Научная статья на тему 'Некоторые характеристики личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей'

Некоторые характеристики личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ / MEDIACOMPETENCE / MEDIAEDUCATION / HUMANIST POSITION / ACADEMIC ACTIVITY / SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мулдашев Роман Мадиевич

Обосновывается одна из главных характеристик медиакомпетентности – личностная, – которая считается основополагающей, поскольку связывается с принципами гуманистической педагогики и отражает новую парадигму медиаобразования. Ее главным показателем является гуманистическая позиция педагога при использовании медиатехнологий, отражающая основную его задачу – раскрывать потенциальные возможности обучающихся, поддерживать, искать пути и методы, обеспечивающие успешность их медиадеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мулдашев Роман Мадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some characteristics of personal component of pedagogical students’ mediacompetence

One of the main characteristics of the mediacompetence – personal, is explained, which is fundamental, as it is connected with the principles of humanistic pedagogy and represents a new paradigm of mediaeducation. Its main indicator is the humanist position of the teacher when using media technologies, reflecting the main task – to reveal the potential of the students, to support, to find ways and methods to ensure the success of their media activities.

Текст научной работы на тему «Некоторые характеристики личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей»

УДК 37.022

ББК Ч 426-268.4 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Мулдашев Роман Мадиевич,

Аспирант, кафедра теории и методики профессионального образования, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского; 410052, г. Саратов, ул. Мира, д. 3, кв. 33; e-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медиакомпетентность; медиаобразование; гуманистическая позиция; академическая активность; успешность.

АННОТАЦИЯ. Обосновывается одна из главных характеристик медиакомпетентности - личностная, - которая считается основополагающей, поскольку связывается с принципами гуманистической педагогики и отражает новую парадигму медиаобразования. Ее главным показателем является гуманистическая позиция педагога при использовании медиатехнологий, отражающая основную его задачу - раскрывать потенциальные возможности обучающихся, поддерживать, искать пути и методы, обеспечивающие успешность их медиадеятельности.

Muldashev Roman Madievich,

Post-graduate Student, Chair of Theory and Methods of Vocational Education, Saratov State University n.a. N.G. Cherny-shevsky, Saratov.

SOME CHARACTERISTICS OF PERSONAL COMPONENT OF PEDAGOGICAL STUDENTS’ MEDIACOMPETENCE

KEY WORDS: mediacompetence; mediaeducation; humanist position; academic activity; success.

ABSRACT. One of the main characteristics of the mediacompetence - personal, is explained, which is fundamental, as it is connected with the principles of humanistic pedagogy and represents a new paradigm of mediaeducation. Its main indicator is the humanist position of the teacher when using media technologies, reflecting the main task - to reveal the potential of the students, to support, to find ways and methods to ensure the success of their media activities.

На современном этапе жизни общества образование нельзя представить без использования средств массовой коммуникации и информационных технологий. На наших глазах идет процесс создания единого информационного пространства мира: развиваются международные отношения, расширяются межкультур-ные контакты, происходит обмен опытом в профессиональной сфере, общение через Интернет, дистанционное обучение, появляется возможность путешествовать по всему миру, повышать квалификацию за рубежом, активно участвовать в международных форумах и конференциях и т. д.

Происходящие изменения приводят к формированию новых требований к профессиональной подготовке специалистов во всех направлениях деятельности, особенно педагогической. Одним из перспективных направлений модернизации российского образования является внедрение компетентностного подхода к подготовке специалистов.

C позиции данного подхода (И. А. Зимняя, В. И. Байденко, Дж. Равен,

Ю. Г. Хуторской) критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры личностного развития, основанные на качествах человека, обеспечивающих его успех в работе.

Современное общество требует быстрого вхождения молодого специалиста в профессию, при этом имеет значение не только высокий уровень квалификации, но и определенные профессионально значимые качества, повышающие конкурентоспособность специалиста и способствующие формированию умения быстро осваивать новые технологические средства.

Этот процесс невозможен без сформированной у студентов педагогических специальностей медиакомпетентности, в основу изучения которой положена разработка базовых компетенций педагогической деятельности группой ученых под руководством академика РАО В. Д. Шад-рикова. Под медиакомпетентностью будущего учителя понимается новообразование субъекта деятельности, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи медиаобразования (і).

Используя профессиональный стандарт педагогической деятельности в области медиаобразования, мы проанализировали и обобщили данный перечень характеристиках личности будущего учителя и представили его в следующем виде:

• вера в силы и возможности обучающихся при овладении медиаобразованием;

© Мулдашев Р. М., 2013

• интерес к внутреннему миру учащихся при овладении медиа;

• открытость к принятию других позиций, критичность при использовании медиасредств;

• медиакультура;

• эмоциональная устойчивость при работе с медиа;

• позитивная направленность на использование медиатехнологий в жизни и учебно-воспитательном процессе;

• уверенность в себе при работе с медиа.

