Научная статья на тему 'Некоторые аспекты учета земельных участков'

Некоторые аспекты учета земельных участков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкина Л. П.

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, в качестве объекта учета на счете 10300000 обозначены «Непроизведенные активы», в том числе на счете 10301000 «Земля». Надо ли ставить на учет участки, находящиеся в пользовании у бюджетных учреждений? Автор разъясняет основные аспекты учета земельных участков и ряд проблем, связанных с применением законодательной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты учета земельных участков»

16 (160) - 2006

Всё для бухгалтера

некоторые аспекты учета земельных участков

Л.П. КУРОЧКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Костромского государственного технологического университета

Вопрос о постановке на учет земельных участков, находящихся в пользовании у бюджетных учреждений, становится актуальным. В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, в качестве объекта учета на счете 10300000 обозначены «Непроизведенные активы», в том числе на счете 10301000 «Земля». Надо ли ставить на учет участки, находящиеся в пользовании у бюджетных учреждений?

В Земельном кодексе Российской Федерации (далее — ЗК РФ) ст. 20 определено, что земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование. Обладание земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования не дает права распоряжаться этими земельными участками.

В статье 3 ЗК РФ обозначено, что имущественные отношения по распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством. А в Гражданском кодексе РФ (ст. 270) лицам, которым земельные участки предоставлены в постоянное пользование, дано право передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника участка.

В соответствии с письмом Минфина России от 26.05.2006 № 02-14-10а/1406 установлено, что государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету. При этом отмечено, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по кото-

рым у учреждения в соответствии с ЗК РФ имеется право распоряжения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об отсутствии основания у бюджетных учреждений для постановки на учет земельных участков. Однако в Инструкции по бюджетному учету счет 10300000 предназначен для учета непроизве-денных активов, используемых в процессе деятельности учреждения, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.). Возникает вопрос: «Право собственности учреждения?» В этой связи можно предположить, что счет используется только во внебюджетной деятельности, т.е. для учета земельных участков, приобретенных за счет внебюджетной деятельности, подаренных, полученных по завещанию и пр. Однако в ряде случаев корреспонденция счетов (табл. 1), а именно использование счета 30404000, указывает на отнесение участков, полученных безвозмездно от других бюджетных организаций, на признак 1 «бюджетная деятельность». Также в Инструкции по бюджетному учету указано, что счет 10301000 предназначен для учета объектов непроизведен-ных активов в виде земельных участков и неотделимых от земельных участков капитальных расходов. Снова возникает вопрос: «Если участок находится у бюджетного учреждения в пользовании, т.е. не подлежит постановке на учет, то как учесть капитальные расходы по улучшению земель?» Тем более что в экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации отсутствует ст. 330 «Увеличение стоимости непро-изведенных активов».

Земельные участки в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот отражаются по первоначальной стоимости, которой признаются фактические вложения учреждения в их

Таблица 1

Синтетический учет земельных участков

Операции Корреспонденция счетов

Д К

Вложения в объекты непроизведенных активов (земельных участков) при их приобретении 10603330 20821660 30221730 30209730

Безвозмездное получение по балансовой стоимости:

в рамках движения нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов 10603330 30404330

при централизованном снабжении 10603330 30404330

в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов разных уровней 10603330 40101151

в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня 10603330 40101180

от государственных и муниципальных организаций 10603330 40101180

Безвозмездное получение по рыночной стоимости от иных юридических лиц 10603330 40101180

Принятие к бухгалтерскому учету земельных участков 10301330 10603430

Оприходование излишков объектов непроизведенных активов, выявленных при инвентаризации (по текущей рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету) 10301330 40101180

Отражение внутреннего перемещения объектов непроизведенных активов между материально ответственными лицами в учреждении 10301330 10301330

Списание земельных участков при их продаже, вследствие недостачи (по балансовой стоимости) 40101172 10301430

Безвозмездная передача (по балансовой стоимости):

в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов 30404330 10301430

в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня 40101241 10301430

при передаче государственным и муниципальным организациям 40101241 10301430

в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов разных уровней 40101251 10301430

безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций 40101241 10301430

Списание объектов, пришедших в негодность 40101172 10301430

Списание объектов, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций 40101273 10301430

Вложение земельных участков в уставный капитал организаций отражается в размере их балансовой стоимости 20402530 10301430

Дооценка стоимости участка 10301330 40103000

приобретение. Если участки впервые вовлекаются в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью их признается текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под последней понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При определении рыночной стоимости возникает вопрос о возможности применения в качестве нее стоимости кадастровой оценки. В постановлении Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения го-

сударственной кадастровой оценки земель» (п. 3) установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Следовательно, кадастровая стоимость имеет существенные отличия от рыночной, которая должна определяться независимым оценщиком в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, а также с учетом Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 № 568-р. Кадастровая стоимость земельных учас-

Таблица 2

Документальный учет земельных участков

№ формы Название формы Назначение формы

0504054 Многографная карточка Для учета вложений в земельные участки в разрезе видов (кодов) затрат по каждому приобретаемому объекту нефинансовых активов

0504031 Инвентарная карточка учета основных средств Ведение аналитического учета

0504071 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов Ведение синтетического учета по выбытию и перемещению земельных участков

0306001 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) Для отражения поступления земельных участков

0306031 Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

0306003 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) Для отражения выбытия находящихся на учете земельных участков

0306033 Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

тков формирует налоговую базу по земельному налогу (ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации, далее — НК РФ).

Каждому земельному участку присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах. Документальный учет земельных участков отражен в табл. 2.

При организации учета земельных участков следует обратить внимание на принадлежность бюджетных учреждений к налогоплательщикам по земельному налогу. Как указано в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 05.05.2006 № 0306-02-02/59, налогоплательщиками земельного налога (в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ)

признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Основанием для взимания земельного налога является документ о государственной регистрации соответствующих прав, а при его отсутствии — наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок, поименованных в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таковы основные аспекты учета земельных участков и ряд проблем, связанных с применением законодательной базы.

Не успели оформить

подписку на 2006 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

тел./факс: (495) 621 -69-49, (495) 621-91-90

Http://www.financepress.ru E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.