Научная статья на тему 'Территориальное планирование туристской сферы в Кулундинской степи'

Территориальное планирование туристской сферы в Кулундинской степи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Дунец А. Н., Дирин Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальное планирование туристской сферы в Кулундинской степи»

ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА

УДК 911.9

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ В КУЛУНДИНСКОЙ СТЕПИ1

А.Н. Дунец1, Д.А. Дирин2 1 - ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова» 2 - ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» [email protected], [email protected]

Алтайский край обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом. Предгорно-низкогорная часть края и пригородные зоны традиционно используются для организации рекреации и туристской деятельности. Однако на развитие туризма в Кулундинской степи только в последние годы стали обращать внимание органы власти муниципальных районов. Этому способствовало повышение интереса туристов к лечебно-оздоровительным ресурсам соленых озер.

Увеличение туристского потока и строительство объектов размещения туристов обусловило необходимость планирования этой сферы экономики. Актуальность работ по территориальному планированию туристской сферы в Кулундинской степи способствовало появлению соответствующего раздела в схемах территориального планирования (СТП) муниципальных районов этой территории. Разработка таких документов велась в Алтайском крае с 2007 по 2011 гг. Планировочные документы муниципального уровня основывались на схеме территориального планирования Алтайского края, которая была утверждена Постановлением Губернатора Алтайского края №445 от 27.10.2009 «Об утверждении схемы территориального планирования Алтайского края». В СТП Алтайского края отмечается, что одним из приоритетных направлений социально-экономического развития края является комплекс мероприятий, направленных на повышение транспортной доступности объектов туристско-рекреационных зон и улучшение транспортного обслуживания населения. Согласно «Схемы территориального планирования Алтайского края» г. Славгород входит в перечень «опорных центров», способных осуществлять полный комплекс услуг межрайонного уровня с целью максимального увеличения пребывания туристов.

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ 16-45-220007 «Комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала Кулундинской степи и территориальное планирование его рационального использования»

Преобладающая часть СТП муниципальных районов Кулундинской степи (таблица 1) разработаны двумя проектными группами, ООО «Компания Земпроект» и НИИАлтайГипрозем вместе с дочерней организацией ООО «Алтайгипрозем». Кроме того, СТП отдельных районов выполнялись проектными организациями «Алтайкоммунпроект» и УП НСО «СибНИИ градостроительства».

Существуют заметные различия в подходах к территориальному планированию сферы туризма у этих организаций. Проработка раздела касающегося рекреации и туризма разными организациями значительно различалась, что определялось интересом представителей местной власти к этой теме, а также и сроками подготовки проектных документов. Тем не менее, фактически в СТП впервые для Кулундинской степи были определены конкретные участки для развития сферы туризма.

Таблица 1.

Муниципальные районы Кулундинской степи и их характеристика

№ п/п Наименование района Площадь, км2 Числ. населения, чел. Плотность населения, чел./км2 Районный центр / числ. населения, чел / доля в числ. нас-я, района Основные отрасли хозяйства

Западно-Кулундинская зона

1 Бурлинский 2746 10976 4,0 с. Бурла / 4728 / 43% зерновое хоз-во, скотоводство, овцеводство, рыбное хозяйство, переработка зерна

2 Ключевский 3043 17554 5,7 с. Ключи / 8660 / 49,3% Произ-во зерна, мяса, молока, переработка сельхозпродукции, лесоперерабатка

3 Кулундинс-кий 1980 22612 11,4 с. Кулунда / 14520 / 64,2% Произ-во зерна, мясомолочное скотоводство, пищевая и легкая промышленность.

4 Михайловский 3114 20654 6,6 с. Михайловское / 11024 / 53,3 Химич., лесная и пищевая пром-сть, произ-во зерна и технич. культур, скотоводство.

5 Немецкий национальный 1450 17281 11,9 с. Гальбштадт / 1913 / 11,0 Произ-во зерна, подсолнечника, мяса, молока, овощей; пищевая промышленность.

6 Славгородс- 2000 42412 21,2 г. Славгород / Машиностроение,

кий городской округ 31707 / 74,7 химическая, пищевая промышленность, произ-тво зерна, техн. культур, мясомолочное скотоводство.

7 Табунский 1960 9890 5,0 с. Табуны / 3857/39 Зерновое хоз-во, скотоводство, свиноводство, овцеводство, переработка зерна.

