2. Степень снижения потребления кислорода мозговой тканью зависит от продолжительности воздействия шума и уровня звукового давления.
3. Для всех исследованных областей головного мозга характерны колебания в потреблении кислорода по сравнению с контролем.
4. Реактивность отдельных областей головного мозга на одни и те же акустические параметры различна.
5. Наибольшая степень снижения потребления кислорода при длительном воздействии шума в диапазоне частот 50—5000 гц со звуковым давлением 80 и 60 дб наблюдается в коре теменной области.
ЛИТЕРАТУРА
Быков К. М., Васюточкин В. М. Физиол. ж. СССР, 1954, №5, с. 555.— Петров И. Р. Кислородное голодание головного мозга. М., 1949.—Чарный А. М. Патофизиология аноксических состояний. М., 1947.
Поступила 17/1 1966 г.
EFFECT OF LONG-TERM NOISE ON CEREBRAL OXIDATION PROCESSES IN
ALBINO RATS
N. F. Svadkovskaya, A. D. Komova, V. S. Sobolev
The authors studied the effect of wide-band noise in the range of 50—5000 hc/s and a sound pressure of 80 and 60 Adb in an experiment carried out on 140 albino male rats weighing 200—350 g. A white noise generator Г2—12 was used as the sound source. The time of the noise action amounted to 36, 72, 108, 144, 180 and 216 hours. Examination of experimental animals revealed a fall of the oxygen consumption rate in various parts of the cerebrum. A definite relation was established in between the extent of the fall of the oxygen consumption rate of the cerebral tissue and that of the time of action of noise and the level of sound pressure. The reactivity of separate parts of the cerebrum to the action of the same sound parameters was found to be quite different. The most pronounced fall of the oxygen consumption rate was noted in the cortex of the parietal region.
УДК 617.7-057.9:666.1
НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ У ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНОГО СТЕКЛА
Ц. П. Медведовская Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
Рядом исследований доказано, что «катаракта стеклодувов» вызывается инфракрасными лучами с длиной волны 0,8—1,4 мк (Kraupa; Vogt, и др.). Наблюдениями ряда отечественных авторов (А. А. Колен; А. Я. Самойлов; Ю. Д. Каплан; Л. А. Дымшиц, и др.) подтверждена лучевая природа «катаракты стеклодувов», установлена значительно большая частота катаракт у рабочих горячих цехов стекольных заводов по сравнению с другими цехами, выявлена возможность возникновения термических ожогов и помутнения роговицы под влиянием инфракрасного излучения. Zagora указывает на опасность поражения и более глубоких отделов глаза при воздействии коротковолновой части инфракрасного участка спектра, вплоть до появления дырчатых дефектов в области желтого пятна.
Развитие промышленности существенно изменило технологию производства строительного стекла. Автоматизация ряда технологических процессов, варка стекла в закрытых печах, применение защитных экранов, воздушных и водяных завес, употребление средств индиви-
дуальной защиты улучшили условия труда. Однако и в настоящее время ряд технологических процессов на стекольных заводах связан с интенсивным облучением, избыточным конвекционным теплом, резкими температурными колебаниями и значительным пылевыделением.
Наличие этих неблагоприятных факторов послужило основанием для углубленного офтальмологического обследования лиц, занятых в производстве строительного стекла. В зависимости от условий труда все обследованные (263 человека) были распределены на 4 профессиональные группы. К 1-й группе отнесено 85 человек, работающих в условиях воздействия интенсивного лучистого тепла, высокой температуры воздуха и резких температурных колебаний (стекловары и их помощники, бортовые, машинисты непрерывного проката и вертикального вытягивания стекла, наборщики и прессовщики стекла и др.). Во 2-ю группу включено 22 человека, работающих в условиях суммарного воздействия лучистого тепла, высокой температуры и резких температурных колебаний, а также пылевого фактора (засыпщики и возчики шихты, плавильщики, каменщики и т. п.). В 3-ю группу вошел 91 человек, подвергающийся в основном воздействию пылевого фактора (составщики шихты, сушильщики песка, весовщики, содовщицы, сульфатчицы и т. п.). В 4-ю группу (контрольная) включено 65 человек, в условиях труда которых отсутствуют неблагоприятные факторы (сотрудники заводоуправления и здравпункта, гардеробщики и т. п.).
