Научная статья на тему 'Некоторые аспекты разработки профессионального стандарта руководителя сестринской службы'

Некоторые аспекты разработки профессионального стандарта руководителя сестринской службы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / WORK FUNCTION / РУКОВОДИТЕЛЬ СЕСТРИНСКОЙ СЛУЖБЫ / THE HEAD OF THE NURSING SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бурковская Юлия Валерьевна

Представлены результаты исследования по разработке перечня трудовых функций для профессионального стандарта деятельности руководителя сестринской службы учреждения здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бурковская Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL STANDARDS OF HEAD OF NURSING SERVICES

The results of research about development of a list of job functions for the professional standard activity of the head of nursing health care service are presented.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты разработки профессионального стандарта руководителя сестринской службы»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА РУКОВОДИТЕЛЯ СЕСТРИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Ю.В. Бурковская1

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Представлены результаты исследования по разработке перечня трудовых функций для профессионального стандарта деятельности руководителя сестринской службы учреждения здравоохранения.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, трудовая функция, руководитель сестринской службы

Согласно современному состоянию развития здравоохранения, стандарт является способом выражения критерия оценки качества медицинской помощи [1]. На сегодняшний день возникла потребность разрабатывать не только стандарты медицинской помощи, но и профессиональные стандарты деятельности, поскольку только грамотный и опытный специалист может оказать качественную медицинскую помощь, непосредственно руководствуясь своим перечнем трудовых функций [2].

В основе профессионального стандарта лежит описание трудовых функций, которые выполняет специалист в рамках конкретной трудовой деятельности. Профессиональный стандарт — это точное описание того, что ожидается от человека, работающего в каком-либо виде экономической деятельности, а трудовая функция

1 Бурковская Юлия Валерьевна — ассистент кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого МГМУ имени И.М. Сеченова; 127473, Москва, ул. Достоевского, д. 2, стр. 2; тел.: 8(495) 688-72-54; e-mail: [email protected].

является «единицей» профессионального стандарта [3].

Повышение качества и эффективности управленческой деятельности главных медицинских сестер возможно только на основе использования современной науки об управлении.

Важная роль в организации работы сестринской службы принадлежит руководителям сестринских служб на различных уровнях: заместителю главного врача по управлению сестринской деятельностью, главной медицинской сестре, старшей медицинской сестре, менеджерам.

В условиях реформировании здравоохранения России, формирования и интенсивного развития негосударственного сектора, внедрения рыночных механизмов и т.п., органы управления здравоохранением должны иметь возможность проведения постоянной оценки уровня и качества работы медицинских организаций (МО). В ходе повседневной работы администрация МО обязана принимать во внимание изменения внешнего окружения системы, совершенствования правовых и экономических механизмов управления, что должно побуждать ее вносить в деятельность МО изменения [1].

Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Также эта работа направлена на обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях [4].

Стандартизация ориентирована на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Профессиональный стандарт — это нормативный документ, отражающий минимально необходимые требования к профессиям по квалификационным уровням с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. Профессиональный стандарт включает в себя перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения профессиональных компетенций, необходимых работнику для качественной реализации трудовых функций [5].

Основное содержание профессионального стандарта формируется исходя из следующих положений:

— в общих чертах указываются основные направления деятельности работников для соответствующей профессии. На каждом квалификационном уровне определяются отвечающие должности, уровни профессионального образования и обучения, а также требования к опыту работы, к состоянию здоровья;

— определяются основные должностные обязанности — какие функции необходимо выполнять, чтобы соответствовать требованиям качества по конкретной профессии;

— устанавливаются все необходимые умения и навыки по каждой должностной обязанности;

— определяются основные знания, связанные с каждой должностной обязанностью.

При разработке профессиональных стандартов необходимо соблюдение следующих условий:

— максимальный учет интересов работодателей (специалистов, ученых отрасли) при описании требований к профессиям;

— ориентация на высокий отечественный и мировой уровень промышленного производства;

— применение единообразной методики разработки профессиональных стандартов по видам экономической деятельности;

— использование международной практики формирования профессиональных стандартов и сопоставимости требований к компетенциям по профессиям [2, 3].

