ББК 63.3(2 Рос)64
Гуманитарные науки
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНФОРМАЦИИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Л.А. Брицкая
В статье анализируется трансформация политической системы в России, базирующаяся на изменениях выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, новых трендах формирования партийной системы в государстве
Ключевые слова: политическая система, парламент, выборы, партии
В начале 90-х гг. ХХ в. в нашей стране стали формироваться черты новой политической системы, важным выражением которой является функционирование высшего законодательного органа власти, формирующегося на основе конкурентных выборов. Конституция РФ 1993 г. законодательно закрепила её основные демократические принципы. В этом основополагающем документе впервые за всю историю российской государственности было зафиксировано и обрело конституционный вес само понятие «парламент». Конституция РФ определяет Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации. Парламент провозглашен как представительный и законодательный орган государства. Совершен разрыв с юридической практикой советской политической системы, в которой высший законодательный орган формально обозначался как высший орган государственной власти, наделенный контрольными и распорядительными функциями.
Новый этап в развитии современной политической системы России, реализации представительной и законодательной власти в нашем государстве ознаменовали выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ первого созыва. Они проводились по смешанной системе 12 декабря 1993 г. Восемь из тринадцати избирательных объединений получили значительное число голосов избирателей и провели своих депутатов в парламент: «Выбор России», КПРФ, «Женщины России», Аграрная партия России (АПР), «Явлинский, Болдырев, Лукин» («Яблоко»), «Партия российского единства и согласия» (ПРЕС), Демократическая партия России (ДПР). Особого успеха добилась ЛДПР, она получила 22,92 % голосов избирателей и 63 мандата. Председателем Госдумы был избран И. П. Рыбкин, фракция АПР. Ни у одной из партий в Думе не было конституционного большинства.
Депутатами нижней палаты была проделана значительная работа. Были приняты федеральные конституционные законы «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»; первая и вторая части Граж-
Брицкая Людмила Алексеевна - ВГТУ, канд. ист. наук, доцент, е-mail: [email protected]
данского кодекса РФ; Семейный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Дума, используя свои конституционные полномочия, также выразила недоверие правительству (в июле 1995 г.), объявила амнистию находившимся под следствием или под стражей участникам событий 19-21 августа 1991 г., 1 мая 1993 г. и 21 сентября -4 октября 1993 г. К концу 1995 г. в РФ изменилось влияние в обществе основных участников политического процесса. Это повлияло на соотношение сил в политической системе и сказалось на результатах голосования избирателей по выборам депутатов Госдумы нового созыва [1,17].
В выборах 17 декабря 1995 г. участвовали 43 избирательных объединений (блоков), они были зарегистрированы Центральной избирательной комиссией. От избирательных объединений в выборах по единому федеральному избирательному округу баллотировались 5700 кандидатов на 225 депутатских мандатов. На выборах в одномандатных округах на остальные 225 мест баллотировались более 2600 зарегистрированных кандидатов в депутаты [2]. В выборах участвовали более 69,5 млн. человек, или 64,7 процента от общего числа избирателей.
В результате выборов 17 декабря 1995 г. КПРФ получила в Думе 157 мест, НДР («Наш дом-Россия») -55, ЛДПР-51, «Яблоко»-45. Аграрная партия получила по одномандатным округам 20 мест. «Демократический выбор России» -9 мест. Председателем нижней палаты был избран 17 января 1996 г. Г. Н. Селезнев, фракция КПРФ [3,174].
Оправдались прогнозы экспертов о некотором полевении общества. Демократические центристские силы потеряли часть своих избирателей. Сократилась доля электората ЛДПР. В целом относительное равновесие в Государственной Думе было сохранено. Новый парламент остался умеренно оппозиционным Президенту и исполнительной власти [3,174]. Госдума этого созыва приняла федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», Бюджетный кодекс РФ и другие акты. Государственная Дума второго созыва неоднократно использовала свои конституционные полномочия о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение его кандидата на должность Председателя Правительства Российской Федерации.
Получила дальнейшее развитие практика согласования позиций Государственной Думы, Совета Федерации, Президента Российской Федерации в рамках согласительных процедур по отклонённым федеральным законам. Законодательная деятельность Государственной Думы второго созыва продолжила создавать правовые основы реформирования российского общества.
После 1996 г. политическая обстановка в России находилась в состоянии неустойчивого равновесия: с одной стороны, президентом был продолжен либеральный курс, с другой — получившие ещё на парламентских выборах 1995 г. большинство в Госдуме коммунисты блокировали принятие важнейших инициатив президента и правительства. Такая ситуация усиливала неустойчивость политической системы РФ.
