Общество: философия, история, культура. 2021. № 8. С. 115-118. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 8. P. 115-118.
Научная статья УДК 130.2:791.43/.45 https://doi.org/10.24158/fik.2021.8.19
Некоторые культурфилософские аспекты сценария А.И. Солженицына «В круге первом» Иван Юрьевич Макарчук
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, faler2007@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2632-2772
Аннотация. В статье проводится анализ некоторых культурфилософских аспектов сценария телевизионного фильма «В круге первом», написанного А.И. Солженицыным на основе одноименного романа. Культурфилософская проблематика раскрывается через рассмотрение проблем морального выбора, свободы мысли, счастья, смысла жизни, которые являются традиционными концептами культурологии. Использование указанных концептов позволяет обозначить особенности духовной культуры, характерной для общества того времени. Несмотря на тяжелые судьбы, потерю близких и другие тяготы и лишения, заключенные сохраняют силу духа и чистоту души. Они готовы отстаивать свои права на жизнь и уважение их как личности. Арестанты продолжают познавать окружающую их действительность, воспринимая и оценивая круговорот происходящих событий. Автор делает вывод об актуальности вопросов, поднимаемых в сценарии, поскольку они до настоящего времени выступают предметом рефлексии человека.
Ключевые слова: А.И. Солженицын, культурфилософия, счастье, шарашка, история, народ, круги ада
Для цитирования: Макарчук И.Ю. Некоторые культурфилософские аспекты сценария А.И. Солженицына «В круге первом» // Общество: философия, история, культура. 2021. № 8. С. 115-118. https://doi.org/10.24158/fik.2021.8.19.
Original article
Some cultural and philosophical aspects of the script by A.I. Solzhenitsyn «In the first circle» Ivan Yu. Makarchuk
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, faler2007@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2632-2772
Abstract. The article analyzes some cultural and philosophical aspects of the script of the television film "In the First Circle", written by A. I. Solzhenitsyn based on the novel of the same name. The cultural and philosophical problems are revealed through the consideration of the problems of moral choice, freedom of thought, happiness, meaning of life, which are traditional concepts of cultural studies. The use of these concepts allows us to identify the features of the spiritual culture characteristic of the society of that time. Despite the difficult fates, the loss of loved ones and other hardships and hardships, the prisoners retain their strength of spirit and purity of soul. They are ready to defend their rights to life and respect them as individuals. The prisoners continue to learn about the reality around them, perceiving and evaluating the cycle of events. The author draws a conclusion about the relevance of issues raised in the script, since they are still the subject of human reflection.
Keywords: A.I. Solzhenitsyn, cultural philosophy, happiness, sharashka, history, people, circles of hell
For citation: Makarchuk I.Yu. Some Cultural and Philosophical Aspects of the Script by A.I. Solzhenitsyn «In the First Circle» // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 8. P. 115-118. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.2021.8.19.
Современные исследователи имеют уникальную возможность изучать творческое наследие А.И. Солженицына на большом количестве общедоступных материалов, поскольку в последнее время имеет место ряд проектов, посвященных и непосредственно связанных с творчеством писателя. Например, функционирует культурно-просветительский интернет-портал «Александр Исаевич Солженицын» (www.solzhenitsyn.ru), открытый 11 декабря 2008 г. в день 90-летия писателя. В приветственном слове на обозначенном сайте Наталия Дмитриевна Солженицына анонсировала, что главная цель данного ресурса - «представить произведения А.И. Солженицына наиболее полно и точно. Тексты будут даны в последней прижизненной авторской редакции. Нам кажется необходимым сохранить все сделанные писателем выделения - курсивы, разрядки, ударения: их потеря или неполное, небрежное воспроизведение во многих его текстах, бытующих на электронных сайтах, обедняет, а иногда даже искажает авторскую интонацию». Также в этом обращении Н.Д. Солженицына сообщает о 30-томном собрании сочинений, выпускаемом совместно с издательством «Время» с 2006 г. [1].
