Научная статья на тему 'Некоторые аспекты управления качеством образования'

Некоторые аспекты управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / QUALITY MANAGEMENT EDUCATION / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметшина А. М., Приймак Е. В., Шигабиев Т. Н.

Рассматриваются вопросы, связанные с управлением качества образования. Определены основные факторы, оказывающие влияние на качество процессов и результатов образовательной деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF MANAGEMENT BY QUALITY OF EDUCATION

Questions, related to the management of quality of education, are examined. Basic factors, having influence on quality processes and results of educational activity of institute of higher, are certain.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты управления качеством образования»

людей,//Ветеринарная медицина, сентябрь, 2000. 3. Бакулов И. А., Гаврилов В.А., Селивестров В.В., Сибирская язва (антракс). Владимир, 2001. 4. Лобзин Ю.В. и др. Сибирская язва. Болезни и возбудители, Санкт-Петербург КМАХ-2002, т.4, №12. 5. Сибирская язва как оружие//Газета ... сентябрь, 6, 2001.

СОВРЕМЕННАЯ ЭПИЗООТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПО СИБИРСКОЙ ЯЗВЕ В

ТАДЖИКИСТАНЕ

Муминов А.А.

Резюме

Приведены результаты изучения сибиреязвенных очагов и факторов, способствующих вспышкам и распространению сибирской язвы в республике, видового состава восприимчивых животных, а также мер, способствующих улучшению эпизоотической ситуации по сибирской язве в стране.

MODERN EPIZOOTIC SITUATION ANTHRAX IN TADZHIKISTAN

Muminov A.A.

Summary

Results studying of the centers of the Siberian ulcer are resulted and factors promoting occurrence and distribution of the Siberian ulcer in republic, specific structure of susceptible animals, and as measures promoting improvement эпизооточеской situations on the Siberian ulcer in the country are revealed.

УДК 378

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ОБРАЗОВАНИЯ

Мухаметшина А.М., Приймак Е.В., Шигабиев Т.Н.

ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э.Баумана»

Ключевые слова: управление качеством образования, вуз, образовательная деятельность.

Key words: quality management education, higher education, educational activity.

Закон Российской Федерации «Об образовании» ориентировал современную систему образования на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Повышение качества стало определяющей тенденцией развития образования.

Современный вуз не может развиваться вне регионального социума, вне экономической системы государства. Образование (любое) связано с рынком труда, ресурсов, информации, интеллектуальной собственности, и, чтобы подготовить личность к жизни в условиях рыночных отношений, оно должно быть ориентировано на такие ценности, как самообразование, саморазвитие. Вуз XXI века - это школа самореализации личности, которая предполагает раскрытие потенциальных возможностей каждого, побуждение каждого молодого человека к активному самосовершенствованию в процессе учебной и внеучебной деятельности. Высшая школа в новых условиях должна готовить специалистов, способных мыслить свободно, действовать разумно, мобильных, творческих, созидающих, следующих принципу возрождения региона, России. Отсюда и возникает вопрос: каковы пути достижения высоких результатов в обучении и воспитании молодёжи, как система образования может обеспечить требуемое обществом и государством качество?

ТЛ с с

В современной педагогической науке имеются разные трактовки понятия «качество образования», но смысл у всех сводится к одному: это конечный результат функционирования образовательной деятельности, определяющий уровень знаний, опыт и способы деятельности учащихся, с одной стороны, с другой - эффективность предпринимаемых вузом образовательных мер, выбранных педагогических решений и созданных для интеллектуального творчества учащихся условий. Что значит управлять качеством образования? В соответствии с теорией менеджмента управлять качеством означает правильно выбрать и применить механизм эффективного воздействия управляющей системы на все её элементы, то есть на то, что обеспечивает прямо или косвенно результат образования. Назначение управляющей системы заключается в том, чтобы определить цель образования как образ будущих результатов. От правильного целеполагания зависит выбор и построение модели образовательной системы, продолжительность, виды, формы образования. Цели должны быть ясны и тем, кто учится, и тем, кто заинтересован результатом образования, - родителям, государственным и общественным заказчикам.

Студент с первых дней должен осознать постановку задачи, оценить свой личностный опыт и постоянно контролировать эффективность своих образовательных действий.

