Научная статья на тему 'Некоторые институты интеллектуальной собственности по праву США'

Некоторые институты интеллектуальной собственности по праву США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1957
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые институты интеллектуальной собственности по праву США»

Некоторые институты интеллектуальной собственности по праву США

О.В. Шумилов Сотрудник фирмы “Эрнст энд Янг”

Место института интеллектуальной собственности в правовой системе США.

Правовая система США, как известно, состоит из нескольких компонентов. Преобладающим из них является так называемое общее - прецедентное - право (common law, case law), которое сложилось еще в средневековой Англии и было заимствовано Новым Светом.1

Другим важным компонентом выступают законы, или статуты (statutes), издаваемые Конгрессом, а также законодательство штатов. Совокупность статутов получила название статутного права (statutory law).

Наконец, в правовую систему входят подзаконные акты (административное право), а также, конечно же, Конституция США и конституции штатов, на базе которых образуется конституционное право (constitutional law) США.

Следует иметь в виду, что согласно Конституции США (статья 1, раздел 8) к ведению Конгресса США, т.е. федеральной власти, отнесено право "содействовать развитию науки и полезных ремесел, закрепляя на ограниченный срок за авторами и изобретателями исключительны/е права на принадлежащие им сочинения и открытия" 2

Таким образом, институт интеллектуальной собственности своими корнями опирается на общефедеральные конституционные нормы.

Правовая система США, как и системы романо-германского права, различает право материальное (substantive law) и процессуальное (procedural law). При этом право интеллектуальной собственности (intellectual property) относится к материальному праву.3

В то же время вокруг интеллектуальной собственности много норм, касающихся обеспечения прав на такую собственность и связанных с обращениями в суд, подготовкой необходимых исковых документов, определением подведомственности соответствующему суду, представлением доказательств и т.п. Всё это нормы процессуального права.

Следовательно, институт интеллектуальной собственности в США носит материально-процессуальный характер.

Кроме того правовая доктрина США подразделяет право на публичное (public law) и частное (private law); гражданское (civil law) и уголовное (criminal law).

Институт интеллектуальной собственности как часть более широкого института права собственности относится к частному праву.

Интерес представляет подход американской правовой теории к делению права на гражданское (civil law) и уголовное (criminal law).4

К гражданскому праву относятся нормы, касающиеся обязанностей в отношениях между лицами или между лицом и государством (кроме обязанности не совершать преступлений). Нормы гражданского права в таком его понимании могут относиться, в зависимости от случая, и к частному, и к публичному праву.

К уголовному праву относятся нормы, касающиеся правонарушений, направленных против общества в целом (то есть преступлений). Составы уголовных преступлений устанавливаются местной властью, штатами и федеральными законами. Любой акт, предусматривающий состав уголовного преступления, - это всегда часть публичного права.

Актом уголовного права государство стремится наказать признанное виновным лицо. Актом гражданского права одна сторона (иногда это может быть и государство) стремится заставить другую сторону выполнить обязательство или возместить ущерб, нанесенный неисполнением обязательства.

Соответственно различаются и правовые последствия для правонарушителя. Нарушение предписаний уголовного права влечет штраф или тюремное заключение, либо то и другое вместе. Нарушение гражданско-правовых норм влечет, как правило, возмещение ущерба путем выплаты компенсаций.

Применительно к институту интеллектуальной собственности эти положения выстраиваются в следующий вывод: данный институт относится к сфере гражданского права. Однако же, на федеральном уровне имеются нормы, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение отдельных прав на интеллектуальную собственность. Получается, что к рассматриваемому институту одновременно в какой-то части примыкают нормы уголовного права (как оно понимается в США).

Термином "гражданское право” в современных правовых системах обозначается, как правило, та область права, которая регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.

В США в силу федеративного устройства и в соответствии с Конституцией регулирование отношений гражданско-правового характера отнесено, за некоторыми исключениями, к компетенции штатов.

Гражданское право штатов содержит значительное число норм, предназначенных для регулирования отношений, возникающих в торговой, предпринимательской деятельности. Основой гражданского права США служит общее (прецедентное) право.

