Научная статья на тему 'Некоторые аспекты трудовой активности и занятости современной студенческой молодежи: социально-демографический портрет (по материалам социологического исследования в Республике Башкортостан)'

Некоторые аспекты трудовой активности и занятости современной студенческой молодежи: социально-демографический портрет (по материалам социологического исследования в Республике Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / студенческая молодежь / социально-демографический портрет / социально-демографические характеристики / социологическое исследование / youth / student youth / socio-demographic portrait / socio-demographic characteristics / sociological research / Republic of Bashkortostan.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гимаев Ильдар Закиевич

В статье публикуются результаты социологического исследования «Семейно-брачные отношения в системе морально-нравственных ценностей студенческой молодежи», проведенного в 2021-2022 учебном году среди студентов ведущих вузов Республики Башкортостан в возрасте от 15 до 35 лет. Социологическое исследование проводилось в рамках международного социологического проекта «Отношение студенческой молодежи к семье и браку в тюркоязычных странах». В исследовании приняли участие ученые–социологи из Турции, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Российской Федерации. Перед учеными-исследователями были поставлены задачи изучить социально-демографические характеристики современного молодого человека, рассмотреть систему морально-нравственных ценностей, определить отношение молодежи к семье, браку, деторождению. Предмет исследования – социально-демографические факторы, влияющие на формирование системы морально-нравственных ценностей молодежи в целом и на семейно-брачные отношения в частности. В исследовании использовалась технология простой случайной выборки. Объем выборки: 799 человек, обучающихся на очной и заочной формах в вузах республики. Метод сбора данных – онлайн анкетирование с применением Google Forms. В ходе исследования были рассмотрены социально-демографические, половозрастные и семейно-брачные характеристики молодежи, материальное положение и стремление к трудовой занятости. Полученные результаты исследования могут быть учтены при разработке механизмов поддержки студенческой молодежи для улучшения их социального статуса и самочувствия в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-DEMOGRAPHIC PORTRAIT MODERN STUDENT YOUTH OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN (BASED ON THE MATERIALS OF A SOCIOLOGICAL STUDY)

The purpose of the study is to analyze the student youth in the totality of socio-demographic characteristics for the formation of a socio-demographic portrait. The materials for the study are the results of a sociological study conducted in the 2021-2022 academic year among students of leading universities of the Republic of Bashkortostan. Based on the results of the study, a socio-demographic portrait of the modern student youth of the universities of the Republic of Bashkortostan was formed, containing gender and age characteristics, their marital and family characteristics, characteristics of their level of financial status and employment. It was found that the socio-demographic portrait of the average student of the University of the Republic of Bashkortostan looks as follows: this is a young man or girl aged 18-23 years, unmarried, studying for a bachelor's degree, living in families of average income with both working parents and two children (including him/her), while every second student has a paid job. The obtained research results can be taken into account when developing mechanisms to support students to improve their social status and well-being in society.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты трудовой активности и занятости современной студенческой молодежи: социально-демографический портрет (по материалам социологического исследования в Республике Башкортостан)»

Гимаев И.З.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ И ЗАНЯТОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН)

DOI: 10.26907/2079-5912.2023.4.16-23

Аннотация. В статье публикуются результаты социологического исследования «Семейно-брачные отношения в системе морально-нравственных ценностей студенческой молодежи», проведенного в 2021-2022 учебном году среди студентов ведущих вузов Республики Башкортостан в возрасте от 15 до 35 лет. Социологическое исследование проводилось в рамках международного социологического проекта «Отношение студенческой молодежи к семье и браку в тюркоязычных странах». В исследовании приняли участие ученые-социологи из Турции, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Российской Федерации. Перед учеными-исследователями были поставлены задачи изучить социально-демографические характеристики современного молодого человека, рассмотреть систему морально-нравственных ценностей, определить отношение молодежи к семье, браку, деторождению. Предмет исследования - социально-демографические факторы, влияющие на формирование системы морально-нравственных ценностей молодежи в целом и на семейно-брачные отношения в частности. В исследовании использовалась технология простой случайной выборки. Объем выборки: 799 человек, обучающихся на очной и заочной формах в вузах республики. Метод сбора данных - онлайн-анкетирование с применением Google Forms. В ходе исследования были рассмотрены социально-демографические, половозрастные и семейно-брачные характеристики молодежи, материальное положение и стремление к трудовой занятости. Полученные результаты исследования могут быть учтены при разработке механизмов поддержки студенческой молодежи для улучшения их социального статуса и самочувствия в обществе.

