Научная статья на тему 'Некоторые аспекты становления архитектурной периодики в исторической ретроспективе'

Некоторые аспекты становления архитектурной периодики в исторической ретроспективе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
393
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ ПЕРИОДИКА / НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА / ИСТОРИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОГРАММА ЖУРНАЛА / БИБЛИОГРАФИЯ / ARCHITECTURAL PERIODICALS / SCIENTIFIC SOCIETIES / HISTORY / FORMATION / MAGAZINE PROGRAM / BIBLIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комарова Ирина Ильинична, Третьяков Андрей Леонидович

Исследователи в данной работе продолжают рассматривать становление и современное развитие архитектурной науки. Описаны исторические предпосылки становления архитектурной периодики. Отмечена значимая роль научных обществ в развитии периодической печати в области архитектуры. Выявлена необходимость комплексного изучения вопроса с целью представления общей картины архитектурной периодики профессиональному сообществу. Обозначена важность применения библиографии как значимого инструмента библиотечно-информационной науки для представления архитектурной науки в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Formation of Architectural Periodicals in Historical Perspective

The researchers in this study continue to consider the establishment and development of modern architectural science. We describe the historical background of the formation of the architectural periodicals. It noted the significant role of scientific societies in the development of periodicals in the field of architecture. The necessity of a comprehensive study of the issue in order to present an overall picture of architectural periodicals professional community. Denotes the importance of applying the bibliography as a significant tool of library and information science to represent the architectural science in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты становления архитектурной периодики в исторической ретроспективе»

Комарова И. И., Третьяков А. Л. £

Некоторые аспекты становления архитектурной | периодики в исторической ретроспективе |

X

Комарова Ирина Ильинична ^

Совет по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Министерства I—

экономического развития Российской Федерации (Москва)

Ведущий научный сотрудник

Кандидат исторических наук

irinakomarova@mail .ш

Третьяков Андрей Леонидович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

Центр информационной поддержки научных исследований Информационно-библиотечного управления Ведущий специалист

Санкт-Петербургский государственный институт культуры Библиотечно-информационный факультет, магистрант andltretyakov@gmail .com

РЕФЕРАТ

Исследователи в данной работе продолжают рассматривать становление и современное развитие архитектурной науки. Описаны исторические предпосылки становления архитектурной периодики. Отмечена значимая роль научных обществ в развитии периодической печати в области архитектуры. Выявлена необходимость комплексного изучения вопроса с целью представления общей картины архитектурной периодики профессиональному сообществу. Обозначена важность применения библиографии как значимого инструмента библиотечно-информационной науки для представления архитектурной науки в современных условиях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

архитектурная периодика, научные общества, история, становление, программа журнала, библиография

Komarova I. I., Tretyakov A. L. Some Aspects of Formation of Architectural Periodicals in Historical Perspective

Komarova Irina Ilyinichna

Council for the Study productive forces of the Russian Academy of Foreign Trade, Ministry of Economic

Development of the Russian federation (Moscow, Russian federation)

Leading researcher

PhD in History

irinakomarova@mail .ru

Tretyakov Andrey Leonidovich

North-West institute of Management«— branch the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Center of information support of scientific researches of information and Library Department Leading expert

Saint-Petersburg State institute of Culture, Graduate Student andltretyakov@gmail.com

ABSTRACT

The researchers in this study continue to consider the establishment and development of modern architectural science. We describe the historical background of the formation of the architectural periodicals. It noted the significant role of scientific societies in the development of periodicals in the field of architecture. The necessity of a comprehensive study of the issue in order to present an overall picture of architectural periodicals professional community. Denotes the importance of

< applying the bibliography as a significant tool of library and information science to represent the

> architectural science in modern conditions.

i KEYWORDS

v architectural periodicals, scientific societies, history, formation, magazine program, bibliography

о Вторая половина XIX — нач. XX вв. — это период стремительного развития всех

о отраслей науки в России. Значительную роль в этом процессе сыграли научные общества. Роль научных обществ в истории культуры вообще и в истории русской культуры в частности в последнее время привлекает особое внимание.