Трудовая функция — это совокупность действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части производственного (бизнес-) процесса в рамках конкретного вида трудовой деятельности. Трудовая функция является «единицей» профессионального стандарта.

Профессиональный стандарт является продуктом коллективной деятельности работодателей, объединенных по видам экономической деятельности. Высокая эффективность системы профессиональных стандартов может быть достигнута в том случае, если консолидированные по видам экономической деятельности работодатели будут разрабатывать и обновлять профессиональные стандарты постоянно по мере появления новой техники и технологии. Это требует формирования корпуса отраслевых специалистов, работающих в области профессиональных стандартов, и обеспечения взаимодействия с системой профессионального образования [6].

В связи с вышеизложенным цель исследования — разработать перечень трудовых функций профессионального стандарта руководителя сестринской службы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проведен опрос 1144 руководителей сестринской службы из разных медицинских организаций Москвы с помощью специально разработанной анкеты, которая была направлена на выявление мнения рес-

пондентов по вопросам связанным со стандартизацией в здравоохранении. Анкета состояла из двух частей: основной и паспортной. Основная часть анкеты содержала вопросы, касающиеся представлений респондентов о модели деятельности руководителя сестринским персоналом в МО, определения уровня знаний респондентов по вопросам стандартизации и мнения респондентов по трудовым функциям, которые необходимо включить в профессиональный стандарт руководителя сестринской службой. При этом направление деятельности руководителя сестринской службы распределены в соответствии с главными функциями управления — планирование, организация, мотивация и контроль.

Паспортная часть анкеты включала вопросы, определяющие социально-демографические и другие характеристики самого опрашиваемого.

В исследовании также использовались такие методы, как аналитический, ранжирование и описательно-статистический.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ полученных результатов анкетирования показал, что в основном респонденты относятся к двум возрастным группам: 31—40 и 41—50 лет. По полу опрошенные распределились следующим образом: 1127 (98,5%) женщин и 18 (1,5%) мужчин. Наибольшее число (77,3%) респондентов имеют среднее медицинское образование. Доля лиц с высшим медицинским образованием составила 22,7%. Большинство респондентов имеют высшую квалификационную категорию. Следует отметить, что в 2012 г. повысили свою квалификацию 573 (50,1%) человека. Многие респонденты имеют стаж работы по специальности 11 —15 лет. Основная должность, занимаемая респондентами, — старшей медицинской сестры. По месту работы опрошенные распределились следующим образом: в больнице (участковая, районная, городская и т.п.) работают 417 человек (36,45%), в поликлинике (городская, районная, консультативно-диагностическая и т.п.) — 274 (23,95%), в других МО — 453 (39,6%).

По данным анкетирования, основное количество респондентов считают, что в работе руководителей сестринской службы по месту работы имеются отдельные недочеты, но в целом она соответствует предъявляемым требованиям к качеству оказания медицинской помощи в МО.

84% респондентов полагают, что модель деятельности руководителя сестринской службы необходима, но актуальной разработку этой модели считают лишь 58,6%.

По мнению респондентов, эта модель деятельности руководителя сестринской службой могла бы успешнее применяться в 5 МО.

1. Больница (участковая, районная, городская и т.п.).

2. Поликлиника (городская, консультативно-диагностическая и т.п.).

3. Специализированная больница (инфекционная, психиатрическая и т.п.).

4. Госпиталь.

5. Родильный дом.

Большая доля опрошенных готова принимать непосредственное участие в разработке стандартов для руководителей сестринской службы учреждений здравоохранения. Кроме того, респонденты имеют представление о стандартизации и понятии «профессиональный стандарт», также у них есть желание узнать об этом больше. В то время как о Национальном агентстве развития квалификаций они не имеют практически никакой информации.

