Научная статья на тему 'Некоторые аспекты законодательного реформирования системы образования в 60-х годах XIX века'

Некоторые аспекты законодательного реформирования системы образования в 60-х годах XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
724
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1961 ГОДА / АЛЕКСАНДР II / ПОЛОЖЕНИЕ О НАЧАЛЬНЫХ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩАХ / УСТАВ ГИМНАЗИЙ И ПРОГИМНАЗИЙ ВЕДОМСТВА МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ПОЛОЖЕНИЕ О ЖЕНСКИХ УЧИЛИЩАХ ВЕДОМСТВА МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ОБЩИЙ УСТАВ ИМПЕРАТОРСКИХ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ / THE EDUCATION SYSTEM / EMANCIPATION (PEASANT) REFORM OF 1961 / ALEXANDER II / REGULATION ON THE PRIMARY PUBLIC SCHOOLS / «GYMNASIUMS AND PROGYMNASIUMS CHARTER OF THE DEPARTMENT OF THE MINISTRY OF NATIONAL EDUCATION / » «REGULATIONS ON THE WOMEN’S SCHOOLS OF THE DEPARTMENT OF THE MINISTRY OF NATIONAL EDUCATION / » «GENERAL CHARTER OF IMPERIAL RUSSIAN UNIVERSITIES «

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пищулина А.Р.

В статье рассматриваются некоторые аспекты законодательного реформирования систем начального, среднего и высшего образования в ключе масштабных реформ, проходивших в Российской империи в 60-годах XIX века, их отражение в «Положении о начальных народных училищах» от 19 июля 1864 г.», «Уставе гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения» от 19 ноября 1864 г., «Положении о женских училищах ведомства Министерства Народного Просвещения» от 10 мая 1860 г., «Общем уставе императорских российских университетов» от 18 июня 1863 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the legislative education system reform in the 60s XIX century

The article deals with some legislation reform aspects in the system of primary, secondary and higher education in the course of large-scale reforms, which took place in the Russian Empire in the 60 years of the XIX century, their representation in the «Regulations on the primary national schools dated July 19, 1864», «Gymnasiums and progymnasiums Charter of the department of the Ministry of National Education,» dated November 19, 1864 «Regulations on the women’s schools of the department of the Ministry of National Education,» dated May 10, 1860 «General charter of imperial Russian universities « dated June 18, 1863

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты законодательного реформирования системы образования в 60-х годах XIX века»

Пищулина А.Р.

некоторые аспекты законодательного реформирования системы образования В 60-х годах XIX века

Вторая половина XIX века в Российской империи ознаменовалась множеством реформ в политической, экономической и культурной сферах, что являлось основанием для формирования индивидуально-гражданского типа права и государства [2]. Одной из важнейших их них была Крестьянская реформа 1961 года, которая оказала огромное влияние на развитие страны [4]. И хотя реформа получилась не такой, какой ожидали ее увидеть, она имела огромное историческое и нравственное значение, открыв перед Россией новые перспективы, покончившей с крепостным рабством. С этого времени страна уверенно вступила на путь капиталистического развития [3].

Грамотность в то время была на катастрофически низком уровне, народных школ критически мало. Новые условия жизни предъявляли более высокие требования к культурному уровню людей - возникала необходимость не только в элементарной грамотности, но и в более серьезных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Развитие народного образования, создание новых высших учебных заведений, культурно-просветительских учреждений, системы технической школы стали общественной необходимостью. Результатом реформ в сфере начального и среднего образования явилось четкое разделение начальной, средней и высшей школы [6].

Важным нормативным правовым актом стало «Положение о начальных народных училищах» от 19 июля 1864 г., которое устранило государственно-церковную монополию на просвещение. В статье 2 этого документа закреплены виды образовательных организаций, относящихся к народным училищам [9]. В Положении прописаны предметы учебного курса, примечательно, что четко указано, что преподавание в них совершается на русском языке и могут быть приняты дети всех сословий и вероисповеданий, тем самым прописаны общедоступность образования и официальный язык преподавания [7].

По всей России с этого времени открываются воскресные школы, делаются попытки сделать образование доступным для детей из крестьянских семей, внедрить новые педагогические принципы.

В числе таких народных школ, руководствовавшихся передовыми педагогическими идеалами своего времени (уважение к личности ребенка, доброе и справедливое отношение, пробуждение у ребенка интереса к получению знаний) были Яснополянская школа, основанная Л.Н. Толстым в 1859 г., Василеостров-ская школа, основанная В.П. Острогорским, Л.Н. Модзалевским и др. в 1860 г., Таврическое училище, основанное М.И. Семевским, Д.Д. Семеновым и др. в 1859

ISSN 2313-1152

г. в Петербурге, другие.

