Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Стерлядева Н.А., Чуканова Т.В. — Некоторые аспекты самосохранительного поведения студенческой молодежи в период пандемии коронавируса // Социодинамика. - 2022. - № 4. - С. 50 - 56. DOI: 10.25136/24097144.2022.4.37752 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=37752
Некоторые аспекты самосохранительного поведения студенческой молодежи в период пандемии коронавируса
Стерлядева Наталья Анатольевна
кандидат социологических наук
доцент, кафедра социологии и конфликтологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный университет" 656049,
Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова 66, каб. 520
656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ул. Димитрова, 66, каб. 520
Чуканова Татьяна Викторовна
кандидат социологических наук
доцент, кафедра Социальной и молодежной политики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» 656049,
Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова 66, каб. 504
656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 504
Статья из рубрики "Социальные исследования и мониторинг"
DOI:
10.25136/2409-7144.2022.4.37752
Дата направления статьи в редакцию:
28-03-2022
Дата публикации:
06-05-2022
Аннотация: Статья основана на материалах социологического исследования, проведенного в 2021 году в городе Барнауле. Автор подчеркивает значимость личной ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья. Отмечает важность поведения человека в отношении к своему здоровью как необходимого фактора его физического и психического благополучия. На основе анкетного опроса студентов Алтайского государственного университета изучены некоторые особенности самосохранительного поведения студенческой молодежи в период распространения пандемии коронавируса. Анализ показал, что большинство респондентов осознают важность сохранения здоровья, но при этом не ведут активной деятельности по
сохранению и восстановлению здоровья. Студентам не достает умений и навыков ведения здорового образа жизни. По данным опроса, пандемия коронавируса не оказала особого влияния на те или иные аспекты самосохранительного поведения студенческой молодежи. Только небольшая часть опрошенных попыталась изменить свои привычки в период распространения новой коронавирусной инфекции СОУШ-19, в том числе прошли вакцинацию. Социологическое исследование позволило выявить отношение современной студенческой молодежи к принимаемым антиковидным мерам. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что одной из функций вуза в современных реалиях должна стать работа по изменению поведения молодежи в отношении к собственному здоровью, по формированию навыков здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровье, самосохранительное поведение, студенческая молодежь, отношение к здоровью, здоровый образ жизни, ценность здоровья, культура здоровья, субъективная оценка здоровья, пандемия коронавируса, антиковидные меры
Здоровье - одна из важнейших потребностей человека, определяющая его способности к любой деятельности. Как отмечают исследователи, здоровье - это основная ценность жизни человека, оно занимает наиболее высокую ступень в иерархии потребностей
человека
В определенной степени здоровье зависит от личной ответственности человека за его сохранение. Образ жизни - это существенный фактор сохранения и развития здоровья, который показывает, как организована повседневная жизнедеятельность социальных групп, общества или отдельного человека.
Здоровье населения признается в качестве стратегического потенциала и фактора национальной безопасности страны, а пропаганда и культивирование здорового образа жизни становятся первоочередной государственной задачей и задачей всего общества
Ценность здоровья становится не только человеческим, личностно значимым, но и социальным капиталом, без которого невозможно достижение высоких показателей общественного развития, а также обеспечение национальной безопасности государства
Самосохранительное поведение и здоровый образ жизни тесно связаны между собой, так как способствуют укреплению и сохранению здоровья, но они не тождественны
Здоровый образ жизни можно определить как поведение, направленное на сохранение и развитие здоровья человека. Самосохранительное поведение обусловлено социально-экономическими, политическими условиями места проживания, сложившимися там образцами, стереотипами поведения, нормами, ценностями общества и конкретного человека, его образом жизни.
Самосохранительное поведение определяется как «система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни индивида» [2, с 15].
По мнению И.Б. Назаровой, «самосохранительное поведение - это не только своевременное обращение за квалифицированной помощью, но и определенный стиль жизни, предполагающий активные занятия физкультурой, отказ от курения и алкоголя,
регулярные профилактические наблюдения» ^^
Самосохранительное поведение можно рассматривать «как готовность каждого члена общества нести ответственность за сохранение собственного здоровья и продление жизнедеятельности» ^^
По мнению А.И. Федорова, отношение человека к здоровью может быть охарактеризовано следующими показателями: оценка (самооценка) здоровья, медицинская и гигиеническая информированность (знания в сфере здоровья), ценностные установки в сфере здоровья, деятельность человека по сохранению своего здоровья [9, с- 91].
