Научная статья на тему 'Некоторые аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса и деятельности начинающих преподавателей'

Некоторые аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса и деятельности начинающих преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса и деятельности начинающих преподавателей»

Особенности профильного преподавания определяются также спецификой общеобразовательных предметов. Каждая дисциплина учебного заведения выполняет две взаимосвязанные функции: подготовку профессионала и формирование личности. Они объективны, но уровень развития функций взаимосвязан с искусством управления педагогическим процессом. Специальные предметы сориентированы на первую функцию. Для культурологии как общеобразовательной дисциплины формирование личнос ти является приоритетной задачей, поскольку она вытекает из сущности и статуса предмета. Культурологический цикл призван растить интеллигента и интеллектуала органов внутренних дел — такой видится специфика профильного преподавания культурологии в учебггых заведениях МВД.

Культурология — из тех предметов учебного плана, которые предполагают значительную са-мостоятелыгую подготовку обучающихся. Организация самостоятельной работы начинается с лекции. Лектор ориентирует слушателей на чтение литературы по теме, предлагает проблемные задачи. Семинар по культурологии должен, скорее, будить мысль и чувства, чем воспроизводить материал лекций и учебных пособий. Поощряются творческие сообщения, реферативная работа. Слушатель должен бывать в библиотеке, на выставках, в музеях и т.п. Интересен поиск связей между общекультурными и профессиональными проблемами (для преподавателя — возможностью поддерживать интерес к предмету, осуществлением профильного преподавания; дтя слушателя - взглядом на избранную профессию со стороны, неожиданными возможностями профессионального совершенствования).

Культурологический цикл представляет богатые возможности для кружковой работы. Содержательная сторона кружков по этике и эстетике отработана, не потерял своего значения опыт работы кружков по теории культуры. В соответствии с интересами слушателей и, естественно, своими склонностями педагог может выбирать проблему как минимум из четырех сокровищниц: мысли, личностей, общности и вещей. Обязательный учебный курс и кружок увязываются в решении общих учебных и воспитательных задач курса "Культурология". На небольшом потоке (две-три учебные группы) в состав предметного кружка могут войти все обучаемые — в таком случае кружок становится органичной формой учебного процесса.

Культурологическое образование предполагает использование и других форм обучения и воспитания — экскурсии, посещения учреждений культуры региона, клубы, лектории. Благодаря такой форме, как клуб интересных встреч, может состояться общение слушателей с ветеранами ОВД, войн и труда, работниками искусства. Лекторий позволяет дополнить учебный процесс знакомством с авторскими курсами этнологов, языковедов, искусствоведов. В деле культурологического образования уникальные возможности

имеет самостоятельное творчество слушателей. В указанных формах деятельности культурологическое образование перестает быть делом кафедры, предполагая слаженное взаимодействие ряда подразделений высшего учебного заведения.

В заключение уместно заметить, что с преподавания культурологии в образовательных заведениях начинается решение взаимосвязанных задач, которое в конечном счете ведет к формированию культуры профессионала ОВД. Поэтому создание концепции преподавания культурологии — это в значительной степени совместное творчество психологов, культурологов, философов, педагогов по созданию модели специалиста ОВД.

Некоторые аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса и деятельности начинающих преподавателей

Кандидат педагогических наук А.Ф.Караваев, кандидат юридических наук, доцент

Н.П.Парыгин, кандидат юридических наук Н.Л.Макаров, кандидат юридических наук, доцент В.И.Филиппенко, преподаватель В.А.Блинов Омский юридический институт МВД России

Проблема педагогического совершенствования в деле обучения и воспитания молодого поколения издавна считалась важной, привлекала к себе внимание прогрессивной общественности и нашла достойное отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого и настоящего времени.

Вопросы диагностики профессионального мастерства преподавателя и характера затруднения остаются актуальными и в первую очередь для тех, кто каждый день входит в учебную аудиторию.

Большой вклад в развитие этой теории внесли АДисверг, К.Д.Ушинский, A.C. Макаренко, В.А.Сухомлинский, которые назвали учительскую деятельность, профессию человековедением, искусством проникновения в духовный мир человека и связывали успехи педагога с его нравственным и культурным развитием, с постоянным стремлением к совершенствованию в профессиональной деятельности.

С целью анализа организации учебно-воспи-тательного процесса на потоке среднего специального профессионального образования (ССПО) и педагогической деятельности отдельных преподавателей был организован опрос более 100 слушателей и отдельных преподавателей.

