Научная статья на тему 'Некоторые аспекты реформирования пенитенциарной системы Украины'

Некоторые аспекты реформирования пенитенциарной системы Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КРИМИНАЛЬНОИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / КРИМИНАЛЬНОИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ЗАКРЫТЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ / ОСУЖДЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашник Н. Г.

В статье освещаются состояние и проблемы уголовноисполнительной политики, опыт применения уголовных наказаний и организация деятельности пенитенциарных учреждений Украины. Рассматриваются вопросы эффективности функционирования национальной уголовноисполнительной системы в современных условиях, а также мероприятия по ее реформированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калашник Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты реформирования пенитенциарной системы Украины»

Некоторые аспекты реформирования пенитенциарной системы Украины

Н.Г. КАЛАШНИК - заместитель председателя Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний

В статье освещаются состояние и проблемы уголовно-исполнительной политики, опыт применения уголовных наказаний и организация деятельности пенитенциарных учреждений Украины. Рассматриваются вопросы эффективности функционирования национальной уголовно-исполнительной системы в современных условиях, а также мероприятия по ее реформированию.

Ключевые слова: государственная криминально-исполнительная служба; криминально-исполнительная инспекция; закрытые учреждения; исправительные центры; следственные изоляторы; осужденные.

По данным общественных организаций и СМИ, сегодня около 9 млн граждан Украины имеют личный тюремный опыт: отбывали наказание или длительное время были под следствием (в среднем до 18 мес.). Этот факт и его последствия заметно влияют на ход социально-экономических реформ в нашем государстве, а в ряде случаев ставят их под угрозу.

Государственная криминально-исполнительная служба Украины (ГКИСУ) насчитывает 184 закрытых учреждения и 703 участка криминально-исполнительной инспекции (КИИ), курирующие исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. В целом на попечении ГКИСУ одновременно находится почти 300 тыс. чел.: 35-37 тыс. - в следственных изоляторах (СИЗО); 105-107 тыс. - в закрытых учреждениях; 5-7 тыс. этапируются к местам назначения; почти 150 тыс. подучетны КИИ.

Около 80% из тех, кто попал за решетку, имеют те или иные акцентуации характера, то есть их поведение может быть непредсказуемым и неконтролируемым. 90% не владеют ни одной рабочей профессией или потеряли профессиональные умения и навыки в результате длительного нетрудоустройства. В среднем 65-70% осужденных фактически являются нетрудоустроенными.

Альтернативное наказание, в ходе исполнения которого осуществляется благоустройство

городов, дорог, поселков, отдельных районов и объектов культурно-экономической деятельности, позволит при минимальных затратах из местных бюджетов выполнить большие объемы хозяйственных работ. Только в 2009 г. при минимальном использовании потенциала КИИ в государственный бюджет Украины было перечислено 10 млн гривн за участие осужденных в ликвидации последствий стихийного бедствия, расчистку старых устьев малых рек для возобновления естественной дренажной системы украинских земель, уборку улиц, парков, кладбищ и т.д.

Двадцать лет назад, реформируя систему исполнения наказаний в своих государствах, страны Восточной Европы пошли путем сокращения закрытых учреждений и превращения их в исправительные центры. Наиболее прибыльными направлениями деятельности предприятий исправительных центров стали сбор и переработка мусора, изготовление резиновой обуви, фасовка стиральных порошков, животноводство, дубление кожи животных, сельскохозяйственные, авторемонтные работы, ремонт и обслуживание дорог и т.п. Данные нововведения были поддержаны спецпроектами (грантами) Совета Европы. Например, в свое время Венгрии было предоставлено 48 доноров-предпринимателей из Испании, Польше - 41 из Германии и Великобритании.

На территории каждого закрытого учреждения в Украине есть производственные заведения разного профиля, которые сегодня большей частью сдаются в аренду частным лицам. Создание на базе предприятий в тюрьмах холдинга по примеру стран Восточной Европы, Балтии и Казахстана было бы эффективной и современной формой ведения хозяйства, обеспечило бы условия для повышения эффективности профтехобразования осужденных и их последующей ресоциализации.

В случае реформирования 52 учреждений в исправительные центры государство постепенно получило бы значительные финансово-экономические бонусы даже за счет сокращения расходов на содержание, присмотр, охрану, безопасность, лечение, этапирование осужденных. В корне изменилась бы сама философия отбывания наказания. Содержание одного человека за решеткой обходится в 27 раз дороже обеспечения исполнения альтернативных видов наказаний. Следует учесть и то, что нахождение одного человека в исправительном центре в 20 раз дешевле, чем в закрытом учреждении.

В свое время экономическая рентабельность исправительной колонии имела место при содержании в ней не менее 1250 чел. После постепенного сокращения численности заключенных в закрытых учреждениях более чем на 40 тыс. чел. (за счет применения альтернативных видов наказаний) реальная необходимость закрытых учреждениях составила не более 100 (с учетом заведений для несовершеннолетних и женщин).