Помимо общего (прецедентного) права, правовым источником регулирования гражданских и особенно предпринимательских отношений являются законы штатов и федеральные законыы

На федеральном уровне принимаются главным образом законы, касающиеся интеллектуальной собственности (патентного права, права на товарный знак, авторского пава), вопросов несостоятельности/банкротства, а также международной торговли и торговли с иностранцами.

Переплетение общефедерального регулирования и регулирования на уровне штатов, статутны/х и прецедентны/х норм привело к возникновению и развитию в каждом штате коллизионного права (Law of conflict of laws). Коллизионное право отвечает на вопрос, какими нормами следует руководствоваться суду в случае столкновения - "конфликта” - разнородных норм.

Из всего изложенного следует, что институт интеллектуальной собственности является сложным, многосоставным, комплексным институтом, содержащим нормы и институты разнородного и разно-уровнего характера.

Понятие интеллектуальной собственности и ее место в активах предприятий.

В правовых системах развитых стран, в том числе США, к благам, находящимся в имущественном обороте, относятся не только земля, здания, автомобили, деньги, ценные бумаги и т.п., но и интеллектуальная собственность (Intellectual Property).

Под интеллектуальной собственностью понимаются результаты умственной, творческой деятельности человека: литературные, музыкальные, художественные, научные произведения, торговые марки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, промышленные образцы, исполнительская деятельность артистов, компьютерные программы и т.п.

Проведенное в США исследование показало, что рыночную стоимость активов американских предприятий можно было бы оценить в 7 триллионов долларов, однако две трети этой суммы не указывается в их балансовой отчетности, поскольку эта часть стоимости заключается в нематериальны/х активах вроде прав на интеллектуальную собствен-ность.5

Не случайно поэтому изыскиваются пути реформирования правил финансового учета предприятий, а сами предприятия начинают рассматривать управление своими интеллектуальными активами как важную составляющую корпоративной стратегии.

В США сконцентрированы порядка 70% прав всей мировой интеллектуальной собственности. Страна тратит на научноисследовательские и опытно-конструкторские разработки в среднем 125 миллиардов долларов в год.6

Этим объясняется также и та настойчивость, с которой США проводят в мире политику защиты прав на интеллектуальную собственность, продвигая соответствующие правила, среди прочего, и в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).

Право на торговую марку.

Наиболее распространенной в торговой и предпринимательской сфере разновидностью интеллектуальной собственности является право на торговую марку. Значительная часть норм, касающихся права собственности на торговую марку, - это нормы судебных прецедентов.

Торговая марка (trademark) - это имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного производителя или продавца в целях дифференциации их от товаров и услуг конкурентов.

Интересно, что в российском законодательстве используется термин “товарным знак" (ст. 138 ГК РФ), под которым понимается обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.

Право на торговую марку стимулирует производителя или продавца вкладывать средства в улучшение качества товара и его сбыта. Сокращаются затраты потребителей на поиск нужного товара, так как им проще отличить один продукт на товарном рынке от другого.

Право на торговую марку ставит заслон неосновательному обогащению других производителей или продавцов, поскольку не позволяет им выпускать и реализовывать продукт более низкого качества под чужой маркой.

Пределы, в которых право защищает права обладателя торговой марки, во многом зависят от самой торговой марки. Различают торговые марки с ярко выраженными отличительными особенностями (strong trademarks) и слабовыраженными отличительными особенностями (weak trademarks) - “сильные” и “слабые”.

Надежность защиты первых выше, чем вторых; недобросовестным производителям и продавцам проще злоупотреблять марками второго типа.

Сложные, замысловатые, не имеющие аналогов или вызывающие ассоциации марки считаются наиболее “сильны-

ми”. К таким маркам относятся марки, выраженные придуманным словом (например, "Xerox” или "Kodak”) или внешне, словесно не связанные с товаром (название "Английская кожа”, "English Leather”, для лосьона после бритья), а также марки, не содержащие прямого описания продукта ("Молочная королева”, "Dairy Queen”, для мороженного).

Описание товара, географические термины, личные имена не подлежат правовой защите, если только они не получат какого-то второго смысла. Второй смысл обычно появляется, когда потребитель начинает ассоциировать эти слова с определенным продуктом (например, "Calvin Klein”).

