Научная статья на тему 'Некоторые характеристики развития рынка кредитования в современной экономике России'

Некоторые характеристики развития рынка кредитования в современной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / КРЕДИТОВАНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / СПЕЦИФИКА / РАЗВИТИЕ / MARKET / CREDITING / CHARACTERISTICS / SPECIFICITY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тендлер А. И., Тарасова О. Ю.

В статье, на основе анализа элементов современной структуры, тенденций и проблем развития кредитного рынка РФ, авторами выделены его специфические характеристики. Они заключаются в следующем: с одной стороны, производитель кредитной услуги выступает субъектом рынка, а с другой является детерминантом рыночного механизма; высокая степень участия государства в процессах регулирования экономических отношений, возникающих на указанном рынке; конкуренция на кредитном рынке России характеризуется значительными диспропорциями по секторам потребления достаточно высокая конкуренция при предоставлении кредитов физическим лицам, и в то же время ограниченность предложения кредитов для малого бизнеса и отсутствие конкурентного рынка услуг по его кредитованию. Статья также содержит авторскую точку зрения о возможных путях и перспективах преодоления проблем, характерных для современного этапа развития кредитного рынка России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some characteristics of credit market development in modern economy of Russia

Basing on the analysis of elements, modern structure, tendencies and problems of the credit market development in the Russian Federation the authors describe its specific characteristics. They consist in the following: on the one hand, a credit service renderer acts as a subject of the market, and from the other hand he is a determinant of the market mechanism; a high degree of the state participation in regulation processes of economic relations arising in the given market; competition in the Russian credit market is characterized by significant disproportions in consumer sectors rather high competition at giving credits to natural persons, and at the same time limitation of credit offers for small business and absence of the competitive market of credit services for it. The article also contains the author's point of view of possible ways and prospects to overcome the problems typical of the present stage of the credit market development in Russia.

Текст научной работы на тему «Некоторые характеристики развития рынка кредитования в современной экономике России»

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ РЫНКА КРЕДИТОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

А.И. Тендлер, О.Ю. Тарасова

В статье, на основе анализа элементов современной структуры, тенденций и проблем развития кредитного рынка РФ, авторами выделены его специфические характеристики. Они заключаются в следующем: с одной стороны, производитель кредитной услуги выступает субъектом рынка, а с другой -является детерминантом рыночного механизма; высокая степень участия государства в процессах регулирования экономических отношений, возникающих на указанном рынке; конкуренция на кредитном рынке России характеризуется значительными диспропорциями по секторам потребления - достаточно высокая конкуренция при предоставлении кредитов физическим лицам, и в то же время ограниченность предложения кредитов для малого бизнеса и отсутствие конкурентного рынка услуг по его кредитованию. Статья также содержит авторскую точку зрения о возможных путях и перспективах преодоления проблем, характерных для современного этапа развития кредитного рынка России.

Ключевые слова: рынок, кредитование, характеристики, специфика, развитие.

Рынок - многоплановое экономическое понятие. Существует большое количество рынков, которые можно классифицировать по видам реализуемых на них товаров и услуг.

Рассмотрим главные элементы кредитного рынка:

1. Конкуренция. Рынок не может существовать без взаимодействия экономических интересов. Стараясь привлечь как можно больше клиентов, кредитные организации вступают между собой в конкурентные отношения. Они стремятся снизить кредитную ставку, одновременно улучшив условия кредитования, и как можно более эффективно донести преимущества своей услуги до потребителей. Но конкурируют и потребители. Они стараются выбрать кредит по наиболее низкой ставке, но и с максимально удобными условиями его предоставления.

2. Свободный обмен. В условиях рыночной экономики отсутствуют факторы, способные заставить потребителя или коммерческий банк заключить невыгодную сделку. Здесь главный побудительный мотив - экономические интересы каждой стороны. В момент совершения предоставления услуги кредитования выгода становится взаимной.

3. Потребности человека. Именно они заставляют субъектов кредитного рынка вступать в экономические отношения друг с другом, что является сутью рынка. Разнообразие потребностей формирует соответствующий рыночный продукт - так, к примеру, проводя аналогию с иерархией потребностей А. Маслоу, физиологические потребности лежат в основе ипотечного кредитования;

социальные потребности формируют специальные кредиты на образование и т. д.

4. Материальная ответственность. Обязательным элементом любого рынка, в т. ч. и кредитного, являются деньги. Деньги - это плата за покупаемые товары и услуги. При предоставлении кредита плата проявляется в форме процента. Как при использовании своих собственных, так и заемных средств, потребитель рискует и несет за них ответственность.