8 Угловский 4844 13402 2,7 с. Угловское / 4381 / 32,6 Лесная промышленность

Восточно-Кулундинская зона

9 Баевский 2739 10210 3,7 с. Баево / 4403 / 43,1 Зерновое производство, мясомолочное скотоводство, пищевая промышленность.

10 Благовещенский 3694 30019 8,1 пгт. Благовещенка / 11585 / 38,6 Произ-во зерновых и технич. культур, мясомолочное скотоводство, основная химия, переработка зерна, молока.

11 Волчихинс-кий 3600 18819 5,2 с. Волчиха / 10011 / 53,2 Зерновое хозяйство, мясомолочное скотоводство, пищевая, лесная пром-ть.

12 Завьяловский 2224 18753 8,4 с. Завьялово / 6763 / 36,0 Произв-во зерновых и технич. культур, молочно-мясное скотоводство, переработка сельхозпродукции, рекреация

13 Родинский 3118 19672 6,3 с. Родино / 8233 / 42,8 Зерновое хоз-во, мясомолочное скотоводство, свиноводство, переработка зерна, мяса

14 Романовский 2082 12628 6,0 с. Романово / 5537 / 43,8 Зерновое хоз-во, мясомолочное скотоводство, свиноводство, овцеводство, пищевая промышленность, рекреация

15 Суетский 1108 4801 4,3 с. Верх- Производство зерна и

Суетка / 2119 / 44,1 технических культур, пищевая промышленность

16 Хабарский 2800 15737 5,6 с. Хабары / 5311 / 33,7 Производство зерна, подсолнечника, молока, свиноводство.

Проведенный анализ СТП муниципальных районов Кулундинской степи позволяет сделать вывод об отсутствии должного внимания у проектировщиков к туристской сфере. Практически полностью отсутствуют данные об анализе туристских ресурсов и оценке туристско-рекреационного потенциала. Характерны значительные диспропорции в современном туристско-рекреационном освоении территории и планах по развитию сферы туризма предлагаемых СТП. На схеме планировочной организации территории СТП Алтайского края в Кулундинской степи выделены только 4 планируемых туристских центра: Благовещенка, Яровое, Завьялово и Баево.

Анализ СТП муниципальных районов Кулундинской степи позволил выявить следующие проблемы:

- СТП районов Кулундинской степи имеют разную степень проработанности раздела «рекреационные ресурсы и туризм»;

- большинство СТП районов основаны на принятых ранее программах социально-экономического развития не предусматривавших раздел по развитию туристско-рекреационной деятельности;

- в некоторых проектных группах по разработке СТП районов Кулундинской степи отсутствовали специалисты в сфере рекреации;

- сравнение СТП районов позволило сделать вывод о значительных различиях в понимании стратегии социально-экономического развития территории, иногда не включающей развитие рекреации;

- анализ ряда СТП районов позволяет говорить о непонимание проектировщиками сущности туристско-рекреационной деятельности в современном обществе.

- до настоящего времени не создана преобладающая часть запланированных в СТП туристских объектов.

Проведенный анализ проектных предложений позволил выявить необходимость проведения работ по корректировке СТП с целью развития туристской сферы.

Нормативно-правовой основой определяющей задачи территориального планирования является Градостроительный кодекс РФ [1]. В России необходимость развития туристско-рекреационной деятельности нашла отражение в ряде федеральных документов: «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132 ФЗ от 24 ноября 1996 г. (с

изменениями); ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы); «Об особо охраняемых природных территориях» № 33 ФЗ от 14.03.1995 г. (с изменениями); «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» №26 ФЗ от 23.02.1995г. и др.

По нашему мнению, в основе территориального планирования сферы туризма лежат представления о дискретно-континуальном туристско-рекреационном пространстве, а также его линейно-узловой территориальной структуре [2]. Территориальная структура туристско-рекреационного хозяйства традиционно анализируется с использованием каркасного подхода.

Территориальное планирование сферы туризма предполагают анализ разного рода территориальных образований: естественно-исторических, социально-экономических и административных. Эти образования имеют определенный радиус притяжения, большого числа локальных объектов (локалитетов и локусов), соответствующих населенным пунктам и аттрактивным туристско-рекреационным объектам и местам.

В туристской сфере, по мнению В. И. Кружалина (2007) выделяет три типа туристско-рекреационных каркасов: площадные, линейно-узловые, этносоциальные [3]. Опорный туристско-рекреационный каркас (ОТРК) представляет собой линейно-узловую, сетевую совокупность туристско-рекреационных элементов и обеспечивающую их инфраструктуру. Он формируется как система маршрутно-транспортных коридоров и туристско-рекреационных локалитетов (мест концентрации туристских объектов), прежде всего туристских центров [4]. ОТРК включает в себя природно-экологический, историко-культурный и социально-инфраструктурный каркасы туризма.