Задачами опроса являлись выяснения мотивации перехода отдельных слушателей на уровень ССПО и их удовлетворенности процессом преподавания, а также характера затруднений начинающих преподавателей в работе со слушателями.

Необходимо напомнить, что идея разработки модели многоуровневой подготовки специалистов принадлежит Омскому юридическому институту МВД России. В ее основу положен "естественный отбор", т.е. перевод на поток ССПО слушателей 1-го курса, не справившихся по различным причинам с программой высшей школы (3).

Таким образом, решая задачи опроса, было выявлено:

1) Уровень преподавания полностью удовлетворяет, на что указали 70% слушателей, и скорее удовлетворяет — 30%.

2) Переход слушателей после 1 курса высшей школы на обучение по программе ССПО мотивирован, в основном, сложившимися обстоятельствами (трудностями освоения курса), затем стремлением быстрее закончить институт и получить офицерское звание, рекомендациями наставников, родителей и семейными обстоятельствами.

В ходе изучения интереса слушателей к преподаваемым предметам выявлено, что наибольший интерес был проявлен к таким учебным дисциплинам, как ОРД, уголовное право, уголовный процесс, психология, что было обусловлено их важностью в предстоящей служебной деятельности.

В свою очередь, пониженный интерес к отдельным дисциплинам слушатели объяснили причинами, связанными, в основном, с методикой преподавания и неспособностью некоторых преподавателей заинтересовать и показать важность учебной дисциплины в будущей профессиональной деятельности, иногда — с несоответствием излагаемой теории реальным требованиям практики. Анализ показал, что наибольшую сложность в плане освоения представляют такие дисциплины, как уголовный процесс, административная деятельность, криминология и профилактика преступлений, основы гражданского права и гражданского процесса.

Характер затруднений в освоении программного материала по названным учебным дисциплинам объясняется, по мнению слушателей, индивидуальными особенностями преподавателей в реализации методики (технологий) преподавания, иногда излишней неоправданной требовательностью некоторых преподавателей, объемностью даваемого материала и сложностью в его понимании, нестабильностью преподавательского состава на отдельных кафедрах, неблагожелательностью в межличностном общении, авторитарностью, отсутствием взаимопонимания, мало-опытностыо отдельных начинающих преподава-

телей, а также отсутствием в библиотеке достаточного количества литературы, частой отвлека-емостью от учебы на хозработы и многое другое.

Таким образом, анализ учебно-воспитательного процесса слушателей и профессиональной деятельности преподавателей позволил с учетом данных И .А. Зюзан (1989), Т.С. Полякова (1983), Л.И.Рувинского (1987), В.Л.Симонова (1995), Г.Д.Бабушкина, В.И.Филиппенко, А.Ф.Караваева (1995) предложить некоторые рекомендации и пожелания начинающим преподавателям.

1. Основополагающим принципом организации образовательного процесса является принцип единства обучения, воспитания и развития слушателей на каждом занятии, у каждого преподавателя. Однако выполнение воспитательных задач во время проведения занятий у некоторых преподавателей находится на последнем месте, поэтому не используются даже те воспитательные возможности, которые заложены, например, в содержании конкретного учебного материала. Такое положение явно входит в противоречие с целями и задачами воспитывающего обучения.

С учетом специфики преподавания по программе среднего специального профессионального образования важно сбалансировать и привести в соответствие с предъявляемыми требованиями методику и технологию преподавания.

2. Учебный процесс должен отвечать актуальным запросам практики и учитывать реальные перспективные изменения ее содержания. Если к практической деятельности применяется теория, не учитывающая запросов практики, не дающая конкретных способов деятельности, то она неминуемо превращается в "пауку для науки". В этой связи М.П.Клейменов (1995) отмечал, что "совершенно недостаточно формировать у обучающихся знания, умения, навыки, не учитывая фактически неизбежного в будущем давления, которое будет оказываться на выпускников школы со стороны криминалитета ( подкуп, шантаж, провокация). Следовательно, требуется соответствующая корректировка содержания преподаваемых курсов по различным дисциплинам".

Таким образом, одним из основополагающих принципов педагогаки, эффективным средством воспитания в ходе учебных занятий является использование педагогом связи с жизнью, теории с опытом слушателей. Успешность его реализации в значительной степени зависит от научной подготовки и умения педагога доходчиво, грамотно и ненавязчиво использовать информацию, содержащуюся в учебной литературе, получаемую через прессу, радио, телевидение, из художественных и публицистических произведений.

