Научная статья на тему 'Некоторые итоги истории развития центра повышения квалификации работников здравоохранения Омской области'

Некоторые итоги истории развития центра повышения квалификации работников здравоохранения Омской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИТОГИ / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИКЛЫ ОБУЧЕНИЯ / HISTORY / RESULTS / POSTDEGREE MEDICAL EDUCATION / SECONDARY MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION / TRAINING CYCLES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крючкова Н. Ю.

Представлены некоторые итоги истории развития центра повышения квалификации работников здравоохранения Омской области. Бюджетное образовательное учреждение Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» более 20 лет успешно решает вопросы последипломной подготовки медицинских работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Сегодня это современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, одно из крупнейших учреждений данного профиля в России. Сформирован и успешно выполняет поставленные задачи высококвалифицированный коллектив единомышленников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крючкова Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some results of the history of the Training Center for Health in Omsk region

Some results of history of development of training center of workers of health care of the Omsk region are presented. The budgetary educational institution of the Omsk region «Training center of workers of health care» successfully solves more than 20 years questions of postdegree training of medical workers with secondary medical and pharmaceutical education. Today this modern, dynamically developing educational institution is one of the largest establishments of this profile in Russia. There is created and successfully works the highly skilled staff.

Текст научной работы на тему «Некоторые итоги истории развития центра повышения квалификации работников здравоохранения Омской области»

4. Пат. 11039 Российская Федерация, МПК А61В5/0484. Устройство для диагностики функциональных нарушений ствола головного мозга / Степанова Т. С., Лебедев К. Э., Берс-нев В. П. ; заявитель и патентообладатель Российский научноисследовательский нейрохирургический институт им. проф.

А. Л. Поленова. — № 99106343/20 ; заявл. 23.03.99 ; опубл. 16.09.99.

КЛЫПИН Дмитрий Николаевич, научный сотрудник кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.03.2012 г.

© Д. Н. Клыпин

УДК 61(091):37.018.46.00093:351.77(571.13) Н. Ю. КРЮЧКОВА

Бюджетное образовательное учреждение Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения», г. Омск

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Представлены некоторые итоги истории развития центра повышения квалификации работников здравоохранения Омской области. Бюджетное образовательное учреждение Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» более 20 лет успешно решает вопросы последипломной подготовки медицинских работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Сегодня это современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, одно из крупнейших учреждений данного профиля в России. Сформирован и успешно выполняет поставленные задачи высококвалифицированный коллектив единомышленников.

Ключевые слова: история, итоги, последипломное медицинское образование, среднее медицинское и фармацевтическое образование, циклы обучения.

Введение. Реформирование системы здравоохранения в настоящее время предусматривает высокие требования к последипломному медицинскому образованию — одной из основополагающих систем формирования актуальных знаний и умений в использовании новейших медицинских технологий, реализации принципа непрерывности профессионального роста медицинского звена со средним медицинским образованием [1 — 4]. Главная цель реформирования — привести систему подготовки специалистов в соответствие с требованиями здравоохранения, повысить эффективность охраны здоровья населения. Несомненно, используя опыт наших зарубежных коллег, мы считаем необходимым тщательное изучение отечественных традиций развития повышения квалификации работников здравоохранения.

Цель исследования. Изучить и подвести некоторые итоги истории развития центра повышения квалификации работников здравоохранения Омской области.

Задачи. 1. Изучить историю создания, существования и развития системы повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием Омской области.

2. Подвести итоги повышения качества образовательных услуг за счет совершенствования систе-

мы управления, постоянного улучшения системы менеджмента качества, реализации инновационных образовательных технологий.

3. Оценить развитие системы непрерывного образования специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием Омской области за счет повышения эффективности планирования образовательных услуг, маркетинговых исследований рынка труда и потребности отрасли, расширения спектра вариативности образовательных программ.

Материалы и методы. Система повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием начала формироваться в России в начале семидесятых годов прошлого столетия. Омская область не была в стороне от этих событий. В те годы повышением квалификации специалистов активно занимались ведущие учреждения здравоохранения. Среди них Областная клиническая больница, Областная детская клиническая больница, инфекционная больница № 2 и другие.

