Научная статья на тему 'Некоторые черты импрессионизма в русской литературе рубежа XIX-XX веков'

Некоторые черты импрессионизма в русской литературе рубежа XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2736
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПРЕССИОНИЗМ / СИМВОЛИЗМ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / IMPRESSIONISM / SYMBOLISM / RUSSIAN LITERATURE / RUSSIAN CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грушицкая М. А.

Предпринятапопытка выявить наиболее значимые черты русского импрессионизма, проявившиеся в поэзии рубежа XIX-XX вв. За основу взяты произведения И. Анненского, К. Бальмонта, О. Мандельштама, В. Брюсова и А. Белого. Данный анализ определяет уникальность и самобытность русской культуры и особенности импрессионизма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some patterns of impressionism in the Russian literature of a boundary of XIXXX centuries

In this article the author undertaking attempt to reveal the most significant patterns of Russian impressionism in poetry of a boundary of XIX-XX centuries. As a basis the author took the writings by I. Annenskiy, K. Balmont, O. Mandelshtam, V. Bryusov and A. Beliy. This analysis defined uniqueness and originality of Russian culture and feature of impressionism in Russia.

Текст научной работы на тему «Некоторые черты импрессионизма в русской литературе рубежа XIX-XX веков»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 87-88.

УДК 82.02 М.А. Грушицкая

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ИМПРЕССИОНИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Предпринята попытка выявить наиболее значимые черты русского импрессионизма, проявившиеся в поэзии рубежа XIX-XX вв. За основу взяты произведения И. Ан-ненского, К. Бальмонта, О. Мандельштама, В. Брюсова и А. Белого. Данный анализ определяет уникальность и самобытность русской культуры и особенности импрессионизма в России.

Ключевые слова: импрессионизм, символизм, русская литература, русская культура.

Согласно одному из фундаментальных определений, импрессионизм представляет собой «одно из модернистских художественных течений, которое возникло во французской живописи последней трети XIX в.» (см., например, [1]). В литературе импрессионизм проявился определенным образом, однако на его базе не было основано самостоятельное течение. Он выразился в качестве стиля, фактически лишь дополняя реализм.

В России импрессионизм в литературе едва заметен в большинстве случаев, однако стал частью русского импрессионистского направления в общем культурном контексте (в музыке, живописи, поэзии, прозе).

Общими чертами для всего русского импрессионизма в литературе стали: «ослабление фабулы, когда главенствует не динамика событийного действия, человеческих отношений, а динамика внутренней, прихотливо и напряженно текущей жизни героя, метаморфозы его настроений, ощущений, эмоциональных реакций» [2, с. 13], а также особое мировоззрение, основанное на субъективном видении окружающей действительности.

Русскому импрессионизму в литературе присущ и глобальный, обзорный срез бытия, а также обобщенный взгляд на жизнь и ее течение, которые воспринимаются в единстве течения времени и многообразия событий. Благодаря реализму случайное и незначительное в жизни, каждая деталь жизни стали входить в культурную площадку и обращать на себя большее внимание. Пристальное внимание к «обыденности», неброскому, рядовому течению жизни - еще одна примета литературного импрессионизма. С ней связано выражение «многослойных» настроений, а соответственно, «углубления лирического подтекста, активизация музыкального начала произведения» [3, с. 19-23]. Однако авторский стиль изложения деталей приводил к переосмыслению описанных событий и деталей, стал приобретать особую масштабность и развивать философскую мысль. В свою очередь, отсутствие однозначно заданной формы и стремление передать предмет во фрагментах и штрихах обнаруживает при обзоре свои скрытые связи и единство.

В качестве особого стиля в импрессионизме можно выделить первое впечатление как главенствующую ценность в описании происходящего: черты, схваченные будто наугад, и детали, которые «нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существенного, но своей "боковой" правдой сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть, а художественной идее - неожиданную разветвлённость и многоликость» [4, с. 98]. «Присутствовало предпочтение мелочной вещественности, растворение личности в вещах, нивелировка индивидуальности, и мир - это лишь сменяющиеся впечатления вещей» [5, с. 43].

Отдельным образом проявляются особенности импрессионизма у представителей русской поэзии. Здесь просматриваются следующие черты:

1) повествование в настоящем времени (отсутствие биографических данных);

© М.А. Грушицкая, 2014

88

М.А. Грушицкая

2) отсутствие фабулы и интриги (фактическая сторона повествования, события -случаи, действия, состояния);

3) преобладание живописных мотивов и любовной лирики, акцентируется внимание на чувствах, на субъективных ощущениях;

4) внешний мир превращается в поток ощущений, внутренний - в поток разрозненных переживаний;

5) фиксируются мельчайшие впечатления, как они в данный момент воспринимаются чувствами человека, без особых рассуждений и размышлений;

6) много декоративных сравнений;

7) образуются новые слова, которые должны выразить многообразность предмета в одном восприятии;

8) для того чтобы не упустить смену впечатлений, слова поспешно следуют одно за другим, при этом часто теряется логическая связь предложения;

9) поэзия насыщена красочными эпитетами;

10) очень много прилагательных (красочные нюансы), одно существительное сопровождается 3-4-мя эпитетами;

11) в ряде случаев наличие наречий-эпитетов при глаголах;

12) используются составные прилагательные;

13) усиливается значимость звуковой стороны слова, автор стремится приблизить поэзию к музыке по линии акустической;

14) предложения часто лишены подлежащего или сказуемого; синтаксис выражает не логическое движение, а психологическое становление мысли.

Следовательно, в поэзии, преломляемой через импрессионизм, так же, как и в живописи, использовались «крупные мазки» и единый интонационный и эмоциональный фон, происходила замена глаголов существительными, а прилагательных - причастиями и деепричастиями, которые выражали динамику, процесс и столкновение.

«Объект давался в чьем-то восприятии, но и сам воспринимающий субъект растворялся в объекте» [5, с. 146].

Изображаемая в импрессионистском стихотворении картина не сопровождается комментариями и рассуждениями со стороны героя или авторского текста. Вместо логических предложений смысл передают эмоции и настроения. Вместо «перспективной» связной разработки предмета как целого импрессионизм дает либо беглое общее впечатление от него, либо несколько впечатляющих деталей.

В завершение отметим, что мы, естественно, не претендуем на полное исследование заявленной проблематики. Напротив, нами даны лишь общие направления для будущего глубокого изучения традиций импрессионизма в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. На наш взгляд, главным объектом этого будущего анализа должны стать произведения таких русских поэтов, как И. Анненский, К. Бальмонт, О. Мандельштам. Именно в их произведениях, в отличие от представителей прозы этого же периода, импрессионизм проявлялся более глубоко и выпукло. Также отметим, что, несмотря на всю фрагментарность своих проявлений, импрессионизм в русской литературе (в том числе и в поэзии), безусловно, заслуживает право быть вписанным в историю русской культуры.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бродская Н. В. Импрессионизм. СПб., 2002.

[2] Кундаева Н. Н. Жанровые тенденции в русской малой импрессионисткой прозе первой трети XX века : дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2013.

[3] Усенко Л. В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. Ростов н/Д., 1988.

[4] Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980.

[5] Соколов А. Г. История русской литературы. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.