3. Важнейшим воспитывающим фактором в учебной деятельности преподавателя является эффективное использование им на занятиях

воспитательных возможностей оценки (в том числе балльной), а также стимулирующей роли словесной положительной оценки труда обучаемых. Как известно, всякий труд нуждается в поощрении, моральном стимулировании, а учебный труд в силу своей специфики нуждается в этом тем более. В то же время применение неудовлетворительных оценок требует тщательного взвешивания и обоснования. В этом случае преподавателю лучше следовать правилу: никогда не торопиться с неудовлетворительной оценкой учебного труда слушателя и всегда, когда имеется возможность, отметить его положительные успехи. Особенно важно не забывать делать это в отношении слабых, неуверенных в своих силах слушателей. Очень часто преподаватель, выставляя слушателю оценку за знания, умения и навыки, отождествляет ее с оценкой его личности. Это отрицательно сказывается на формировании у слушателей положительной установки на обучение в целом, а у слабоуспевающих слушателей создает представление о бесполезности и бесперспективности их усилий.

4. Как показывают наблюдения, немаловажным воспитывающим фактором в ходе образовательной деятельности является позиция преподавателя по отношению к слушателям и стиль педагогического общения с ними. Не случайно свое восприятие личности педагога слушатели очень часто переносят и на преподаваемую им учеб]-гуго дисциплину. Равнодушная (нейтральная) позиция преподавателя приводит, в основном, к формальному общению, и тогда воспитательное и обучающее значение проводимых им учебных занятий является невысоким. Как правило, каждый преподаватель формально декларирует необходимость уважительного отношения к личности слушателя, учета возможностей обучаемых и установления с ними взаимопонимания. Однако фактически у отдельных преподавателей наблюдаются элементы высокомерного тона, раздражения, явно выраженного недоверия к результатам учебной деятельности слушателей и их возможностям. Например, такие выражения преподавателей, как "глупо", "не надо высказываться, если нет уверенности в правильности своего ответа" и т.п., к сожалению, еще встречаются. Не секрет, что только заинтересованный, творческий, увлеченный работой со слушателями педагог способен привлечь их к себе, а значит, возбудить интерес к преподаваемой учебной дисциплине и обучению в целом.

Таким образом, следует обращать особое внимание на установление благожелательного психологического контакта и доверителышх отношений со слушателями, на взаимопонимание, бесконфликтное и доброжелательное общение с ними.

Важно помнить, что чем выше мастерство, профессионализм преподавателя, доброжелательность по отношению к слушателям, тем выше его удовлетворенность своей деятельностью.

5. Серьезным недостатком в деятельности преподавателей является то, что в результате неправильного использования методов обучения (без определения конкретных целей и задач, без учета темы конкретного занятия, содержания учебного материала и т.д.,) слушатели в ходе занятий не проявляют достаточной активности. Это приводит к систематической интеллектуальной недогрузке слушателей данным преподавателем, и они становятся пассивными на его занятиях. Поэтому целесообразно стремиться к использованию таких методов обучения, которые бы возбуждали интерес у слушателей, привлекали их внимание, активизировали все виды деятельности обучаемых, а это возможно лишь в том случае, когда педагог отггосится к слушателям как к равноправным, активным субъектам (соучастникам) всего учебно-воспитательного процесса, а не как к пассивным объектам, которые нужно "наполнить" определенной информацией.

В связи с этим следует систематически совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство и повышать его, особенно начинающим преподавателям. Обеспечивать возможность для более тщательной подготовки их к занятиям, вырабатывать потребность к самосовершенствованию и развитию познавательной активности.

6. Не способствует развитию познавательной активности слушателей и повышению качества усвоения ими учебного материала перегрузка слушателей заданиями, расчетами, не продуманной в должной мере обязательной самостоятельной работой.

Одной из причин этого является недостаточно высокий методический уровень проведения занятий. Кстати, чем больше по объему дается домашних заданий, тем больше требуется времени на их ггроверку, в том числе в ходе учебных занятий. В этом случае непомерно возрастает роль контрольно-проверочной функции, качество которой зачастую должным образом не обеспечивается, что снижает обучающее значение учебных занятий.

7. У многих преподавателей вызывает определенные затруднения реализация принципа доступности и посильности в обучении. Этот принцип предполагает умение каждого педагога донести учебный материал до каждого слушателя минимально на уровне понимания, а максимально (при соответствующих условиях и возможностях) — на творческом (эвристическом) уровне, который характеризуется успешным формированием необходимых знаний, умений и навыков на основе тесной связи обучения с жизнью, теории с практикой.

