Научная статья на тему 'Некоторые формы интенсификации тренировочного процесса по плаванию в сборной команде вуза'

Некоторые формы интенсификации тренировочного процесса по плаванию в сборной команде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЁМ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ / ТЕХНИКА СПОРТИВНЫХ СПОСОБОВ ПЛАВАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ПЛАВАНИЮ / VOLUME OF THE TRAINING LOAD / TECHNIGUE OF SPORTING METHODS OF SWIMMING / TECHNICAL TRAINING / FUNCTIONAL TRAINING / METHODS OF INTENSIFICATION OF THE TRAINING PROCESS IN SWIMMING
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые формы интенсификации тренировочного процесса по плаванию в сборной команде вуза»

преподаванию массажа.

Ключевые слова: спортивный массаж, мануальная терапия, традиционная китайская медицина, психология.

Summary. Massage couses (school) based in 1974. In the article summarizes results of 40-year collective efforts to professional development in the direction sports massage. Integrative approach to study massage.

Keywords: sports massage, manual therapy, traditional Chinese medicine, psychology.

УДК.378

И.В. Пыжова, Ю.М. Высоцкий

НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ПЛАВАНИЮ В СБОРНОЙ КОМАНДЕ ВУЗА16

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

W.yo u rm ih @m ail. ru

Высокие результаты выступлений студентов-спортсменов в соревнованиях становятся факторами привлечения интереса студенческих масс к целенаправленному занятию физической культурой и спортом, воспитанию у них патриотизма к родному вузу, роста спортивного авторитета вуза в масштабах города и т.д. Этим и обусловливается большое внимание к развитию и совершенствованию студенческого спорта, в том числе и в СПбПУ Петра Великого. Свой ощутимый вклад в копилку спортивных достижений вуза вносит сборная команда по плаванию. В течение многих лет пловцы сборной команды

сохраняют лидирующие позиции в многочисленных студенческих соревнованиях по плаванию. Однако с каждым годом конкуренция между вузами значительно повышается, ввиду улучшения материальной базы и организации спортивной работы у многих из них. Чтобы не потерять свои позиции, тренерский состав сборной команды вуза по плаванию решил обратить внимание на совершенствование качественной стороны

16 V. I. Pyzhov, Y. M. Vysotsky Some form of intensification of the training process in swimming in the team of university.

тренировочного процесса по плаванию в сборной команде вуза. Была выдвинута гипотеза, что методика использования специально подобранных средств интенсификации тренировочного процесса по плаванию помогут повысить его качество. Для того, чтобы доказать эффективность выдвинутой гипотезы было предложено решить следующие задачи:

- определить те стороны тренировочного процесса по плаванию, которые негативно отражаются на качестве подготовки студентов сборной команды вуза;

- подобрать средства и методы преодоления выявленных недостатков;

- разработать методику использования подобранных средств, в тренировочном процессе по плаванию студентов сборной команды вуза и доказать её эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы, педагогические наблюдения, опрос, педагогический эксперимент, тестирование уровня плавательной подготовки и оценка соревновательной деятельности студентов. Исследование осуществлялось в два этапа: предварительный и основной. Предварительный этап был направлен на изучение особенностей тренировочного процесса по плаванию сборной команды вуза, подбор средств интенсификации тренировочного процесса и разработку методики их применения на практике. Основной этап представлял собой многолетний педагогический эксперимент в процессе плавательной подготовки студентов сборной команды вуза с использованием разработанной методики. Общее число студентов сборной команды вуза по плаванию, принявших участие в исследовании составляло 36 человек.

Результаты предварительного этапа исследования.

Оценка качества тренировочного процесса по плаванию в сборной команде вуза. Исследование позволило выявить те стороны тренировочного процесса, которые снижают качество подготовки сборной:

1.Сборная команда вуза по плаванию испытывает недостаток в числе занятий и объёму тренировочного времени в недельном цикле, в связи с затянувшимся ремонтом собственного плавательного бассейна и сложностью работы в арендованных площадках. Это ограничивает возможности преподавателя в достижении необходимого для спортивного роста объёма и направленности тренировочных нагрузок у всех пловцов.