Ключевые слова: молодежь, студенческая молодежь, социально-демографический портрет, социально-демографические характеристики, социологическое исследование.

Благодарности: Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан.

Введение. Молодежь является особой социально-демографической группой в обществе, во многом определяющей современное состояние и, в наибольшей степени, будущее социально-экономического, общественно-политического и духовно-культурного развития любого общества. Молодежь является именно той социальной группой общества, которая наследует традиции старшего поколения, привносит в общество новые ценности, предопределяя направления развития, отвечает за воспроизводство населения.

Молодежь и молодые граждане, согласно Статьи 2 Федерального закона № 489-ФЗ «О молодежной политике

в Российской Федерации», это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно.1 По состоянию на 01.01.2021 г. численность данной социально-демографической группы в Российской Федерации насчитывала 39 млн. человек, или 26,7% от всей численности населения в стране.

Статья посвящена выявлению социально-демографического портрета особой группы молодежи - студенческой молодежи, т.е. молодежи, которая имеет принадлежность

1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Источник: http:/www. kremlin.ru/acts/bank/46328. Дата обращения 01.08.2023

к учебным заведениям, осуществляющим деятельность по подготовке профессиональных кадров.

В условиях социальных трансформаций и турбулентности практически всегда студенческая молодежь оказывается в более сложной ситуации, чем старшие поколения [1, с. 53]. Изучение социально-демографических характеристик современной студенческой молодежи важно для своевременного выявления актуальных проблем, определения и разработки стратегии развития молодежи. При этом необходимо учитывать, что социально-демографические характеристики данной социальной группы по регионам не однородны, и обусловлены социально-экономическими, культурными, политическими и другими условиям регионов и особенностями социализации в российском обществе [2, с. 56].

В рамках данной статьи исследуется и анализируется социально-демографический портрет современной студенческой молодежи Республики Башкортостан. По итогам 2021 года по численности молодежи в возрасте 14-35 лет Республика Башкортостан находится на первом месте в Приволжском федеральном округе и на седьмом месте среди всех субъектов Российской Федерации. По данном всероссийской переписи населения 2020 года численность молодежи Башкортостан составила 1131,6 тыс. человек - 27,7% всего населения республики.1

Цель статьи: определить социально-демографический портрет современной студенческой молодежи Республики Башкортостан для более глубокого и детального исследования такого социального феномена как студенческая молодежь.

Материалы и методы. Методологической основой исследования является стратификационный подход, в рамках которого решаются методологические проблемы изучения молодежи как социально-демографической группы. Советский и российский социолог И.С. Кон рассматривал молодежь «как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [3, с. 478]. Среди отечественных исследователей, развивших научно-исследовательский подход к изучению молодежи как социально-демографической группы, следует выделить И. М. Ильинского, считавшего, что молодежь - это главная ценность общества, понятие не только демографическое, но также экономическое, социальное, политическое [4, с. 52]; автора тезаурусного подхода к исследованиям молодежи В.А. Лукова, обосновывающего междисципли-

1 Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (Башкортастанстат). Пресс-выпуск 10-1-37/4п. г.Уфа, 10.10.2020. Источник: http:7www.02. rosstat.gov.ru. Дата обращения 01.08.2023

нарное познание молодежи, как единой науки о человеке и единой науке о молодежи [5, с. 53]; В.И. Чупрова, рассматривающего в хронологической последовательности совокупность подходов к изучению молодежи, а также ее современное состояние [6, с. 107]; коллектив ученых под руководством С.В. Рязанцева, выявляющий новые смыслы и социальные практики, характеризующие современное поколение молодежи [7, с. 11]; советских и российских социологов, специалистов по социологии молодёжи и организации работы с молодежью Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шап-ко [8], В.Т. Лисовского [9].

