Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 50-60-х гг. XX в.'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 50-60-х гг. XX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 50-60-х гг. XX в.»

Scientist

Scientist, 2023, 4(26), 23 7-244._

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 50-60-х гг. XX в.

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Груне В. Е.

Научный руководитель: д. соц. н., профессор, зав. кафедрой Тимченко С. А. Кафедра социально-гуманитарных наук

Повседневность - это социокультурный, при этом целостный жизненный мир, который представляется в функционировании общества в качестве самоочевидного и естественного условия жизнедеятельности. Повседневная жизнь представляется в качестве основного процесса жизнедеятельности человека, который обнаруживается в привычных ситуациях. Становится понятно, что под термином стоит понимать все то, что окружает нас ежедневно, всех тех, кто живет с нами рядом, даже незнакомцев, все события и явления, присущие месту, где мы находимся. Это повседневность, то есть наше бытие.

Некоторые аспекты повседневности я рассмотрела на примере Михайловского района.

Типы населённых пунктов в Михайловском районе Алтайского края

На современной карте Михайловского района (19844 чел.), зарегистрировано 11 населённых пунктов: с. Николаевка (1858), ст. Николаевка (1959), с. Михайловское (1878), с. Неводное (1880), с. Полуямки (1888), с. Ащегуль (1889), с. Ракиты (1890), с. Бастан (1891), с. Назаровка (1892), п. Иркутский (1907), р. п. Малиновое Озеро (1942).

В начале 20 века (перепись 1959 г) на карте Михайловского района насчитывалось 139 населённых пунктов. Большинство из них были мелкими, с небольшим числом жителей: мелкие посёлки, бригады колхозов, молочно-товарные и овце-товарные фермы, кордоны, заимки,

железнодорожные казармы. Многие из этих населённых пунктов не сохранились до следующей переписи 1970 года, в которой было учтено 18 населённых пунктов. Исчезли посёлки Животновод, Партизан, Соколовка. Село Покровка было переведено в состав Ключевского района. Во время переписи 1979 года - 13 населённых пунктов.

По данным переписи 1959 года в Михайловском районе было 6 сельских советов: Николаевский с/с, Михайловский с/с, Бастанский с/с, Покровский с/с, Ракитовский с/с, Полуямский с/с, 1 поселковый совет.

Николаевский сельский совет насчитывал 643 жилых строения, 669 хозяйств, 2942 постоянного жителя. В состав сельского Совета входило 6 населённых пунктов: село Неводное, поселок Иркутск, село Николаевка, поселок Станция Николаевка - Алтайская и ЗаготЗерно и ж. д. разъезд №86.

Николаевка была самым первым населённым пунктом в нашем районе. Она была основана в 1858 году. В составленном в 1896 году «Описании заселённых и незаселённых переселенческих участков, образованных до 1896 года в Алтайском округе Томской губернии» время образования села Николаевского отнесено к 1880 году, 41 двор и 218 жителей в 1893 году. Село Николаевское Михайловской волости Барнаульского округа расположено у озера без названия близ Северного бора в 25 верстах от волостного центра села Михайловского. Деревня вытянулась вдоль озера в одну улицу. Постройки расположены довольно тесно; есть много хороших двухэтажных и одноэтажных, но есть и некрытые избы.

Михайловский сельский совет насчитывал 1784 жилых строений, 2184 хозяйств, 8139 постоянных жителей. В состав сельского совета входило 41 населённый пункт: село Михайловка, кордон Новый, полевой стан, бригада им. Сталина №1, 2, 3, 4, 5, поселок Соляновка, Джентайское лесничество и т.п.

Бастанский сельский совет насчитывал 490 жилых строений, 530 хозяйств, 1945 постоянных жителей. В состав сельского Совета входило 14

населённых пунктов: посёлок Зерновое, кордон Бастанчик, кордон Карачилек.

Покровский сельский Совет насчитывал 298 жилых строения, 338 хозяйств, 1421 постоянных жителей. В состав сельского Совета входило 11 населённых пунктов: поселок Соколовка, Бригада №1, Бригада №2, полевой стан Лебедиха и т.п.

Ракитовский сельский совет насчитывал 759 жилых строений, 914 хозяйств, 3478 постоянных жителей. В состав сельского Совета входило 28 населённых пунктов: Ракитовское лесничество, кордон Смалакурка, заимка ОТФ №1, село Ракиты, Бригады №1, 2, 3, 5, МТФ №1, 2, ОТФ №1, 2, заимка ОТФ, заимка Горшавскаяи т.п.

Полуямский сельский совет насчитывал 804 жилых строений, 866 хозяйств, 3720 постоянных жителей.

Из материалов переписи видно, что преобладали в 50-60-е гг. в данном районе мелкие населённые пункты. Позже они исчезли, потому что произошло укрупнение сел.

