишить самоубийство романтизма, превратить из подвига в обыденность, в тематическую тусовку, чтобы спасти хотя бы некоторых, как сказано у апостола Павла».
Достаточно большую группу составляют страницы, где представлена информация «из первых уст». Это, конечно, официальный сайт РПАЦ (http://www.church.ru/). Помимо него представлены также многочисленные интервью, в основном известного священника и литератора Михаила Ардова. В его высказываниях очень сильны эсхатологические мотивы. В частности, признаком приближения царства Антихриста он считает развитие генной инженерии и работы по клонированию человека. Что касается проблемы взаимоотношений католицизма и православия, то Михаил Ардов говорит, что она «может быть разрешима, только зачем? <...> Римская католическая церковь тяжко больна, православие тоже тяжко больно. <...> Если мы сейчас объединимся, мы только наградим друг друга болезнями» (http://www.echo.msk.ru/interview/ interview/3161.html).
На основании собранного материала можно заключить, что деятельность РПАЦ находит достаточно разностороннее отражение в сети INTERNET, который можно рассматривать как полезный источник информации о современной религиозной ситуации в России.
Т. Тарасова
НЕКОТОРЫЕ МАЛОИЗВЕСТНЫЕ АСПЕКТЫ
КАТАРИЗМА
Несмотря на большое количество посвященной катаризму литературы, изучение этой ереси (или религии, как полагают некоторые исследователи, например Фернан Ниель) чаще приводит к возникновению новых вопросов, чем дает ответы на старые. Такое положение вещей связано в первую очередь со своеобразием источников по истории катаров. Письменные источники по этому вопросу можно разделить на два типа. Первый — собственно ка-тарские сочинения и те апокрифы, которые признавались катарами. Эти источники очень малочисленны, и, учитывая крайнюю неоднородность катарского движения, не все из них можно экстра-