2. Для увеличения объёма тренировочной нагрузки в условиях дефицита времени на занятиях используется преимущественно длительное дистанционное плавание или выполнение большого количества отрезков с заданным режимом отдыха. Это хорошо для функционального развития организма спортсмена и полезно на начальном этапе подготовки. Но этого недостаточно для проявления быстроты и скоростных качеств в соревновательных условиях. Выполнение в течение длительного времени объёма нагрузки со скоростью ниже соревновательной не позволяет пловцам проявить высокие скоростные качества и в соревнованиях. Интервальное или повторное плавание с высокой скоростью требует большего времени на восстановление организма и значительно увеличивает время тренировок, изменить которое невозможно в условиях стандартного занятия. Таким образом, в общем объёме тренировочных нагрузок отмечается недостаточное внимание к высокоскоростной плавательной подготовке.

3. Многие студенты считают свою технику хорошей и не желают тратить лишнее время на её отработку. Первокурсники, вливающиеся в состав сборной команды, не всегда обладают совершенной техникой плавания и большим опытом в тренировках и соревнованиях. Опрос первокурсников показывает, что большинство тренеров, у которых они плавали до вуза, считали большой функциональный объём нагрузок главным условием спортивного совершенствования, а не тщательное совершенствование индивидуальной техники спортсменов. Поэтому для роста своих результатов студенты ориентируются преимущественно на наращивание функционального объёма тренировочных нагрузок и мало уделяют внимания совершенствованию свой техники плавания, особенно при её детализации и поиске индивидуальных вариантов движений. Не пройдя школу качественной спортивной подготовки, студенты младших курсов сохраняют массу ошибок в технике плавания. Тем не менее, результаты улучшаются по мере освоения ими объёма тренировочных нагрузок.

4. На старших курсах студенты сохраняют стремление к освоению больших функциональных объёмов нагрузок, желая достичь ещё лучших результатов. Во многих случаях к 3 курсу у некоторых студентов наблюдается стабилизация или даже снижение скорости плавания (возникновение скоростного барьера), прекращение прогресса в росте результатов. У студентов начинает появляться чувство неудовлетворения от своей работы,

снижается интерес к спортивному совершенствованию в плавании. Особенно это выражено на последующих курсах, когда даже при более частом посещении тренировок (включая дополнительные), результаты не улучшаются. Причиной тому недостаточное внимание совершенствованию своей техники плавания. Это показывает, что совершенствование техники плавания является решающим моментом в повышении качества тренировочного процесса. 5. Коллектив сборной команды вуза по плаванию не является постоянным и равномерным по уровню спортивной подготовки его членов. Он включает в себя студентов разного курса обучения и уровня спортивной подготовленности. Тем самым отмечается широкий диапазон различий в уровне спортивной подготовленности и отношения студентов к тренировкам. Для качественной спортивной подготовки в коллективах сборных команд состав членов должен быть постоянным, а уровень подготовленности приблизительно равным. Возникает необходимость более тщательного дифференцирования студентов в рамках общей группы сборной и направленной тренировки для каждого уровня.

Проведённый анализ позволил конкретизировать основные проблемные направления в тренировочном процессе по плаванию в сборной команде вуза: недостаточная оптимизация и конкретизация объёма тренировочных нагрузок, недостаточное использование технического и высокоинтенсивного

компонентов тренировки в общем объёме тренировочных нагрузок. Подбор средств интенсификации тренировочного процесса по плаванию

С целью исправления выявленных недостатков тренировочного процесса по плаванию были подобраны: формы оптимизации объёма тренировочных нагрузок в условиях дефицита времени; упражнения, совершенствующие недостатки индивидуальной техники плавания у пловцов; дифференцирование состава сборной команды по уровням подготовки.

