Кострюков А.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье рассмотрены методологические аспекты технологий преподавания графических дисциплин для целенаправленного формирования готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности в ходе реализации модели непрерывного изучения графических дисциплин. Ключевые слова: инженерная графика, графическая культура
В настоящее время происходят кардинальные изменения характера профессиональной подготовки специалистов технического направления. С одной стороны современное общество провоцирует социальный заказ на специалиста, способного выполнить свою профессиональную деятельность практически без адаптации к той или иной сфере производства и способного к многоуровневому социально-управленческому моделированию.
С другой - современные государственные образовательные стандарты Российского высшего профессионального образования строго фиксируют нормы учебных часов, отводимых на обязательное изучение студентами начертательной геометрии и инженерной графики. Очевидно, что государство стремится жестко регламентировать в компетенции самих вузов определение количества времени на изучение инженерной графики, полагая, что распределение учебных часов на изучение различных дисциплин будет не в пользу последней.
Повышение эффективности подготовки компетентностных специалистов в системе высшего профессионального образования, на современном этапе, привело к необходимости поиска новых педагогических условий, становление и развитие общей профессиональной культуры, и в частности профессиональной графической культуры.
Как показывают опросы студентов технических специальностей, не все из них осознают личную и профессиональную значимость изучения, как начертательной геометрии, так и инженерной графики. Значительная часть студентов считает знание инженерной графики необязательным для того, чтобы стать хорошим специалистом. Однако темпы глобализации, взаимопроникновения, интеграции межнационального характера таковы, что можно с уве-
ренностью прогнозировать скорое наступление такого времени, когда специалист с высшим образованием просто может оказаться несостоятельным без умения получать и обрабатывать графическую информацию.
Язык графики является одним из выражений технической культуры, и расширяет сферу коммуникативных возможностей личности, владеющей этим языком. С помощью графического языка можно расширить коммуникативное пространство личности, используя содержательную составляющую графического характера.
Одним из основных условий формирования графической культуры в системе обучения при изучении графических дисциплин является разработка учебно-дидактического комплекса, включающего в себя: подбор соответствующего инструментария для педагогической диагностики, моделирование учебного материала при сохранении объема информации определенной государственными программами, подбор и разработку учебно-дидактических средств, разработку и применение технологий обучения на занятиях по изучению графических дисциплин.
Педагогические исследования в области обучения [1, 2, 3] подтверждают, что возможности совершенствования системы обучения кроются в четкой постановке целей, в отборе технологий обучения технической графики, а также в анализе результатов обучения.
Формирование умений творческой деятельности предполагает усвоение способов творческой деятельности [4].
С педагогической точки зрения творчество состоит в создании объективно или субъективно качественного нового продукта, процесс создания которого требует проявления одного или нескольких из указанных приемов. И эти приемы, особенно при обучении в вузе, надо научить-
ся распознавать и применять при изучении различных дисциплин, в том числе и графических, так как без них невозможно сформировать творчески развитого специалиста - инженера.
Формой скрытой фиксации этих приемов является проблемная графическая работа во всем многообразии ее вариантов. Скрытой потому, что первоначально субъект не знает способа решения проблемы. Иначе, - это не проблема и не проблемная задача. Лишь после решения можно определить, какие приемы для того понадобились. Но в этом и заложен источник возможного обучения творчеству. Педагог при этом знает решение, знает и багаж знаний студентов.
Выстраивая или выбирая графическое задание [6, 7], педагог распознает требуемые для решения приемы творческой деятельности, учитывает имеющиеся в запасе у студентов знания и осознает приблизительный размер ассоциативного ряда между ситуациями задания и искомым знанием (новым алгоритмом решения). Только этим путем и можно научить творческому мышлению, т.е. предъявляя студентам задания, которые содержат проблемы, педагог ставит студентов в проблемную ситуацию, притом посильную. По мере решения в практике таких задач студенты усваивают последовательность ее анализа и алгоритм решения проблемы, их структуру, начинают ими пользоваться все свободнее.
То обстоятельство, что приемы творческой деятельности отражаются не в каждой задаче, приводит к выводу о том, что в обучении творчеству нужна не случайная совокупность графических заданий, а их система, отличающаяся рядом показателей, включающих их решения (сначала на репродуктивном уровне, затем - с переходом к творческим задачам, с учетом типов проблем, методов познания в данной области знаний).
При этом количество изучаемой информации не должно вести к перегрузке студентов за счет увеличения изучаемого информационного блока, что в конечном итоге характеризует экстенсивный путь в обучении и не повышает его качество. Интенсивность обучения за счет количества информации может быть осуществлена тогда, когда происходит углубление изучения известных тем за счет усвоения способов творческой деятельности, способов интеллектуальной деятельности (анализ, синтез и т.п.), способов управления своим процессом познания (планирование, самоконтроль и т.п.).
Формирование системы знаний по графическим дисциплинам при обучении в техническом вузе является важной составной частью становления общей культуры будущих специалистов - сегодняшних студентов. При этом студента необходимо вывести на уровень самообразования и саморазвития, так как формирование культуры личности и профессионализма специалиста - происходит постоянно в течение всей его жизни [3].