В томе 19 «Пьесы и сценарии» указанного собрания сочинений впервые опубликован сценарий «В круге первом» [2, с. 633-838]. Литературный сценарий для телевизионного сериала по одноименному роману написан А.И. Солженицыным в 2003 г. Фильм снят режиссером Г.А. Панфиловым и показан на телеканале ВГТРК «Россия-1» (первый эфир - 29 января 2006 г.) [3, с. 842]. Уникальность данной работы состоит в том, что произведение и сценарий написаны одним и тем же автором. Более того, А.И. Солженицыным также был прочитан и закадровый текст в картине.
По-нашему мнению, узловыми точками культурфилософского содержания сценария являются голос за кадром и описание событий и диалогов, происходящих в шарашке. Как известно, сам А.И. Солженицын долгие годы провел в исправительно-трудовых учреждениях. Многие его произведения, в которых описываются события Великой Отечественной войны и сталинских репрессий, автобиографичны. Последнее предполагает преломление в художественном творчестве биографического материала. Принципиально важны ретроспективная составляющая, а также идентичность автора и повествователя, автора и героя. Раскрывается эта связь через авторскую рефлексию, становящуюся основой повествования [4, с. 125].
Смысл названия фильма (романа) раскрывается через диалог двух заключенных, один из которых признается другому: «Я прожил пятьдесят два года, я выздоравливал от смертельной болезни, я дважды женился на хорошеньких женщинах, у меня рождались сыновья, я печатался на семи языках, я получал академические премии, - никогда я не был так блаженно счастлив, как сегодня! Куда я попал? Завтра меня не погонят в ледяную воду! Сорок грамм сливочного масла!! Черный хлеб - на столах! Не запрещают книг! Можно самому бриться! Надзиратели не бьют зэков! Что за великий день? Что за сияющая вершина? Может быть, я умер? Может быть, мне это снится? Мне чудится, я - в раю!!» [5, с. 639]. В «Божественной комедии» Данте первый круг -лимб, в котором пребывают добродетельные язычники и некрещеные младенцы. Лимб призван облегчить участь «доблестных» (прославленных мудростью и праведностью) язычников, живших до учения Христа и потому лишенных надежды на спасение. Эти «доблестные нехристиане» -философы, поэты, ученые Античности, герои языческого мира - находятся «меж добром и злом» и «не подвержены мукам Ада» [6, с. 94].
Изучение сценария позволяет прийти к выводу, что многие заключенные видят смысл в жизни лишь в самой жизни («мы живем - и в этом смысл»), для них счастье - это «когда очень и очень хорошо». При этом, как и ранее, они благословляют тюрьму, которая дала им повод о многом задуматься - о счастье, ценности жизни.
Притягивает к себе внимание персонаж Бобынина - мрачного резонера [7, с. 281], о котором А.И. Солженицын говорит, что бывают особенные люди невероятной выправки и с внутренним фундаментом: «Можно построить надменнейший небоскреб. Вышколить прусскую армию. Взнести иерархию тоталитарного государства выше престола Всевышнего. Но нельзя преодолеть какого-то странного духовного превосходства иных людей. Бывают солдаты, которых стесняются их командиры рот. Чернорабочие, перед которыми робеют прорабы. Подследственные, вызывающие трепет у следователей» [8, с. 650-651].
Бобынин раскрывается в сцене, когда его вызвали к министру государственной безопасности СССР В.С. Абакумову: «А если бы вы со мной грубо - я б с вами и разговаривать не стал, гражданин министр. Кричите на своих полковников да генералов, у них слишком много в жизни есть, им слишком жалко этого всего». - «Сколько нужно - и вас заставим». На это Бобынин отвечает, что ему 42 года, осужден он на 25 лет и у него ничего нет, поскольку его жена и ребенок погибли вследствие падения бомбы, а родители скончались от старости. Из имущества у него имеются носовой платок и казенный комбинезон. Свободы у Бобынина нет, как нет ее и у тех, кто его удерживает в местах заключения. Если они захотят лишить его инженерной работы, то от этого потеряют больше. Кто всего лишен, тот уже обрел окончательную и высшую свободу [9, с. 664-665].
В диалоге Бобынина и Абакумова выражены трагичность и безысходность положения заключенных. У многих родные погибли в войну в результате непосредственных военных действий или голода, многие вынуждены жить в разлуке с женами, детьми и родителями, многие не верят в освобождение до конца дней. Такое положение вызывает чувство обреченности, становится безразличными настоящее и будущее. Человек, лишенный всего, позиционирует свое существование как бессмысленное, соответственно, страха он не испытывает не перед главным чекистом, ни перед самой смертью.