Оптимизация объёма тренировочной нагрузки осуществляется путём использования следующих вариантов планирования и организации занятий:

- наращивать общий объём нагрузок целесообразно до тех пор, пока это положительно сказывается на динамике спортивных результатов;

- следует тщательно соблюдать оптимальные сочетания объёма и интенсивности выполнения упражнений и волнообразную динамику тренировочных нагрузок;

- плавно и постепенно увеличивать объём и интенсивность тренировочных нагрузок;

- при увеличении объема интенсивной нагрузки придерживаться планируемого общего объёма тренировочных нагрузок, без существенных сокращений.

-снижать общий объём нагрузок при значительном увеличении объёма интенсивной нагрузки;

- стабилизировать оптимальный объём интенсивной нагрузки и постепенно увеличивать общий объём нагрузки;

- увеличивая объём интенсивности нагрузок продолжать постепенно увеличивать общий объём нагрузок.

Эти варианты являются основой для построения с разными вариациями алгоритмов недельного, месячного и периодического циклов подготовки. Совершенствования техники плавания осуществляется за счёт:

- увеличения объёма технических и функциональных упражнений на «суше»;

- увеличения объёма технических упражнений в воде для совершенствования основного способа плавания;

- увеличения объёма времени на совершенствование техники выполнения старта, поворотов и финиша в соревновательной дистанции.

При совершенствовании техники плавания, технические упражнения подразделяются на групповые (школа), и индивидуальные. Групповые упражнения выполняются всеми пловцами. Индивидуальные упражнения подбираются конкретно для отдельных групп или отдельных пловцов сборной. Для студентов с недостаточно хорошей техникой плавания увеличивается объём выполнения технических упражнений на суше. Особое внимание в технической подготовке следует отвести выполнению старта, поворотов и финиша в соревновательной дистанции. Значимость влияния совершенного старта, поворотов и финиша на спортивный результат зависит от длины дистанции, способа плавания, условий проведения соревнований. Так на спринтерской дистанции успешность выступления пловца не в меньшей степени зависит от эффективности выполнения старта и поворотов, чем от высокой скорости на отрезках и финише. Для стайерской дистанции важны составляющие: старт, повороты, дистанционная скорость, тактика плавания и выполнение финиша.

Скорость плавания под водой значительно превышает скорость плавания на поверхности, и потому, при выполнении старта и поворотов, предлагается совершенствовать двигательные действия пловца под водой. В действиях

пловца при выполнении старта основными являются: вход в воду под оптимальным углом к поверхности, скольжение под водой с активными движениями ног (кроль на груди и на спине, дельфин) с максимально вытянутым телом, плавный выход тела из воды и плавное начало гребковых движений. Действия пловца во время поворота условно делятся на фазы: вход во вращение, вращение, отталкивание, скольжение под водой с активными движениями ногами, выход на поверхность. В стадии вращения целью является выполнение вращения в минимальное время и постановка стоп на отталкивание с наибольшей силой, затем направление тела вперёд в обтекаемом положении на оптимальной глубине (глубина выбирается с учётом варианта скольжения под водой). И после этого с наиболее высокой скоростью преодоление под водой намеченного расстояния (не нарушая правила соревнований). Работа над совершенствованием техники плавания, скорости и качества выполнения старта, поворотов и финиша в соревновательной дистанции обязательна для всех пловцов сборной команды.

Методика использования подобранных средств, в тренировочном процессе по плаванию сборной команды вуза.

Она включает в себя следующие действия:

- независимо от курса обучения, студенты дифференцируются на подгруппы (по способам плавания, по уровню спортивного мастерства, качеству техники плавания, уровню функциональной подготовки);

- в общем объёме тренировочных нагрузок, исходя из направленности работы для каждой подгруппы, увеличить объём использования специализированных для каждой средств и методов подготовки;

- для всех подгрупп увеличить объём времени для работы над техникой выполнения старта, поворота и финиша;

- не менее одной тренировки в недельном цикле проводить для всех подгрупп по единому заданию;

Результаты основного этапа исследования.