Субъективная оценка своего здоровья отражает в определенной степени объективную характеристику здоровья. Также она позволяет получать информацию о состоянии здоровья людей, которые не обращаются к врачу, а значит, в этом случае отсутствуют медицинские исследования. Кроме того, учитывая субъективную оценку своего здоровья, можно прогнозировать поведение людей, которые относятся к группе риска. В целом самооценка своего здоровья связана с самооценкой индивидом самого себя и своих возможностей.
Результатом самосохранительного поведения населения является тот или иной уровень состояния здоровья и продолжительности жизни. Поведение человека в отношении к своему здоровью есть наиболее важный фактор, оказывающий влияние на его физическое и психическое состояние, так как при сходных экологических, генетических и бытовых условиях физическое благополучие обусловлено именно этим фактором [5, сКак отмечают исследователи, являясь важнейшей характеристикой социального самочувствия, оценка индивидом собственного здоровья становится также одним из
критериев степени адаптированности индивида ^^
В рамках эмпирического исследования, проведенного в г. Барнауле, изучались особенности самосохранительного поведения студенческой молодежи в период распространения пандемии коронавируса. В анкетном опросе приняли участие 120 студентов 1, 2 и 3 курсов обучения института гуманитарных наук Алтайского государственного университета. Анализ данного исследования показал следующие результаты.
Как показало исследование, большинство респондентов (61%) считают свое здоровье хорошим, чуть более трети (35%) - удовлетворительным, всего 7% - плохим, остальные участники опроса не могут определить уровень своего здоровья. При этом только 21% респондентов заботятся о своем здоровье постоянно. При определении здоровья как ценности были получены следующие результаты: 33% участников опроса считают здоровье главной ценностью в жизни, при этом готовы о нем заботиться. Почти половина респондентов (46%) отметили, что «здоровье - это важно, но не всегда получается о нем позаботиться». Большинство студентов (72%) считают, что здоровье зависит от них самих. При этом чуть менее трети опрошенных (29%) изменили свое отношение к здоровью в период пандемии коронавируса, считают ее реальной угрозой собственному здоровью. За здоровье родных и близких (особенно пожилого возраста) боятся больше половины респондентов (52%). Часть опрошенных (12%) убеждены, что новая коронавирусная инфекция не принесет вреда ни им самим, ни их близким.
Осознание ценности здоровья еще не гарантирует его сохранения и укрепления. Необходимо, чтобы в мотивационной сфере личности присутствовали установки на самосохранительное поведение. Следствием позитивной личностной мотивации и готовности вести здоровый образ жизни могут являться только определенные действия. В этой связи в ходе исследования была сделана попытка выявить установки студенческой молодежи на самосохранительное поведение. Одним из компонентов здорового образа жизни как основы самосохранительного поведения является занятие физкультурой и спортом. Несмотря на то, что с этим согласны большинство опрошенных студентов (86%), регулярно занимаются спортом всего 18% респондентов, а выполняют физические упражнения и утреннюю зарядку только 6% студентов. При этом следует отметить, что часть респондентов (31%) все-таки увлекаются различными видами спорта, занимаются ими иногда, а на регулярные занятия не хватает либо времени, либо денежных средств. Большая часть опрошенных (59%) для поддержания здоровья гуляют на свежем воздухе и посещают занятия по физкультуре в ВУЗе. В целом, полученные данные свидетельствуют о недостаточной физической активности студенческой молодежи.
Значительная часть студенческой молодёжи (86%) высказались за отказ от вредных привычек. Так как считают, что отсутствие вредных привычек - необходимая составляющая самосохранительного поведения. Но при этом, по мнению трети респондентов (31%), иногда допустимо употребление алкоголя и сигарет.
Важнейшим компонентом самосохранительного поведения является правильное питание. Больше половины респондентов (53%) следят за своим питанием, руководствуются рекомендациями о здоровом питании, стараются не употреблять вредные для здоровья и высококалорийные продукты (фастфуд, газированные напитки). Большая часть опрошенных (67%) употребляют в пищу фрукты и овощи, 13% студентов стараются принимать витамины. Но в целом, исследование показало, что намерение сохранить здоровье не является основным мотивом пищевого поведения. Часть респондентов, следящих за рационом питания (19%), делают это из желания сохранить фигуру или похудеть, а также следуют моде. Почти треть опрошенных (29%) отметили, что качественное здоровое питание не доступно им по доходам.
Полученные результаты только подтверждают выводы ряда исследователей о том, что «причины пассивного поведения студентов по сохранению и восстановлению здоровья видятся в низкой культуре здоровья, недостатке умения и навыков ведения здорового образа жизни. Не отвергая значимости здорового образа жизни, студенты ставят под сомнение его необходимость в студенческий период жизни» ПШ.