Распределение осмотренных по полу, возрасту и стажу показано в табл. 1.
Таблица 1
Пол возраст и стаж обследованных
Группа обследованных и о 2 о о Пол Возраст (в годах) Стаж (в годах)
о ^ о V к £ 5 И о. мужчины женщины до 40 старше 40 До 5 5—9 10—20 свыше 20
1-Я 2-я 3-я 4-я 85 22 91 65 61 8 64 55 24 14 27 10 71 14 32 30 14 8 59 35 16 7 32 2 35 4 27 20 28 6 28 35 6 5 4 8
Итого. . 263 188 75 147 116 57 86 97 23
Как видно из этой таблицы, большинство осмотренных в первых 2 группах составили мужчины в возрасте до 40 лет, а в 3-й группе — старше 40 лет. В контрольной группе также преобладали мужчины, причем более половины их было в возрасте 40 лет и старше. В 1-й и 2-й группе, где отмечалось воздействие лучистой энергии и высокой температуры воздуха, стаж работы был относительно высокий; лишь 23 человека проработали на заводе менее 5 лет.
У всех 263 человек определяли остроту зрения, проводили скиаскопию, исследовали передний отдел и глубокие преломляющие среды глаза с помощью щелевой лампы (после закапывания мидриатиков), проводили офтальмоскопию в обратном и прямом виде с применением электрического офтальмоскопа. При обработке полученных данных отдельные показатели подвергались статистическому анализу методом критерия х — квадрат.
Основные результаты исследований представлены в табл. 2.
Изменения в состоянии глаза выявлены у 40% обследованных в в первых 3 группах и только у 10% в контрольной группе. К числу за-
Таблица 2
Результаты осмотра работающих на производстве строительного стекла и лиц контрольной группы (абсолютные данные)
Группа обследованных Всего осмотрено Число лиц с изменениями органа зрения Характер изменений
блефаро- конъюнкти- вит дегенеративные изменения конъюнктивы катаракта прочие заболевания и последствия травм глаза
врожденная старческая травматическая
1-я 2-я 3-я 4-я 85 22 91 65 34 7 37 7 О 3 2 17 2 32 5 1 1 2 3 1 11 2 2
Итого. . . 263 -Ж*. 85 7 56 2 2 4 15
регистрированных нарушений отнесены не только заболевания, указанные в табл. 2, но и последствия заболеваний и травм глаза в виде помутнений роговой оболочки, сросшегося бельма роговицы атрофи-ческих очагов на глазном дне и др. (отнесены к прочим заболеваниям глаза).
Частота патологических изменений глаз в отдельных профессиональных группах оказалась примерно одинаковой (36—40% обследованных). Однако если среди лиц «пылевых» профессий (3-я группа) преобладали дегенеративные изменения конъюнктивы (свыше '/з обследованных), то у рабочих горячих цехов эти изменения составили лишь около 20%. В 1-й группе несколько чаще отмечены последствия травм глаза (производственного и бытового характера) по сравнению с другими группами обследованных.
У 14 человек первых 2 групп наблюдались выраженные изменения ширины просвета и неравномерность калибра сосудов, в 5 случаях можно было установить легкую «ячеистость» и неравномерность пигментации в области желтого пятна (последние данные не включены в число зарегистрированных заболеваний).