Правовая защита может распространяться на те или иные цветовые композиции или цвета при условии, что они также получают "второй смысл”, то есть прочно ассоциируются с определенным товаром. Например, розовый цвет ассоциируется у потребителя с изоляционным материалом из стекловолокна, и конкурентам запрещено использовать этот цвет.

В 1993 году один из окружных федеральных судов (Master Distributors Inc. v. Paco Corp.) признал, что голубой цвет ассоциируется у потребителей с определенным видом фотопленки и подтвердил правовую защиту цвета.

Верховный суд США в 1995 году принял прецедентное решение, в соответствии с которым в качестве торговой марки может регистрироваться цвет продукта (Qualitex Co. v. Jacobson Products Co.).

Родовые понятия вроде "велосипед”, "компьютер” не получают правовой защиты, даже если и приобретают "второй смысл”.

Сложные юридические проблемы вызывают случаи, когда торговая марка становится родовым понятием. Например, сегодня обиходными стали слова "аспирин”, "керосин”, "эскалатор”, "термос”, "линолеум”. Однако американские суды, как правило, все равно не разрешают другим фирмам использовать эти названия таким образом, чтобы это вводило в заблуждение потенциального потребителя.

Торговые марки подлежат регистрации в федеральных органах или органах штатов. Если кто-то воспроизводит на товаре часть чужой торговой марки или торговую марку полностью, налицо правонарушение.

Обладатель незарегистрированной торговой марки все равно получает защиту в случае причинения ему ущерба от использования его торговой марки. Факт регистрации торговой марки лишь помогает установить дату приобретения права на торговую марку.

Регистрация должна быть возобновлена через 5 лет, а затем каждые двадцать лет.

В 1988 году Конгрессом США был принят Закон об изменении порядка регистрации торговых марок (Trade Mark Revision Act), вступивший в силу в ноябре 1989 года.

Закон изменил предыдущий порядок регистрации торговых марок. Прежний порядок предполагал, что торговая марка должна использоваться до заявления о регистрации. По новому порядку заявителю разрешается регистрировать торговую марку либо по факту её использования, либо на основе добросовестного намерения использовать торговую марку в торговле.

По положению Закона о “добросовестном намерении” (bona fide intention) заявитель должен начать использование торговой марки в торговле в течение 6 месяцев после регистрации в федеральном управлении по регистрации патентов и торговых марок (Patent and Trademark Office).

По истечении 6 месяцев заявитель обязан предоставить в управление доказательство, что марка используется, и возражений против её использования нет. В отдельных случаях 6-месячный срок может быть увеличен.

Помимо торговых марок в США существуют знаки обслуживания. Знак обслуживания (service mark) применяется для того, чтобы отличить услугу одного физического или юридического лица от

услуги, предоставляемой другими лицами. Так, например, каждая американская авиакомпания имеет свой знак обслуживания - символ, ассоциируемый только с данной авиакомпанией.

Знаки обслуживания регистрируются в том же порядке, что и торговые марки.

Правовую защиту имеют и другие знаки, примыкающие к торговым маркам и знакам обслуживания: сертификационные знаки (certification marks), коллективны/е знаки (^Mect^e marks).

Сертификационный знак используется одним или несколькими лицами для того, чтобы удостоверить место или способ производства товара, материал, из которого он изготовлен, какую-то качественную характеристику товара и т.п. Коллективный знак используется членами кооператива или ассоциации. Часто в конце кинофильма следуют коллективные знаки тех организаций, которые принимали участие в его производстве.

Если торговая марка относится к товарам, то фирменное наименование (Trade Name) призвано идентифицировать предпринимателя, будь то индивидуальный предприниматель или организация. Довольно часто фирменное наименование одновременно является и торговой маркой или знаком обслуживания, если в качестве таковых оно используется. Например, компания “Apple Computer, Inc.” использует фирменное наименование “Apple” как торговую марку своих компьютеров, а корпорация “McDonald's Corporation” использует свое фирменное наименования как знак обслуживания.

Фирменные наименования не регистрируются на федеральном уровне, однако повсеместно защищаются по общему праву.

Развитие системы патентной

охраны изобретений.