Каркасный подход позволяет проанализировать территориальную структуру сферы туризма и вместе с результатами оценки туристско-рекреационного потенциала является основой для проведения работ по территориальному планированию. Анализ ОТРК позволяет выявить наиболее важные природные и культурно-исторические объекты, социальные группы, инфраструктуру определяющую возможность размещения и перемещение туристов. Изучение социально-инфраструктурного каркаса туризма способствует пониманию освоенности территории.

Территориальное планирование сферы туризма Кулундинской степи относится к субрегиональному уровню, что предполагает необходимость определения перспективной пространственной конфигурации сферы туризма. Для этого необходимо выявить основные элементы ОТРК и зоны опережающего развития (узлы каркаса).

Территориальное планирование субрегионального уровня основано на использовании следующего алгоритма.

1. Изучение факторов (туристских ресурсов), влияющих на развитие туристско-рекреационной деятельности в регионе.

2. Анализ существующего туризма и специализированной инфраструктуры на исследуемой территории, существующих элементов опорного туристско-рекреационного каркаса.

3. Создание ГИС-проекта «Туристско-рекреационные ресурсы и инфраструктура туризма».

4. Оценка туристско-рекреационного потенциала.

5. Разработка перспективной модели опорного туристско-рекреационного каркаса.

6. Разработка рекомендаций для основных туристских локалитетов (турцентров) и видов туристско-рекреационной деятельности, предложений по корректировке схемы территориального планирования региона.

7. Разработка карта-схемы «Планирование территориального развития туризма» на расчетный период.

Проведенный анализ туристско-рекреационного потенциала и изучение существующего опорного туристско-рекреационного каркаса (ОТРК) позволяет сделать предложения по территориальному развитию туристской сферы Кулундинской степи. Оценка туристско-рекреационного потенциала позволила выявить перспективные ареалы опережающего туристского развития. В ряде мест ареалы с высокими показателями оценки имеют вытянутые формы, объединяя два или более центра, и локализуются вокруг или в окрестностях населенных пунктов: Яровое-Славгород, Бурла, Кулунда, Ключи, Табуны, Завьялово, Михайловка-Малиновое озеро, Волчиха, Гуселетово-Романово, Завьялово-Чистозерка, Благовещенка, Хабары, озеро Мостовое, Угловское [5,6].

В целях совершенствования разработанных схем территориального планирования (СТП) муниципальных районов Кулундинской степи нами разработан опорный туристско-рекреационный каркас исследуемой территории, который является основой территориального планирования туристской сферы.

Природно-экологический каркас исследуемой территории включает ООПТ, лесные массивы, реки, государственные защитные леса, водоохранные зоны водоёмов, лесополосы, лесные колки, отдельные участки степных пространств. Все эти территории имеют важное значение для туристско-рекреационной деятельности: экологический туризм (с целью знакомства с растительностью и животным миром), сбор грибов и ягод, организация туристских маршрутов (пешие, конные, лыжные). Ядра природно-экологический каркаса планируются на основе формирования трех территорий: Волчихинский национальный парк (Михайловский и Волчихинский районы), Благовещенский национальный парк (Благовещенский и Суетский районы), заказник «озеро Петухово» (Ключевской район). Узлы экологического каркаса

основаны на сети ООПТ (Завьяловский, Мамонтовский, Ондатровый заказники), ленточные сосновые леса.

Буферные зоны природно-экологического каркаса включают территории вокруг озер. Экологические коридоры каркаса образованы речными долинами: Бурла, Кулунда, Кучук, Суетка, а также гослесполосами Бурла - Славгород -Табуны - Кулунда - Славгород и Хабары - Нижняя Суетка - Суворовка -Сидоровка - оз. Горькое.

Историко-культурный каркас является основой развития познавательного туризма. Представляют интерес памятники, расположенные на межселенных территориях, прежде всего археологические. Расположенные по берегам рек и озер стоянки древнего человека в сочетании с историческими памятниками и природными объектами ленточного бора, будут являться основой познавательного туризма. Музейные организации находятся в районных центрах. Места событийного туризма наиболее известны в населенных пунктах Завьялово, Яровое, Гуселетово, Гальбштадт.