В данной статье рассмотрим более подробно первую характеристику «Вера в силы и возможности обучающихся при овладении медиаобразованием», так как считаем ее основополагающей, поскольку она связывается с принципами гуманистической педагогики, опирается на исследования психологических и педагогических теорий гуманистическо-экзистенциального направления (А. Адлер, О. Больнов, М. Бубер, В. Дильтей, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.) и отражает новую парадигму медиаобразования.

Как показал анализ литературы, проявлениями данной характеристики в педагогической деятельности студентов являются:

• гуманистическая позиция студента при использовании медиатехнологией, отражающая основную его задачу - раскрывать потенциальные возможности обучающихся при работе с медиасредствами;

• готовность студента поддерживать ученика, искать пути и методы, обеспечивающие успешность медиадеятельности.

Гуманистическая позиция как устойчивая система отношений педагога к определенным сторонам действительности проявляется в соответствующем поведении и поступках (2).

В системе медиаобразования существует возможность реализовать следующие основные функции гуманной педагогической позиции:

• познавательную, заключающуюся в создании педагогом системы представлений о медиадеятельности, раскрытии ее места в социокультурном пространстве, в культуре;

• воспитательно-коррекционную, связанную с познавательной функцией и заключающуюся в приобщении студентов к ценностям гуманитарной культуры, осознание себя свободным в выборе медиадеятельности, для чего система профессиональной подготовки педагогического вуза должна стать своеобразным образцом рефлексивногуманистической модели обучения;

• регулятивную, определяющую профессиональную направленность личности студента в работе с медиа, культуру его жиз-

ненного самоопределения и уровень жизне-творчества, которая в свою очередь определяет степень профессиональной самоактуализации за счет создания условий для развития творческого потенциала личности;

• духовную, которая является ведущей функцией гуманной педагогической позиции, интегрируя познавательную и регулятивную функции. Эта функция определяет исполняемость студента в медиасреде, его стремление к полноте своего бытия, завершенность в созданном, достигнутом.

Таким образом, реализация данных функций в условиях информационного общества, создание креативной информационной образовательной среды, основанной на научном подходе к вопросам проектирования, оценки качества и применении информационных технологий обучения, способствует наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей личности школьника.

На совершенствование потенциальных возможностей личности школьника оказывает влияние творческий потенциал (П. Ф. Кравчук), наряду с познавательным, ценностным, коммуникативным и художественным потенциалами (Л. Д. Столяренко) способствующий ее становлению и развитию.

Анализ философских, педагогических, психологических работ по проблеме развития творческого потенциала личности даёт возможность выделить несколько подходов к определению понятия «творческий потенциал»:

• система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, развитое чувство нового, способность быстро менять приёмы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т. Г. Браже, Ю. Н. Кулюткин);

• характерное свойство индивида, определяющее меру возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М. В. Колосова);

• система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию (В. Г. Рындак);

• динамическое интегративное личностное свойство (в совокупности личностных способностей, знаний, умений, убеждений, отношений, направленности), определяющее потребность, готовность и возможность осуществлять любую деятельность творчески (Е. А. Глуховская).

В рамках данного исследования нас интересует творческий потенциал обучающихся при овладении медиаобразованием, что тре-

бует выделения отличительных черт личностного компонента медиакомпетентности.

Первая черта, выявленная нами на основе работ о творческом потенциале Л. С. Выготского, заключается в способности творческого потенциала обучающихся при овладении медиаобразованием к проявлению внутреннего тяготения к творческому воплощению идей медиасредствами, появлению внутренней тенденции к продуктивности.

Другая черта личностного компонента медиакомпетентности, выявленная на основе работ о творчестве Н. Д. Левитова, Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской, связана с тем, что творческий потенциал носит субъективно новый характер (новые для учащихся ценности, имеющие общественное значение, новые способы и приемы медиадеятельности и др.), хотя не исключена и объективная, общественная новизна результата.

Следующая отличительная черта заложена в психологическом механизме процесса открытия «для себя», предусматривающем не получение в готовом виде медиазаконов, правил, принципов, а самостоятельное их добывание. Все это ведет к изменению, обновлению, преобразованию и совершенствованию раннее существующего опыта учащихся.

Принимая во внимание все сказанное выше, мы определили творческий потенциал личности как динамическое интегративное личностное свойство (в совокупности личностных способностей, знаний, умений, убеждений, отношений, направленности). Он определяет актуализацию его собственных резервов при расширении ценностных ориентаций и творческом выполнении медиадеятельности, приобретающей субъективно новый характер, способствующей появлению внутренней тенденции к продуктивности, обновлению и совершенствованию раннее существующего личного и общественного опыта при работе с медиаинформацией.

Рассмотрим второе проявление названной выше характеристики - готовность будущего педагога поддерживать учащихся, искать пути и методы, обеспечивающие успешность их медиадеятельности через создание ситуации успеха при работе с медиасредствами. Данное проявление требует формирования у студентов в процессе профессиональной подготовки веры в силы и возможности обучающихся при овладении медиаобразованием.

К. Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению, а интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Нельзя не согласиться с концепцией

A. С. Смирнова, рассматривающего в качестве основной цели педагогического процесса создание условий для максимально возможного развития способностей обучающегося, формирование у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А. С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден: если учащегося лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее».