Права лица использовать свое изобретение, открытие и/или продать его удостоверяются патентом patent) - доку-

ментом федерального уровня, выдаваемым на 20 лет с даты подачи заявки. Патенты на чертежи (dessigns) выдаются на меньший срок.

В США патенты выдаются, за некоторыми исключениями, только первому изобретателю, тогда как в большинстве стран они выдаются первому заявителю. Сроки получения патента иногда растягиваются на годы (например, предприятие "Texas Instruments” проходило процедуру получения патента на одно из своих изобретений четыре года, хотя, впрочем, для того, чтобы получить патент на это же изобретение в Японии, предприятию понадобилось 30 лет).

Воспроизводство, использование или торговля запатентованным товаром, чертежами или процессами без разрешения патентообладателя представляют собой правонарушение.

Обычно судебные процессы по делам о нарушениях патентных прав очень дорогостоящи, и патентообладатели не всегда имеют возможность защитить свои права, предпочитая продать нарушителю свои права на использование изобретения.

В 1981 году Верховный суд США принял прецедентное решение (Diamond v. Diehr and Lutton), в соответствии с которым процесс создания программного обеспечения для компыютеров тоже может быть запатентован и, следовательно, подлежит правовой защите наравне с другими продуктами интеллектуальной деятельности человека.

В 1997 году Патентное ведомство США (Ведомство по патентам и товарным знакам) издало Указания о патентоспособности компьютерных пиктограмм (несложных рисунков, заменяющих пространственные текстовые пояснения). Указаниями допускается их охрана с использованием патентов на промышленные образцы.

Первый всплеск патентования изобретений в США пришелся на 70-80-е годы XIX века. В те годы стремительно развивался железнодорожный и водный

транспорт, телеграф, телефон, инфраструктура электроэнергетики. В год выдавалось около 20 тысяч патентов.

Следующая волна изобретений имела место в первые десятилетия XX века - в начальной стадии развития автомобильной и авиационной промышленности. Количество выдаваемых патентов возросло до 40 тысяч в год.

В 60-ых годах XX века бурно развивалась химическая, аэрокосмическая и электронная промышленность. Уровень патентования достиг 60 тысяч в год.

С середины 80-ых годов XX века до наших дней преобладают телекоммуникационные, компьютерные технологии. Количество выдаваемых патентов к концу XX века составляло более 155 тысяч в год. Почти половина заявок поступает из-за рубежа.

В статье 35 Патентного закона США указывается, что любой изобретатель нового и полезного способа, машины, изделия или композиции веществ, а также нового и полезного усовершенствования может получить на них патент, если объект патентования раскрыт в описании и отвечает требования новизны и неочевидности.

Столь широкое толкование патентоспособности по Закону подкреплено решениями Верховного суда США, который, в частности, распространил патентоспособность на "все существующие под солнцем созидания человека”.

Так, Верховный суд США признал объектом патентования генетически преобразованные живые микроорганизмы, поскольку это - результаты генной инженерии, а в природе они отсутствуют.

В 80-ых годах XX века также стали патентовать растения, модифицированные на генетическом уровне (с учетом положений специальных законов: Закона о патентах на растения и Закона об охране видов растений).

Что касается клонирования человеческого существа, то Патентное ведомство США постановило отказать в патентоспособности таких притязаний, сослав-

шись на Конституцию, запрещающую рабство и подневольное порабощение других человеческих существ.

В 1998 году Патентное ведомство США отказало в патентоспособности технологий, связанных с соединением клеток человеческого и животного эмбрионов (например, в целях трансплантации органов), поскольку это идет вразрез с нормами морали.

В 1982 году законом США был создан специальный суд - Федеральный апелляционный суд, который включает 12 судей, специализирующихся в области патентного права. Суду предоставлена исключительная юрисдикция рассматривать апелляции на решения окружных судов первой инстанции и Патентного ведомства.

Этот Суд создал необходимые прецеденты, которые расширили права патентовладельцев и повысили эффективность патентов, привнес необходимое единообразие в работу судов первой инстанции по таким делам.

В конце 1999 года Конгресс США принял целый пакет законов, направленных на совершенствование патентной охраны изобретений, в частности Закон о защите американских изобретений (AIPA), предусматривающий, среди прочего, реорганизацию Патентного ведомства США.