К локальным элементам каркаса относятся памятники истории: город Славгород (торговая контора и дом купца, торговые ряды, водонапорная башня и др.); с. Волчиха (торговый дом и жилой дом купца); с. Солоновка (дом, в котором находился штаб партизанской армии Алтайского округа); место, где приземлилась первая в мире женщина-космонавт Терешкова В.В. Баевский район и другие объекты, включая сооружения советского периода.

Элементами каркаса являются ареалы сосредоточения памятников археологии: оз. Песчаное - оз. Кабанье, Новоильинка - Хабары, оз. Малое Яровое, Верхняя Суетка - Нижняя Суетка, к востоку от Баево, Завьялово, Романовом - Гуселетово, Нижний Кучук, Усть-Волчиха - Бор-Форпост, Угловское - оз. Большое, Михайловское - Малиновое Озеро, Ключи -Васильчуки, Кулунда - оз. Боль.Шкло. В развитии организованного туризма ключевое значение имеет музеефикация археологических комплексов, т.е. преобразование памятников в объекты музейного показа с целью сохранения, выявления их историко-культурной, научной и эстетической ценности.

Социально-инфраструктурный каркас Кулундинской степи включает в себя планировочно-коммуникационные оси и узлы сосредоточения специализированной туристско-рекреационной инфраструктуры.

Основные оси (линии) ОТРК состоят из двух типов:

1. Основанные на высоких значениях оценки туристско-рекреационного потенциала. Линейные образования, перспективные для туристского развития Кулундинской степи соответствуют ложбинам древнего стока, в которых находятся цепочки озер, протекают реки. В некоторых случаях оси проходят по кромкам сосновых ленточных боров. Например, Михайловское - Волчиха -Селиверстово - Гуселетово.

2.Оси транспортной инфраструктуры, объединяющие крупные населенные пункты и места основных полос расселения. Например, Романово - Родино - Благовещенка - Славгород; Верхняя Суетка -Благовещенка - Родино - Волчиха.

Соответствие высоких значений оценки туристско-рекреационного потенциала и наличие автодорог увеличивает перспективы развития сферы туризма.

Для формирования планировочной структуры и планировочных осей первостепенное значение имеют транспортные связи. Основным видом транспорта в районе является автомобильный. В разных частях Кулундинской степи преимущественное развитие главных планировочных осей в широтном направлении сказывается на недостаточном уровне развития связей меридионального направления.

Основными субширотными линиями автодорожной инфраструктуры для туристской сферы должны стать:

Мамонтово - Романово - Родино - Благовещенка - Кулунда - Павлодар (Казахстан);

Панкрушиха - Хабары - Гальбштат - Славгород;

Камень на Оби - Баево - Верхняя Суетка - Славгород;

Махайловское - Волчиха - Романово (или Новичиха);

Завьялово - Благовещенка - Табуны.

Основными субмеридиональными линиями автодорожной инфраструктуры для туристской сферы должны стать:

Карасук (Новосибирская область) - Бурла - Славгород - Михайловское -Волчиха - Рубцовск;

Хабары - Знаменка - Благовещенка - Родино - Волчиха -Новоегорьевское;

Камень на Оби - Баево - Завьялово - Романово -Селиверстово - Новичиха.

Главной стратегической задачей в развитии опорного каркаса является реконструкция дорог с увеличением их доли с твердым покрытием.

Первостепенное значение имеет реконструкция автодорог необходима по направлению: Барнаул - Павловск - Мамонтово - Романово - Завьялово -Благовещенка - Кулунда - Славгород - Яровое; Романово - Волчиха; Волчиха - Новичиха - Поспелиха; подъездных автодорог от основных магистралей к рекреационным узлам: Николаевка - Неводное (Михайловский район), Романово - Гуселетово.

Географическое положение Славгорода способствует организации транспортно-логистического узла при условии развитии многосторонних экономических и региональных связей с приграничными территориями Казахстана. Целесообразна реконструкция аэропорта в г. Славгород и также возобновление пассажирского авиасообщения между Барнаулом и. Славгородом.

В Кулундинской степи перспективно туристское обслуживание с использованием интермодальных перевозок. Использование железнодорожной сети в сочетании с автомобильной доставкой позволит оптимизировать транспортные расходы и сделать доступными перспективные лечебно-оздоровительные центры туризма: Яровое, Кулунда, Благовещенка, Завьялово,

Малиновое Озеро. Анализ опорного каркаса позволяет сделать вывод о целесообразности возобновления прекращенного в начале 2000-х гг. регулярного пассажирского железнодорожного сообщения по направлению Новосибирская область - Бурла - Славгород - Кулунда - Михайловское -Малиновое озеро - Веселоярск - Казахстан.