В процессе исследования были выявлены некоторые поведенческие установки студенческой молодежи в период распространения новой коронавирусной инфекции. В целом, большинство опрошенных (69%) положительно относятся к антиковидным мероприятиям, проводимым органами власти. Тем не менее, среди студентов нет единого мнения относительно мер, принимаемых в борьбе с пандемией. Так, большинство респондентов (79%) соблюдают правила личной гигиены: моют руки с мылом, применяют антисептики, но при этом регулярно носят маски только 19%. Большая часть студентов (73%) считают их бесполезными. Стараются соблюдать социальную дистанцию всего 6% опрошенных. Не предпринимают никаких мер 14% респондентов. Против введения QR-кодов выступают 38% опрошенных, почти треть респондентов (29%) считают введение QR-кодов необходимым средством предотвращения эпидемии, 24% студентов - за их введение лишь в определенных местах и на период пика пандемии.
При выявлении намерений студентов сделать прививку от COVID-19 были получены следующие результаты. Лишь небольшая часть респондентов (12%) вакцинировалась на момент проведения опроса. Для большей части вакцинированных студентов (78%) прививка является достаточно эффективным средством защиты от коронавируса. Остальные (22%) сделали ее в силу вынужденных обстоятельств, среди которых были названы «настаивали родители», «поездка на отдых или в другой город», «введение QR-кодов, необходимых для посещения общественных мест». В целом, ставить или нет прививку, по мнению 73% респондентов, - личное дело каждого.
Среди тех, кто не вакцинировался на момент проведения опроса, 14% считают, что прививка от COVID-19 не приносит никакой пользы и вреда. При этом они высказались о намерении вакцинироваться в том случае, если это будет также требоваться в дальнейшем для посещения массовых мероприятий или поездок. Часть респондентов (6%) уже переболели коронавирусом, половина из них (52%) планируют прививаться после падения антител, а 40% считают, что болели в легкой форме, и в дальнейшем не будут делать прививки, остальные (8%) пока не определились. При выявлении причин отказа от вакцинации были получены следующие результаты: 19% респондентов не планируют делать прививку, так как считают, что это принесет вред их здоровью, если не сейчас, то в будущем («прививка может повлиять на репродуктивную функцию, негативно воздействовать на ДНК»). Также среди причин отказа от вакцинации назывались недоверие к вакцине («неизученность данной вакцины, - нужны годы испытаний», «вирус мутирует, - вакцина не поможет», 11%); удовлетворенность своим здоровьем («сильный иммунитет», 8%); наличие хронических заболеваний, в том числе аллергических (7%); боязнь симптоматических проявлений вакцинации (5%). В целом, студенты выступают против введения обязательной вакцинации в высших учебных заведениях. По мнению большинства респондентов (88%), прививка должна быть добровольной.
Помимо вышеописанных поведенческих установок, в ходе исследования была сделана попытка выяснить, оказала ли какое-либо влияние пандемия коронавируса на те или иные аспекты самосохранительного поведения студенческой молодежи. Лишь небольшая часть опрошенных (28%) попытались изменить свои привычки, чтобы повысить иммунитет. Респонденты назвали следующие здоровьесберегающие меры: перестали заниматься самолечением (обращаются к врачу при первых признаках болезни); увеличили физическую активность; стали больше бывать на воздухе, в том числе ходить пешком, не пользуясь общественным транспортом; изменили рацион питания; стали употреблять витамины и профилактические медицинские препараты; уменьшили потребление алкоголя и сигарет.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что одной из функций вуза в современных реалиях должна стать работа по изменению поведения молодежи в отношении к собственному здоровью.
Библиография
1. Варламова С.Н., Седова Н.Н. Здоровый образ жизни - шаг вперед, два назад // Социологические исследования. - 2010. - № 4. - С. 75-88.
2. Журавлева И.В. Здоровье подростка: социологический анализ. -М.: Издательство института социологии РАН, 2002. - 240 с.
3. Каневская Т.М. Пропаганда ценностей здорового образа жизни как средство профилактики зависимостей в студенческой среде педагогического вуза: теория и практика // Педагогическое образование в России. - 2011.- № 4. - С. 87-95.
4. Козырева П. М., Смирнов А. И. Динамика самооценок здоровья россиян: актуальные тренды постсоветского периода // Социологические исследования. - 2020. - № 4. -С. 70-81.
DOI: 10.31857^013216250009116-0.
5. Лебедева-Несевря Н.А. Социология здоровья: учеб. пособие для студ. вузов; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. - Пермь, 2011. - 238 с.