КПРФ, партия левой оппозиции, к 1999 г. оставалась наиболее популярной из существовавших партий. «Яблоко» и «Союз правых сил» традиционно рассчитывали на поддержку стабильного ядра своих сторонников, но претендовать на политические лидерство не могли. ЛДПР к 1999 г. сохранила в глазах избирателей определённую популярность.
Снизилась популярность «партии власти»-«Наш дом — Россия»- после отставки В. С. Черномырдина. Поэтому возникла необходимость в появлении новой проправительственной политической структуры, способной состязаться с КПРФ.
Сформированное Межрегиональное движение «Единство» («Медведь») стало опираться на поддержку со стороны В. В. Путина (хотя, будучи премьер-министром, он не мог формально возглавлять партию). Его возглавили популярные и выигрышные лидеры, оно получило «народную» символику [4]. Государственная Дума как палата Федерального Собрания РФ третьего созыва была избрана 19 декабря 1999 г. Уровень активности избирателей оказался ниже, чем во время выборов Думы второго созыва. Явка избирателей составила 61,85 %. Количество избирательных объединений и избирательных блоков, включенных в избирательный бюллетень, было значительно меньше, чем на выборах 1995 г. (только 26).
За КПРФ проголосовало свыше 16 млн. избирателей (24, 29 %), за «Единство» - более 15 млн. граждан, имевших право голосовать (23,32 %). Возглавлявшая представителей ОБСЕ Хелле Дайн сообщила, что выборы «прошли в обстановке состязательности и плюрализма» и «процесс голосования был хорошо организован технически».
На первом заседании Думы третьего созыва 18 января 2000 г. были зарегистрированы шесть фракций, среди них КПРФ (95 депутатов), «Единство» (81 депутат), «Отечество-вся Россия» (43 депутата), «Союз правых сил» (33 депутата), «Яблоко» (21 депутат), ЛДПР (17 депутатов) и три депутатские группы, такие как «Народный депутат» (58 депутатов), «Регионы России » (40 депутатов), Агропромышленная депутатская группа (35 депутатов) [5]. В процессе работы Государственной Думы третьего
созыва произошла важная перегруппировка партийно-политических сил, в результате которой несколько фракций и депутатских групп образовали парламентское большинство, стабильно поддерживавшее основные направления внутренней и внешней политики Президента Российской Федерации В. В. Путина [6]. Одной из целей деятельности депутатов Г ос-думы было совершенствование партийнополитической системы в РФ, создание нескольких крупных влиятельных политических партий, отражающих разные интересы.
В июне 2001 г. Госдума утвердила закон «О политических партиях». Партия должна была иметь не менее десяти тысяч членов и региональные отделения более чем в половине субъектов России.
7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу четвертого созыва. Четыре партии преодолели 5 % барьер. «Единая Россия» получила поддержку 37, 5 % избирателей, КПРФ - 12%, ЛДПР -11 %.
За блок «Родина» проголосовало 9 %. Подводя итоги выборов в Госдуму в 2003 г., международные обозреватели отметили широкое использование административного ресурса, который, как известно, дает кандидату в депутаты дополнительно 5 % голосов [7, 295-296].
«Единая Россия» смогла преобразовать 37,5 % голосов избирателей в 68,3 % депутатских мандатов, прежде всего за счет депутатов-одномандатников. По мнению Г. В. Голосова, подобная норма пере-представленности ведущей партии является беспрецедентной для мировой практики.
Эта партия сформировала в новой Думе фракцию более чем из 300 депутатов. Председателем новой Думы стал Б. В. Грызлов. Выборы 2003 г. серьезно изменили расстановку социальнополитических сил в стране.
Впервые в Государственной Думе сложилось большинство партии власти - «Единой России», которое обеспечивало администрации Президента РФ В. В. Путина контроль над парламентом, могло продвигать реформы и ставить на поток законодательное оформление важнейших инициатив Правительства. Новая конфигурация политических сил в Думе позволяла решать задачи по стабилизации и модернизации общества и государства.
Основные результаты законодательной деятельности выразились в том, что были приняты Федеральный конституционный закон "О референдуме в Российской Федерации" (новая редакция), Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации.
Парламентское большинство осуществило новые шаги по реформированию политической и партийной системы страны. В ноябре 2004 г. были приняты поправки в Закон о партиях, ужесточившие требования к ним. Партия должна была иметь не менее 50 тысяч членов и партийные организации численностью не менее 500 человек в большинстве
субъектов федерации. Постепенно число партий сократилось, так как немногочисленные партии получили статус общественных объединений.