Возрастающие потребности практического здравоохранения в высококвалифицированных специалистах вызвали необходимость создания самостоятельных образовательных учреждений повышения квалификации. Бюджетное образовательное учреждение Омской области «Центр повышения

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (114) 2012 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (114) 2012

квалификации работников здравоохранения» (БОУ ОО ЦПК РЗ) организовано в 1988 году (приказ № 201 от 7 июля 1988 года «Об организации училищ повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием в городах Архангельске и Омске» Министерством здравоохранения РСФСР) и более 20 лет успешно решает вопросы последипломной подготовки работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, являясь одним из крупнейших учреждений данного профиля в России. Имеет лицензию; свидетельство о государственной аккредитации (серия АА 025356, регистрационный номер 662). Таким образом, 1988 г. является официальной точкой отсчета истории Центра повышения квалификации работников здравоохранения. Учреждение располагалось на базе пансионата Областной клинической больницы. Первый набор слушателей на цикл «Медицинские сестры-анестезисты отделений (групп) анестезиологии и реанимации» составил 32 специалиста. Образовательный процесс осуществлялся параллельно с ремонтом выделенных помещений, созданием материально-технической базы, формированием учебно-программной и методической документации. Нельзя не вспомнить сегодня специалистов, которые начинали трудный путь становления учебного заведения. Это Леонид Сергеевич Огурцов, Лариса Ивановна Смирнова, Татьяна Владимировна Ревягина, Светлана Васильевна Пестря-кова, Валентина Андреевна Сербинова и др. Значимый вклад в развитие учебного заведения внесли директора: Валентина Варткесовна Соботюк, Татьяна Владимировна Евсеева, Борис Викторович Лева-хин, сотрудники и преподаватели Центра Антонина Владимировна Медянская, Маргарита Николаевна Цыбульникова, Нина Никитична Сиваш, Мария Дмитриевна Капралова, Галина Михайловна Верхо-ломова, Галина Михайловна Романова.

Неуклонный рост количества обучающихся, необходимость совершенствования и модернизации технической базы в подготовке и усовершенствовании специалистов требовали расширения площадей под образовательный процесс. И в 1992 году училищу было передано здание по улице Декабристов, памятник истории и культуры, требующее капитального ремонта. Не верилось, что его можно возродить к жизни. Началась реставрация и в марте 1995 года состоялся переезд. Вместе с тем активно продолжался и набирал обороты учебный процесс. С каждым годом увеличивалось количество циклов и слушателей, совершенствовались технологии обучения. Если в 1995 году учреждение реализовывало 61 цикл обучения и в его стенах повысили квалификацию около 3000 специалистов, то в 2000 году — 232 цикла обучения, 5690 специалистов, в 2007 году — 361 цикл, 8089 специалистов, в 2011 году — 385 циклов, 5888 специалистов. Проводился поиск новых форм повышения квалификации. В 2002 году впервые в России на базе Центра организованы постоянно действующие семинары «Школа медицинской сестры» и «Школа акушерки». В настоящее время тематика семинаров определяется с учетом предложений специалистов практического здравоохранения. Готовятся программы семинаров по актуальным вопросам профессиональной деятельности. В связи с повышением требований к уровню профессиональной компетентности специалистов с 2008 года организованы циклы тематического усовершенствования для медицинских сестер учебно-методических кабинетов учреждений здравоохранения «Инновационные

подходы к организации деятельности сестринского персонала в ЛПУ», для медицинских сестер, участвующих в образовательном процессе «Инновационные подходы к организации педагогической деятельности сестринского персонала», для преподавателей системы профессионального образования.

БОУ ОО ЦПК РЗ располагает учебными аудиториями и кабинетами, оснащенными современным оборудованием и техническими средствами (фантомами, муляжами, тренажерами для отработки практических навыков; проекционной аппаратурой, аудиовизуальными средствами). Оборудованы три стационарных и один мобильный компьютерные классы, Тренинг-центр. Практическая подготовка и стажировка специалистов проводится на клинических базах ведущих лечебно-профилактических учреждений города. В учреждении функционирует библиотека с книжным фондом более 9,5 тысяч экземпляров учебной литературы, специализированных периодических изданий, банком информационных, учебно-методических материалов на электронных носителях. Слушатели имеют свободный доступ к ресурсам сети «Интернет», программе «Консультант-плюс» и системе автоматизации библиотек «Ирбис-64».

В структуре учреждения действует издательский центр, который позволяет обеспечить обучающихся достаточным количеством учебных и методических материалов. Учебный процесс осуществляют квалифицированные преподаватели как штатные, так и специалисты практического здравоохранения, имеющие большой стаж лечебной и педагогической деятельности, главные специалисты Министерства здравоохранения Омской государственной медицинской академии.

В образовательном процессе широко применяются современные педагогические технологии, среди них: дифференцированное обучение, парацентрическая и информационная технологии, игровое моделирование реальных ситуаций и другие. Успешно реализуются технологии симуляционного обучения (Тренинг- центр). Обучение реализуется в соответствии с принципами андрогогики.

