Полковник мед. службы А. А. ШАЛАЕВ
Некоторые данные о гаффской болезни
В 1924 г. в Германии среди населения, живущего по берегам Гафф-ского залива, расположенного в южной части Балтийского моря, вблизи Кенигсберга, появилось мало известное до того заболевание, полу чившее название гаффской болезни. В настоящее время, когда ¡Кенигсберг входит в состав Советского Союза, это заболевание должно представлять интерес для советских ученых, в частности, для медицинских работников.
Знакомство с уже имеющимися данными об этом заболевании должно быть обязательным для врачей, особенно работающих в районах, неблагополучных по данному заболеванию. Интерес к этому заболеванию со стороны советских врачей обязателен еще и потому, что в 1934 г. оно было обнаружено также и на территории Советского Союза — в районе Юксовского озера в Ленинградской области и получило у нас название юксовской болезни. >
Как в Германии, так и у нас были произведены подробные исследования и экспериментальное изучение сущности заболевания и причин его. Заболевание носит характер острого отравления, ■ не напоминающего по картине отравление каким-либо из известных ядов.
Появление массовых заболеваний неизвестного характера в Советском Союзе в пограничном районе, где находится Юксовское озеро, в 1934 г. дало повод предположить даже возможность диверсии, настолько необычно было это заболевание. Основанием для такого предположения послужило и то обстоятельство, что ранее не только в этом районе, но и в других местах Советского Союза подобного заболевания никогда не наблюдалось. Только после ряда исследований удалось установить, что так называемая юксовская болезнь тождественна с гаффской болезнью. Хотя по поводу юксовской болезни в период ее изучения появилась лишь небольшая заметка в газете «Правда» в работе немецкого ученого Фердинанда Флюри (Вюрцбург) за 1936 г. говорится: «И в России в прошлом году обнаружена «новая» болезнь, сильно напоминающая гаффскую».
Клиническая картина заболевания характерна: заболевают преимущественно взрослые, главным образом мужчины. Начинается заболевание внезапными болями в икроножных и затылочных мышцах, а также в мышцах спины, иногда груди. Боли бывают настолько резки, что больные падают или вынуждены ложиться. Как правило, приступ болезни появляется у рыбаков во время ловли рыбы неводом, у велосипедистов во время усиленной езды, у крестьян района Гаффа и колхозников Юксовского- района во время усиленных тюлевых работ. Классическим примером является случай со знаменщиком из Ново-Паларга, который на параде в присутствии Гинденбурга внезапно заболел гаффской болезнью и «застывший и неподвижный упал на землю» 2. Попытки к активным движениям и пассивные движения увеличивают боли.
В начале приступа обычно наблюдается задержка, а затем обильное выделение мочи коричневатого или бурого цвета с содержанием большого количества гемоглобина и миоглобина. Реакция мочи кислая, белка 5—4%о, цилиндры из эритроцитов и лейкоциты. При стоянии моча долго не подвергается гниению, в образующемся осадке содержатся цилиндры из глыбок гемоглобина и эритроцитов. Иногда отмечаются желудочно-кишечные расстройства, в отдельных^ случаях рвота. Со сто-
1 От е февраля 1035 г.
2 015СЪ. шее!. \Vschr., 144'. 1934.
роны дыхательных путей и легких изменений, как правило, нет. Печень и селезенка клинически также без отклонений от нормы. Пульс несколько учащен (до 100 в 1 минуту), кровяное давление 110—135 мм. Температура лишь в отдельных случаях достигала 37°. Сознание ясное, рефлексы без уклонений от нормы. Нервные стволы и кожа, в противоположность мышцам, к давлению не чувствительны. В случаях с юксовской болезнью отмечались явления парезов и параличей конечностей и туловища.
Через 12—24 часа боли обычно начинают утихать, моча постепенно приобретает нормальный цвет. Белок в моче держится в небольших количествах, часто в течение нескольких недель. Больные в течение некоторого времени после окончания приступа отмечали чувство слабости. Приступы болезни нередко повторялись, в отдельных случаях до 8 раз. Как правило, повторные приступы, так же как и первый, были связаны с выполнением физической работы и часто бывали сильнее первых. Прогноз заболевания в общем благоприятный при отсутствии каких-либо других осложняющих заболеваний.