6. Назарова И.Б. Субъективные и объективные оценки здоровья населения // Социологический журнал. - 1998.- № 3/4. - С. 246
7. Петраш М. Д., Муртазина И. Р. Понятие «здоровый образ жизни» в психологических исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. - 2018. - Т. 8. - Вып. 2. - С. 152-165.
8. Ростовская Т.К., Иванова А.Е., Князькова Е.А. Практики самосохранительного поведения россиян (результаты всероссийского социологического исследования Демографическое самочувствие России). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(1):66—75. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-66-75.
9. Федоров А.И. Отношения подростков к здоровью: социологический анализ // Образование и наука. - 2008. - №1 (49).
10. Филоненко В.И., Никулина М.А., Патраков Э.В., Ковтун О.П. Представления о здоровье и здоровьесбережении у студенческой молодежи // Социологические исследования. - 2018. - № 7. С. - 152-157. DOI: 10.31857^013216250000188-9.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Проблема, затрагиваемая автором в представленной статье, бесспорно, актуальна, и в этом смысле авторский подход и результаты соответствующего исследования могут обладать эвристической ценностью. Важное значение имеет тот факт, что автор останавливается не на одном аспекте в рассмотрении указанной проблемы, а предполагает сделать акцент на нескольких имеющих непосредственное отношение к теме аспектах.
В содержательном плане можно отметить, что автор исходит из концептуального осмысления одной из ключевых ценностей для любого человека - ценности здоровья. В этом смысле автор сосредоточен на различных интерпретациях ценности здоровья, но также приводит и свое видение содержания данного понятия. Вместе с тем автор сосредоточен также и на понятии самосохранительного поведения: дается его определение, анализируются некоторые варианты его трактовки. Проработка ключевых понятий может расцениваться как несомненное достоинство данной работы. Теоретическая проработка темы не вызывает сомнений, хотя имело бы, наверное, смысл определить границы отраслевой социологии, в рамках которой предпринимается конкретное исследование - я полагаю, что это может быть социология здоровья. Однако, судя по результатам теоретического анализа проблемы, автор руководствуется при этом положениями именно данной отрасли социологической науки. Что касается эмпирической части работы, то здесь мы видим, что автор в основу методики исследования положил анкетный опрос студентов. При этом не указывается выборка, не приводится стратегия отбора респондентов, но в то же время для постановки проблемы, которая в перспективах исследовательской практики может стать
одной из ключевых, имеющихся данных о характере эмпирического исследования вполне достаточно для верификации полученных результатов.
Итак, автором проведен опрос студентов, в статье содержатся некоторые результаты, которые позволяют раскрыть заявленную тему на должном уровне. Прежде всего обращает на себя внимание вариабельность итоговых результатов, что направляет автора статьи к получению важных итоговых обобщений. Так, например, автор показывает, что «осознание ценности здоровья еще не гарантирует его сохранения и укрепления» и делает вывод о необходимости присутствия в мотивационной сфере личности установок на самосохранительное поведение». Безусловно, следует согласиться с автором статьи в том, что полученные результаты позволяют дать общую оценку позитивной личностной мотивации и готовности вести здоровый образ жизни. Собственно, в этом состоит основная цель исследования, сформулированная автором статьи.
В статье также особое внимание уделено характеристике одного из компонентов здорового образа жизни как основы самосохранительного поведения - занятий физкультурой и спортом. С одной стороны вполне традиционно (и ожидаемо для работ по обозначенной теме) автор обращается именно к указанному аспекту самосохранительного поведения, но в то же время полученные данные эмпирики дают возможность сформулировать некоторые моменты, имеющие значение для раскрытия темы статьи.
Приведенные автором цифры не вызывают сомнений, в полной мере отражают рассматриваемую автором социальную практику. С другой стороны, автор демонстрирует достаточные возможности для интеграции эмпирических результатов в авторский подход, дающий представление о некоторых новых аспектах поведения молодежи и в частности, самосохранительных практик студенчества. Любопытные результаты получены автором в ходе выяснения отношений студентов к ситуации с ковидом, к прививкам против данного заболевания и т.д. Приводимые обобщения дают наглядную картину тому, как под воздействием ковида некоторые социальные практики тех или иных групп или общностей меняются и способствуют возникновению новых систем ценностных ориентаций индивидов. Таким образом, можно констатировать, что автору удалось раскрыть обозначенную в названии статьи тему, представить итоговые выводы, имеющие значение для понимания проблемы. Библиография отражает владение проблематикой и позволяет получить важные выводы. Статья может быть рекомендована к публикации.