Эмпирической базой исследования являются результаты социологического опроса, проведенного в 2021-2022 учебном году среди студентов ведущих вузов Республики Башкортостан Структура опрошенных по направлениям обучения: студенты бакалаврита - 68,3%, студенты магистратуры - 31,6%.

Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования были опрошены студенты вузов Республики Башкортостане (799 респондентов), из них юноши 46,7%, девушки 55,3%. Выборка опрошенных по полу в целом соответствует гендерному составу Республики Башкортостан и студенческого сообщества республики. По данным Башкортостанстата на начало 2021 года в республике проживало женщин 51,3%, мужчин - 48,7%. Среди студентов женщины составляют 51,0%, мужчины - 49,0%.

Наибольшее количество респондентов, принявших участие в исследовании, приходятся на возраст 18-20 лет и 21-23 лет (68,9% и 23,5% соответственно), на возраст до 18 лет приходится 1% опрошенных, на возраст 24 года и старше приходится 6,6%. Это объясняется тем, что в возрасте 18-23 года соответствует стандартному возрасту обучения в высших учебных заведениях.

Три четверти респондентов, обучающихся в вузах республики, это городские жители (68,7%), одна треть обучающихся до момента поступления в вуз, проживала в сельской местности: деревня/село/поселок (26,9%) и районный центр (3,4%).

Большинство студентов по семейному положению -не замужем / холостые, при этом незамужних девушек больше (36,12%), чем холостых юношей (31,56%). Интересен факт, что считающих себя «состоящими в отношениях» (т.е. имеющих постоянного партнера, но не состоящих в браке), среди женщин в три раза больше, чем среди мужчин - 18,31% и 6,69% соответственно. Процент студентов, состоящих в браке среди женщин - 2,9% из числа принявших участие в опросе, среди мужчин - 1,9%. Даже с учетом обрученных (1,52%) и помолвленных (0,38%) это незначительная группа (табл. 1).

Таблица 1

Распределение по полу, возрасту и семейному положению к общему числу респондентов, % опрошенных

Женщины (59,37% от общего числа респондентов)

Лет В браке В разводе Обручена Состою в отношениях Не замужем Другое

До 18 лет - - - 0,13 0,63 -

18-20 0,38 0,13 0,51 13,64 26,77 -

21-23 0,88 - 0,88 4,17 7,58 -

24 и старше 1,64 0,13 0,13 0,38 1,14 0,25

Всего 2,9 0,26 1,52 18,32 36,12 0,25

Мужчины (40,63% от общего числа респондентов)

Лет В браке В разводе Помолвлен Состою в отношениях Холост Другое

До 18 лет - - - - 0,25 -

18-20 0,51 - 0,13 4,92 21,97 -

21-23 0,25 - 0,25 1,64 7,95 -

24 и старше 1,14 - - 0,13 1,39 0,10

Всего 1,9 - 0,38 6,69 31,56 0,10

У значительного большинства респондентов родители состоят (состояли) в браке один раз. Причем, доля тех респондентов, у кого и мама и папа состоят (состояли) в браке один раз, достаточно высока (73,59%). Примерно у каждого седьмого ответившего кто-то из родителей в браке во второй раз. У 6,04 % респондентов оба родителя находятся во втором браке, доля тех, чьи родители состояли в браке более чем два раза, составляет от 1,13% (среди отцов) до 0,63% (среди матерей) (табл. 2).

У 65,7% респондентов родители проживают совместно, т.е. имеют полноценную семью. У 14,3% родители находятся в разводе и 4,8% живут отдельно. Предположим, что респондентами под разводом и проживанием раздельно имелось одно и тоже. Тем более, что развод - значимый повод для раздельного проживания. Исходя из этого, у каждого пятого опрошенного, родители живут раздельно. У 11,7% респондентов (практически у каждого десятого) нет в живых одного из родителей (рис. 1).