Ранее в России был использован 5 % барьер для прохождения партии в Думу. При этом, например, не учли опыт Германии, в которой партии, преодолевшие 3 % барьер, а также получившие поддержку в трех округах, имеют трех представителей в парламенте. В разных государствах проходной барьер разный: от 1 до 12 %. В Турции, например, 10 %. «Единая Россия» предложила для выборов по партийным спискам 12 % (Беспалов и Шойгу). При этом надо учитывать, что 1 % повышения отсекает от власти 5 % избирателей, 12 % барьер отсекал бы значительную часть избирателей. Их голоса не учитывались бы.
После дискуссий от первоначального плана отказались, но до 7 % был увеличен барьер для партий на выборах в Госдуму, были ликвидированы одномандатные округа (по ним проходили независимые кандидаты), вводилась пропорциональная система при выборах в Госдуму. Ликвидировали также графу «против всех».
Был отменен на выборах всех уровней порог обязательной явки избирателей. Раньше он был следующим: не менее 50 % на президентских выборах, 25% - в Госдуму, 20% - на других выборах.
Представители «Единой России» обосновали необходимость этих изменений таким образом. Прежде всего, что в развитых странах, таких как США, Англия, Франция, не существует порога явки избирателей.
Кроме того, в России на выборы денег пойдет меньше, так как не будет переголосования. Часть исследователей полагает, что изменение законодательства - реакция партии на снижение явки избирателей на выборах. Вводя новшества, она ориентировалась на использование административного ресурса больше, чем на работу с избирателями [8, 115].
Важнейшим событием, повлиявшим на трансформацию политической системы страны стали выборы в Государственную Думу пятого созыва. Они состоялись 2 декабря 2007 г. На выборах победу одержала партия «Единая Россия» (64 % голосов избирателей).
Президент РФ В. В. Путин возглавил ее партийный список. «Единая Россия» получила в парламенте конституционное большинство-315 мест (70 % мест). У фракциии КПРФ было 57 депутатов (12,7 % мест), у фракция ЛДПР - 40 депутатов (8,9 % мест), у фракции «Справедливая Россия»- 38 депутатов (8,4 % мест).
Итоги выборов закрепили новую партийнополитическую систему, которую Кремль создавал предыдущие семь лет [9, 300]. Структура новой Думы давала возможность продолжать реформирование политической системы общества.
Была осуществлена конституционная реформа. 21 ноября 2008 г. Дума в третьем чтении проголосовала за поправки в Конституцию РФ. Были увеличены сроки полномочий Президента -до 6 лет,
депутатов Государственной Думы - до 5 лет. В период деятельности Государственной Думы пятого созыва современный российский парламентаризм поднялся на новый уровень.
Были внесены поправки о том, что Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. По итогам рассмотрения ежегодного отчёта Правительства Государственная Дума принимает соответствующее постановление. Законодательство расширило права "малых" парламентских партий при работе в законодательных собраниях регионов.
Согласно закону, фракцией считается даже один депутат, если по итогам распределения депутатских мандатов из всего списка кандидатов мандат получил только он один. [10, 1]. В октябре 2011 г. депутаты снизили избирательный порог на парламентских выборах, проходной барьер снижался для политических партий с 7% до 5%.
Инициатива этого новшества принадлежала президенту РФ Д. А. Медведеву, который внес соответствующий законопроект на рассмотрение нижней палаты парламента. Такой шаг был направлен на усиление политической конкуренции. В парламенте будет представлен более широкий политический электоральный спектр. Закон вступает в силу с 1 января 2013 г. На выборах Госдумы шестого созыва 4 декабря 2011 г. в соответствии с действующим законодательством партиям, получившим от 5 до 6 % голосов избирателей, будет предоставлен 1 депутатский мандат, а тем, кто набрал от 6 до 7%, - 2 места в нижней палате [11, 2].
Новое законодательство дает возможность партиям, получившим депутатские мандаты в законодательных собраниях более чем в трети субъектов федерации, регистрировать без сбора подписей избирателей свои кандидатские списки на выборах любого уровня. Партии, оставшиеся за парламентским порогом, смогут на думских выборах собирать уже не 200 тыс. подписей, а 150 тыс. в кампанию 2011 г., в следующую - только 120 тыс.
Парламентские партии получили равный и гарантированный доступ к теле- и радиоэфиру на государственном канале. Изменения в законах были направлены на повышение политической активности в России, публичности политической деятельности и возрастания влияния граждан на политическую систему России.
Избирательная кампания по выборам в Государственную Думу шестого созыва была отмечена ростом активности оппозиции, которая на своих митингах ставила под сомнение честность подсчета голосов избирателей. В голосовании 4 декабря 2011 г. могли принять участие 109 237 780 избирателей, но воспользовались этим правом более 65 млн человек.