Жизнь, быт и традиции жителей Михайловского района (по воспоминаниям очевидцев)

Многие населённые пункты называли по имени живших в них основателей или чем-то отличившихся людей. Так посёлок Джентай был назван по имени своего первого жителя - казаха Джентая. Потом посёлок был переименован в село Соляновку (1876 г.). По соседству были такие населённые пункты как Откормочное отделение (маленький Джентай) Волчихинского района, Красный май, Николаевское отделение, лесхоз Джентайский (кордон), Партизан, в котором находились захоронения погибших во время Гражданской войны, и для увековечивания памяти о них на их могилах были посажены тополя в виде пятиконечной звезды.

Всего в Джентае было 70 дворов, в 1920 г. - 908 жителей, в 1954 г. в посёлке был открыт медпункт, в 1979 году осталось 250 жителей.

Дома в селе были однокамерными или двухкамерными (пятистенок). Ставились они вдоль улицы, а перед ними делали палисадники. Для

строительства использовали лес или саманный кирпич. Стены из саманных кирпичей после укладки выравнивались, тщательно затирались глиняным раствором и белились. Окон ставили большое количество, как правило, небольших по площади. Крыши возводили двух-, трех- или четырехскатными стропильными, крытыми камышом, тростником, реже соломой.

Дефицит питьевой воды был повсеместным, поэтому огромное значение придавалось ее источникам. Колодцы рыли большой глубины, но их всегда не хватало. В деревне было лишь по одному - два колодца.

Комплекс одежды включал сорочку и штаны - у мужчин. Юбку и сорочку - у женщин.

Жители питались крупяными кашами, супами, мучными блюдами. Значительную роль в рационе играл картофель. Огромное значение придавали свиному салу. Мясо (даже свинину) солили редко, т.к. сибирский климат позволял долгое время сохранять его замороженным. Из напитков употребляли кисель, квасы, компоты, кисломолочные варенец и простоквашу, хмельные пиво и медовуху.

В посёлке в основном занимались животноводством, была молочная ферма, овцедвор, даже был маслозавод (в 1920 г.), летний лагерь для животных, который был ликвидирован в 1972 году в связи с нерентабельностью. В 1968-1970 году по программе укрупнения сёл посёлок закрыли, имущество перевели в с. Михайловское, в колхоз Ильича. В 1993 году село было упразднено.

Уроженка этого села Ключко Раиса Ивановна родилась 26 июня 1945 года. Проживала там с 1945 г. по 1962 г. Она поделилась своими воспоминаниями.

«В школу ходила вместе с Лидией Надеиной, Виктором Ильиным, Валентиной Селивановой, Евгением Янгель, Марией Руденко, все с 1945 года рождения были - нас мало было. В 1 классе нас учила Лидия Павловна Горобец; 2, 3 - Мария Александровна Руденко; 4 класс вела Агарко Зинаида Григорьевна. В 5-ый класс её отправили учиться на Содострой; жила на

квартире. С 6 класса перешла в школу-интернат там же, на Содокомбинате. В интернате жили дети с дальних деревень. Всего было 25 человек: 10 мальчиков, 15 девочек. В интернате была печка, 3 раза кормили. Из школы в интернат каждую субботу ходили домой за 12 км, в воскресенье - обратно, зимой на лыжах, а когда мороз в 40 градусов, то школу распускали, и мы шли по морозу домой. Тамара Корнеева была старшая, постоянно подгоняла нас, бывало, обморозим колени, до лесхоза дойдём, нас отогреют, отцу позвонят, он заберёт нас, так мы и дома».

Летом ученики подрабатывали: 5, 6, 7 классы пололи в Лесхозе сосенки, чтобы заработать на книги, форму, портфель, туфли и т. д. В 8 классе работали на уборке кукурузы при заготовке силоса, 9, 10 - в ночное время веяли пшеницу.

Мама Раисы Ивановны, Пелагея Прокопьевна (1922-2005 гг.), всю жизнь работала дояркой, сохранилось много наград, даже посылали в Москву на ВДНХ, но она не поехала, потому что дети маленькие были.

Папа Раисы Ивановны (1912-1967 гг.) очень много знал, читал ночами газеты, а утром рассказывал на работе - политминутки проводил. Занимал руководящие должности: заведующий молочной фермой (МТФ) и ОТФ (овце-товарной фермой). «У нас у первых в деревне появилось радио, отец получал пенсию по инвалидности, хоть и небольшую, но всё-таки откладывая, удалось накопить. Дома висел огромный портрет И. В. Сталина, а после XX съезда Сталина заменили на А. С. Пушкина. Папа партийный был, честный добросовестный, вся деревня водила своих парней к нему для воспитательных бесед. Во время войны он был связистом. Со своим другом подорвался на мине, когда тянули связь через реку Висла в Польше. Друг погиб, а у папы оторвало ногу. Написав письмо об этом своей жене, он получил ответ, что инвалиды ей в доме не нужны. Родители умерли у него на одной неделе от чумы, дом вместе с вещами сожгли, а их: две сестры и его воспитывала коммуна (в Соляновском районе), когда ему было 12 лет. Поэтому, познакомившись в госпитале с Василием Марченко, уроженцем Джентая и перенеся ещё 3 операции, он не задумываясь поехал с ним по его

приглашению жить в Джентай. Женился на маме, я родилась в 1945 г., а зарегистрировались в 1947 году».