Среди 107 человек, работавших в условиях воздействия лучистой энергии высокой температуры воздуха (первые 2 группы), не было выявлено случаев катаракты, которую можно было бы трактовать как лучевую. Хрусталики в проходящем свете большей частью были прозрачны. При биомикроскопии обнаруживались лишь точечные и пылевидные помутнения, мелкие вакуоли в различных слоях хрусталика, зернистость и полихромная переливчатость в области заднего полюса его, наблюдаемые у подавляющего большинства здоровых людей (Н. А. Вишневский и соавторы). Статистически достоверной разницы в частоте указанных изменений у лиц, подвергавшихся воздействию лучевого фактора, и в контрольной группе не было.
Из 8 случаев катаракты 4 были вызваны травмой, у 2 осмотренных наблюдались врожденные изменения в хрусталиках (зонулярная и венечная катаракты). В 2 случаях, трактовавшихся как начальные старческие катаракты, имелись тонкие диффузные помутнения в виде спиц и клиньев в нижне-внутреннем квадранте, расположенные в передних и задних субкапсулярных слоях хрусталика. Область заднего полюса оставалась свободной от помутнений, отслойка зонулярной пластинки передней капсулы не выявлялась. Указанные изменения были обнаружены у отбортовщицы 50 лет, работавшей в горячем цехе менее 5 лет, и у помощника начальника цеха 39 лет, не подвергавшегося лучевом) воздействию (3-я группа).
Таким образом, при осмотре глубоких преломляющих сред глаза и глазного дна лиц, работающих в условиях воздействия инфракрасной радиации и пылевого фактора, не установлено существенных изменений органа зрения, возникновение которых могло бы быть связано с условиями труда обследуемых.
Обращает на себя внимание частота дегенеративных изменений конъюнктивы — птеригиума и пингвекули — в 1-й и особенно 3-й группе. Как указывалось, свыше 35% осмотренных, подвергавшихся воздействию пыли, и около 20% работавших в условиях влияния лучистой энергии страдали этим заболеванием. В ряде случаев крыловидная плева была резко выражена и возникала необходимость в оперативном вмешательстве. В контрольной группе изменения конъюнктивы были выражены меньше и встречались только у 7% осмотренных.
Статистический анализ материалов исследования показал, что различия в частоте дегенеративных поражений конъюнктивы в 3-й и 4-й,
а также 3-й и 1-й группе достоверно (х — квадрат при уровне значимости 0,05 равен соответственно 14,04 и 4,75). Менее достоверны различия в показателях 1-й и 4-й группы (х — квадрат равен 3,45). Частота дегенеративных изменений конъюнктивы увеличивалась с возрастом, что закономерно для этого рода заболеваний. В то же время рассмотрение полученных данных в связи со стажем работы (табл. 3) выявило вероятную зависимость их от условий труда, а именно — от интенсивного пылеобразования и в известной степени от воздействия лучевого фактора. Литературные данные (А. И. Шарковский; У. С. Муса-бейли и Ш. Исмацл-Заде; Э. Ф. Левкоева, и др.) указывают на большое значение постоянного воздействия пыли при возникновении подобных изменений.
Приведенные материалы свидетельствуют о благотворном влиянии оздоровления условий труда в стекольной промышленности. Дальнейшее расширение профилактических мероприятий должно полностью ликвидировать возможность лучевого поражения хрусталика при изготовлении стекла.
В то же время полученные данные указывают на весьма неблагоприятные условия труда при изготовлении шихты. Интенсивные пыле-выделения выявлены на всех стадиях подготовки шихты и составляющих ее компонентов. Пыль, имеющаяся в составном отделении, высокодисперсна, частицы размером до 1 мг составляют 69—90%, концентрации пыли в воздухе на всех этапах подготовки шихты во много раз превышают предельно допустимые. Индивидуальная защита глаз по характеру работы при интенсивном пылеобразовании резко затруднена, и изыскание средств профилактики глазных поражений должно идти, очевидно, по пути изменения технологии процесса. В качестве индивидуальных защитных средств могут быть рекомендованы очки в виде полумаски из прозрачной пластмассы, почти не суживающие поле зрения и предохраняющие глаза от попадания пыли.