Преподаватель графики призван помочь студентам осознать роль и место системы графических знаний в становлении личности инженера, освоить своеобразный язык выражения инженерной мысли и своего отношения к миру. Он должен научить видеть объемно-пространственное выражение инженерной мысли на плоскости, позволяющее осознать сущность проектируемых механизмов, их будущее применение в жизни как части культуры народов нашей планеты и сформировать бережное отношение к культурному наследию прошлого и настоящего.
Обучение в вузе рассматривается как развивающее и воспитывающее т.е. реализация обучающих целей может быть достигнута только при соответствующей мотивации. В противном случае, как отмечает И.Я. Лернер [5], реализация образовательных целей может не состояться.
Таким образом, для разработки модели обучения графике, обеспечивающей усвоение студентами графической культуры, нами были определены:
- состав целей обучения (репродуктивный и творческий уровень);
- принцип отбора информационного материала для изучения основного графического материала;
- способы деятельности (технологии) необходимые для усвоения материала по графике;
- сроки реализации модели: количество часов на изучение материала по семестрам.
Отбор информации для дополнительного изучения графических дисциплин определяется на основе анализа ошибок в работах студентов.
В предлагаемой модели обучения графическим дисциплинам на первом курсе Оренбургского государственного университета обучение дается в логике познания этой области человеческой культуры от формирования опыта репродуктивной к творческой деятельности идущего на фоне мотивации как отношения
ствует II, III уровням усвоения, которые требуют сформированности умений управлять самостоятельной деятельностью, как необходимых условий для творческой деятельности.
Формирование профессиональных способностей начинается с формирования академических знаний, затем добавляются организаторские, коммуникативные и конструктивные, что тоже связано с постановкой образовательных целей занятий на всех уровнях усвоения.
Формирование знание по графическим дисциплинам при обучении студентов является важной составной частью становления общей культуры будущих специалистов - сегодняшних студентов технического вуза. При этом обучение студента должно быть построено так, чтобы оно давало возможность вывести студента на уровень самообразования и саморазвития, так как формирование культуры личности и совершенствование профессионализма специалиста происходит постоянно в течение всей жизни.
5.05.2011
Список литературы:
1. Загвязинский В.Н. Теория обучения: современная интерпретация / Учеб. Пособие для студентов высших педагогических заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. -192с.
2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -Издательская корпорация «Логос», 1999. -272с.
3. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высшая школа, 1990. -142с.
4. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2001. -544с. с ил. (серия «Учебник нового века»).
5. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. -М., 1995. -342с.
6. Кострюков А.В., Семагина Ю.В. Начертательная геометрия. Практикум (сборник заданий): учебное пособие по курсу «Начертательная геометрия» / Оренбург: ОГУ, 2010. -106с., ил.
7. Ваншина Е.А., Кострюков А.В., Семагина Ю.В. Инженерная графика. Практикум (сборник заданий): учебное пособие по курсу «Инженерная графика» / Оренбург: ОГУ, 2010. -194с., ил.
Сведения об авторах:
Кострюков Андрей Всеволодович, д.п.н, профессор кафедры начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]
UDC 378.147:766 Kostrukov A.V.
Orenburg state university
SOME ASPECTS OF DEVELOPING GRAPHIC CULTURE AMONG STUDENTS MAJORING IN TECHNICAL SCIENCES
The article describes teaching methodologies for graphical disciplines. The technologies aim at forming students’ readiness for self-instruction when having continuous studies of graphical disciplines.
References:
1. Zagvyazinskiy V.I. Research activities of a teacher. - Moscow: Publishing center “Academia”, 2008. - 292 p.
2. Serikov V.V. Education and personality. Theory and practice of designing pedagogical systems. - Publishing corporation «Logos», 1999. - 272 p.
3. Krilova N.B. Culture formation of a future specialist. Moscow: Visshaya Shkola, 1990 - 142 p.
4. Chutorskoy A.V. Didactic heuristics. Publishing house of the Moscow State University, 2003. - 246 p.
5. Lerner I.Y Philosophy of didactics and didactics as philosophy. Moscow., 1995. - 342 p.
6. Kostrukov A.V., Semagina Yu. V. Descriptive geometry. Class book. Orenburg: Orenburg State University, 2010. - 106 p.
7. Vanshina E.A., Kostrukov A.V., Semagina Yu. V. Engineering graphics. Class book. Orenburg: Orenburg State University. 2010. - 194 p.
к профессионально необходимой научной информации.
При разработке модели обучения графическим дисциплинам определены на оперативном уровне: «дерево» целей; информационный материал по графике для дополнительного усвоения. Определены дидактические средства для реализации целей при изучении графических дисциплин в вузе.
При определении развивающих целей учитывался их имманентный характер, т.е. они вытекают из образовательных и воспитательных составляющих оперативной цели.
При анализе модели работы по изучению графических дисциплин можно сделать следующие выводы.
В первом семестре основная цель - развитие памяти, что соответствует I, II уровням усвоения образовательных целей; во втором семестре цель - развивать образное мышление и пространственное воображение, что соответ-