Также Раиса Ивановна говорит, что в деревне было много переселенцев из Украины, эстонцев. Деревня всегда делилась на «эстонцев» и «хохлов». Каждую субботу и воскресенье в клубе были танцы, кино, а после этого песни по деревне ходили пели до полуночи. Сначала плясали, а потом устраивали драки в рукопашную, но до первой крови.

Бабушка Раисы Ивановны, Илющенко Прасковья Ивановна (1885-1965 гг.), была добрая, веровала в Бога, поэтому Пасху, Рождество, Крещение праздновали. На Пасху бабушка всегда ходила на всенощную. «Бабушка даже покрестила меня», рассказывает Раиса Ивановна, «а отец был партийным, поэтому увидев крестик, сорвал и спрятал, найти его не смогли».

Памятники Михайловского района

В каждом селе Михайловского района имеются немые свидетели советской эпохи - памятники.

Памятники этого периода посвящены выдающимся государственным деятелям, героям Великой Отечественной войны, событиям Гражданской войны. Изучив паспорта памятников Михайловского района, я установила, что все они изготовлены из кирпича, памятники В. И. Ленину имеют высоту 2-3 метра, а обелиски до 8 метров.

Памятники - это дань уважения людям, которые оставили свой след на земле, которые посвятили свою жизнь на благо народа и страны. В каждом российском городе и селе напоминанием о мужественных и отважных защитниках нашей Родины в тяжёлые для неё годы Великой Отечественной войны возвышаются строгие обелиски, на которых скупыми словами перечислены имена бесстрашных героев. В советское время памятники создавались с целью увековечить память революционеров-вождей, теоретиков марксизма, основателей большевистской партии, Героев Советского Союза и др.

Памятники Владимиру Ильичу Ленину поставлены в 1965 г. в с. Михайловское, в 1967 году в с. Полуямки и в с. Назаровка, 1969 г. - с. Ракиты, в 1970 г. в с. Ащегуль, в р. п. Малиновое Озеро. Скульптура Владимира Ильича должна была отвечать ряду требований: производить впечатление мощи, силы и величия, представлять образ мыслителя, имеющего колоссальную энергию и волю, и памятник должен был являть собой облик «самого человечного человека». Несмотря на грандиозные изменения, произошедшие в нашей стране, по сравнению с 50-60- гг., памятники В. И. Ленину во всех сёлах района сохранены. Это говорит об уважении к историческому прошлому.

Подвиг борцов за Советскую власть был увековечен в селах: Бастан, Полуямки, Ащегуль, Михайловское, Николаевка.

Памятники погибшим в годы Великой Отечественной войны возведены в 50-60- гг. в селах: Назаровка, Полуямки, Михайловское, Бастан, Ащегуль, Иркутск, Николаевка, Ракиты, в 1965 году - в рабочем посёлке Малиновое Озеро.

Памятники - это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре.

К сожалению, сегодня многие немые свидетели истории обветшали и требуют ремонта, а некоторые и того хуже, демонтируются. Я считаю это недопустимо, так как это часть нашей истории, нашего прошлого, нашей повседневности. Это нить, связывающая прошлое, настоящее и будущее.

Заключение

Трудно поверить, но повседневность 50-60-х гг. уже стала историей.

Анализ источников позволяет сделать вывод о том, что уровень жизни сельского населения в целом повысился, повысился образовательный и культурный уровни населения, оно включалось в общественную жизнь.

Изучив архивные материалы, музейные экспонаты, побеседовав с очевидцами, я многое узнала о реальной жизни, проблемах жителей Михайловского района. История Отечества XX столетия стала мне ближе и понятнее.

Список литературы:

1. Архив Михайловского района. Фонд №Р-10. Опись №1. Дело №42. Списки населённых пунктов, списки по Всесоюзной переписи населения 1958-1959гг.

2. Архив Михайловского района. Фонд №4. Опись №1. Дело №12. «Материалы и переписка по вопросам охраны памятников архитектуры и истории и культуры».

3. Булыгин Ю.С. К истории населенных пунктов Михайловского района Алтайского края. Михайловский район: очерки истории и культуры. Барнаул, 1999. С.83-84.

4. Материалы из семейных архивов: Ключко Р.И., Зырянова Т.К., Руденко А.Н., Матвеева Н.И.

5. Памятники истории и культуры Михайловского района. Политический отдел Михайловского райкома КПСС, отдел народного образования Михайловского райисполкома, районное отделение Всероссийского общества охраны памятников, истории и культуры. с. Михайловское 1990 год.

6. Фонд №4. Опись №1. Дело №12. «Документы (паспорта, охранные свидетельства, акты обследований, сметы на ремонт и переписка по вопросам охраны памятников архитектуры, истории и культуры) за 1975 год».

Как цитировать:

Груне В. Е. Некоторые аспекты советской повседневности 50-60-х гг. XX в. Материалы IX итоговой конференции НОМУИС. Барнаул. Scientist. 2023; 4 (26): 237-244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.