В октябре 2000 года в США вошла в действие система электронной подачи патентных заявок через Интернет.

Развитие системы охраны

авторских прав.

Авторские права (copyright) предоставлены, по Закону об авторских правах 1976 года, автору или создателю литературного произведения, произведения искусства, таких творений, как: книги, фильмы, картины, музыкальные, скульптурные, хореографические произведения, архитектурные проекты, звукозаписи, компьютерные программы и т.п.

Произведениям, созданным после 1 января 1978 года, автоматически предоставляется правовая защита в течение

всей жизни автора и затем 50 лет после его смерти. Никакой регистрации авторских прав не требуется.

Права издательств сохраняются в течение 75 лет с даты публикации или 100 лет - с даты создания произведения.

Закон об авторских правах (Copyright Act) особо оговаривает, что правовой защите не подлежат, например, идеи сами по себе. Чтобы получить защиту, идея должна быть выражена в устойчивой форме.

Не защищаются законом математические вычисления, общеизвестные факты. В то же время сборники фактов подлежат защите. Однако это не относится к телефонным или адресным книгам, поскольку в них нет необходимого для правовой защиты свойства - оригинальности (Feist Publications, Inc. v. Rural Telephone Service Co., 1991).

Любое копирование авторского произведения без разрешения автора представляет собой нарушение авторского права. В качестве гражданско-правовой санкции за это причитается возмещение в сумме реально причиненного ущерба либо, по усмотрению суда, "возмещение по Закону” (не превышающее 100 тысяч долларов). В качестве санкции при умы/шленном правонарушении возможны штраф и/или лишение свободы.

В отдельных случаях Закон предусматривает освобождение от ответственности за нарушение авторских прав, если оно было "добросовестным”.

Доктрина "добросовестного использования” (fair use) чужих авторских прав применяется к случаям воспроизводства/копирования произведения для таких целей, как комментирование, критика, сообщение новостей, обучение, научное исследование и т.п.

Американские суды от случая к случаю определяют, является ли то или иное использование чужого произведения

"добросовестным” или нет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последнее время происходит переоценка роли авторских прав, расширяется состав объектов авторского права.

Сегодня авторское право вторглось в научно-техническую сферу (программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем и т.п.).

Подсчитано, что на отрасли, основанные на авторском праве (издательское дело, аудиовизуальное производство, компьютерные игры и программы), приходится около 4% валового продукта США и 3% всех трудовых ресурсов. Более того, темпы ежегодного роста этого сектора в три раза выше, чем у экономики США в целом.

Телекоммуникационные технологии нашего времени осложняют применение авторского права. В 1996 году под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (В01/1С) был разработан типовой договор об авторском праве, основанный на усилении прав правообладателей.

В 1998 году в США был принят Закон об авторских правах в электронном тысячелетии. Закон направлен на предотвращение нарушений авторских прав посредством компьютерных технологий, и в частности запрещает производство, применение и распространение устройств, раскрывающих коды и шифры, преодолевающих блокировку доступа к программам.

Закон рассматривает это как уголовные преступления и предусматривает меры наказания: штраф до 500 тысяч долларов и до 5 лет тюремного заключения.

Долгое время данный Закон находился без применения, и только "дело” русского программиста Склярова (2001 г.), выступившего в США на "съезде хакеров” с докладом о компьютерной программе считывания чужой защищенной информации, американцы попытались превратить в первый прецедент, приводящий Закон в действие. Впрочем, обвинение не удалось.

Законодательство США все более усиливает защиту правообладателей. Это вызвано особыми государственными интересами страны, являющейся основным экспортером охраняемых авторских прав.

На мировом рынке авторских прав фактически по инициативе и под прессингом США было разработано и принято в составе “пакета соглашений ВТО” так называемое соглашение ТРИПС - Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность, вступившее в силу вместе с остальными соглашениями системы ВТО в 1995 году.7

В рамках наблюдения за исполнением ТРИПС и соблюдением прав на интеллектуальную собственность США опубликовали так называемый “Специальный перечень 301”, который включает 35 стран. В список вошли, в частности, Аргентина, Греция, Южная Корея, Индия, Индонезия, Россия, Турция, ЕС.

Коммерческие секреты.