Позднее Бобынин на прогулке с другим заключенным Герасимовичем демонстрирует истинные переживания по поводу описанного разговора. Несмотря на то что он самоуверенно держался с министром, он все же лукавил, поскольку хотел бы освободиться, встретить достойную женщину, испытать семейное счастье, возможно, завести детей. Далее Бобынин рассуждает о способности человека к подвигу - «поступку, чрезвычайному для сил единичного человека». Он полагает, что для рождения подвига необходимо сочетание внутреннего и внешнего начал: внутреннее - качества, присущие нам с рождения (тогда подвиг «происходит просто, как вдох и
выдох»), внешние - те обстоятельства, в которых оказывается человек, поэтому «тяжелей всего дается нам подвиг, если он добыт неподготовленным усилием нашей воли» [10, с. 790].
Поскольку в конструкторских бюро тюремного типа трудились представители интеллигенции (в том числе ученые, инженеры), они не могли избежать раздумий о свободе мысли, важности непрерывной рефлексии о бытии и губительности для мышления разного рода надзора и принуждений: «Первоначальная сильная мысль определяет успех всякого дела! И мысль должна быть - своя! Мысль, как живое древо, дает плоды, только если развивается естественно. А книги и чужие мнения - это ножницы, они перерезают жизнь твоей мысли! Сперва надо все мысли найти самому - и только потом сверять с книгами» [11, с. 681]. Для заключенных особое удовольствие доставляет «долго выношенная человеческая мысль» [12, с. 776].
Жизнь соткана из трудностей, поэтому бессмысленно отчаиваться, напротив, следует их использовать себе на благо, обогащать жизнь посредством препятствий. Чем большее сопротивление преодолеет человек, тем сильнее он окрепнет духовно, тем более глубинным будет его личный опыт: «Как относиться к трудностям?.. В области неведомого надо рассматривать трудности как скрытый клад! Обычно: чем труднее, тем полезнее. Не так ценно, если трудности возникают от твоей борьбы с самим собой. Но когда трудности исходят от увеличившегося сопротивления предмета - это прекрасно!!.. Самый благодарный путь исследования: наибольшее внешнее сопротивление при наименьшем внутреннем. Неудачи следует рассматривать как необходимость дальнейшего приложения усилий и сгущения воли. А если усилия уже были приложены значительные - тем радостней неудачи! Это значит, что наш лом ударил в железный ящик клада!! И преодоление увеличенных трудностей тем более ценно, что в неудачах происходит рост исполнителя, соразмерный встреченной трудности!» [13, с. 682-683].
Как известно, прототипом Глеба Викентьевича Нержина был сам Александр Исаевич [14]. Писатель, читая закадровый текст, так говорит о нем: «Глеб вырос, не прочтя ни единой книги Майн Рида, но уже двенадцати лет он развернул громадные "Известия", которыми мог бы укрыться с головой, и подробно читал стенографический отчет процесса инженеров-вредителей. И этому процессу мальчик сразу же не поверил. Глеб не знал - почему, он не мог охватить этого рассудком, но он явственно различал, что все это - ложь, ложь. Он знал инженеров в знакомых семьях - и не мог представить себе этих людей, чтобы они не строили, а вредили. Неуимчивое чувство на отгадку исторической лжи, рано зародясь, развивалось в мальчике остро» [15, с. 696].
В этом тексте фактически описан подход А.И. Солженицына к жизни, его манифест как человека всемирной истории, искренне и всецело посвятившего жизнь России, поиску исторической правды и моральной истины. Писатель неустанно боролся со злом и лживостью тоталитарной системы, никогда не подстраивался под идейные и политические установки, всегда транслировал общечеловеческие ценности и готов был отдать жизнь за их восторжествование.