Основными факторами, оказывающими влияние на качество процессов и результатов образовательной деятельности вуза являются:

1) Нормативно-правовая база;

2) Кадровый потенциал;

3) Научно-методическое и информационное обеспечение и т.д.

Нормативно-правовая база, регулирующая и регламентирующая деятельность образовательно-воспитательной системы, обеспечивает высокоорганизованный педагогический процесс, что является базовой основой качественного образования.

Качество образования в большей степени зависит от кадрового потенциала вуза (профессорско-преподавательского состава, организаторов образования, обслуживающего персонала).

Профессиональная компетентность, конкурентоспособность, возможности к самореализации, к самосовершенствованию - вот личностные качества педагогов, влияющие на качество образования.

Научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса также является одним из важных факторов, влияющих на качество, в состав которого входят программа развития вуза и учебно-методические комплексы, учебные и компьютерные программы, интерактивные учебники и другие средства обучения.

Тенденция использования в процессе подготовки специалиста технологий, обеспечивающих включение в учебный процесс не только предметного, но и социального контекста будущей профессиональной деятельности, приводит к хорошим результатам.

Механизмы управления качеством образования различны. Но среди них нужно особо выделить педагогический мониторинг, который позволяет непрерывно следить за состоянием и развитием педагогического процесса, за компетентностным ростом студентов, реально оценивать уровень компетентности преподавателей, что в итоге дает возможность прогнозировать и реально управлять качеством образования. Высшее образование в современных условиях должно приспособить свои структуры и механизмы подготовки специалистов к новым потребностям в области занятости с учётом неоднозначности контингента.

Качество преподавания подразумевает также постоянное внимание к вопросам, имеющим отношение к качеству инфраструктуры и учебной среды. Все эти вопросы, связанные с качеством, наряду с надлежащим стремлением к хорошему руководству и управлению, играют важную роль в определении характера функционирования учебного заведения, оценки его деятельности в обществе в целом.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Мухаметшина А.М., Приймак Е.В., Шигабиев Т.Н.

Резюме

Рассматриваются вопросы, связанные с управлением качества образования. Определены основные факторы, оказывающие влияние на качество процессов и результатов образовательной деятельности вуза.

SOME ASPECTS OF MANAGEMENT BY QUALITY OF EDUCATION

Muhametshina A.M., Primak E.V., Shigabiev T.N.

Summary

Questions, related to the management of quality of education, are examined. Basic factors, having influence on quality processes and results of educational activity of institute of higher, are certain.

УДК619:616.9:636.4

ДЕЙСТВИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ

СВИНЕЙ

Наместников В.А., Равилов Р.Х.

ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана»

Ключевые слова: африканская чума свиней,

противоэпизоотические мероприятия.

Key words: african swine fever, anti-epizootic measures.

В настоящее время африканская чума свиней зарегистрирована в 24 странах мира. Экономический ущерб, наносимый африканской чумой свиней, измеряется десятками миллионов долларов и складывается из потерь от падежа и уничтожения свиней, ограничений в международной торговле, проведения ветеринарно-санитарных и карантинных мероприятий. В частности, при ликвидации инфекции на о.Мальта потери составили $29,5 млн. (1978 г.), в Доминиканской Республике - около $60 млн. (1978-79 гг.), в Кот-д'Ивуар (1996 г.) - более $30 млн.

Африканская чума свиней (Pestis Africana suum, АЧС) -высококонтагиозная вирусная болезнь, характеризующаяся септицимией, тяжелыми дистрофическими и некротическими поражениями клеток ретикулоэндотелиальной системы, проявляющаяся лихорадкой, цианозом кожи, обширными геморрагиями во внутренних органах и высокой летальностью. Относится к группе особо опасных болезней.

Историческая справка. Африканская чума свиней впервые была зарегистрирована в 1903 г. в Южной Африке, куда завозили домашних свиней из европейских стран. Свиньи заболевали и погибали в 100 % случаев. До 1957 г. АЧС была распространена только на Африканском континенте. В 1957 г. она зарегистрирована в Португалии, в 1960 г. - в Испании, в 1964, 1967 и 1974 гг. - во Франции, в 1967 г. - в Италии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.