УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10056
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛНОМОЧИЙ
_ _ __w W _ _
ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Нурият Руслановна МАГОМЕДОВА, магистрант кафедры конституционного и международного права Юридического института Дагестанского государственного университета
E-mail: mnuriiat@mail.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, определяющие проблемы его правового статуса. В частности, рассмотрены отдельные категории полномочий — представительские, координационные, полномочия в сфере исполнительной и законодательной власти. Анализ полномочий позволил сделать некоторые выводы относительно места главы субъекта Российской Федерации в системе разделения властей.
Ключевые слова: высшее должностное лицо, субъект, федерация, полномочия, взаимодействие.
Annotation. This article examines some aspects of the powers of the highest official of a constituent entity of the Russian Federation in accordance with the current legislation, determining the problems of its legal status. In particular, certain categories of powers — representation, coordination, powers in the field of executive and legislative authorities. The analysis of powers allowed to draw some conclusions regarding the place of the head of the subject of the Russian Federation in the system of separation of powers.
Keywords: senior official, subject, federation, authority, interaction.
Научный руководитель: Р.А. Ниматулаева, доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук
Анализ законодательства, судебной и иной правоприменительной практики показывает, что не все предусмотренные Конституцией Российской Федерации принципы реализованы в полной мере; часть вопросов, связанных с механизмом осуществления государственной власти и прямо не урегулированных Конституцией, нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Наибольшее количество вопросов, как представляется, вызывает такой субъект конституционно-правового механизма осуществления государственной власти, как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
Применительно к системе органов государственной власти субъектов РФ принцип разделения власти раскрыт в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ. Что касается высшего должностного лица субъекта РФ, то правовая база, регулирующая институт высшего должностного лица субъекта, достаточно обширная и многоуровневая. В свою очередь, это вызывает определенные трудности в определении и закреплении функций высшего должностного лица субъекта РФ1.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
Высшее должностное лицо субъекта РФ реализует свои законные полномочия лично или через органы исполнительной власти субъекта. Высшее должностное лицо региона представляет вверенный ему субъект в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ2. В рассматриваемом случае руководитель высшего исполнительного органа государственной власти региона выступает как представитель региональной исполнительной власти, так и представитель всего субъекта Федерации. Именно таким образом реализуются представительские компетенции высшего должностного лица субъекта РФ.
К числу полномочий высшего должностного лица относится право обнародовать либо отклонять законы субъектов Федерации, принятые парламентом соответствующего субъекта3.
Высшее должностное лицо субъекта РФ формирует высший орган исполнительной власти субъекта РФ, а также принимает решение об его отставке.
Порядок очередного и внеочередного созыва законодательного (представительного) органа государственной власти в федеральных законах не указан. Но, как правило, в законах регионов закреплено, что заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ созывает его председатель. В то же время в область полномочий высшего должностного лица субъекта РФ входит право созывать внеочередное заседание парламента субъекта РФ.
В федеральных законах не прописаны причины созыва высшим должностным лицом региона внеочередного заседания представительного органа государственной власти субъекта РФ. В данной ситуации безошибочным, на наш взгляд, будет вывод о том, что созыв внеочередного заседания возникает в случае необходимости неотложного решения проблем региона, которые входят в компетенцию регионального парламента4.
Высшее должностное лицо субъекта РФ реализует принцип разделения власти через информирование регионального парламента по определенным вопросам и тем самым может влиять на его решения. Данное право руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ выступает в качестве одного из механизмов обеспечения согласованного фун-
кционирования органов государственной власти субъекта РФ.
Необходимо отметить, что высшее должностное лицо субъекта РФ обладает не решающим, а лишь совещательным голосом.
Федеративный характер РФ и система «вертикального» разделения власти на федеральный и региональный уровень стали определяющим фактором закрепления полномочий высшего должностного лица субъекта РФ в области обеспечения координации деятельности и организации взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ с иными федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Координация деятельности и организация взаимодействия осуществляются в следующих формах:
■ проведение совместных совещаний;
■ создание и деятельность совместных комиссий, рабочих групп;
■ создание и деятельность коллегий;
■ проведение взаимных консультаций;
■ заключение соглашений о взаимодействии и координации деятельности;
■ принятие совместных нормативно-правовых актов;
■ взаимное представительство сторон;
■ передача части своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством;
■ участие в согласовании кандидатуры на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти5.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что полномочия главы исполнительной власти региона можно обобщить следующем образом:
■ представительские и иные полномочия как высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего регионального исполнительного органа государственной власти);
■ полномочия в сфере осуществления законодательной власти;
■ полномочия в сфере осуществления исполнительной власти.
Таким образом, проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что высшее должностное лицо субъекта РФ является персонифици-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
рованным органом исполнительной власти региона и занимает особое место в системе региональных органов государственной власти Российской Федерации. Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ обязывают лицо, находящееся на данной должности, обеспечить бесперебойную работу всего государственного механизма в интересах развития социального и экономического потенциала региона в целях улучшения качества жизни его населения и нести за это ответственность.
Следует признать, что высшее должностное лицо субъекта РФ играет одну из важнейших ролей в государственном управлении. Реализуя задачи и выполняя различные функции, высшее должностное лицо субъекта РФ вносит свой вклад в укрепление единства Российской Федерации.
1 Лазаров A.A. Функции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на примере субъектов СКФО // Юрид. факт. 2017. № 14. С. 52.
2 Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательный (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, ст. 18 // СПС «Гарант-Эксперт» (Дата обращения: 07.11.2018)
3 Там же.
4 Хайретдинов Р.Д. О проблеме конституционности изменений в статусе высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3. С. 24.
5 Указ Президента РФ от 02.07.2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов исполнительной власти» // СПС «Гарант-Эксперт» (Дата обращения: 07.11.2018)
Библиографический список
1. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ // СПС «Гарант-Эксперт» (Дата обращения: 07.11.2018)
2. Указ Президента РФ от 02.07.2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов исполнительной власти// СПС «Гарант-Эксперт» (Дата обращения: 07.11.2018)
3. Лазаров А.А. Функции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на примере субъектов СКФО // Юрид. факт. 2017. № 14.
4. Хайретдинов Р.Д. О проблеме конституционности изменений в статусе высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019