История архитектуры в России, зародившись в недрах археологической науки, формировалась, начиная с 1930-х гг., в условиях технологизации сознания. Поэтому в значительно меньшей степени пользовалась научным аппаратом исторической науки, чем другие дисциплины.

Процессы формирования историко-архитектурной науки протекали в научных обществах как архитектурного профиля, так и историко-археологических.

Это обстоятельство в значительной степени объясняет трудности, возникающие при разработке историографии проблемы, т. к. исследования проводились в двух методологически не связанных между собой (последние 50 лет) отраслях знания: история архитектуры и история исторической науки.

Архитектурная периодика пореформенной России, развиваясь в русле архитектурной науки, подчиняется процессам развития всей периодической печати в целом.

Годом зарождения архитектурной периодики в России можно считать 1852 г. Общественная мысль, обратившаяся к потребностям сельской экономики и жизни деревни, вызвала к жизни «Журнал сельского строителя» с приложением «Альбома сельских строений». Издание появилось в Петербурге. Отметим, что наряду с потребностями чисто экономическими развитие архитектурной мысли требовало появления журнала, отражающего процессы, происходящие в архитектурной практике, коим и стал «Сельский строитель».

«Сельский строитель» возник в период расцвета русской журналистики. «Журналистика, в последнее время, следуя за всем, что в области искусств и познаний носит на себе печать развития и новизны, играет важную роль в современной литературе. Она, можно сказать, сделалась ныне потребностью общества, и число периодических изданий, с каждым годом возрастающее, служит лучшим тому доказательством»1.

«Сельский строитель» можно отнести к разряду многочисленных журналов — альманахов, которыми в ту пору был наводнен российский рынок. Как большая часть изданий такого рода он не являлся узкопрофессиональным и «при обширной программе своей... кроме архитектуры и строительного искусства включал механику, технологию, химию, физику и прочее необходимое должен был озаботиться о систематическом изложении всех этих предметов для постепенного ознакомления с ними читателей»2. Расширение программы журнала по сравнению с запланированной, лишний раз убеждает, что не только потребности сельскохозяйственного строительства, но и потребности развития архитектуры, вызвали появление такого рода издания. Издатель и редактор его А. Николаев отмечал просветительские задачи издания. В этом проявилась специфика сложившегося в 1850-е годы отношения к архитектуре как к сфере деятельности, которая обладает способностью влиять на развитие общества. Издание должно было способствовать расширению круга архитектурных представлений и художественных знаний у рядового его «просвещенного читателя», улучшить его вкусы и приоб-

1 Архитектурный вестник. 1859. Вып. 1. С. 1.

2 Практическая сельская архитектура. 1856. Вып. 2.

щить его к тому, что считалось новым словом, последним достижением в со- < временной архитектуре» [3, с. 30.]. Эти тенденции преобладали, поэтому, как ни ^ старался редактор отмежеваться от теоретических вопросов, ратуя за практику, ^ но теоретического осмысления опыта требовала сама жизнь, и эклектика полу- ^ чила теоретическое обоснование на страницах журнала. Уже в четвертом номе- ^ ре журнала «Сельский строитель» появляется статья «Об архитектурных стилях ^ и архитектурных украшениях зданий вообще». о

Журнал издавался непродолжительное время. В 1857 г. он прекратил свое су- о ществование, а на смену ему пришли другие журналы по сельскому строитель- И ству — «Практическая сельская архитектура», «Журнал сельскохозяйственных построек» и «Сельский архитектор» [8, а 2].

Эти издания представляли собой подборку чертежей с экспликациями. Структура журнала определялась типологией построек:

1. Помещичьи усадьбы.

2. Дома для рабочих.

3. Хозяйственные постройки.

4. Фабричные постройки.

5. Волостные и крестьянские постройки.