Анализ литературы по данной проблеме показал, что ситуация успеха при работе с медиасредствами - это комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого обучающегося в активную медиадеятельность при воздействии на его эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы.

Важным условием формирования у студентов веры в силы и возможности обучающихся при овладении медиаобразованием является их академическая активность. Активность в субъектном подходе отечественной психологии понимается как способ самовыражения и достижения целостности, как способность к самодетерминации, самосовершенствованию, саморегуляции и самодвижению (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. К. Ос-ницкий, С. Л. Рубинштейн, Е. А. Сергиенко,

B. А. Татенко, И. С. Якиманская и др.).

Академическая активность - это результат интеграции различных видов и проявлений активности, наиболее существенных именно в сфере учебных взаимодействий (интеллектуальной, познавательной, волевой и т. д.).

А. А. Волочков под учебной активностью понимает «качественно-количественную меру взаимодействия субъекта учения со средой обучения, соответствующими нормами, традициями, требованиями, которые являются существенной частью мира его индивидуальности», «результат интеграции различных видов и проявлений активности, наиболее существенных в сфере учебных взаимодействий - интеллектуальной, познавательной, волевой и т.д.» (4, с. 98).

Учебная активность, по А. А. Волоч-кову, состоит из следующих уровней:

1) учебный потенциал активности (скрытая, непосредственно не наблюдаемая внутренняя тенденция, готовность к осуществлению деятельности), включающий в себя:

• мотивацию, выражающую субъективное отношение к учебной деятельности,

• обучаемость, выражающую объективные возможности в данной сфере, их само-

оценку и связанный с ними уровень притязаний;

2) регулятивный компонент, выражающий соотношение произвольного контроля и непроизвольной саморегуляции;

3) динамический компонент, связанный с непосредственно наблюдаемой реализацией активности;

4) результативный компонент, состоящий из объективных (внешне фиксируемых - успеваемость, обученность) и субъективных (удовлетворенность результатами активности) результатов.

К. Н. Босикова выделяет следующие структурные компоненты активности студентов: мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуальный и динамический.

Таким образом, академическая активность в публикациях различных авторов отождествляется с такими видами активности, как познавательная, умственная, интеллектуальная, волевая, эмоциональная.

Анализ исследований академической активности показал, что в структуру учебной активности авторы включают не только объективные, но и субъективные компоненты, такие как отношение студента к учебной деятельности, степень удовлетворенности учением и результатами собственной активности.

На наш взгляд, важным субъективным компонентом академической активности является переживание студентом тех трудностей, с которыми он сталкивается в процессе овладения медиаобразованием. Преодоление одних трудностей развивает у студента веру в свои силы и возможности и готовит к преодолению возникающих у него других, более сложных проблем. Данный процесс является непрерывным и способствует самоутверждению будущего педагога.

Немаловажное значение имеет умение будущего педагога осуществлять педагогическую поддержку медиадеятельности учащихся.

Идея педагогической поддержки не нова, отдельные ее аспекты рассматривались в работах О. С. Газмана, Т. В. Анохиной,

Н. Б. Крыловой, в диссертационных исследованиях Е. А. Александровой, М. В. Алешиной, Д. В. Григорьева, М. Е. Кобринского, О. М. Ко-датенко, Л. В. Митиной, Г. И. Рогалевой,

И. А. Смотровой, А. С. Ткаченко, И. Ю. Шустовой и других.

Педагогическая поддержка представляет собой систему средств, обеспечивающих помощь обучающимся в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) в учебной, коммуникативной и творческой деятельности (3). Она осуществляется в процессе диалога и взаимодействия учащегося и педагога и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Она возможна только при наличии у педагога гуманистической позиции и полного доверия к учащемуся.

Таким образом, рассматриваемая нами характеристика личностного компонента медиакомпетентности студента - вера в силы и возможности обучающихся при овладении медиаобразованием - имеет важное значение в развитии личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей. С одной стороны, происходит развитие студента, основанное на овладении принципами гуманистической педагогики, заключающимися в учете индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и медиаобразовании, и получении навыков осуществления педагогической поддержки школьников. С другой стороны - развитие личности школьника в целом и в области медиаобразования в частности, которое невозможно без полноценного раскрытия его потенциальных возможностей: познава-

тельных, ценностных, коммуникативных, творческих и художественных.

Вера в силы и возможности обучающихся при овладении медиаобразованием непосредственно связана с проявлением медиакомпетентности в практической деятельности будущего педагога в соответствии с требованиями профессионального педагогического стандарта, которые позволяют представить студента педвуза как специалиста, способного эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс в школе с применением меди средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / Под ред. Я. И. Кузьминова и др. // Вестник образования. 2007.

2. Макеева Т. В. Гуманистическая позиция учителя в сфере оказания педагогической поддержки школьникам // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34).

3. Асмолов А. Содействие ребенку // Новые ценности образования. М., 1996.

4. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007.

Статью рекомендует кандидат пед. наук, проф. Г. К. Паринова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.