БОУ ОО ЦПК РЗ является учебно-методическим центром для медицинских организаций Омской области. Учреждение принимает активное участие в организации и проведении научно-практических конференций, мастер-классов, в разработке и освоении новых организационных технологий, применяемых в учреждениях здравоохранения.

Профессиональные функции и организационные формы деятельности средних медицинских работников Омской области менялись в соответствии с теми задачами, которые стояли перед здравоохранением. Расширяется их участие в новых формах вне-больничной помощи: дневных стационарах, службе общей врачебной практики медико-социальной помощи. Значительна роль сестринского персонала в реализации программы модернизации регионального здравоохранения

Результаты и обсуждение. Задача повышения качества образовательных услуг за счет эффективного планирования и организация работы по формированию циклов повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием решается на основе скоординированной работы БОУ ОО ЦПК РЗ, Министерства здравоохранения Омской области, учреждений здравоохранения Омска и Омской области.

Сведения о циклах обучения

Годы Количество циклов

Планируемое Не состоявшихся циклов из числа планируемых/ в т.ч. за счет внебюджетных средств Проведенных в том числе за счет Из числа проведенных циклов

о Сн О) с со в том числе за счет о Сн О) с со из них бюджетных средств внебюджетных средств выездных

бюджетных средств внебюджетных средств X ИЗ со о я с внеплановых о Сн О) с со из них о Сн О) с со из них о Е-Ч е с со из них

X ИЗ СО о я с внеплановых X ИЗ СО о я с внеплановых х ы в о н лан п внеплановых

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

2009 абс. 292 267 25 2 336 290 46 272 265 7 64 25 39 11 9 2

% X 91 9 0,7* 116* 86 14 81** 97 3 19** 39 61 3** 82 18

2010 абс. 370 339 31 - 423 370 53 341 339 2 82 31 51 43 43 X

% X 92 8 - 114* 87 13 81** 99 19** 38 62 10** 100 X

2011 абс. 338 295 43 1/1- 385 337 48 297 295 2 88 42 46 19 15 4

% X 87,3 12,7 0,3* 114* 87,5 12,5 77,0** 99,3 0,7 23,0** 48,0 52,0 5,0** 79,0 21,0

* — к планируемому количеству циклов обучения, ** — из общего количества проведенных циклов

Приоритетными направлениями деятельности центра являются:

— внедрение инновационных подходов в управлении учреждениями и образовательным процессом;

— Формирование системы непрерывного образования специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием на основе единого информационного и научно-методического пространства;

— развитие информационно-коммуникационной среды в учреждении;

— формирование системы менеджмента качества.

В Центре повышения квалификации в соответствии с календарно-тематическим планом проводится последипломное обучение специалистов по 32 специальностям и 176 циклам специализации и усовершенствования. Обучение осуществляется как на бюджетной, так и на коммерческой основе.

Продолжительность циклов повышения квалификации по профилю специальностей: специализация — 1,5 — 3 месяца; усовершенствование — 1 — 2 месяца. Форма обучения очная, очно-заочная (вечерняя), заочная. По окончании обучения на основании результатов итоговой аттестации выдаются документы государственного образца: свидетельство о повышении квалификации.

В Центре наряду с основными программными циклами, организованы циклы тематического усовершенствования для специалистов, осуществляющих предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей-транспортных средств, пользователей персонального компьютера, медицинских дезинфекторов, операторов парового стерилизатора, медицинских регистраторов, сестер-хозяек и прочих специалистов учреждений системы здравоохранения, а также других ведомств.

Центром проводятся выездные циклы на базе медицинских организаций города и области по темам «ВИЧ-инфекция: профилактика и диагностика», «Организация хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармакологическую деятельность», «Неотложная помощь». Учреждения здравоохранения имеют возможность самостоятельно предложить тематику и направления тематического усовершенствования выездных циклов в соответствии с имеющимися потребностями.

Сведения о циклах обучения в 2009, 2010, 2011 годах представлены в табл. 1.

Как видно из табл. 1 представленные показатели из года в год стабильны. Так в 2011 году организовано и проведено 385 циклов, из них на бюджетной основе 297 цикла (295 плановых, 2 внеплановых), 88 циклов на платной основе (42 плановых, 46 внеплановых).