Проведенный анализ ОТРК позволил выявить главные узлы сосредоточения специализированной туристско-рекреационной

инфраструктуры, их центрами являются населенные пункты: Благовещенка, Волчиха, Михайловка, Кулунда, Бурла, Баево, Завьялово, Романово, Яровое.

Кратко остановимся на некоторых проектных предложениях территориального планирования туристской сферы Кулундинской степи.

В центральной части исследуемой территории расположены крупные озера Кулундинское и Кучукское. Именно они оказывают влияние на формирование рекреационных зон в Благовещенском районе. В районе предлагается развитие туризма и оздоровительного отдыха, организация домов отдыха (с возможностью оказания лечебно-оздоровительных услуг), сельского туризма и кратковременного отдыха местных жителей (лыжные, пешие и конные прогулки, велосипедные маршруты, рыбная ловля, охота, сбор ягод). Создание Благовещенского национального парка будет способствовать определению направлений развития туризма на территории. Пешие, конные и велосипедные маршруты могут соприкасаться, они предлагаются в районе Кулундинского озера и Шимолинского борка. Месторождения минеральных лечебно-столовых вод могут быть использованы для организации профилактория.

В Бурлинском районе развитие туризма перспективно около озер Песчаное, Хомутиное и Большое Топольное, где возможно строительство кемпингов, баз отдыха и других объектов рекреации. Например, к юго-востоку от села Новопесчаное на берегу озера Песчаное целесообразно создание зоны отдыха. Предлагается создать санаторный комплекс с предоставлением рекреационных услуг курортно-бальнеологического профиля в селе Бурла.

На территории Волчихинского района существуют перспективы для оздоровительного туризма и лечебной рекреации, а также развитие познавательного, лыжного, рыболовного туризма. Наиболее привлекательными местами являются соленые и пресные озера, ленточный бор. Предлагается создание баз отдыха у оз. Бычье, с. Волчиха, оз. Маралье. Туристских стоянок могут быть организованы: оз.Душное, с.Селиверство, в с. Малышев Лог, у озера, у оз. Горькое Большое, южная часть берегов оз. Гусинное, у оз. Лебяжье, у оз. Угловое.

В Завьяловском районе предусмотрено формирование туристско-рекреационного кластера, который призван повысить конкурентоспособность региона и обеспечить население качественными туристскими услугами. В настоящее время развивается «Центр восстановительного лечения» в с. Завьялово. Здесь целесообразно создание санатория. Для туристов интересен и перспективен для развития кемпинг «Солёное озеро», который создан между

озёр Солёное и Щелочное, а также туристический комплекс «Сила Озёр», который находится между озёр Солёное и Кривое (пресное). Планируется развитие туристких объектов в селах Гилевка и Светлое.

В Романовском районе развивается лечебно-оздоровительный комплекс «Гуселетовский». База отдыха «Гуселетовские плесы» представляет собой летний лечебно-оздоровительный, туристический комплекс, созданный на базе месторождения лечебных грязей. База отдыха «Теремки Чубыкиных» в с. Гуселетово имеет сезонное действия. На территории села Романово строится и уже сейчас частично работает лечебно-оздоровительный комплекс «Бриз».

Перспективы туризма Ключевского района связаны с развитием придорожного сервиса, строительством туристских стоянок и баз отдыха. На западном берегу Озера Шукыртуз предусматривается создание рекреационной зоны, которая будет носить санаторно-курортный характер. В зоне предлагается строительство санатория-профилактория, туристических баз, баз отдыха, небольших кемпингов, кафе. Могут быть интересны и другие объекты района: озеро Бульдюк расположено на окраине с.Каип; озеро Петуховское расположено в ленточном бору Ключевского лесхоза; озеро Куричье и урочище Касалгач расположены северо-западнее с.Западный Угол.

На территории Кулундинского района выделена рекреационные зоны по берегам оз. Шекулдук, оз. Горькие Кильты, Большое Шкло, Пресные Кильты, Жиланды, между оз. Сантас и селом Вознесенка.