Таблица 2

Ответы на вопрос «Сколько раз состояли в браке Ваши мама и папа», % опрошенных

Один раз Два раза Более двух раз Ответ отсутствует Всего

Мать 83,40 14,72 0,63 1,26 100

Отец 82,52 15,22 1,13 1,13 100

Живут вместе В разводе Нет, отец умер Живут раздельно Нет, мама умерла Оба скончались Другой ответ

1

-1 14,3

19,1

□ 2,0

] 1,4

□ 2,1

15,1

Рис. 1. Ответы на вопрос «Проживают ли Ваши родители совместно?», % опрошенных

Практически половина респондентов (47,67%) выросла в семье, где воспитывалось два ребенка. У четверти респондентов (25,16%) в семье было трое детей (табл. 3).

Каждый пятый респондент (20,2%) указал на то, что живет один, отдельно от родителей. Однако большинство респондентов (74,06%) живут в том или ином составе с родителями или с одним из родителей (рис. 2).

Больше половины респондентов (и мужчин, и женщин) - 62,55% в вопросе о материальном благосостоянии отметили средний уровень достатка (61,18% - мужчин, 63,48% - женщин). Выше среднего уровня достатка - каждый пятый (19,92%). Незначительный процент респондентов (2,4%) указали на высокий уровень. Несмотря на то, что 84,87% респондентов указали на средний уровень и выше, каждый седьмой респондент считает, что живет в семье с низким уровнем дохода. Отметим, что процент женщин,

Вместе с отцом, братом и сестрой

С родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой

Другое

С мамой, братьями и сестрами

Я живу один

Вместе с родителями

С родителями, братьями и сестрами

Рис. 2. Ответы на вопрос «С кем Вы

считающих свой уровень материального благополучия средним и ниже среднего, не существенно, но выше, чем процент также считающих мужчин, и наоборот, процент мужчин, считающих уровень своего материального благополучия выше среднего и высоким, выше, чем также считающих женщин. Ничтожная разница в процентах позволяет предположить, что такое расхождение вызвано гендерной склонностью к завышению и занижению собственной оценки (табл. 4).

Чуть больше половины респондентов (53,0%) нигде не работает и не имеет оплачиваемой работы, 14,9% и 8,29% (примерно, каждый четвертый) работают во время каникул или неполный рабочий день (по выходным). Каждый седьмой (13,22%) работает полноценный рабочий день. 6,42% занимаются либо своим, либо семейным бизнесом (рис. 3).

Таблица 3

Ответы на вопрос «Сколько детей в Вашей семье, включая вас?», % опрошенных

Один ребенок Два ребенка Три ребенка Четыре ребенка Пять детей Шесть и более детей Всего

18,49 47,67 25,16 5,53 2,52 0,63 100

Таблица 4

Ответы на вопрос «Каков уровень материального благосостояния Вашей семьи?», % опрошенных

Высокий уровень Выше среднего Средний уровень Ниже среднего Низкий уровень Всего

Мужчины 3,11 21,12 61,18 13,66 0,93 100

Женщины 1,91 19,11 63,48 15,50 0, 0 100

Все респонденты 2,40 19,92 62,55 14,75 0,38 100

1,1

3,9

8,6

20,2

27,3

33,1

проживаете постоянно?», % опрошенных

5

Занимаюсьо семейным делом (бизнесом)

Занимаюсь своим делом (бизнесом)

□ 2,!

Другое

Я работаю неполный рабочий день или по выходным

Да, я работаю полный рабочий день

Я работаю во время каникул

У меня есть оплачиваемая работа

3,7

4,3

8,2

13,2

14,9

53,0

Рис. 3. Ответы на вопрос «Есть ли у Вас в настоящее время оплачиваемая работа?», % опрошенных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные отечественные исследователи социального феномена «работающий студент» указывают на следующие причины совмещения студентами учебы и работы: стремление к материальной независимости, самостоятельности, наличие свободного времени («учеба не занимает много времени»), получение необходимых навыков и опыта, возможность дальнейшего трудоустройства после окончания вуза [10, с. 5].