Данные о контингенте (слушателях) представлены в табл. 2. Как видно из табл. 2 количество слушателей по рассматриваемым годам растет. Однако следует отметить, что число слушателей, зачисленных на обучение в 2011 году на бюджетной основе, составило 5888 человек, что превысило плановый показатель на 6%, при общем числе слушателей 7917 чел. Число лиц, зачисленных на обучение в 2011 году меньше по сравнению с предыдущим отчетным периодом, в связи с завершением массового обучения большого количества специалистов по программам «Организация хранения, учёта и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность» и «Организация деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ», проведенных по распоряжению Министерства здравоохранения Омской области в 2010 году. Доля специалистов, зачисленных на

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (114) 2012 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (114) 2012

Сведения о контингенте (слушателях)

Годы Число слушателей (чел.) Среднемесячный контингент Средняя продолжительность обучения (дней) Средняя наполняемость групп (число чел.)

Число планируемых слушателей Зачисленных Отчисленных Завершивших обучение

Всего в том числе за счет о Сн е с СО в том числе за счет о Сн е с со в том числе из числа обучавшихся за счет о Сн е с СО в том числе из числа обучавшихся за счет о Е-Ч е с со в том числе обучавшихся за счет

бюджетных средств внебюджетных средств бюджетных средств внебюджетных средств бюджетных средств внебюджетных средств бюджетных средств внебюджетных средств бюджетных средств внебюджетных средств

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

2009 абс. 5137 5674 1699 7373 5674 1699 28 18 10 7345** 5626 1689 663 504 159 28 22

% X 143,0* 77.0 23,0 0,4** 64,0 36,0 99,6** 77,0 23.0 X X X X X

2010 абс. 6629 6973 2132 9105*** 6973 2132 37 16 21 9068 6957 2111 808 580 228 29 23

% X 137,0* 77.0 23,0 0,4** 43,0 57,0 99,6** 77,0 23,0 X X X X X

2011 абс. 6240 5573 667 7917 5888 2029 36 17 19 7883*** 5871 2012 674 502 172 26 22

% X 127* 74** 26** 0,5** 47 53 99,6** 74,5 25,5 X X X X X

* — к планируемому числу слушателей, ** — из общего числа зачисленных слушателей,

*** — в том числе 1603 слушателя, зачисленных на выездные циклы, проведенные на базе учреждений здравоохранения (за 2010 год),

*** — включены слушатели (2 чел.), восстановленные для обучения (2011 год)

обучение на платной основе, составила 26% от общего числа зачисленных слушателей, что объясняется плановым подходом к организации коммерческих циклов, проведением маркетинговых исследований на рынке труда, расширением спектра образовательных услуг, привлечением новых заказчиков образовательных услуг. Среди них учреждения здравоохранения различных форм собственности, Центры занятости населения, учреждения социального обслуживания г. Омска, Омской области, а также соседних регионов (Тюменская, Томская, Новосибирская, Иркутская, Кемеровская области, Алтайский край, Республика Казахстан). В рамках оптимизации образовательного процесса проводилась планомерная работа с социальными партнёрами по эффективному планированию повышения квалификации специалистов. В результате этой работы уменьшилось количество циклов обучения по дополнительным заявкам учреждений здравоохранения за счет бюджетных средств (при количестве дополнительных заявок 1840 (21%) в 2008 г. их число в 2010 составило 1280 (13%). Увеличение контингента слушателей в основном связано с обучением специалистов на выездных циклах усовершенствования и тематического усовершенствования, организованных на базе учреждений здравоохранения Омска и Омской области. Организованы три новых цикла тематического усовершенствования, «Современные методы планирования семьи», «Современные методы лабораторной диагностики парентеральных инфекций (ВИЧ, вирусный гепатит, сифилис)». С целью оптимизации образовательного процесса организованы 4 цикла по очно-заочной форме обучения с элементами дистанционного обучения. Обучено 64 специалиста.

Во исполнение распоряжения Министерства здравоохранения Омской области от 17.08.2010 г. № 331-р и на основании письма Министерства здра-

воохранения Омской области от 20.09.2010 г. № 0727 к/561 с сентября 2010 года организовано обучение специалистов по программе «Организация хранения, учёта и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность». По данной программе обучено 452 специалиста из 19 медицинских организаций муниципальных районов Омской области.

Вопросы организации образовательного процесса, расширения спектра и актуализации, содержания образовательных программ являются приоритетными в рамках взаимодействия Центра с региональным и муниципальным органами исполнительной власти в сфере здравоохранения, лечебными учреждениями и другими потребителями образовательных услуг.

Деятельность учреждения согласно штатному расписанию обеспечивают 105 работников. В 2011 году в образовательном процессе были задействованы 457 преподавателей, из них 19 основных (штатных) преподавателей, 18 внутренних (штатных) совместителей и 420 внешних (штатных) совместителей.