Заболеваемость гаффской болезнью по немецким данным: в 1924 г.— 566 человек (с максимумом заболевания в августе — 288, умерло 6 человек); в 1925 г.— 164 человека '(умерло 5 человек); в 1926 г.— 16 человек; в 1927 г. — 21 человек; в 1928 г.— 1 человек. Данных за последующие годы найти не удалось, но известно, что в 1932 г. снова была вспышка заболеваний.
В Юксовском районе Советского Союза заболевания в 1934—1935 гг. исчислялись десятками случаев, смертельный исход в 6 случаях.
Заболевания прекратились после принятия ряда профилактических мер.
При патологоанатомическом вскрытии и гистологическом исследовании умерших отмечена резкая дегенерация (паренхиматозная или жировая) почек, умеренная дегенерация печени, дегенеративные изменения в ганглиозных клетках центральной нервной системы и своеобразные изменения в произвольной мускулатуре, по типу ценкеровского некроза (гомогенизация и распад мышечной субстанции на фрагменты и глыб-ки). Наиболее резко и постоянно изменения выражены в диафрагме, поясничных «мышцах и мышцах нижних конечностей.
В остальных органах изменения или отсутствовали, или носили случайный характер. В- частности, не было сколько-нибудь заметных изменений со стороны селезенки.
Экспериментальные работы по изучению болезни проводились главным образом на кошках, которые и спонтанно заболевают этой болезнью, причем проявления заболевания носят в основном такой же характер, как и у людей. У других животных заболевание не встречается. Этиология заболевания нуждается в уточнении. Наличие заболеваемости исключительно в окрестностях Гаффского залива, а у нас—Юксов-ского озера невольно заставляло связывать причины заболевания с указанными водоемами. В качестве возможных причин заболевания указывался мышьяк, обнаруженный в значительном количестве в иле Гаффского залива, куда он мог поступать со сточными водами из расположенных вблизи целлюлезных фабрик. Против этого говорит ряд моментов и, в частности, вспышка заболеваний в окрестностях Юксовского озера, где никаких заводов или других источников поступления мышьяка в озеро не было. Вода озера никакими токсическими свойствами не обладает.
Из числа многих предполагаемых причин заболевания (сверхчувствительность к веществам, содержащимся в иле, инфекционная теория и др.) наиболее доказанной является токсичность рыбы. Установлено, что юксовской и гаффской болезнью заболели люди, употреблявшие в пищу рыбу из этих водоемов. Заболевание гаффской болезнью чаще
отмечалось после употребления в пищу угрей, судака (Ридель), юксов-ской болезнью — после употребления налима, судака, щуки (Ласкнн), Экспериментами на кошках установлено, что не только отдельные виды рыб, но и отдельные экземпляры одного вида рыб отличаются различной степенью ядовитости.
Выделить из рыб яд в чистом виде не уДалось, но установлено, что он отличается термостабильностью (кипячение, варка, сушение не лишают рыбу ядовитости). Повидимому, токсин кумулируется в органах рыбы (в лечени?) и связан с липоидной фракцией, так как рыбий жир, полученный из таких рыб, обладает выраженными токсическими свойствами. Почему у рыб этих водоемов появляются в известные периоды токсиче.ские свойства, не установлено. Сами рыбы никаких признаков заболевания не проявляют. Изучение биологии рыб и водных бассейнов в период вспышек заболеваемости не дало объяснения этому явлению. Рыба из озер, расположенных недалеко от Юксовского озера, оказалась неядовитой. Это подтверждает взгляд на заболевание как на своеобразное рыбное отравление в результате изменения гидробиологических условий водоема. На хорошо известные рыбные отравления с гастрической, холероподобной, экзантематозной и паралитической формой это заболевание совершенно непохоже.
Запрещение ловли рыбы и употребление в пищу уже выловленной рыбы из Юксовского озера быстро привело к прекращению новых заболеваний среди населения этого района. В отдельных случаях заболеваний всегда удавалось установить имевшую место незаконную ловлю рыбы из озера и употребление ее в пищу.
Не исключена возможность появления массовых заболеваний в отдельных частях в случае получения на снабжение рыбы и рыбных продуктов из таких «зараженных» водоемов. Отсутствие каких-либо внешних признаков изменения со стороны рыбы лишает санитарные органы возможности судить о пригодности ее в пищу и о ее безвредности.