Тексту, представлявшему собой исключительно технические сведения, отводилось очень небольшое место. Потребность в таких изданиях определялась быстрым развитием отрасли, способствовавшим росту строительства, и острой нехваткой архитекторов. Но эти издания отличались от «Сельского строителя», напоминая скорее альбомы типовых проектов. В этом смысле все они опирались на хорошо освоенный к этому времени в России опыт публикации архитектурных чертежей и увражей. Таким образом, еще на первой стадии существования архитектурной периодики сложились два типа изданий — изобразительные и текстовые. На этом фоне, безусловно, «Архитектурный вестник», появившийся в 1859 г., — явление уникальное и малоизученное. Появление журнала с отработанной программой и структурой заставляет предположить наличие аналогов, но в редакционной статье отмечалось, что подобных изданий не было ни в России, ни в Европе. Значение его, как издания, послужившего образцом для последующих архитектурных журналов, весьма велико. В связи с этим, программа «Архитектурного вестника» представляет особый интерес для его рассмотрения.

Необходимость возникновения этого журнала была вызвана «значением, которым в образованном обществе пользуется архитектура, и та степень развития, которой она уже достигла в нашем отечестве и в Европе»1. Издатель журнала А. Т. Жуковский — академик архитектуры, автор известных работ по истории архитектуры. Он ориентировал свое издание на знакомство архитекторов с историей архитектуры. В журнале принимали участие архитекторы, ставшие впоследствии членами-учредителями Петербургского общества архитекторов — М. Арнольд, Р. Бернгард, Г. Боссе, И. Мерц, Э. Жибер, Д. Гримм и ряд других. А если учесть, что идея создания архитектурного общества прошла лейтмотивом по всем выпускам этого издания (публикации уставов и отчетов нескольких зарубежных архитектурных обществ), то можно утверждать, что журнал сыграл определенную роль в консолидации архитектурных сил.

Основная задача нового издания состояла в популяризации архитектуры. Оно было единственным в то время, ставившим в своей программе научные задачи — изучение произведений архитектуры. «Последнее — необходимо для образования вкуса, полноты взгляда и ясного понимания рациональности в искусстве. С другой стороны, она (архитектура — И. К., А. Т.) более всех других

1 Архитектурный вестник. 1859. Вып. 1. С. 2.

< художеств способна быть мерилом народного благосостояния или материальных н средств государства...»1

^ Эта цель нашла отражение в программе, в которой на первое место вышла «Исто-V рия архитектуры» как «необходимый ключ и основание для дальнейшей успешной ^ разработки русского архитектурного стиля»2. Кроме того, журнал имел следующие ^ разделы — II. Архитектура, III. Инженерное искусство, IV. Строительная техника, о V. Библиография, VI. Смесь.

о Судя по программе журнала, можно отметить, что он был ориентирован на круг просвещенных читателей и, главным образом, на архитекторов. Кроме того, он являлся не чисто архитектурным, а архитектурно-гуманитарным изданием. Это отличает «Архитектурный вестник» от уже упомянутых выше журналов.

«Архитектурный вестник» выходил в свет очень недолгое время (до 1861 г.). Но, несмотря на этот факт, уже к данному времени была сформирована аудитория читателей.

В течение десяти лет после закрытия «Архитектурного вестника» не выходило периодических изданий, специализировавшихся на архитектурной проблематике. Это вызвано несколькими причинами. Опыт «Архитектурного вестника» совершенно очевидно показывает, что издание специального архитектурного журнала частными лицами, в силу дорогой техники, экономически очень трудно. Под силу это только организации. Московское архитектурное общество к тому времени еще не встало на ноги, а Петербургское — пока еще не было создано.

В конце 1860-х годов появляются новые архитектурные журналы. По мнению историков искусства Б. Р. Виппера и Т. Н. Ливанова «...развитие архитектурной науки в 60-80-е годы сопровождалось количественным и качественным ростом исследований об архитектуре, а также возникновением периодических изданий. В журналах, сборниках и отдельных монографиях продолжалось и углублялось изучение памятников зодчества, теоретические положения, разработанные раньше, прилагались не только к практической творческой деятельности, но и к изучению памятников архитектуры» [4, с. 245]. Наиболее распространенным видом изданий стали архитектурные альманахи.