В связи с этим ценны и авторитетны рассуждения Нержина о народе: «Народ - это не все, говорящие на нашем языке... Но и не избранцы, отмеченные огненным знаком... Не по рождению... И не по труду своих рук. И не по крылам своей образованности отбираются люди в народ. А по душе» [16, с. 751]. Здесь А.И. Солженицын поясняет, что люди с чистой и порядочной душой обычно остаются внизу социальной лестницы, потому что принципиальность и чувство достоинства не позволяют им перешагивать через моральные и этические нормы. Душа не может быть скороспелой, ибо ей необходимо время, чтобы напитаться высоким и лучшим.
Сценарий заканчивается сценой перемещения заключенных из шарашки в лагеря в воронке (автомобиле для перевозки арестантов), на кузове которого на четырех языках (в том числе русском) написано слово «мясо». Нержин после короткого диалога с соседями по воронку заключает, что «шарашка - высший, лучший, первый круг ада. Это - почти рай». При этом все знали, что ожидало их несравненно худшее, чем шарашка, - «тайга и тундра, полюс холода Оймякон и медные копи Джезказгана. Их ожидала опять кирка и тачка, голодная пайка сырого хлеба, больница, смерть. Их ожидало только худшее». Однако им хватало моральной силы сохранять мир в душе и быть твердыми в непростых решениях, так как «ими владело безстрашие людей, утерявших всё до конца, - безстрашие, достающееся трудно, но прочно» [17, с. 838].
В завершение следует отметить, что проблемы морального выбора, свободы мысли, счастья, смысла жизни, поставленные в сценарии «В круге первом» и одноименном романе, сохраняют актуальность и в Новейшее время, поскольку являются предметом непреходящей рефлексии личности как субъекта культуры и искусства. Об этом, в частности, свидетельствует неисчерпаемый интерес к наследию А.И. Солженицына [18].
Список источников:
1. О проекте [Электронный ресурс] // Александр Исаевич Солженицын : культурно-просветительский интернет-портал.
2008. URL: http://www.solzhenitsyn.ru (дата обращения: 30.07.2021).
2. Солженицын А.И. Собрание сочинений. В 30 т. Т. 19. Пьесы и сценарии. М., 2017. 864 с.
3. Там же. С. 842.
4. Щедрина Н.М. Автобиографизм и саморефлексия в «Архипелаге ГУЛАГ» Александра Солженицына // Известия Южного федерального университета. 2021. № 1. С. 124-134. https://doi.org/10.18522/1995-0640-2021-1-124-134.
5. Солженицын А.И. Указ. соч. С. 639.
6. Назаров В.Н. Этическая структура и моральная символика Ада в «Божественной комедии» Данте // Этическая мысль. 2017. Т. 17, № 2. С. 91-106. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2017-17-2-91-106.
7. Сальникова Е.В. Художественное решение экранизации романа «В круге первом» (сценарий А.И. Солженицына, реж. Г.А. Панфилов, 2006 г.) // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. С. 277-292.
8. Солженицын А.И. Указ. соч. С. 650-651.
9. Там же. С. 664-665.
10. Там же. С. 790.
11. Там же. С. 681.
12. Там же. С. 776.
13. Там же. С. 682-683.
14. В Евгении Миронове Солженицын увидел себя в молодости [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 2008. 5 авг. URL: https://www.kp.ru/daily/24141/359181 (дата обращения: 30.07.2021).
15. Солженицын А.И. Указ. соч. С. 696.
16. Там же. С. 751.
17. Там же. С. 838.
18. Кияшко Р. В Кисловодске открыли выставку о военных годах Солженицына [Электронный ресурс] // Российская газета. 2021. 6 мая. URL: https://rg.ru/2021/05/06/reg-skfo/v-kislovodske-otkryli-vystavku-o-voennyh-godah-solzheni-cyna.html (дата обращения: 30.07.2021) ; Прохорова Л. В Твери восстановили граффити с изображением Александра Солженицына [Электронный ресурс] // Там же. 2020. 15 июля. URL: https://rg.ru/2020/07/15/reg-cfo/v-tveri-vosstanovili-graffiti-s-izobrazheniem-aleksandra-solzhenicyna.html (дата обращения: 30.07.2021).
Информация об авторе И.Ю. Макарчук - доцент кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=846820.
Information about the author I.Yu. Makarchuk - Associate Professor, Department of History of Russia, World and Regional Civilizations, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=846820.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.07.2021;
Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.07.2021;
Принята к публикации / Accepted for publication 12.08.2021.