Устав средней школы («Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения», утвержден 19 ноября 1864 г.) хоть и вводил плату за обучение, но также содержал в себе принцип равенства всех сословий и вероисповеданий.. Устанавливалось два типа гимназий: классическая (с преподаванием латинского и греческого языков, углубленным изучением гуманитарных дисциплин) и реальная (без древних языков и с углубленным изучением естественных наук), обе с семилетним сроком обучения. Серьезным новшеством стало то, что право на поступление в университет получали только выпускники классических гимназий, выпускники реальных гимназий получали лишь свидетельства и имели право поступать только в технические вузы. В результате получилось, что хотя реальная гимназия и была популярна в обществе в целом, родители учеников предпочитали отдавать детей в классическую, так как она открывала путь к университету.

Наряду с мужским средним образованием развилась система женских гимназий. 10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства Министерства Народного Просвещения». Согласно этому Положению принимались в женские училища девочки всех сословий, а сами училища делились на два разряда: в первом срок обучения составлял 6 лет, во втором - 3 года. Они подготавливали женщину к роли жены и матери, и, в отличие от мужских, не ставили целью подготовку к общественной деятельности.

Проблемы развития университетов также занимали не последнее место, поэтому не случайно встал вопрос о существенных изменениях в структуре университетов, о разработке нового университетского устава [11].

Обсуждение нового университетского устава началось задолго до его принятия. В нем участвовали многие видные ученые того времени. Принятие нового устава проходило в весьма непростой общественно-политической обстановке. С одной стороны, весьма упорным было сопротивление новшествам консервативной части общества (прежде всего чиновничьей бюрократии), с другой - на правительство оказывали давление либеральные настроения в обществе и студенческие волнения, охватившие почти все университеты Российском империи.

4 декабря 1861 года Александром II была утверждена специальная комиссия, которая должна была разработать новый устав российских университетов. В ее состав вошли университетские профессора и попечители учебных округов. Проект нового общего устава университетов был готов уже 5 января 1862 года, который составила комиссия под председательством фон-Брадке. По распоряжению Министерства народного просвещения, проект устава был предложен на рассмотрение одновременно во все университетские советы, а также некоторым лицам духовного и гражданского ведомства. Для возможности рассмотрения иностранными учеными и педагогами, он был переведен на французский и немецкий языки. Все это было сделано с целью привлечь общественное мнение к разрешению вопроса столь высокой важности и выслушать замечания авторитетных специалистов [10].

Против обращения к иностранным авторитетам в обществе и печати сделаны

были возражения, что иностранцы, не знакомые с русским государственным и социальным строем, не в состоянии оценить достоинства и раскрыть недостатки предполагаемых преобразований. На эти возражения Министерство отвечало, что все университеты в христианском мире имеют более или менее одинаковое устройство и существуют для одной и той же цели - развития и распространения науки, которая во всех странах одна и та же; как ни мало знают иностранцы Россию, но университеты им известны лучше, чем какие бы то ни было другие русские учреждения [10].

Особенно горячую полемику возбудил основной вопрос: о сохранении или коренном изменении самого типа русского университета. Н.И. Костомаров возобновил мысль, высказанную несколько лет тому назад бароном Корфом, о необходимости превратить университет в открытое для всех учебное заведение, в систему публичных лекций, преподаваемых не для учащегося юношества, а для людей любознательных обоего пола, всякого звания и возраста; между посетителями лекций не устанавливалось бы при этом никаких прочных отношений, кроме простого знакомства; как в театре, в церкви или на улице, так и в стенах университета благочиние охранялось бы общею государственною полициею. Противники этого проекта возражали, что устранение из университетов всех учебно-воспитательных элементов повлекло бы за собою прямо уничтожение университетов. Поэтому большинство мнений в данном споре стояло за выделение учащихся в университете вместе с учащими в особую корпорацию [10].

По другому основному вопросу - о принципах управления университетами, большинство рецензентов решительно высказались за широкую автономию университетских коллегий. Наконец, мнения рецензентов разошлись в вопросе о свободе или принудительности учения в университетах. Одни считали совершенно излишним помещать в проект устава такие постановления, которые, стесняя самодеятельность студентов, вводят в университет систему принудительного труда. Другие, полагая, что молодые люди, даже и в студенческом возрасте, никогда не будут учиться добровольно, что при уничтожении обязательности аудитории останутся пустыми, что без принудительных мер студенты могут предаться праздности и подвергнуться всем печальным последствиям, требовали строгого определения срока пребывания в университете, правил приема и испытаний, если не годичных, то по крайней мере после двухлетнего посещения лекций. Таковы были три главные вопроса, на которых сосредоточивалась критика проекта, начертанного комиссией фон-Брадке [10].