5. Частная собственность. Чтобы действовать в условиях рынка, его субъекты должны быть владельцами и полновластными распорядителями собственности. Без этого пункта невозможны ни покупка банковской услуги, ни ее производство, ни продажа.

Из всего вышеперечисленного складывается рынок кредитования и образуется единая система. Потребности постоянно растут и возможности их удовлетворять зависят от каждого субъекта кредитного рынка. Та кредитная организация, которая может предложить потребителям наилучший процент на наиболее выгодных условиях, побеждает в конкурентной борьбе, и ее благосостояние растет.

Несмотря на видимую сложность рыночного механизма, он действует по объективным экономическим законам. В общем смысле, сущность рыночного механизма -отношения между продавцами (производителями, посредниками и покупателями-потре-бителями).

На эти отношения воздействуют разные факторы:

- мировой рынок (международные договоры и квоты мировых цен и т. п.);

- органы государственной власти (правительственные указы и постановления, налоговая система и пр.);

- местные органы власти (местные налоги и распоряжения администрации);

- правовая система (решения судов, арбитража, законодательство);

- финансово-кредитные и торговопосреднические организации (кредитование, предоставление услуг, платежи);

- средства массовой информации (реклама, создание имиджа и репутации субъектам рынка).

Таким образом, мы выделяем специфическую характеристику рынка кредитования: с одной стороны, производитель кредитной услуги выступает субъектом рынка, а с другой - является детерминантом рыночного механизма.

На разных этапах общеэкономического развития России, соответственно, изменялись структура и динамика российского рынка кредитования.

Последние годы кредитование в России развивается огромными темпами, и все больше людей в стране берут кредиты на свои нужды.

Это стало возможным по некоторым причинам. Например: снижение ставок по кредитам, появление большого числа конкурирующих между собой банков, усовершенствование законодательства, развитие экономики, рост спроса на товары, приход на российский рынок иностранных компаний и др.

Сейчас на российском рынке кредитования очень популярны следующие продукты кредитования:

1) кредит на потребительские нужды -небольшие суммы, которые выдаются заемщику на любые расходы;

2) ипотека - кредит на покупку квартиры. Позволяет брать в кредит большие суммы под залог покупаемой недвижимости;

3) кредит бизнесу - специальные программы для малого и среднего бизнеса.

Рост рынка потребительского кредитования в России сопряжен с решением текущих проблем, без решения которых невозможно добиться его поступательного развития.

Динамичный процесс развития отечественного рынка потребительского кредитова-

ния сопряжен с множеством специфических проблем, сформировавшихся как на первых этапах его функционирования, так и вновь образовавшихся.

Работу западных банков существенно упрощают базы данных кредитных историй за длительный период. В России законодательная и практическая работа по созданию кредитных историй ведется (например, принят и с 1 июня 2005 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», создаются бюро кредитных историй), но больших массивов данных как таковых до сих пор нет. В силу хотя бы хронологического фактора. На западе статистика по потребительскому кредитованию ведется десятилетиями (а в США, Канаде, Финляндии и ЮАР уже более века), что позволяет более точно оценивать риски, упрощает выдачу кредиту и снижает процентные ставки. Такие эффекты на российском рынке очень желательны, но эту проблему (даже при условии наличия законодательной базы) способно решить только время.

Вместе с тем даже наличие статистики кредитных историй не отменяет некоторой нестабильности в стране, несовершенства судебной системы и связанных с этим проблем реализации обеспечения по «сомнительным» кредитам.

Одной из общих особенностей российской экономики является то, что значительная часть средств граждан остается в «теневом» секторе экономики, а значит продолжает быть недоступной для получения кредитов. Отсутствие достоверной информации о доходах существенно влияет на процессы формирования цивилизованного потребительского кредитования.

Важной перспективой для кредитных организаций, особенно для коммерческих банков, является также налаживание долгосрочных отношений с потребителем. Высокий спрос на одноразовые экспресс-кредиты -атрибут начального становления рынка. Представляется, что со временем будет более динамично развиваться рынок кредитных карт и овердрафтовых кредитов. Это соответствует экономическим интересам потребителя кредитной услуги, т. к. при наличии долгосрочных отношений с банком ставка по

кредиту будет ниже той, которую банк установит для заемщика, обратившегося впервые.

Кроме того, учитывая растущий спрос на экспресс-кредиты на отечественном рынке кредитования, возможно прогнозировать, что в дальнейшем следует ожидать усиление проблем, связанных с неплатежами по потребительским кредитам.