Опыт формирования системы непрерывного профессионального образования был представлен Центром для участия во Всероссийском конкурсе Программы «100 лучших товаров России» 2010 года. По итогам конкурса получена высшая награда — диплом лауреата. Советом организаторов программы директору и представителю руководства по качеству вручены почетные знаки «За достижения в области качества» и «Отличник качества» соответственно, двум сотрудникам учреждения вручены благодарственные письма за достижения в области качества.

С целью мотивации и повышения знаний преподавателей и других работников структурных подразделений в области менеджмента качества прове-

дено: обучение вновь принятых преподавателей на знание стандарта ГОСТ РИСО 9001-2008 и документации СМК; индивидуальное консультирование заведующих отделениями и заведующих тематическими кабинетам по вопросам мониторинга процесса 7.5.1-1 «Повышение квалификации работников по профилю специальностей среднего медицинского и фармацевтического образования».

В соответствии с установленными требованиями в ноябре 2010 года Омским центром по стандартизации и сертификации ОАО «Омск-Тест» проведен инспекционный контроль СМК. Система признана соответствующей стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Внешним признанием эффективности реализации инновационной деятельности БОУ ОО ЦПК РЗ и его руководителя в 2010 г. являются победы в различного уровня конкурсах и проектах:

— Диплом лауреата Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» 2010 г. в номинации «Образовательные услуги»;

— Диплом победителя регионального этапа VII Всероссийского конкурса «Молодой директор года».

Таким образом, сегодня Центр повышения квалификации работников здравоохранения — это современное, динамично развивающееся образовательное учреждение. Является ведущим учебным информационно-методическим центром последипломного образования специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в Омской области, одно из крупнейших учреждений

данного профиля в России. Сформирован и успешно выполняет поставленные задачи высококвалифицированный коллектив единомышленников, развивается и совершенствуется материально-техническая база учреждения.

Библиографический список

1. Володин, Н. Н. Не исполнитель, а человек творческий / Н. Н. Володин // Сестринское дело. — 1995. — № 1. — С. 6 —7.

2. Каспрук, Л. И. Научное обоснование модернизации сестринского медицинского образования в условиях реструктуризации здравоохранения России : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Л. И. Каспрук. — М., 2010. — 50 с.

3. Каспрук, Л. И. Некоторые аспекты истории развития среднего медицинского образования в Оренбуржье / Л. И. Каспрук // Медицинская помощь. — 2006. — № 5. — С. 48 — 49.

4. Романюк, В. П. История сестринского дела в России /

В. П. Романюк, В. А. Лапотников, Я. А. Накатис. — СПб. : СПбМА, 1998. - 144 с.

КРЮЧКОВА Наталья Юрьевна, директор БОУ ОО «Центр повышения квалификации работников здравоохранения».

Адрес для переписки: 644070, г. Омск, ул. Декабристов, 35.

Статья поступила в редакцию 23.10.2012 г.

© Н. Ю. Крючкова

Книжная полка

Древаль, А. В. Сахарный диабет : справ. пособие / А. В. Древаль. - М. : Эксмо, 2012. - 544 с. - ISBN 978-5699-51739-8.

Книга известного диабетолога профессора А. В. Древаля включает актуальную информацию по фармакологическим препаратам, которые на сегодня используются в России для лечения сахарного диабета и его осложнений. Кроме того, в ней представлены стандарты диагностики и лечения, рекомендуемые в России, а также международным научным сообществом диабетологов. Пользование изданием облегчает указатель лекарственных средств, детально описанных в книге. Издание предназначено для эндокринологов, диабетологов, терапевтов, практикующих семейных врачей, студентов старших курсов медицинских вузов и ссузов. Справочник будет полезен всем, кто хочет больше узнать о своем диабете.

Баранова, Н. С. Хронические нейроинфекции : рук. / Н. С. Баранова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 560 с. -ISBN 978-5-9704-1898-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В руководстве рассматриваются вопросы эпидемиологии, этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и лечения наиболее распространенных хронических нейроинфекций бактериальной и вирусной природы, а также прионных болезней. Обсуждается также ряд мультифакториальных заболеваний нервной системы с хроническим течением, в этиологии которых наряду с эндогенными и рядом экзогенных факторов с разной долей вероятности допускается роль инфекции. Авторами обобщены материалы собственных исследований, отечественных и зарубежных публикаций последних лет. Руководство предназначено для неврологов и других специалистов, интересующихся проблемой хронических нейроинфекций.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (114) 2012 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.