В 1862 и 1863 гг. до утверждения нового устава были приняты по университетам следующие общие меры: 20 января 1862 г. - о разрешении студентам медицинских факультетов переходить на другие факультеты, с разрешения ближайшего начальства; 14 июля 1862 г. учреждены за счет Министерства стипендии для лучших из бывших студентов закрытого С.-Петербургского университета, имеющие быть переданными по выбытии их в распоряжение советов разных университетов; 11 августа 1862 г. разрешено производить ректорам университетов добавочное жалованье по 1.000 р.; 6 сентября 1862 г. учреждены в 5 университетах

ШК 2313-1152

по 4 стипендии имени Свв. Кирилла и Мефодия, преимущественно для занимающихся славянской филологией; 8 апреля 1863 г. обращено внимание попечителей на необходимость строгих испытаний при кандидатских экзаменах [10].

И в итоге 18 июня 1863 года император Александр II именным указом утвердил новый Общий устав императорских российских университетов [7].

Все эти преобразования были только одним шагом в реформе образования в России, реформе, которая была призвана остановить упадок образования, создать условия для его развития и подъема на качественно новый уровень.

Реформы в сфере образования, как и все законодательство «Великих реформ», проводились для становления индивидуально-гражданских прав человека [5]. В то же время женщины, по сути, были лишены права обучаться в высших учебных заведениях [1]. Борьба за равноправие женщин проводилась отдельными теоретиками, так как нормативно не были закреплены ограничения на получение образования по половому признаку. Такая борьба принесла свои плоды только в

XX веке.

литература

1. Дружинина А.В. Некоторые аспекты права российских женщин на получение юридического образования в середине Х1Х-ХХ вв. В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014.

2. Дружинина А.В. Некоторые аспекты становления и развития индивидуально-гражданского типа права и государства в России // Государство и право в

XXI веке. - 2015. - № 2.

3. Дружинина А.В. Правовое положение российских подданных в Российской империи в XIX веке. Монография. - Сочи, 2013.

4. Дружинина А.В. Правовое положение российских подданных в середине XIX века // Государство и право в XXI веке. - 2015. - № 1.

5. Дружинина А.В. Становление и развитие индивидуально-гражданского типа права и государства в России. Монография. - Сочи, 2014.

6. Пищулина А.Р. Некоторые аспекты реформирования системы начального и среднего образования в 60-х годах XIX века. Вестник научных конференций. 2015. - № 3-1 (3).

7. Пищулина А.Р. Предпосылки и процесс утверждения общего устава императорских российских университетов от 18 июня 1863 г. // Государство и право в XXI веке. - 2016. - № 1.

8. Пищулина А.Р. Предпосылки расширения политических прав и свобод подданных Российской империи и их отражение в актах конституционного значения 1906 // Государство и право в XXI веке. - 2015. - № 2.

9. Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1876. - Т. 3.

10. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства

народного просвещения, 1802-1902. - СПб. : М-во нар. просвещения, 1902.

11. Сплавская Н.В. Роль учреждений высшего профессионального образования в процессе формирования правового продуктивного поведения молодежи // Актуальные проблемы современной науки: Международная научно-практическая конференция. Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт (Россия); Словацкий университет святых Кирилла и Мефодия (Словакия); Словацкий технологический университет в Братиславе (Словакия); Северо-Кавказский федеральный университет, институт информационных технологий и телекоммуникаций (Россия); Филиал ВНИИ МВД России по СКФО (Россия). - 2013. - С. 64-66.

Романова С.В., Жуенко С.Н.

история становления и развития судебной системы в россии

Судебная защита, по мнению исследователей, являясь одновременно и государственной, и правовой защитой, выступает наиболее эффективным и цивилизованным из всех имеющихся в мировой практике способом охраны прав личности. Судебная защита в ряде случаев является единственным средством правовой защиты человека, как, например, при реабилитации незаконно осужденного, привлеченного к уголовной ответственности лица, объявление умершим, признание без вести пропавшим, установление отцовства. Следовательно, уровень судебной защиты в государстве - это показатель правового его характера и демократичности общества [3, с. 215].

В этой связи особую актуальность представляет собой проблема становления и развития в России института судебной защиты.

Россия по созданию эффективной независимой судебной системы прошла серьезный путь, однако ее реформирование продолжается и по сегодняшний день. Современная система судебной системы в России во многом является схожей с той, которая была в пореформенной России XIX века. Однако преимущество той системы заключалось в единстве ее судебных органов и судебной практики, обеспечивающимся Правительствующим сенатом, в настоящее время отмечается обособленность деятельности судов.

В 1990-е годы в России появилась необходимость проведения судебной реформы. Концепция судебной реформы 1991 года в качестве основой задачи определила построение правового государства, а также утверждение независимой судебной власти [1].

Основные направления судебной реформы также получили свое закрепле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.