Существенное значение в профилактике и своевременном лечении поражений глаз при производстве строительного стекла имеет повыше-
Таблица 3
Частота дегенеративных изменений конъюнктивы в зависимости от стажа работы (абсолютные данные)
Стаж работы (в годах)
Группа обследованных 5—9 10 и
до 5 выше
Осмотрено 16 35 34
1-Я Выявлены изменения 2 2 13
конъюнктивы
3-Я Осмотрено 32 27 32
Выявлены изменения 7 10 15
конъюнктивы
ние качества предварительных и периодических офтальмологических осмотров лиц, работающих в условиях воздействия интенсивного лучистого тепла и пылевыделения.
ЛИТЕРАТУРА
Вишневский Н. А., А б д у л а е в а В. М., Иванова Е. А. и др. Вести, офтальмол., 1959, № 5, с. 43. — Дымшиц Л. А. В кн.: Многотомное руководство по глазным болезням. М., 1960, т. 2, ч. 2, с. 338. — Каплан Ю. Д. Сов. вестн. офтальмол., 1935, т. 7, № 3, с. 339. — К о л е н А. А. Гиг. труда, 1925, № 7, с. 49. — Л е в-коева Э. Ф. Офтальмол. ж., 1962, № 1, с. 3.—Мусабейли У. С., Исм а ил-Заде Ш. Вестн. офтальмол., 1948, № 5, с. 7. — Самойлов А. Я. Русск. офтальмол. ж., 1928, т. 8, № 6, с. 751. — Шарковский А. И. Клиника, этиология и патогенез крыловидной плевы. Дисс. докт. М., 1940. — К raup а Е., Arch. Augenheilk., 1928, Bd 28, S. 135. —Vogt A., Klin. МЫ. Augenheilk., 1933, Bd 91, S. 721, — За гор а Э. Промышленная офтальмология. Варшава, 1953.
Поступила 28/VI 1965 г.
CERTAIN DATA ON THE STATE OF EYES IN PERSONS ENGAGED IN PRODUCTION OF CONSTRUCTION GLASS
Ts. P. Medvedovskaya
On examination of deep refractory optic media and that of 263 persons, engaged in production of construction glass, no changes could be detected that could be traced in the prevailing labour conditions. However, more that 35% of workers, engaged in the preparation of changes, presented degenerative lesions of conjunctiva. The great incidence of these diseases among the workers exposed to dust points to the prevailan-ce of unfavorable labour conditions in production of charges and to the necessity of changing the production technique. As an individual preventive measure protective eye glasses in form of masks made of transparent plastics are suggested.
УДК 612.794.014.44 + 613.645:613.165.6
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ кожи к УЛЬТРАФИОЛЕТОВОМУ ОБЛУЧЕНИЮ У РАБОТАЮЩИХ НА ОТКРЫТОЙ ТЕРРИТОРИИ И В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
(
Е. Н. Николаева Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР
Известно, что у людей при недостатке ультрафиолетовой радиации чувствительность кожи к ультрафиолетовым лучам повышается. В частности, многие авторы отмечают резкое повышение чувствительности к ультрафиолетовой радиации ранней весной и понижение ее осенью (Т. А. Свидерская; Е. В. Данецкая; А. В. Нечаев, и др.). По данным И. С. Кандрора, у детей, живущих в Заполярье, время образования эритемы при ультрафиолетовом облучении в 2 раза меньше, чем у детей, живущих в Москве, в тот же период года.
Однако дефицит ультрафиолетового компонента может наблюдаться и в более южных районах, так как на дозу получаемого облучения наряду с климатическими условиями влияют социальные факторы, условия труда и быта (В. С. Сваричевский). Работа в шахтах, машинных отделениях, в закрытых помещениях заводских цехов, в ночные смены, несомненно, лишает человека воздействия такого биологически активного фактора внешней среды, как ультрафиолетовая радиация.
Дефицит ультрафиолетовых лучей может существенно понижать