УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10047
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
___ __V V _ _
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Равзанат Абдулзагировна НИМАТУЛАЕВА, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук
Асият Арсеновна МАГОМЕДОВА, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье исследуются особенности правовой регламентации взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации. Приведены примеры из законодательства субъектов Российской Федерации. Рассматривается вопрос о разрешении конфликтных ситуаций между органами исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации.
Ключевые слова: конституция, власть, правительство, взаимодействие, государство.
Annotation. The features of the legal regulation of interaction between the executive and legislative authorities of the subjects of the Russian Federation are studied, examples from the legislation of the subjects of the Russian Federation are given. The issue of conflict resolution between the executive and legislative authorities of the Federation is also considered.
Keywords: constitution, power, government, interaction, state.
Проблемы взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти занимают одно из центральных мест в развитии российского федерализма и в реализации одной из основ конституционного строя Российской Федерации — принципа разделения властей.
В юридической науке все чаще встречается утверждение, что неотъемлемым элементом разделения властей является их взаимодействие, поскольку оно более четко позволяет определить назначение органа государственной власти в общегосударственной системе1.
В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти региональные законодательный и высший исполни-
тельный органы государственной власти осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они взаимодействуют между собой в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения2.
В развитие этих положений соответствующим Федеральным законом установлены формы взаимодействия. К их числу относятся: направление высшему должностному лицу субъекта РФ планов законопроектной работы регионального законодательного органа, проектов законов субъекта РФ; направление в региональный законодательный орган актов высшего должностного лица субъекта РФ, органов исполнительной власти субъекта РФ в сроки, установлен-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
ные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ (части 3, 6 ст. 23).
Региональный законодательный орган вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта РФ или в органы исполнительной власти субъекта с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, принимаемые исполнительными органами, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом об их соответствии Конституции РФ.
В свою очередь, высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в региональный законодательный орган с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать их в судебном порядке (части 4, 5 ст. 23).
Споры между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией РФ, конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, либо в судебном порядке (ст. 25).
Как видим, взаимодействие органов исполнительной и законодательной ветвей власти на уровне субъекта РФ составляет основу реализации властных полномочий государства, поэтому данные вопросы получают нормативное закрепление и в конституциях (уставах) субъектов Федерации, и в законах о законодательном органе, об администрации (правительстве) республики, края (области), а также регламентах этих органов3.
Анализ регионального законодательства по рассматриваемому вопросу позволяет сделать вывод о широте воззрений законодателей.
Так, основы взаимодействия краевых органов государственной власти закреплены в Уставе Красноярского края4.
Устав Кемеровской области уделяет внимание взаимоотношениям органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
В Конституции Республики Алтай (Основном законе) закреплены основы взаимодействия главы Республики Алтай, председателя Правительства Республики, Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай и Правительства Республики.
Определяя принципы взаимодействия, Устав (Основной закон) Томской области к ним отнес интересы населения области, единство целей и задач в решении вопросов социально-экономического развития области в соответствии с принципом разделения властей, самостоятельное осуществление функций в пределах своей компетенции, подотчетность и подконтрольность Администрации области Думе в пределах компетенции последней.
В Читинской области областная Дума и Администрация области взаимодействуют в установленных формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области в интересах ее населения. Взаимодействие органов государственной власти на основе конституционного принципа разделения властей установлено в Уставе Кемеровской области5.
Взаимодействие органов государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти республики установлено в Конституции Республики Бурятия6.
В Республике Алтай исполнительная и законодательная ветви власти взаимодействуют исходя из интересов республики и ее населения, единства целей и задач в решении республиканских проблем, основываясь на принципах разделения властей и их полномочий7.
Подводя некоторые итоги, отметим, что взаимодействие ветвей власти обеспечивается путем распределения, разграничения полномочий властных органов в соответствии с их предназначением и на основе принципа разделения властей.
Таким образом, для повышения эффективности взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ в региональном законодательного процессе необходимо, прежде всего, законодательно закрепить за ответственными разработчиками обязанность проводить научную экспертизу.
Данное предложение может быть реализовано как в форме привлечения сторонних специалистов, так и в форме создания института регионального законодательства. Конституционное (уставное) регулирование взаимодействия региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти позволяет выявить его основные формы.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
1 Сушкова И.В. Взаимодействие и взаимоотношение органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации: разграничение и соотношение понятий // Вестник Воронежского гос. ун-та. 2014. № 4. С. 46.
2 Моргунова А.В. Взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации в процессе соблюдения прав и свобод граждан // Научное мнение. 2012. № 8. С. 60.
3 Загурская Л.А. Вопросы взаимодействия государственных институтов власти в субъектах Российской Федерации // Научные ведомости белгородского гос. ун-та.
Сер.: Философия. Социология. Право. 2014. № 27 (173). С. 111.
4 Устав Красноярского края от 29..02.1996 г. № 8-252 (в ред. от 02.02.2006 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5 Устав Кемеровской области от 05.06.1997 г. № 10-03 (в ред. от 02.10.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»
6 Конституция Республики Бурятия от 22.02.1994 г. (в ред. от 07.03.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
7 Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 32.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. A.M. Осавелюка, Л.А. Казанцевой, И.А. Калиниченко. 3-е изд., перераб. и доп. M.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 319 с.
Учебное пособие посвящено методике обучения в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации и в особенности методике обучения в образовательных организациях высшего гуманитарного образования. Подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция» (квалификация (степень) — «магистр») и с учетом положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. С позиций современного состояния юридической науки показаны изъяны диалектического метода, используемого изолированно от метафизического и иных методов познания, отмечены основные отличительные особенности преподавания в образовательных организациях Российской Федерации и ведущих зарубежных государств. Раскрываются современные методы преподавания, особенности их осуществления при различных формах обучения и проведения занятий.
Для магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, научных сотрудников и всех, кто интересуется современными методами преподавания и получения знаний.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018