Ярким примером подобного рода изданий явился «Зодчий» — журнал Петербургского общества архитекторов. «Зодчий» был почти что первым русским периодическим изданием, посвященным специально архитектурно-техническим вопросам, кроме того, вплоть до последнего времени и единственным подобным из-данием3.

В конце 1870-х годов начал выходить в свет журнал «Хозяйственный строитель» (1878 г.), издаваемый архитектором П. Мижуевым с той же периодичностью, что и «Зодчий», — 12 номеров в год. По своей структуре, по подаче материала он близок к «Сельскому строителю», однако и в его оформлении чувствуется влияние «Зодчего». В журнале публиковались по два проекта хозяйственных построек со сметами, теоретическая статья, хроника и библиография. В целом журнал отвечал своему названию и помещал на своих страницах, главным образом, практические рекомендации по технике строительных работ. Такой раздел журнала, как «Ответы на вопросы читателей», был сориентирован на провинцию.

Журнал «Строитель» выходил с 1895 по 1905 гг. Он издавался архитектором Г. В. Барановским. Первые 13 выпусков носили название «Наше жилище» или «Вестник домовладения и домоустройства». В год выходило 24 выпуска. Программа его декларировалась следующим образом — «усвоение себе более практического взгля-

1 Там же.

2 Там же.

3 Сельский строитель. 1852. Вып. 1. Кн. 1. С. 79.

да на задачи домостроения и зодчества вообще, проведения в жизнь начал рацио- < нального зодчества — вот цель и назначение нашего издания». Если «Хозяйственный ^ строитель» ориентировался на деревенское строительство, то основной темой ново- ^ го журнала стало городское жилище. ^

Издание включало следующие разделы: ^

1. Редакционная статья по тематике городского жилища. ^

2. Новые постройки. о

3. Технические статьи. о

4. Хроника.

5. Строительная летопись.

6. Смесь.

7. Распоряжения правительства.

В отличие от «Зодчего», в котором имелись те же публикации, в журнале «Строитель» эти рубрики были сориентированы на жилищное строительство, и главным образом, в столицах.

Достаточно перечислить первые статьи, чтобы уяснить направление журнала. Например, В. Португалов «Санитарное значение жилища»; Е. Марков «Домовладельцы и наниматели»; Г. Барановский «Принципы строительной этики»; Б. Правд-зик «Санитарные улучшения в домоустройстве и их экономические выгоды».

Несмотря на кажущуюся техническую специализацию текстов, они уже утратили некоторую академическую отстраненность, свойственную ранней периодике. Ей на смену пришла публицистическая заостренность социально ориентированных статей. Например, «Пусть извращенный мавр в далекой Гренаде сплетает свои причудливые аркады на грациозных, как юные альмеи, колоннах... Пусть пылкая фантазия востока рисует нам великолепные мавзолеи и пагоды!.. Мы будем любоваться их созданиями, преклонимся пред силою их творческого духа... но наше «прекрасное» в самобытном и рациональном» [7, с. 14] или «Славянская простота и скромность все еще полагает, что „с милым рай и в шалаше", и восхищаться тем, что целый народ как искони веков, так и теперь „в шатрах изодранных ночует"»1. Как таковых статей по истории архитектуры не помещалось. Им на смену пришли либо исторические анекдоты, либо абсолютно новый жанр публикации — архитектурный очерк.

Исследование материалов показывает, что в указанных журналах основным был текст, сопровождавшийся архитектурными набросками и проектами уже построенных или строящихся объектов. Можно сделать вывод, что изменился адресат — им стал архитектор-профессионал, к которому обращен текст. Сравнение изобразительного ряда позволяет судить о влиянии этого обстоятельства на оформлении чертежей, качество которых существенно улучшилось. Изменилась их экспликация. Если ранее изображения ограничивались фасадом и представляли собой красивые картинки, снабженные, изредка, планом, теперь обязательно помещался чертеж фасада, планы и разрезы. Иногда добавлялся и генплан. В изданиях начала рубежа Х1Х-ХХ вв. его присутствие обязательно.