Российский рынок кредитования характеризуется высокими темпами роста, что дает основание предполагать дальнейшую диверсификацию участия иностранного капитала, в связи с чем недавно созданные коммерческие банки стремятся как можно быстрее выйти на рынок и занять свою нишу, а давно функционирующие на рынке - упрочить свою позицию. В подобных условиях недавно вошедшие на рынок отечественные банки в силу отсутствия опыта могут выдать значительное количество недостаточно обоснованных кредитов. Иностранные банки, незнакомые с местными условиями, тоже могут быть причиной появления большого числа кредитов, выплаты по которым не будут осуществляться.

Вместе с тем, участие на отечественном рынке иностранного капитала заслуживает дополнительной акцентуации. Чувствуя большой потенциал российского рынка и, в то же время, испытывая некоторый застой на западном рынке потребительского кредита, крупные иностранные кредитные организации стремятся войти на рынок, покупая доли в российских компаниях и создавая свои дочерние банки. Такие крупные западные банки как Société Generale, GE Consumer Finance и Cetelem объявили о своих планах занять существенную долю российского рынка. С точки зрения потребителя это позитивные события, т. к. разнообразие кредитных продуктов будет расти, а ставки по кредиту падать. Но смогут ли в таких условиях конкуренции не только обеспечить свои экономические интересы, но и сохранить свой сегмент рынка российские банки с их относительно скромными ресурсами - остается вопросом.

Именно проблема низкой капитализации остается основным препятствием на пути развития отечественного потребительского кредитования (впрочем, это общая проблема для банков России). Большое количество средних и мелких банков рады были бы вый-

ти на рынок, но им не хватает средств. Рынок развивается, в основном, за счет крупных игроков, которые раньше считали потребительское кредитование неперспективным для себя видом услуг.

Несмотря на все проблемы, рынок потребительского кредита активно развивается благодаря огромному интересу со стороны населения и розничных сетей, которые установили, что предоставление потребительского кредита является эффективным способом увеличения своей прибыли.

Значительным субъектом (потребителем) рынка кредитования является малый и средний бизнес. Адаптируясь к растущему спросу, во всем мире в настоящее время уже формируется двухуровневая система банковского кредитования малого бизнеса. Крупнейшие банки и международные финансовые организации выделяют средства для программ кредитования и принимают на себя значительную часть кредитного риска. Бан-ки-агенты второго уровня выдают кредиты и ищут проекты финансирования. Зачастую они используют технологии и методики кредитования, которые заимствуют у банков-организаторов первого уровня. Такая модель не исключает реализацию самостоятельных программ кредитования отдельными банками. Однако большинство отечественных банков не готовы одновременно кредитовать малый бизнес и выступать организаторами программ кредитования для сторонних бан-ков-провайдеров.

Это связано с тем, что большинство финансовых посредников в субъектах РФ существуют за счет краткосрочных вкладов. Потому региональные банки не могут предоставлять долгосрочные займы предпринимателям для обновления основных фондов. Банки ограничиваются краткосрочным кредитованием на пополнение оборотных средств (на срок до 1 года, а чаще - на 3-6 месяцев). Такая осторожность повышает надежность местных банков, но, к сожалению, краткосрочные займы не дают возможности малому бизнесу модернизировать свое производство.

Кроме того, большинство региональных банков не обладают значительным капиталом. Даже средние займы местным предприятиям на обновление их производственной базы создают для таких банков повышенные

кредитные риски. К тому же выдача этих кредитов небольшими банками может повлечь за собой нарушение ряда нормативов, установленных Банком России.

Таким образом, региональные банки не способны собственными усилиями обеспечить микрокредитами малый бизнес.

Банки неохотно идут на выдачу большого числа мелких займов ввиду высоких операционных издержек, связанных с оценкой и контролем каждого из них. В результате даже заемщики, субъекты малого бизнеса, желающие получить кредит на сумму от 10 до 20 тыс. долл., испытывают трудности с поиском внешних источников финансирования.

У региональных банков нет современных эффективных технологий кредитования малого бизнеса. Оказывают влияние и высокие риски при кредитовании малого бизнеса, и ограниченные возможности по обеспечению этих кредитов. Так, на Западе, как свидетельствует статистика, в течение первых пяти лет с момента создания более 70 % малых предприятий проходит через процедуру банкротства.