В этой связи необходимо оптимизировать объем даваемого учебного материала для его эффективного освоения и подготовки специалистов. Находить более доходчивые пути и способы его подачи.

8. К числу недостатков в организации проведения занятий отдельными преподавателями следует отнести неумение выдерживать их оптимальный темп. Не учитывая закономерности, обусловливающие возможности слушателей осознанно воспринимать учебную информацию, такие преподаватели завышают или занижают темп речи. В первом случае учебная информация не воспри-Iшмается в полном объеме, как правило, большинством слушателей, а во втором случае преподаватель нерационально расходует время и не успевает изложить необходимую информацию. Этому способствует то, что отдельные преподаватели тяготеют к постоянной диктовке, стремясь преподносить учебный материал без достаточной дифферег I циации.

9. Снижению эффективности работы отдельных преподавателей способствует несовершенство контроля за уровнем усвоения учебного материала слушателями и оценки их знаний, умений и навыков. Следует иметь в виду, что важно не нарушать принцип системности в деле проверки и оценки уровня усвоения учебного материала слушателями. Для этого необходимо регулярно производить тематический учет знаний. Например, распространена такая ситуация, когда, опросив слушателя и установив, что материал им не усвоен, педагог ставит неудовлетворительную оценку. Затем через некоторое время производит опрос этого же слушателя по другой теме, и обучаемый получает хорошую оценку без учета тех пробелов в знаниях, которые имели место в рамках предшествующей темы.

10. Критериями оценки профессионального мастерства преподавателей могут выступать уровни сформированности профессионально-педаго-гических умений: гностических, конструктивных, организаторских, информационных, коммуникативных. В целом, это знания, умения, навыки, способы деятельности, методика преподавания, уровень воспитанности, интеллигентности и т.п.

Таким образом, необходимо каждому преподавателю осознать, с какой целью он идет на каждое занятие, что нового, интересного и полезного он несет слушателям, какие средства он будет использовать при обучении (т.е. как будет обучать) и насколько эффективно сможет управлять учебно-познавательным процессом слушателей, какого уровня усвоения учебного материала он сможет достичь в конкретной учебной группе на этом и последующих занятиях, как достоверно оценить уровень необходимых для практической

деятельности знаний, какими качествами профессионала он обладает и что ему необходимо усовершенствовать в своей профессиональной деятельности.

Каждый педагог должен помнить о том, чтобы стать хорошим профессионалом, надо быть ученым, философом, психологом, артистом, воспитателем и, безусловно, высоконравственным человеком, а также неустанно работать над вопросами совершенствования своего профессионального мастерства, любить свою работу, преподаваемую учебную дисциплину и тех, кого он обучает.

Педагог должен убеждать слушателей в необходимости широкого спектра знаний для специалиста системы МВД России, поэтому важно вырабатывать у слушателей потребность постоянной работы над собой и, прежде всего, систематического обучения в рамках учебной программы.

Педагогический процесс, безусловно, является воспитывающим процессом. Воспитывающее воздействие па слушателей оказывают, во-первых, метод преподавания, во-вторых, учебный процесс в целом, т.е. его внутренняя установка и, в-треть-их, личность педагога, а в воспитательном смысле — слово, сказанное слушателю за пределами учебной аудитории, иногда дороже прослушанной им лекции.

Итак, названные некоторые пути совершенствования профессионального, педагогического мастерства преподавателей и в целом учебно-воспитательного процесса в вузе МВД позволяют улучшить качество подготовки и становления специалиста.

Литература

1. Зюлан И.А. Основы педагогического мастерства. -М., 1989.

2. Клейменов М.П. Приоритета в подготовке специалистов для аппаратов уголовного розыска// Современные проблемы подготовки специалистов для органов внутренних дел и роль Омской высшей школы милиции в их решении. - Омск, 1995. - С.28.

3. Парыгин Н.П., Соловей К).П. К проблеме многоуровневого обучения в вузах МВД России// Современные проблемы подготовки специалистов для органов внутренних дел и роль Омской высшей школы милиции в их решении. - Омск, 1995. - С.23-27.

4. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. - М., 1983.

5. Рувинский Л.И. Учителю о педагогической технике. - М., 1987.

6. Симонов В.Г1. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. — М., 1995.

7. Тальиина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.