В конце XIX в. изменяется и ареал распространения издательских центров. В Москве начинают издаваться архитектурные периодические издания. Например, «Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров» (1890-1892 гг.). Не декларируя принадлежности к какому-либо архитектурному обществу, состав редакции журнала, тем не менее, относился к кругу Московского архитектурного общества, а его издатели являлись руководителями этого общества. Издание повторяло по своему внешнему виду, формату, литографиям, шрифтам журнал «Зодчий». Однако при сохранении объема иллюстративной части архитектурные чертежи, помещаемые на страницах журнала, показывали современные постройки в Москве, были суще-

1 От редакции // Наше жилище. 1894. № 1. С. 2.

< ственно уменьшены текстовые разделы. Выходил он реже указанных изданий — 6 вы-Н пусков в год.

^ Основной материал журнала был связан со строительной техникой — темой, V очень интересовавшей в те годы Московское архитектурное общество. Материалы, ^ посвященные новым постройкам и истории архитектуры, были достаточно случай-^ ны. Их ни по объему, ни по месту, уделяемому в журнале, нельзя сравнить с ана-о логичными разделами «Зодчего».

о Все большая индивидуализация профессии привела к осознанию того, что архитектурный чертеж также становится памятником. Все больший пиетет, который начала вызывать личность архитектора, поставил изучение истории архитектуры на принципиально иной уровень. Все это привело к осознанию необходимости в специальном журнале, с новых позиций освещающем историю архитектуры.

Таким изданием стал журнал «Архитектурный музей» (1902-1903 гг.), который имел ретроспективное направление, что отмечалось в его программе. Цель издания определялась очень широко — заполнение пробелов «художественной периодики» (т. е. периодики, посвященной трем основным художествам) в вопросах архитектуры. Обосновывая целесообразность создания этого журнала, автор редакционной статьи следующим образом оценивает недостатки имеющейся архитектурной прессы — «Специально-архитектурные издания трактуют более о вопросах технического и экономического характера, причем художественная их часть сводится главным образом к ознакомлению с архитектурными произведениями, только что исполненными и представляющими интерес в данную минуту...»1 Изменения, происшедшие в историко-архитектурной науке — переход от периода накопления материалов к концептуальному — отразились и на содержании статей. От описания отдельных памятников архитектуры перешли к описанию течений и тенденций: «...мы будем, по мере возможности, уделять место художественной жизни Запада, но не в виде описания отдельных памятников, а посредством характеристики современных художественных течений»2.

В журнале публиковались обмеры, сделанные в середине прошлого века, архитекторами-пансионерами, однако основной интерес в глазах издателей журнала имело определение современных художественных течений. Таким образом, журнал «Архитектурный музей» представляет собой первое издание историко-теоретическо-го плана, что было подготовлено всем ходом развития архитектурной периодики.

Начало XX в. характеризуется всплеском числа периодических изданий. Это характерно не только для архитектурной периодики. Возникло много новых издательских центров. Появились новые журналы, просуществовавшие всего два-три номера. Это и «Искусство строительное и декоративное», и «Архитектурные мотивы», и «Архитектурный ежегодник». Для них характерна стилистическая ориентация. Так, задачей первого журнала было «способствовать развитию русского национального и самобытного в архитектуре, живописи, скульптуре и др. к ним примыкающих искусств»3. В нем нашли отражение поиски в духе национального романтизма. Журнал «Архитектурные мотивы» был ориентирован больше на европейский модерн и т. д.

Последним журналом такого направления, появившимся до революции, стал «Архитектурно-художественный еженедельник», выпускаемый обществом архитекторов-художников. Его цели формулировались следующим образом — «полно освещать самые разнообразные стороны современного строительства»4.

1 Архитектурный музей имп. Академии Художеств. Санкт-Петербург, 1902. Вып. 1. С. 2.

2 Там же.

3 Искусство строительное и декоративное. Москва, 1903. Вып. 1. С. 8.

4 Архитектурно-художественный еженедельник. 1914. Вып. 1. С. 1.