Российский социолог Герчиков В.И. в работе «Феномен работающего студента вуза» отмечает, что «... для студента-старшекурсника 70-80 годов среди целей работы более или менее конкурировали дополнительный заработок, отработка обязательной практики, приближение к объекту исследования, забота о будущем месте постоянной работы» [11, с. 87].

Согласно исследованиям Герчикова В.И. (опрос экспертов) 1996-1997 гг. на первом месте у студентов находилась необходимость заработать себе на жизни и на получение образования, на втором месте - забота студента о своем трудоустройстве после окончания вуза. Обязательная практика на предприятиях как мотивация исчезла вовсе. Студенческую занятость Герчиков В.И. называет «вынужденной» - от 72% до 83% студентов в той или иной мере вынуждены подрабатывать. Причины тому: масштабные и структурные перестройки в экономике того времени, динамика и рост разнообразия экономической практики, сокращение государственного распределения выпускников, рост жизненных потребностей [11, с. 91].

Современный среднестатистический студент живет за счет родителей - 84,8% девушек и 82,9% молодых людей, дополнительно получая стипендию или имея дополнительную подработку. Финансово самостоятельных респондентов-мужчин (16,5%), что немного выше, чем респондентов-девушек (12,92%) (рис. 4).

Отечественные социологи выделяют следующие причины современной трудовой занятости студентов: независимость от родителей (75%), улучшение материального положения (44,2%), проведение свободного время с пользой [12, с. 3148].

Мотивация вторичной занятости у студентов 1970-1980 гг., студентов конца 1990-х годов и современного студента существенно отличаются: 1970-80-е годы можно назвать «патерналистскими» - когда государство заблаговременно заботилось о получении студентами профессиональных навыков и его последующем трудоустройстве, конец 1990-х г. - периодом «экономической необходимости», когда студент был вынужден заботится о мерах своего существования и необходимости оплаты за обучение, и нынешние времена - «иждивенческие».

Соотношение вопросов вторичной занятости и совместного/отдельного проживания с родителями (-ем) показывает, что студенты, проживающие с родителями или с одним из родителей, не стремятся работать - 57,9% и 61,8%. Больше всего студентов, работающих полный рабочий день, находятся в группе проживающих отдельно от родителей -23,1%. Внутри каждой референтной группы высок процент, занятых неполный рабочий день (работа в выходные, каникулы, частичная занятость) - от 21,7% до 30,3% студентов (табл. 5).

Соотношение вопросов вторичной занятости и материального благосостояния семьи показывает, что процент студентов, работающих полный рабочий день, выше в семьях с достатком ниже среднего (15,37%), чуть меньше процент студентов в семьях среднего достатка (14,44%) и выше среднего (11,72%), наименьший процент работающих студентов в семьях с высоким достатком (6,67%). Примерно такая же ситуация со студентами, работающими неполный рабочий день (табл. 6).

Таблица 5

Корреляция вопросов вторичной занятости и совместного/отдельного проживания с родителями (-ем), % опрошенных

Ответы на вопрос «Есть ли у Вас в настоящее время оплачиваемая работа?», % опрошенных Ответы на вопрос «С кем Вы проживаете?», % опрошенных

Живу вместе с родителями Я живу один Живу с одним из родителей

Я работаю полный рабочий день 10,0 23,1 4,0

У меня нет оплачиваемой работы 57,9 40,0 61,8

Я работаю неполный рабочий день 21,7 23,8 30,3

Я занимаюсь своим или семейным бизнесом 5,9 8,8 2,6

Другое 4,5 4,4 1,3

Всего 100,0 100,0 100,0

Таблица 6

Корреляция вопросов вторичной занятости и материального благосостояния семьи, % опрошенных

Ответы на вопрос «Есть ли у Вас в настоящее время оплачиваемая работа?», % опрошенных Ответы на вопрос «Какой уровень достатка Вашей родительской семьи», % опрошенных