Таким образом, явка составила 60,21%. Было изготовлено 2,6 млн открепительных, выдано более 69%, по ним проголосовали 1 257 968 избирателей, или 1,92% от числа принявших участие в голосова-
нии. Итоги выборов на 21 участке были признаны недействительными по различным основаниям.
По мнению экспертов, думские выборы имели протестный характер. «Единая Россия» не добрала приблизительно 17,2 % голосов избирателей, а партии, занявшие со второго по пятое место получили больше голосов на 5,3 %, 5,4 %, 6,9%, 0,5 % соответственно. Партии «Патриоты России» и «Правое дело» оказались невостребованными обществом и недобрали 0,7 % и 0,2 % голосов[12, 30-31]. Политическая ситуация на выборах в Госдуму шестого созыва была напряженной, но не критической. В результате партия "Единая Россия" получила 238 мандатов депутата Государственной Думы, КПРФ досталось 92 мандата, "Справедливой России" - 64 места, а ЛДПР - 56 удостоверений[13]. В мае 2012 г. Президент РФ Д.А. Медведев выступил с инициативой продолжить реформирование политической системы страны для расширения возможностей граждан активно участвовать в политической жизни.
Для этого предлагалось изменить порядок формирования ЦИК и региональных избиркомов, увеличив число представителей партий, в упрощенном порядке регистрировать партии - по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны, сократить до 300 тыс. количество подписей для участия самовыдвиженцев в выборах президента РФ и до 100 тыс. - для непарламентских партий.
Необходимо также изменить систему выборов в Госдуму - ввести пропорциональное представительство, проводить выборы глав регионов прямым голосованием жителей регионов [14].
В современных условиях целью представительных органов власти, политических партий в рамках политической системы России должно стать совершенствование их деятельности, направленной на углубление институционализации российского общества. При разработке законопроектов, программных разработок в соответствии с базовыми гуманитарными ценностями, признанными нормами международного права необходимо укрепление взаимодействия с Общественными палатами, Обще-
ственными советами, другими институтами гражданского общества.
Существование единого правового поля, равенство всех перед законом, гражданская активность будут способствовать развитию механизмов социальной солидарности как необходимого условия осуществления модернизационных процессов.
Литература
1.Великая Н.М. Становление социал-демократического движения в современной России: историко-социологические аспекты /Н. М. Великая, Б. П. Гу-селетов // Социс. -2010. -№ 11. С.13-25.
2. Государственная Дума РФ. Режим доступа:ЦКЬ: http://www.duma.gov.ru/)
3. Герасимов Г.И. История современной России: поиск и обретение свободы.1985-2008 годы / Г.И. Герасимов. М.,2008. 408 с.
4. Режим доступа:ЦКЬ: http://
www.psyfactor.org/polman3.htm
5. Государственная Дума РФ. Режим доступа:ЦКЬ: http://www.duma.gov.ru/
6. Красин Ю. А. Метаморфозы российской реформации: политологические сюжеты. М.: Институт социологии РАН. 2009. 496 с.
7. Герасимов Г.И. Указ.соч.
8. Булгак О. Злоупотребление административным ресурсом в ходе избирательных кампаний как угроза основным ценностям демократической системы России / О.Булгак, А. Лычагин //Власть.- 2011. -№ 2. С. 115-117.
9. Герасимов Г.И.Указ.соч.
10. Дмитрий Медведев подписал закон, расширяющий права «малых» парламентских партий/ Российская газета.- 2010.- 4 июня.
11. Сас И. Партиям упростили путь в Г осдуму / И. Сас // Российская газета.- 2011. -21 октября.
12.Грачёв Г.А. Оценка политической стабильности на прошедших выборах парламента и президента России/ А.Г. Грачёв//Полис. Политические исследования.-2012.-№ 3. С.30-35.
13. Новиков К. ЦИК озвучил официальные итоги парламентских выборов/К. Новиков//Российская газета. Федеральный выпуск. -2011.-10 декабря. -Режим доступа:ШЬ: http://www.rg.ru/2011/12/10/itogi.html
14. Шесть пунктов политической реформы Дмитрия Медведева/ РИА Новости.-2012.-5 мая.- Режим доступа:ШЬ: http:// www.ria.ru.05/05/2012.
Воронежский государственный технический университет
SОME ASPECTS OF THE TRANSFORMATION OF THE POLITICAL SYSTEM IN RUSSIA L.A. Britskaja
This article deals with the transformation of political system in Russia, based on the changes in the elections to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, the trends in the formation of the party political system in the State
Key words: political system, the parliament, election, the party political system