Многолетнее использование разработанной методики в практике тренировочного процесса по плаванию в сборной команде привело к активизации характера деятельности пловцов и результативности их подготовки, эффективности выступлений сборной команды в ответственных соревнованиях. Формы активности пловцов в тренировочной деятельности :

- сплочение членов коллектива сборной команды общими целями спортивной

подготовки, как в каждой подгруппе, так и в целом;

- более тщательная работа спортсменов над индивидуальными недостатками в технике и функциональной подготовке;

- формирование взаимопомощи между членами подгрупп на тренировочных занятиях;

- повышение активности спортсменов к участию в соревновательной деятельности и контролю динамики своих спортивных достижений.

Новые формы тренировочной деятельности в сборной команде вуза по плаванию привели и к большей стабилизации спортивных достижений. До 80% пловцов последовательно повышали уровень своей подготовленности и результаты выступлений в соревнованиях. Среди вузов города сборная команда по плаванию СПбПУ прочно занимает места в тройке лидеров. За последние четыре года результаты выступлений сборной команды в основных соревнованиях между вузами выглядят следующим образом:

2012 год - 3 место на третьей летней спартакиаде вузов города;

2013 год - 1 место в чемпионате вузов города;

2014 год - 2 место на четвёртой спартакиаде вузов города;

2015 год - 1 место в чемпионате вузов города.

В заключение следует отметить, средства и методика интенсификации тренировочного процессе по плаванию могут использоваться в плавательной подготовке пловцов разного уровня подготовленности, как для решения отдельных педагогических задач, так и для повышения эффективности основных разделов тренировочного процесса по плаванию.

Литература

Высоцкий Ю.М. Основы спортивного плавания: Учебное пособие - СПб.; Изд-во БПА, 2001. - 178 с.

Плавание: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Р.Т. Раеваский, В.Ф. Петелкаки; Наука и техника, 2005. - 326 с.

Плавание: 100 лучших упражнений/ Блайт Люсеро: ( пер. с англ. Т.Платоновой). - М.: Эксмо, 2010. - 280 с.: ил. - (спорт в деталях). Плавание спортивное, военно-прикладное и оздоровительное: Учебник/ Под ред. проф. О.В.Новосельцева. - СПб.: ВИФК, 2014. - 608 с., с ил.

Ключевые слова: объём тренировочной нагрузки, техника спортивных способов плавания, техническая подготовка, функциональная подготовка,

методика интенсификации тренировочного процесса по плаванию. Key words: volume of the training load, technigue of sporting methods of swimming, technical training, functional training, methods of intensification of the training process in swimming.

УДК 796. 83

А.И. Раковецкий

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОК НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ БОКСОМ17

Сибирский федеральный университет, Красноярск, korobkin-89@mail.ru

Ученые и специалисты в области физического воспитания отмечают насущную необходимость качественных изменений действующих в большинстве образовательных учреждений методик проведения занятий по физической культуре. Наиболее действенными формами изменений многими учеными признаются: спортизация учебного процесса и его специализация (проведение учебных занятий на основе избранных занимающимися видов спорта). В Сибирском федеральном университете уже длительное время занятия со студентами проводятся в форме спортивных специализаций, что позволило выявить интересную особенность, количество девушек, желающих заниматься по программе специализации бокс, увеличивается год от года и значительно превышает возможности материально-технической базы вуза [3]. В подобных условиях возникает серьезная проблема качественной организации учебного процесса, так как большая часть студенток не имеют существенного опыта занятий боксом, а уровень их физического здоровья далек от оптимальных параметров. Необходимы новые и качественные методики проведения занятий с подобным контингентом занимающихся [2].

Материалы и методы. Для повышения эффективности занятий боксом со студентками, ранее не занимавшимися спортом, предлагается использовать в учебном процессе методики интенсивной функциональной подготовки организма занимающихся к физическим нагрузкам [4] и методические рекомендации по увеличению объема игровой деятельности в процессе

17 I. A. Rakovetsky Physical training of female students on the basis of boxing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.