В Михайловском районе рекреационные зоны с возможностью организации туристских стоянок определены в с. Полуямки, оз.Дунай, оз. Девичье, оз. Вшивка, оз. Малиновое, оз. Кривое, оз. Рублево. Более крупные туристские объекты, такие как турбаза, пансионат рекомендованы для северной части оз. Малиновое, оз. Танатар 2. Многие села района можно широко задействовать в сельском туризме. Наиболее перспективными центрами сельского туризма могут стать: Малиновое Озеро, Ракиты, Николаевка.

В Хабарском районе планируется создание оздоровительных учреждений, отдыха и туризма берега Бурлы и озер являются местом отдыха. Наиболее привлекательными объектами для развития рекреации являются озера: Малое Топольное, Новоплотавское, Травное, Рига, Богатское, Лесное, Сметное.

В Немецком районе предусматривается строительство объектов рекреационного назначения на территории Шумановского, Редкодубравского и Кусакского сельсоветов.

В Суетском районе заказник Суетский является основой формирования рекреационных ресурсов района. Туристско-рекреационное освоение планируется благодаря наличию озер Чистое, Солоновское, Кулундинское, реки Суетки. Все они в летнее время активно посещаются местным населением и туристами. Рекреационные зоны предлагаются около населенных пунктов и прудов: Верхняя Суетка, Нижняя Суетка, Александровка, Украинский, Циберманово, Береговой, Сибирский гигант.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Табунском районе к наиболее перспективным туристским объектам отнесено озеро Малое Яровое. Предлагается рекреационная зона на его берегу,

которая будет носить лечебно-оздоровительный характер. Здесь планируется строительство санатория-профилактория для лечения различных видов заболеваний, а также строительство объектов туристско-рекреационной деятельности для оздоровительного отдыха. К данном объекту планируется строительство подъездных путей от с.Большеромановка. Еще одним рекреационным объектом является озеро Джемансор. Предлагается создание рекреационной зоны, в основном, для летнего отдыха. Здесь планируется строительство домов отдыха, туристских баз, кафе. Лечебные грязи данного озера также могут использоваться в оздоровительных целях. Озера Большые Табуны, Малые Табуны, Шошкалы могут быть использованы для кратковременной летней рекреации.

На территории Угловского района определено, что интересными объектами для рекреации являются ложбины древнего стока. В понижениях находятся озера, значительная часть которых соленые. Рекреационные зоны с возможностью организации туристских стоянок запланированы у с. Круглое, оз. Бол. Тассор, с. Борисовка, «Урочище Ляпуниха», оз.Рыбальное. Гостевые дома и дома отдыха предложены в с. Валовой Кордон, с. Кормиха, с. Озеро Кузнецово, с. Угловское, с. Ляпуново, рядом с заказником «Полуостров Струя», с. Топольное, с. Лаптев Лог.

Таким образом, в настоящее время территориальное планирование является инструментом развития туристской сферы. Анализ разработанных ранее схем территориального планирования позволил выявить недостаточный уровень проработка раздела касающегося туризма. Предложенный нами алгоритм территориального планирования и анализ опорного туристско-рекреационного каркаса может стать основой пространственного развития туристской сферы в Кулундинской степи.

Литература

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: по сост. на 01.10.07. - М. : Проспект. 2007. - 110 с.

2. Преображенский, B. C. Основные концепции и модели рекреационной географии [Текст] / B. C. Преображенский, Ю. А. Веденин, Л. С. Филиппович, И. П. Чалая // Теоретические проблемы рекреационной географии. - М., 1989. - С. 47-67.

3. Кружалин, В. И. Научно-методическое обоснование проектирования туристско-рекреационных зон [Текст] / В. И. Кружалин // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования : труды II междунар. науч.-практ. конф. - М. : РИБ «Турист», 2007. - С. 34-38.

4. Дунец, А. Н. Роль опорного каркаса в изучении территориальной структуры туризма Алтае-Саянской горной страны [Текст] / А. Н. Дунец // Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. - Томск : Изд-во ТГУ, 2008. - С. 24-26.

5. Крупочкин Е.П. Результаты апробации новой методики комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала (на примере ленточных боров Алтайского края)/ Крупочкин Е.П., Дирин Д.А., Попов Е.С., Дунец А.Н. // Известия Алтайского государственного университета. 2012. - № 3-2. - С. 120125

6. Крупочкин Е.П. Количественное обоснование параметров регулярно-ячеистых моделей как метода численной оценки и ГИС-картографирования территорий / Е.П.Крупочкин, Д.А Дирин, А.Н.Дунец, Е.В. Рыгалов //Ползуновский вестник. № 4 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.