Структура журнала включала следующие разделы: 1) Основные статьи по худо- < жественным и техническим вопросам в области архитектуры и связанных с нею ^ искусств, с необходимыми для пояснения иллюстрациями, 2) Отчеты о деятель- ^ ности и заседаниях Общества архитекторов-художников, 3) Художественно-строи- ^ тельная хроника, 4) Сообщения о деятельности Имп. Академии Художеств, 5) Све- ^ дения о деятельности правительственных, городских, земских и общественных ^ учреждений в области строительного дела, 6) Сведения о деятельности художе- о ственных и технических обществ и съездов, 7) Критические заметки и статьи. о

Таким образом, можно заметить, что происходит своеобразное слияние журна- И ла-альманаха и информационного издания. Функция журнала с просветительской сменилась на коммуникационную.

Период начала века характерен появлением новых изданий по градостроительству. К ним относятся журналы «Город», «Городское дело» и ряд других. Наиболее интересным явился последний. Не являясь органом какого-либо отдельного архитектурного общества, он был тесно связан с Обществом архитекторов-художников и Обществом архитектурных знаний. Статьи членов Обществ публиковались в Художественно-архитектурном разделе журнала.

Программа журнала была сформулирована в редакционной статье следующим образом — «Для русских городов наступает новая эра. Наплыв населения застает их не подготовленными. Прежние города, имевшие в большинстве случаев лишь характер административных центров, должны отвечать теперь совсем иным требованиям. <...> Помочь городским органам в оздоровлении и благоустройстве городов — прямая задача журнала.

Мы открываем свои страницы не только статьям, обсуждающим перечисленные выше вопросы со стороны юридической и финансовой, но и статьи, посвященные технике, архитектуре, новым изобретениям»1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако самый общий перечень материалов, опубликованный в журнале, свидетельствует о том, что программа была расширена с самого начала жизни журнала.

Параллельно развитию «архитектурных альманахов» формировался другой самостоятельный тип изданий — «архитектурные альбомы». Первые публикации архитектурных проектов известны с конца XVIII и начала XIX вв. Они обеспечивали потребителю возможность при помощи чертежей самому выстроить здание, не обращаясь к архитекторам. Проекты первых периодических изданий наследовали традиции этих «типовых или «образцовых» проектов», выпускавшихся в 18001830-е гг., то с 1870-х годов предназначение иллюстративных изданий меняется.

Разработка в 1870-х годах русского стиля, поиски самобытности русской архитектуры вызвали появление нового журнала. Характеризуя издание «Мотивы русской архитектуры» (1874 г.), обозреватель «Зодчего» писал: «Ежемесячное издание без текста с эффектно использованными рисунками построек, утвари и пр., исключительно в русском стиле. Задача издания, как видно из названия его, — разработка известного пошиба в архитектуре, который не так давно стал у нас модным, под названием русского стиля...»2 Журнал выходил под редакцией архитектора А. Рейн-бота. Это издание выполняло роль своего рода архитектурной иллюстрации. Совершенно очевидно, что издание не выполняло функции руководства по проектированию или строительству.

В 1868 г. было предпринято издание журнала, совершенно не похожего на предыдущие. Речь идет о «Художественном архитектурном альбоме», издаваемом архитектором А. И. Долотовым. Ежемесячное издание представляло собой выпуски от 3 до 8 листов с публикацией проектов уже выстроенных в Петербурге сооружений.

1 Городское дело. 1909. № 1. С. 1.

2 Зодчий. 1879. Вып. 1. С. 16-18.

< А. И. Долотовым были опубликованы работы А. М. Горностаева, К. К. Рахау, А. А. Пар-н ланда и ряда других. Низкое качество печати по сравнению с «Архитектурным ^ вестником» умаляло значение издания. Оно же вызвало недовольство архитекторов, V чьи сооружения воспроизводились без согласия авторов.

^ Начавший выходить в 1875 г. журнал «Эскизы архитектуры и художественной ^ промышленности», издавался также архитекторами, членами Петербургского обще-о ства архитекторов — В. Васильевым и Н. В. Набоковым. Журнал представлял собой о «крайне интересное собрание всевозможных рисунков мелких архитектурных произведений, частей зданий и предметов художественной промышленности»1.