Малое знакомство медицинского персонала с заболеванием ввиду относительной редкости и неожиданности вспышек 'его может создать большие трудности при их диагностике и служить причиной недоразумений.
Для советских врачей и особенно для военных врачей необходимо поэтому при появлении заболеваний, не укладывающихся в рамки им известных, всегда иметь в виду гаффскую болезнь, особенно при расположении части в районах, неблагополучных в этом отношении.
Помимо знания симптомов этого заболевания, необходимо учитывать следующие обстоятельства.
1. Заболевание всегда связано с употреблением в пищу рыбы и рыбных продуктов (в любом виде).
2. Если есть возможность установить, из какого водоема получена рыба, всегда выясняется, что и среди населения, живущего вблизи таких водоемов (в частности, у рыбаков), бывали случаи такого заболевания.
3. Наряду с людьми, заболевают и кошки, смертность среди которых очень велика. Кошка может служить поэтому и для целей биологического контроля. Кошки, кормленные рыбой и рыбными продуктами, при токсичности последних дают в среднем через 2—7 дней характерную картину заболевания: парез и паралич задних конечностей, общий паралич и смерть, наступающую чаще всего на 2—3-й день. Опыт необходимо ставить по возможности на нескольких кошках одновременно, так как заболевают не все кошки и не в одно и то же время.
Совершенно очевидно, что такой биоконтроль может проводиться лишь в соответствующей обстановке, например, при проверке в этом отношении продовольственных складов, с которых была получена рыбаг по сообщению частей, вызвавшая заболевания, подозрительные на гаффскую болезнь.
4. Еще более точный ответ дает вскрытие и гистологическое исследование трупов кошек. Микроскопически наиболее частыми и типичными изменениями являются: резко спазмированный кишечник, содержащий сухие, плотные, фрагментированные фекальные массы («овечий кал»), жировая дегенерация печени и кровоизлияния в головном и спинном мозгу. Микроскопически во всех случаях определяется в поперечнополосатых мышцах (особенно диафрагме, поясничной мышце, мышцах живота и задних конечностей) картина восковидной дегенерации мышечных волокон по типу ценкеровского некроза.
Там, где микроскопия не может быть осуществлена на месте, кусочки органов (спинной мозг — область поясничного и шейного утолщений, головной мозг — подкорковая область, печень и осторожно взятые кусочки диафрагмы, поясничной мышцы и мышц задних конечностей) фиксируют в 5—10% водном растворе формалина и направляют для исследования в патологоанатомическую лабораторию.
и я. кычков
Законодательство по жилищно-коммунальной санитарии на селе
Из отдела санитарной статистики и санитарного законодательства Института общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук СССР
В условиях Отечественной войны вопросы санитарного благосостояния села приобрели большую актуальность. Сельские районы восточных областей приняли миллионы советских граждан, временно эвакуированных из оккупированных местностей. Нужно было создать для них удовлетворительные санитарные условия.
Тысячи сельских населенных пунктов были временно заняты фашистскими войсками, разрушавшими все зачатки культуры и санитарного благоустройства. После изгнания немецко-фашистских захватчиков из пределов нашей родины выявилась необходимость ликвидировать последствия хозяйничания немцев в районах, освобожденных от немецкой -оккупации.
Программа работ по восстановлению освобожденных районов, в основном сельских местностей, содержится в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21.VIII. 1943 г.
Законодательство это сводится к шести разделам: 1) санитарный надзор в сельских местностях; 2) материально-финансовая база для санитарных мероприятий; 3) общие вопросы санитарного благоустройства села; 4) обеспечение населения доброкачественной питьевой водой; 5) санитарно-бытовое обслуживание сельского населения; 6) специальное санитарное законодательство, обусловленное Отечественной войной.
I. Санитарный надзор в сельских местностях
Основным органом санитарного надзора в сельских местностях является Государственная санитарная инспекция, учрежденная постановлением ЦИК и СНК СССР от 23.XII.1933 г. в лице районных государственных санитарных инспекторов.
В приказе народного комиссара здравоохранения СССР от 3.1.1945 г. за № 2 «О мероприятиях по укреплению санитарных кадров» предложено «иметь в каждом сельском районе одного госсанинспектора. В сельских районах с населением свыше 35 ООО человек, кроме госсанинспектора, предусмотреть также должность эпидемиолога».