Также мешает осваивать перспективный рынок микрофинансирования отсутствие механизмов разделения кредитного риска по кредитам малому бизнесу. Например, в России в полной мере не сформирована национальная система гарантий и страхования рисков невозврата по кредитам. Расходы, связанные с обращением взыскания на предмет залога, слишком высоки. Процесс возврата залога через суд достаточно сложен, на это уходит много времени и средств. К тому же отсутствуют адекватное залоговое законодательство и инфраструктура реализации залогов. Если следовать действующим отечественным нормативным актам, то залог, как правило, реализуется не более чем за половину его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, и его цена заметно падает из-за плохой организации торгов. Потому банки-кредиторы требуют от потенциальных заемщиков 200 % залогового обеспечения кредита, что не под силу многим субъектам малого бизнеса.

Чтобы принять кредитное решение, банкам не хватает существующей статистики по малому бизнесу. Таким образом, только что созданное предприятие имеет минимальные

шансы на получение кредита. Банки просто не финансируют предпринимателей на нулевом цикле развития бизнеса. Как правило, финансовые организации устанавливают минимальный срок, в течение которого малое предприятие должно не только просуществовать, но и показать прибыль. Например, минимальный период в «КМБ-банке» - 3 месяца. Кроме того, в большинстве случаев обязательным условием получения займа является перевод на обслуживание в банк расчетного счета малого предприятия - исключения, хотя и редко, но бывают (в их числе «НБР» и «УРАЛСИБ»),

Чтобы исправить критическую ситуацию, нужны интеграционные усилия всех субъектов рынка кредитования. Для кредитных организаций могут быть эффективны следующие способы решения проблем:

- внедрение в банках стандартизированных процедур, позволяющих снизить себестоимость операций по кредитованию и сократить срок рассмотрения кредитных заявок малого бизнеса;

- увеличение срочности пассивов банков, что позволит снизить разрывы между активами и пассивами по срокам востребования и погашения и улучшит их ликвидность, внедрение механизмов рефинансирования;

- создание на федеральном и региональном уровнях механизмов снижения кредитных рисков через различные схемы гарантирования и обеспечения кредитов малого бизнеса, привлечение крупных предприятий области к поручительству за малые и средние предприятия;

- совершенствование нормативных требований Банка России, направленных на удешевление банковского бизнеса, что позволит снизить процентные ставки по кредитам.

Комплекс мер, связанный с преодолением внутренних трудностей малых предприятий, является, по сути, перечнем мероприятий государства по поддержке малого бизнеса. Среди них можно выделить лишь те шаги, которые в большей степени, нежели остальные, способны в кратчайшие сроки обеспечить заметный эффект:

- субсидирование процентной ставки по кредитам для малого бизнеса в отраслях с низкой рентабельностью;

- стабилизация налогового режима для малого бизнеса;

- меры, направленные на повышение прозрачности малого бизнеса;

- развитие инфраструктуры поддержки и образовательная работа в среде малого бизнеса;

- создание фондов поддержки малых предприятий, которые бы оказывали помощь в сборе документации и обучении работе с банками;

- стимулирование форсированного формирования фонда кредитных историй.

Изложенное позволяет выделить экономические особенности банковского кредитования малого бизнеса:

1) высокая доля и абсолютная величина операционных (непроцентных) расходов в процессе кредитования, что связано с незначительным размером и сроком самого кредита. Невозможно обеспечить достаточную рентабельность операций за счет небольших в абсолютной величине процентных доходов банка;

2) ограниченность или полное отсутствие правовых (и экономически оправданных) механизмов снижения кредитного риска на всех этапах кредитования;

3) сложности рефинансирования и управления кредитным портфелем, включающим большое число разнообразных маленьких кредитов.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что конкуренция на кредитном рынке России характеризуется значительными диспропорциями по секторам потребления. Наблюдается достаточно высокая конкуренция при предоставлении кредитов физическим лицам и в то же время ограниченность предложения кредитов для малого бизнеса и отсутствие конкурентного рынка услуг по кредитованию. На уровне региона это, в свою очередь, приводит к сохранению относительно высоких процентных ставок и невозможности получения инвестиционных кредитов на срок более 1 года.

Совокупность разрозненных финансовых организаций, предлагающих бизнесу различные кредитные услуги, может рассматриваться как система, только если будут выстроены устойчивые финансовые отношения между ее различными элементами - банками, кредитными кооперативами, лизинговыми компаниями, венчурными фондами, направленные на предоставление, а также аккуму-

лирование, рациональное перераспределение

и, в конце концов, привлечение финансовых ресурсов.