В 1900-е годы существенным образом изменилась ситуация в архитектурном мире. Наиболее важным представляется создание избытка архитектурно-строительных кадров. Исчезают архитектурные альбомы и им на смену приходят издания, выполняющие функцию, условно говоря, рекламных проспектов. Они знакомили не столько архитектора, сколько потребителя не с примерами построек, а с творчеством практикующих архитекторов. В типологическом или стилистическом принципе подачи материалов не стало необходимости. Гораздо насущнее было распределение по персоналиям. Начавшаяся коммерциализация профессии определила специфику изданий. Об ориентации этих изданий именно на широкую публику, а не только на архитекторов, свидетельствует тот факт, что все чертежи в этих изданиях были вытеснены фотографиями фасадов. В этот период даже в «Зодчем» количество чертежей было существенно сокращено и резко упало их качество. Таковы начавшие выходить в этот период «Ежегодник Московского архитектурного общества» (19041928 гг.) и «Ежегодник общества архитекторов-художников» (1906-1930 гг.). Начиная выход последнего, редакция так мотивировала необходимость издания: «...в целях развития интереса к архитектуре и связанным с ней искусствам... для ознакомления публики с произведениями современных архитекторов и художников»2. Александр Бенуа оценивал это издание так — «Внешне это издание можно сравнить с Акас1ету АгсИ^екШге. В нем представлена довольно полная картина строительно-художественной деятельности России за период, равный 30 годам, если считать «Ежегодник» Общества архитекторов-художников действительно за точный документ, говорящий о состоянии русской архитектуры. А за таковой его нужно считать, ибо почти все лучшее и наиболее замечательное в ней нашло себе место, да и почти все имена талантливых русских зодчих представлены в этой книге в примерах, характеризующих их творчество» [1, с. 11].

Развитие фотографии, прогресс в типографском деле позволили перейти к более массовым изданиям, благодаря ему бытовавшие в предыдущий период в этих изданиях типы архитектурной иконографии, как архитектурный пейзаж и архитектурный чертеж, превратились, если воспользоваться языком коммуникации, в средство фиксации и, главным образом, трансляции образцов [2, с. 15].

Создание языка репродукции позволило распространить его не только на современные постройки, но и на памятники.

Таким образом, публикация памятников с помощью графики сменяется на их репродуцирование. В эти годы закладывается новый самостоятельный вид бытования архитектуры — архитектурная фотография. Уже в 1904 г. архитектурными обществами была устроена Выставка архитектурной фотографии.

Информационные издания в области архитектуры были связаны исключительно с деятельностью архитектурных обществ. Они возникли в 1880-е годы, т. е. в тот период, когда общественные организации зодчих набрали силу. Первоначально это были приложения к журналу «Зодчий». В дальнейшем информационные издания

1 Зодчий. 1876. Вып. 10-12. С. 118-120.

2 Ежегодник Общества архитекторов-художников. Вып. 1. 1906. С. 133.

влились в «Зодчий». Характер их определялся отношением к информации. Первона- < чально — это полуанекдотические сведения о событиях, происходящих в архитектур- ^ ном мире без указания источника информации и конкретного адреса. В дальнейшем ^ точность информации существенно менялась. Сведения конкретизируются и вклю- ^ чают сообщения — о деятельности Петербургского общества архитекторов, прави- ^ тельственные известия, обзор строительной деятельности, программы конкурсов, ^ ведомости поступающих в петербургскую Городскую Управу ходатайств о разрешении о частных построек, объявления о торгах на отдачу подрядов по строительным работам о и на продажу домов; частные объявления о спросе и предложении на личный труд и на произведения заводской и фабричной и ремесленной промышленности и вообще все сведения, своевременность получения которых представлялась существенно необходимой не только для каждого архитектора, но не менее того для всех причастных к строительному делу, владельцев недвижимостью, подрядчиков строительных работ, поставщиков строительных материалов.

Всего во второй половине XIX в. выходило 59 журналов, включавших в себя материалы по проблемам архитектуры и городского хозяйства.