К интеллектуальной собственности, по праву США, относятся также коммерческие секретыI (trade secrets): списки потребителей, коммерческие проекты, исследовательская информация, маркетинговые выкладки, химические формулы, процесс производства, то есть все то, что индивидуализирует предприятие и что может представлять интерес для конкурентов.

В отличие от авторского права, здесь допускается защита как самой идеи, так и формы ее выражения.

В силу своей специфики коммерческие секреты не могут быть запатентованы или приравнены к литературным, художественным произведениям.

Регулирование вопросов, касающихся коммерческих секретов, осуществляется, главным образом, прецедентным правом.

Чтобы усилить степень предсказуемости в решении этих проблем, в 1979 году штатам был представлен унифицированный закон о коммерческих секретах (Uniform Trade Secrets Act). Отдельные его части восприняты более чем в 20 штатах.

Конечно, коммерческие секреты предприятия не должны быть секретом для

ключевых фигур предприятия. Работники предприятия, имеющие доступ к коммерческим секретам, берут на себя по трудовому договору обязательство не разглашать их.

Промышленный шпионаж является основанием для судебного иска (E.I. du Pont de Nemours & Co. v. Christopher, 1 970).

В 1980 году Закон об авторских правах 1976 года был дополнен Законом об авторских правах на компьютерные программы (Computer Software Copyright Act), то есть на произведения, выраженные "языком машин”.

Компьютерная преступность.

В наши дни большими темпами развивается "компьютерная преступность”. Под "компьютерным преступлением” (computer crime) понимается действие, направленное против компьютеров и их частей, либо с использованием компьютера как инструмента преступления.

Как правило, "компьютерные преступления” распадаются на несколько категорий: финансовые преступления, компьютерное пиратство (неразрешенное копирование компьютерной программы), кража компьютерного оборудования и его компонентов, вандализм и создание разрушающих программ, кража или неразрешенное использование чужих баз данных, услуг.

Взлом чужих защитных компьютерных кодов с целью проникновения в закрытые информационные сети и для использования их обычно называют хакерством (hacking).

В 1984 году на федеральном уровне был принят Закон, запрещающий несанкционированный доступ и использование некоторых видов информации, содержащейся в компьютерных сетях (Counterfeit Access Device and Computer Fraud and Abuse Act).

В качестве наказания за такое преступление предусмотрены: штраф до 250 тысяч долларов или в сумме, вдвое превы-

шающей незаконный доход либо причиненный ущерб; лишение свободы на срок до 5 лет.

В декабре 1997 года Президент США подписал Закон, установивший уголовное наказание за умышленное нарушение авторских прав с использованием средств коммуникации.

За копирование чужих работ на сумму 1000 долларов в течение 180 дней, в том числе с помощью электронных средств (и даже без цели извлечения коммерческой выгоды), грозит штраф и/или тюремное заключение сроком до одного года.

Если стоимость копирования больше 2500 долларов, срок тюремного заключения может быть увеличен до трех лет, а при повторном нарушении - до шести лет. Предусмотрены и исключения, например для копирования работ Агентством национальной безопасности.

Следует обратить внимание, что в 1998 году в США был принят Закон о справедливом лицензировании музыкальных произведений. По этому Закону, небольшим барам, ресторанам и магазинам разрешено транслировать по радио и телевидению музыкальные произведения без санкции правообладателей и уплаты роялти.

В обоснование Закона США, среди прочего, ссылались на статью 13 Соглашения ТР/ПС, разрешающую ограничения и исключения из правил ТР/ПС "в отдельных особых случаях, которые не противоречат обычному использованию произведения и не наносят неоправданный ущерб законным интересам правообладателя”.

Тем не менее, Орган по разрешению споров ВТО в мае 2000 года признал указанные нормы Закона США противоречащими правилам ВТО.

Судебная защита патентных прав.

Первоначальная юрисдикция по делам об интеллектуальной собственности принадлежит в США федеральным окружным судам (споры по патентным контрак-

там рассматриваются в судах штатов).

/ск может быть подан в федеральный суд правообладателем против подозреваемого правонарушителя или стороной, ходатайствующей об аннулировании патента, предотвращении угрозы его нарушения.

