ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 87-88.
УДК 82.02 М.А. Грушицкая
НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ИМПРЕССИОНИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
Предпринята попытка выявить наиболее значимые черты русского импрессионизма, проявившиеся в поэзии рубежа XIX-XX вв. За основу взяты произведения И. Ан-ненского, К. Бальмонта, О. Мандельштама, В. Брюсова и А. Белого. Данный анализ определяет уникальность и самобытность русской культуры и особенности импрессионизма в России.
Ключевые слова: импрессионизм, символизм, русская литература, русская культура.
Согласно одному из фундаментальных определений, импрессионизм представляет собой «одно из модернистских художественных течений, которое возникло во французской живописи последней трети XIX в.» (см., например, [1]). В литературе импрессионизм проявился определенным образом, однако на его базе не было основано самостоятельное течение. Он выразился в качестве стиля, фактически лишь дополняя реализм.
В России импрессионизм в литературе едва заметен в большинстве случаев, однако стал частью русского импрессионистского направления в общем культурном контексте (в музыке, живописи, поэзии, прозе).
Общими чертами для всего русского импрессионизма в литературе стали: «ослабление фабулы, когда главенствует не динамика событийного действия, человеческих отношений, а динамика внутренней, прихотливо и напряженно текущей жизни героя, метаморфозы его настроений, ощущений, эмоциональных реакций» [2, с. 13], а также особое мировоззрение, основанное на субъективном видении окружающей действительности.
Русскому импрессионизму в литературе присущ и глобальный, обзорный срез бытия, а также обобщенный взгляд на жизнь и ее течение, которые воспринимаются в единстве течения времени и многообразия событий. Благодаря реализму случайное и незначительное в жизни, каждая деталь жизни стали входить в культурную площадку и обращать на себя большее внимание. Пристальное внимание к «обыденности», неброскому, рядовому течению жизни - еще одна примета литературного импрессионизма. С ней связано выражение «многослойных» настроений, а соответственно, «углубления лирического подтекста, активизация музыкального начала произведения» [3, с. 19-23]. Однако авторский стиль изложения деталей приводил к переосмыслению описанных событий и деталей, стал приобретать особую масштабность и развивать философскую мысль. В свою очередь, отсутствие однозначно заданной формы и стремление передать предмет во фрагментах и штрихах обнаруживает при обзоре свои скрытые связи и единство.
В качестве особого стиля в импрессионизме можно выделить первое впечатление как главенствующую ценность в описании происходящего: черты, схваченные будто наугад, и детали, которые «нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существенного, но своей "боковой" правдой сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть, а художественной идее - неожиданную разветвлённость и многоликость» [4, с. 98]. «Присутствовало предпочтение мелочной вещественности, растворение личности в вещах, нивелировка индивидуальности, и мир - это лишь сменяющиеся впечатления вещей» [5, с. 43].
Отдельным образом проявляются особенности импрессионизма у представителей русской поэзии. Здесь просматриваются следующие черты:
1) повествование в настоящем времени (отсутствие биографических данных);
© М.А. Грушицкая, 2014
88
М.А. Грушицкая
2) отсутствие фабулы и интриги (фактическая сторона повествования, события -случаи, действия, состояния);
3) преобладание живописных мотивов и любовной лирики, акцентируется внимание на чувствах, на субъективных ощущениях;
4) внешний мир превращается в поток ощущений, внутренний - в поток разрозненных переживаний;
5) фиксируются мельчайшие впечатления, как они в данный момент воспринимаются чувствами человека, без особых рассуждений и размышлений;
6) много декоративных сравнений;
7) образуются новые слова, которые должны выразить многообразность предмета в одном восприятии;
8) для того чтобы не упустить смену впечатлений, слова поспешно следуют одно за другим, при этом часто теряется логическая связь предложения;
9) поэзия насыщена красочными эпитетами;
10) очень много прилагательных (красочные нюансы), одно существительное сопровождается 3-4-мя эпитетами;
11) в ряде случаев наличие наречий-эпитетов при глаголах;
12) используются составные прилагательные;
13) усиливается значимость звуковой стороны слова, автор стремится приблизить поэзию к музыке по линии акустической;
14) предложения часто лишены подлежащего или сказуемого; синтаксис выражает не логическое движение, а психологическое становление мысли.
Следовательно, в поэзии, преломляемой через импрессионизм, так же, как и в живописи, использовались «крупные мазки» и единый интонационный и эмоциональный фон, происходила замена глаголов существительными, а прилагательных - причастиями и деепричастиями, которые выражали динамику, процесс и столкновение.
«Объект давался в чьем-то восприятии, но и сам воспринимающий субъект растворялся в объекте» [5, с. 146].
Изображаемая в импрессионистском стихотворении картина не сопровождается комментариями и рассуждениями со стороны героя или авторского текста. Вместо логических предложений смысл передают эмоции и настроения. Вместо «перспективной» связной разработки предмета как целого импрессионизм дает либо беглое общее впечатление от него, либо несколько впечатляющих деталей.
В завершение отметим, что мы, естественно, не претендуем на полное исследование заявленной проблематики. Напротив, нами даны лишь общие направления для будущего глубокого изучения традиций импрессионизма в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. На наш взгляд, главным объектом этого будущего анализа должны стать произведения таких русских поэтов, как И. Анненский, К. Бальмонт, О. Мандельштам. Именно в их произведениях, в отличие от представителей прозы этого же периода, импрессионизм проявлялся более глубоко и выпукло. Также отметим, что, несмотря на всю фрагментарность своих проявлений, импрессионизм в русской литературе (в том числе и в поэзии), безусловно, заслуживает право быть вписанным в историю русской культуры.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бродская Н. В. Импрессионизм. СПб., 2002.
[2] Кундаева Н. Н. Жанровые тенденции в русской малой импрессионисткой прозе первой трети XX века : дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2013.
[3] Усенко Л. В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. Ростов н/Д., 1988.
[4] Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980.
[5] Соколов А. Г. История русской литературы. М., 2006.