Неприемлемо, если государственные ресурсы, средства федеральных и региональных бюджетов или кредиты международных финансовых организаций считаются единственным или главным источником реализации программ кредитования малого бизнеса. Поэтому одним из важнейших качеств системы кредитования малого бизнеса должна стать «самодостаточность», способность привлекать ресурсы с рынка капиталов, аккумулировать сбережения и накопления граждан при минимально необходимом и максимально эффективном посредничестве государства. Представляется, что главными проводниками в данном случае могли бы выступать банки и участники рынка ценных бумаг.

Таким образом, еще одной специфической характеристикой национального рынка кредитования можно считать высокую степень участия государства в процессах регулирования экономических отношений, возникающих на указанном рынке.

Между тем, отмечая тенденции наращивания кредитных портфелей отечественных коммерческих банков за последние 2-3 года, считаем, что ни в коем случае нельзя сводить саму систему кредитования исключительно к рамкам банковского сектора. Кредитные организации не могут в одиночку решить задачу обеспечения финансовыми ресурсами, прежде всего небольшим кредитом, сегмент вновь создаваемых малых и семейных предприятий. Но именно этот вид предприятий, по прогнозам, мог бы особенно активно формироваться в экономике в ближайшие годы.

Не менее востребованными, нежели банковский кредит, будут финансовые услуги кредитных кооперативов и иных некредитных организаций, деятельность которых может стать наиболее результативной при продуманной государственной поддержке.

Поступила в редакцию 4.08.2008 г.

Tendier A.I., Tarasova О.Y. Some characteristics of credit market development in modem economy of Russia. Basing on the analysis of elements, modem structure, tendencies and problems of the credit market development in the Russian Federation the authors describe its specific

characteristics. They consist in the following: on the one hand, a credit service renderer acts as a subject of the market, and from the other hand he is a determinant of the market mechanism; a high degree of the state participation in regulation processes of economic relations arising in the given market; competition in the Russian credit market is characterized by significant disproportions in consumer sectors - rather high competition at giving credits to natural

persons, and at the same time limitation of credit offers for small business and absence of the competitive market of credit services for it. The article also contains the author's point of view of possible ways and prospects to overcome the problems typical of the present stage of the credit market development in Russia.

Key words: market, crediting, characteristics, specificity, development.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

А.В. Скопенкова

В статье рассмотрены основы разноуровневой промышленной политики: выявлены ее принципы и критерии, а также обстоятельства, затрудняющие ее деятельность; с этих методологических позиций сделаны выводы по ее внедрению.

Ключевые слова: промышленная политика, концепция, подход, критерии, государство.

Термин «промышленная политика» является сложным системным понятием, которое различается по целям, уровням реализации и ожидаемым результатам, тесно связанным с социально-экономическим развитием государства, региона и отдельных предприятий; ожидаемыми ее результатами являются: рост производств, повышение качества жизни, снижение уровня безработицы, обеспечение продовольственной безопасности и информационной грамотности населения.

В предлагаемой концепции промышленной политики государства определены ее основы.

Первой концептуальной посылкой является развитие производств. Для России очень важны пропорции в трансформационном и отраслевом подходе к проблемам развития промышленности.

Вторым положением является сокращение бедности. Уменьшить бедность можно на основе простого увеличения пособий и компенсаций, что, разумеется, необходимо делать, однако первостепенной задачей является расширение занятости и повышение доходов работающего населения, усиление на этой основе стимулов роста производительности труда и производства в целом.

Третьей концептуальной посылкой промышленной политики служит социальная

защита, в которой выделены также два подхода. Пассивный подход означает увеличение пособий и компенсаций малоимущим гражданам страны, активный базируется на расширении занятости и повышении доходов населения в результате эффективного стимулирования роста производительности труда и производства в целом.

Четвертая концептуальная посылка современной промышленной политики - безопасность населения - включает продовольственную безопасность и информационную обеспеченность населения.

В предлагаемой концепции выделены проблемы и механизмы их решения, представленные на рис. 1.

Известно, что промышленная политика во многом зависит от направленности и результатов экономических реформ. Негативное влияние на качественные показатели экономической динамики оказывало усиление разрыва в темпах роста производительности труда и заработной платы в пользу последней (рис. 2). За 2000-2006 гг. реальная начисленная заработная плата увеличилась в 2,64 раза при росте производительности труда в 1,52 раза. При этом рост оплаты труда сопровождался снижением валовой прибыли экономики в структуре ВВП с 42,7 % в 2000 г. до 35,7 % в 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.