/ски о нарушении патентных прав, предъявляемые федеральному правительству, рассматриваются исключительно в Суде федеральных исков.

Кроме того, проблемами и вопросами, касающимися импорта товаров, охраняемых американскими патентами (или по охраняемым технологиям), занимается Комиссия по международной торговле.

Законом 1982 года в США был создан Федеральный апелляционный суд, которому была предоставлена исключительная юрисдикция по рассмотрению патентных дел.

В нем работают 16 судей. Фактически он является конечной инстанцией по рассмотрению апелляций на решения федеральных судов первой инстанции, Патентного ведомства, Суда федеральных исков и Комиссии по международной торговли.

Заключение.

/так, институт интеллектуальной собственности занимает очень видное место в правовой системе США. Он состоит из конституционных, статутных и прецедентных норм федерального уровня и уровня штатов.

Причем защита прав на интеллектуальную собственность - это прерогатива преимущественно судов федерального уровня.

/нститут интеллектуальной собственности интенсивно развивается по многим направлениям, в том числе и в содержательном плане. Правотворческая и правоприменительная практика США, можно утверждать, задает общий тон в развитии данного института, продвигая свое видение его будущего через международно-правовые нормы, в том числе через право ВТО.

Примечания:

1 См. : Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.: 1997; Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник, п/р А.Я. Суханова. М.: 2000; Фридман Л. Введение в американское право. М.: 1993; Шумилов В.М. Правовая система США, М.: 2003

2 Конституции зарубежных стран. М.: 1997, с. 20

3 Кравец Л.Г. Правовая охрана интеллектуальной собственности в США. М.: 1998

4 Burnham W. Untroduction to the Law and Legal System of the United States, West Publishing Co., 1995

5 Кравец Л.Г. Указ. соч., с. 12

6 “Итоги”, 30.04.02, с. 15

7 Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты. М.: 2002, с. 311

Сборник научных работ студентов и аспирантов Всероссийской академии внешней торговли.

Под ред. проф. Г. И. Сысоевой.

- М.: ВАВТ, 2005. - 276 с.

Вышел в свет очередной сборник работ студентов и аспирантов ВАВТ. В его основу положены выступления на научно-практической конференции, состоявшейся в апреле 2004 года. На этот раз тематика работ была весьма широкая, затрагивающая разнообразные аспекты внешнеэкономических связей России и других стран. Кроме того, данная книга по объему существенно превосходит ранее публиковавшиеся сборники студенческих работ.

Многие работы вызывают интерес постановкой новых вопросов. В качестве примера можно упомянуть (в алфавитном порядке) работы: А.В. Афанасьев “Валютно-финансовые аспекты взаимодействия Российской Федерации и Евросоюза, связанные с введением евро”, М.А. Ахрименко “Формирование гибкого подхода в коллизионном методе регулирования договорных отношений в международном частном праве”, А.В. Зданович “О состоянии российско-китайского межрегионального и приграничного торгово-экономического сотрудничества на современном этапе”, А.В. Кастельская “Налогообложение электронной торговли в рамках ОЭСР”, Ю.А. Ловенецкая “Определение права, применимого к внешнеэкономическим сделкам”, Т.И. Озолинг “Развитие транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности России и экспорта транспортных услуг”, А.М. Саенко “Стабилизационные оговорки как средство обеспечения прав иностранного инвестора” и “Статус иностранного инвестора по законодательству государств-членов СНГ”, Д.А. Сладков “Антидемпинговые процедуры Европейского Союза в отношении российских товаров на примере минеральных удобрений”, У.Я. Старостина и С.О. Лемешко “Проблемы функционирования ФПГ в условиях присоединения России к ВТО”, Е. Филатова “Принцип добросовестности в договорном праве зарубежных стран”, Н.А. Хаустова “Механизм защиты трудовых прав граждан в международном частном праве”, А.Е. Чучалова “Россия-ЕС: правовое регулирование стратегического партнерства”, Ю.А. Шлапак “Экспорт нефти и газа из России в Германию” и другие.

Эти работы отражают достигнутый уровень научной деятельности студентов и аспирантов ВАВТ и в определенной степени представляют интерес для коллег по учебе. Ознакомиться с книгой можно в библиотеке ВАВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.