С 1860-1880-х гг. развитие архитектурной периодики пошло по трем направлениям:

1) издания текстовые, так называемые «архитектурные альманахи». К этому типу можно отнести журналы «Зодчий» и «Строитель»;

2) архитектурные альбомы — «Художественно-архитектурный альбом» (1868-?), «Архитектурный альбом» (1872-?), «Эскизы архитектурной и художественной промышленности» (1875-), «Мотивы русской архитектуры» (1873-1880);

3) архитектурные хроники — «Неделя строителя» (1880-1901).

Начиная с 1870-х годов изменился принцип публикации иллюстративного материала — не по типам, а по стилям. Основная часть архитектурной периодики выпускалась либо на базе архитектурных обществ, либо членами архитектурных обществ — П. П. Мижуевым, Л. Н. Бенуа, Н. П. Сычовым, А. Т. Жуковским, А. А. Не-тыксой и пр.

В целом программы всех периодических изданий соответствовали целям и задачам Обществ. Вместе с тем все издания, за исключением «Зодчего», издавались крайне непродолжительное время, поэтому не представляется возможности проследить зависимость целей, задач и структуры издания от состояния архитектуры или от менее весомых факторов, таких как смена редактора.

Таким образом, проанализированные выше периодические издания позволяют утверждать, что периодическая профессиональная печать архитектурной науки заложила основу, на которой строится вся архитектурная периодика современной России. Отмеченные положительные тенденции в издании журналов выявляют необходимость систематизации знаний по данному вопросу и нуждаются в обобщении с целью информационного обеспечения архитекторов-практиков и теоретиков. Начало данной работы положено авторами в работах «Библиография для архитектурной науки: традиции и инновации» и «Библиография как средство изучения архитектурной науки» [5; 6].

Литература

1. Бенуа А. О современной русской архитектуре // Артист. 1913. № 2.

2. Борев В. Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Борев, А. В. Коваленко. М., 1986.

3. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.

4. Виппер Б. Р. История европейского искусствознания: 2-я половина XIX века. М., 1966.

5. Комарова И. И. Библиография для архитектурной науки: традиции и инновации // Библиотечное дело. 2016. № 6. С. 24-27.

< 6. Комарова И. И. Библиография как средство изучения архитектурной науки // Библиография > и книговедение. 2016. № 2. С. 32-40.

7. Комарова И. И. Объединения архитекторов и их роль в общественной и культурной жизни пореформенной России: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М.,1995. х 8. Португалов В. Санитарное значение жилища // Наше жилище. 1894. № 1.

o References

x 1. Benoit A. On the contemporary Russian architecture [O sovremennoi russkoi arkhitekture] // Artist. 1913. N 2. (rus)

2. Borev V.Y Culture and Mass Communications [Kul'tura i massovaya kommunikatsiya]. M. : 1986. (rus)

3. Borisova E. A. Russian architecture of the second half of the XIX century [Russkaya arkhitek-tura vtoroi poloviny XIX veka]. M. : 1979. (rus)

4. Whipper B. R. History of European Art: 2nd half of the XIX century [Istoriya evropeiskogo iskusst-voznaniya: 2-ya polovina XIX veka]. M. : 1966. (rus)

5. Komarova I. I. References for architectural science: traditions and innovations [Bibliografiya dlya arkhitekturnoi nauki: traditsii i innovatsii] // Librarianship [Bibliotechnoe delo]. 2016. N 6. P. 2427. (rus)

6. Komarova I. I. Bibliography as a means of studying the architectural science [Bibliografiya kak sredstvo izucheniya arkhitekturnoi nauki] // Bibliography and bibliology [Bibliografiya i knigove-denie]. 2016. N 2. P. 32-40. (rus)

7. Komarova I. I. Association of Architects and their role in social and cultural life of post-reform Russia [Ob"edineniya arkhitektorov i ikh rol' v obshchestvennoi i kul'turnoi zhizni poreformennoi Rossii]: author. dis. ... cand. ist. sciences: 07.00.02. M. : 1995. (rus)

8. Portugalov V. Sanitary value home [Sanitarnoe znachenie zhilishcha] // Our housing [Nashe zhilishche]. 1894. N 1. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.