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Я работаю полный рабочий день 6,7 11,7 14,4 15,3 0,0

У меня нет оплачиваемой работы 66,7 49,0 57,8 52,7 33,3

Я работаю неполный рабочий день 13,3 23,5 26,9 15,3 66,7

Я занимаюсь своим или семейным бизнесом 13,3 15,9 0,9 16,8 0,0

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Условия проживания студентов (с родителями или нет), уровень достатка родительских семей - остаются главными предиктами образовательной, а в дальнейшем и профессиональной траектории студентов. В семьях с высоким уровнем достатка дети предпочитают не работать (66,7% не имеют оплачиваемой работы) и тем самым уделять больше времени получению образования, учебе в вузе.

Таким образом, социально-демографические характеристики студентов существенным образом влияют на вероятность студенческой занятости и характер этой занятости, что может быть учтено при разработке механизмов регулирования регионального рынка труда в части обеспечения трудоустройства молодежи как во время обучения в вузе, так и в дальнейшем при его окончании.

Заключение. Анализ научного исследования и общее наблюдение за студенческой молодежью позволяет составить социально-демографический портрет среднестатистического студента вуза Республики Башкортостан: холостой молодой человек и незамужняя девушка 18-23 лет, учащиеся в бакалавриате, проживающие в семье среднего уровня достатка с обоими работающими родителями, в большинстве случаев не имеющие постоянной оплачиваемой работы. Результаты исследования показывают, что в плане трудовой активности и материально-трудовых отношений у молодого поколения произошло смещение приоритетов от вынужденной занятости и трудовой активности в сторону иждивенчества и гедонизма. Факторами, влияю-

щими на данное социальное явление, являются проживание в родительской семье и ее материальный уровень. Основной формой студенческой занятости является частичная или временная подработка, а также неполная занятость. На вовлеченность в профессиональную самореализацию и трудовые отношения влияют уровень материального благополучия семьи, отдельное от родительской семьи проживание, отсутствие таких форм государственного контроля как прохождение производственной практики, последующее трудоустройство и работа по распределению. Отношение к профессиональной занятости и трудовым отношениям у современной студенческой молодежи соотносится с их представлением о семье и браке. Как в первом, так и во втором случае молодежь не стремиться к раннему вступлению как в семейно-брачные, так и в трудовые отношения [13, с. 81].

Полученные результаты исследования могут быть использованы для проведения сравнений с ранее проведенными и проводимыми в будущем исследованиями, чтобы выявить трансформационные изменения в российском студенчестве в ретроспективе и использовать результаты при прогнозировании социально-демографического портрета студенческой молодежи на будущее, что в дальнейшем будет способствовать разработке обоснованной государственной молодежной политики как в части образовательных стратегий молодежи, так и в части их трудоустройства и положения на рынке труда.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ярмак О.В., Дерюгин П.П., Ярмак В.Е. Социальный портрет современного студента // Дискурс. - 2019. - Т. 5. - № 4. -С. 53-64.

2. Гимаев И.З. Социальное государство и современные проблемы молодежи // Поколения Y и Z в постпандемийной реальности: идентификации, ориентации, поведение: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 24-26 ноября 2021 года. Уфа: БашГУ, - 2022. - С. 55-59.

3. Кон И.С. Молодежь // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. / гл. ред. Прохоров А.М. М.: Сов. энциклопедия, -1974. - Т. 16. - 616 с.

4. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. Теория. История. М.: Голос, - 2001. - 694 с.

5. Луков В.А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», - 2012. - 656 с.

6. Чупров В.И. Отечественная школа социологии молодежи: обзор 50-летней истории // Социологические исследования. - №10. - 2019. - С. 107-118.

7. Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / под редакцией Рязанцева С.В., Ростовской Т.К., Зубок Ю.А. М.: Изд-во «Экон-информ», - 2019. - 328 с.

8. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: учебное пособие для вузов. Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО Урал. гос. техн. ун-т. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, - 2006. - 429 с.

9. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУП, - 2000. -508 с.