Эксперты Еврокомиссии обозначили 5 направлений реформирования ГКИСУ, реализуя которые можно получить финансовую, техническую помощь международных фондов, а также социально-экономическую выгоду:

1) создание службы пробации на базе КИИ, то есть расширение применения альтернативных видов наказаний с обязательным трудоустройством по закону;

2) строительство воспитательного центра для содержания несовершеннолетних преступников, развитие профтехобразования в соответствии с требованиями Болонского протокола;

3) строительство учреждения-модели для содержания женщин, которые имеют детей в возрасте до 3-х лет, с последующим переводом женщины-матери в исправительный центр;

4) перестройка современной сети профтехобразования за счет использования возможностей дистанционной, факультативной, кружковой и индивидуальной форм учебы согласно Болонскому протоколу;

5) совершенствование системы подготовки кадров, создание учреждения повышения квалификации для работников ГКИСУ и переквалификации резерва на вакантные должности (по модели, которая используется в учебных заведениях подготовки кадров для криминально-исполнительных систем Восточной Европы).

Срок реализации протоколов о намерениях и меморандумов с зарубежными партнерами подходит к концу во второй половине в 2010 г.

Совет Европы всячески поддерживает проект Украины о переносе семи наиболее старых СИЗО, находящихся в областных центрах, за их пределы. В начале 2009 г. состоялось специальное заседание Правительства Украины, где рассматривались перспективы строительства новых СИЗО.

В начале 2007 г. в Брюсселе экспертами Ев-рокомиссии обсуждались возможности поддержки данного проекта. С целью осуществления реформ в украинской системе выполнения наказаний при поддержке Совета Европы 100 работников ГКИСУ прошли учебу и стажировку за рубежом.

В настоящее время ГКИСУ выполняет ряд заданий, не свойственных ей. Например, осуществляет розыск беглецов, который иногда затягивается на несколько лет и требует существенных средств из бюджета ГКИСУ (командировочные расходы, специальная амуниция, транспортировка беглеца и др.), привлечения значительного количества сотрудников. Возвращение охранных функций во внутренние войска МВД (как было до 1998 г.) станет препятствием для проявлений коррупции, злоупотребления властью чиновниками ГКИСУ.

Значительные бюджетные средства можно также высвободить за счет пересмотра сроков пребывания в СИЗО подследственных и подсудимых. Число освобожденных из СИЗО из-за отсутствия состава преступления, по болезни или тех, в отношении которых применено альтернативное наказание, сегодня составляет 75%. Но на их необоснованное длительное пребывание в СИЗО государство тратит значительные средства (только на коммунально-бытовые потребности - 35 гривн в сутки на одного человека). К примеру, в 2008 г. через 32 СИЗО Украины прошло почти полмиллиона человек, на что ушли огромные средства.

Упорядочение штатного расписания согласно требованиям классификатора специальностей значительно улучшило бы финансовую и кадровую ситуацию системы ГКИСУ. Внедрение системы прохождения практики студентов гуманитарных, экономических, технических и других специальностей на базе учреждений и участков ГКИСУ позволило бы стабилизировать кадровую политику и уменьшить кадровый дефицит, который только в подразделах КИИ составляет на сегодня почти 5 тыс. чел.

Организация питания в закрытых учреждениях может быть передана сети гражданских заведений, которые взяли бы на себя ответственность за осуществление общественного контроля за качеством и достаточным количеством еды для осужденных. Это стало бы серьезным шагом к внедрению прозрачной тендерной политики, препятствием коррупции, разворовыванию государственных средств.

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Сократить расходы на здравоохранение заключенных в 2-4 раза можно за счет перевода так называемых «туберкулезных отрядов» из учреждений, где содержатся и здоровые заключенные, в учреждения, где действуют специализированные туберкулезные больницы, и внедрить там обязательную трудо- и арттерапию. Это также будет способствовать локализации заболевания и минимизирует последствия и рецидивы туберкулеза.

Этапирование заключенных до сих пор остается сложным и слишком дорогим. Оно осуществляется в срок до 3-х месяцев в так называемых «столыпинских вагонах», которые уже давно не отвечают своим требованиям, связано с высокими расходами на ежесуточный паек каждому заключенному, обеспечение санитарно-гигиенических норм, лечение, бытовые расходы на ночевку и дополнительное питание в СИЗО.

Эксперты Еврокомиссии обсуждали проект приобретения для Украины специализированного автотранспорта, который по 12 позициям может сократить расходы государства и снять остроту вопроса формирования этапов, распространения инфекций социально опасных болезней, нарушения прав человека. Срок рассмотрения заявления и проекта подходит к концу также в 2010 г.

Наибольший вред здоровью заключенных наносится именно во время этапирования. Преодоление его последствий в дальнейшем нуж-

дается в значительных расходах: на ликвидацию дефицита веса (этапированные теряют 5-10 кг), лечение туберкулеза, педикулеза, хронических болезней.

С целью соблюдения конституционных прав человека, который пребывает в изоляции, в системе исполнения наказаний может быть создана сеть страхования жизни, здоровья, бизнеса и имущества тех, кто попал за решетку.

Восемь учреждений ДКВСУ размещено на территориях и в помещениях бывших духовно-религиозных заведений. Факт возвращения церкви этих территорий и помещений мог бы, с одной стороны, стать актом доброй воли в диалоге между церковью и государством, а с другой - дать ГКИСУ некоторые средства на решение неотложных потребностей.

Все чаще заключенные, их родственники и общественные организации обращаются с исками в Европейский суд по правам человека. Вышеизложенные мероприятия дадут возможность значительно сократить расходы на выплату государством компенсаций по приговорам за счет устранения недостатков деятельности ГКИСУ.

Вопрос реформирования ГКИСУ может быть успешно решен на государственном уровне через изменение устаревшего законодательства и менеджмента, рациональное сотрудничество с профильными министерствами и ведомствами, международными организациями, общественными объединениями и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.