10. Басюк А.В., Польская А.И. Работающий студент // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2015. - № 1(1). - С. 5-7.

11. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза//Социологические исследования. - 1999. - № 8. - С. 87-94.

12. Арсентьева В.А. Работающий студент: социологический портрет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 3146-3150.

13. Гимаев И.З. Предпочтения молодежи в сфере семьи и брака / Республика Башкортостан. Демографический доклад. Выпуск 5 / под ред. Савичева В.Л. - Уфа: РИЦ УУНиТ, 2023. - С. 81.

Информация об авторе

Гимаев Ильдар Закиевич, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра изучения социального развития региона Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан, г. Уфа, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

Gimaev I.Z.

SOCIO-DEMOGRAPHIC PORTRAIT MODERN STUDENT YOUTH OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN (BASED ON THE MATERIALS OF A SOCIOLOGICAL STUDY)

Abstract. The purpose of the study is to analyze the student youth in the totality of socio-demographic characteristics for the formation of a socio-demographic portrait. The materials for the study are the results of a sociological study conducted in the 2021-2022 academic year among students of leading universities of the Republic of Bashkortostan. Based on the results of the study, a socio-demographic portrait of the modern student youth of the universities of the Republic of Bashkortostan was formed, containing gender and age characteristics, their marital and family characteristics, characteristics of their level of financial status and employment. It was found that the socio-demographic portrait of the average student of the University of the Republic of Bashkortostan looks as follows: this is a young man or girl aged 18-23 years, unmarried, studying for a bachelor's degree, living in families of average income with both working parents and two children (including him/her), while every second student has a paid job. The obtained research results can be taken into account when developing mechanisms to support students to improve their social status and well-being in society.

Keywords: youth, student youth, socio-demographic portrait, socio-demographic characteristics, sociological research, Republic of Bashkortostan.

Literature

1. Yarmak O. V., Deryugin P. P., Yarmak V. E. Social portrait of a modern student // Discourse. 2019. Vol. 5. No. 4. P. 53-64.

2. Gimaev, I. Z. The social state and modern problems of youth / I. Z. Gimaev // Generations Y and Z in post-pandemic reality: identification, orientation, behavior: Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Ufa, November 24-26, 2021. Ufa: BASHGU, 2022. P. 55-59.

3. Kon I. S. Youth // The Great Soviet Encyclopedia. 3rd ed. / gl. ed. A.M. Prokhorov. M.: Soviet Encyclopedia, 1974. Vol. 16.

4. Ilyinsky I. M. Youth and youth policy. Philosophy. Theory. History. M.: Golos, 2001. 694 p.

5. Lukov Val. A. Theories of youth: Interdisciplinary analysis. M.: Canon+; ROOI "Rehabilitation", 2012. 656 p.

6. Chuprov V. I. The National school of Youth sociology: a review of 50-year history // Sociological research. No.10. 2019. P. 107-118.

7. Youth and youth policy: new meanings and practices / edited by S. V. Ryazantsev, T. K. Rostovskaya, Yu. A. Zubok. M.: Publishing House "Econ-inform", 2019. 328 p.

8. Vishnevsky Yu. R., Shapko V. T. Sociology of youth: a textbook for universities. Feder. agency for Education, GOU VPO Ural. gos. tech. un-T. Yekaterinburg: UGTU-UPI, 2006. 429 p.

9. Lisovsky V. T. Spiritual world and value orientations of the youth of Russia: Textbook. St. Petersburg: SPbGUP, 2000. 508 p.

10. Basyuk A.V., Polskaya A. I. A working student // Business education in the knowledge economy. 2015. No. 1(1). P. 5-7.

11. Gerchikov V. I. The phenomenon of a working university student//Sociological research. 1999. No. 8. P 87-94.

12. Arsentieva V. A. A working student: a sociological portrait // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2017. Vol. 39. P. 3146-3150.

Аuthor

Gimaev Ildar Zakievich, Candidate of Sociological Sciences, Senior researcher at the Scientific Center for the Study of Social Development of the region of Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russian Federation E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.