Почти 60% респондентов читают медицинские журналы, среди которых наиболее популярный журнал «Сестринское дело».

63,9% опрошенных указали, что основное направление деятельности руководителя — «Управление и организация квалифицированной, отвечающей этическим нормам, деятельности среднего и младшего медицинского персонала в ЛПУ».

Такое направление деятельности руководителя сестринской службы как «проведение научно-практических исследований в сестринском деле» не относится к функциям управления, но имеет большое значение в области стандартизации здравоохранения, но его отметили 30,4% респондентов, что соответствовало 13-му рангу.

Большая часть направлений деятельности руководителя сестринской службы, приведенных в анкете, относится к функции управления «организация», и среди них высокие ранги получили направления, связанные с управлением трудовыми ресурсами.

Анализ мнений респондентов о направлениях деятельности руководителя сестринской службой выявил, какие 10 трудовых функций необ-

ходимо включить в профессиональный стандарт (таблица).

Таким образом, в профессиональный стандарт руководителя сестринской службы необходимо включить следующие направления деятельности:

— контроль качества сестринской помощи по виду деятельности (60,05%);

— внедрение в практику новых организационных форм и ресурсосберегающих технологий деятельности сестринского персонала (49,21%);

— мониторинг и оценка деятельности работы сестринского персонала (46,0%);

— подбор и комплектование кадров младшего и среднего медицинского персонала в подразделении ЛПУ (40,73);

Распределение мнений респондентов о направлениях деятельности руководителя, необходимых для включения в перечень трудовых функций руководителя сестринской службы

Пункт Направление деятельности руководителя Число рес- Ранг

вопроса пондентов, %

Планирование

16 Планирование, учет и отчетность по деятельности среднего медперсонала в подразделе- 28,67 15

нии ЛПУ

Организация

8 Подбор и комплектование кадров младшего и среднего медицинского персонала 40,73 5

в подразделении ЛПУ

24 Подбор и расстановка сестринских кадров 29,72 14

1 Управление и организация квалифицированной, отвечающей этическим нормам 63,90 1

деятельности среднего и младшего медицинского персонала в ЛПУ

6 Организация и руководство сестринскими службами отделения лечебно-профилактиче- 34,51 10

ского учреждения здравоохранения

7 Организация практического обучения сестринскому делу студентов, практикантов 27,88 17

и стажеров в ЛПУ

9 Организация труда сестринского медперсонала структурного подразделения ЛПУ 37,59 7

11 Организация инфекционного контроля и обеспечение инфекционной безопасности 30,42 12

в подразделении ЛПУ

12 Организация рационального использования материальных ресурсов подразделения ЛПУ 26,31 19

13 Организация лекарственного обеспечения подразделения ЛПУ 26,92 18

14 Организация сестринского процесса по виду деятельности структурного подразделения ЛПУ 23,60 20

15 Организация медицинского обеспечения пациентов и медперсонала подразделения 19,31 23

ЛПУ при чрезвычайных ситуациях и катастрофах

18 Организация повышения квалификации сестринского медперсонала 38,72 6

19 Организация подготовки к сертификации и аттестации сестринского медперсонала 30,60 11

подразделения

20 Организация производственной (профессиональной) практики студентов и стажеров 13,72 24

в подразделении ЛПУ

5 Внедрение в практику новых организационных форм и ресурсосберегающих техноло- 49,21 3

гий деятельности сестринского персонала

10 Охрана труда сестринского медперсонала подразделения ЛПУ 36,18 9

23 Обеспечение социальных гарантий и условий труда 23,25 22

22 Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе 28,50 16

Мотивация

21 Разработка эффективных систем мотивации сестринского персонала 37,15 8

Контроль

2 Контроль качества сестринской помощи по виду деятельности 60,05 2

17 Экспертиза качества медицинской сестринской помощи в подразделении ЛПУ 23,60 21

4 Мониторинг и оценка деятельности работы сестринского персонала 46,0 4

Другое

3 Проведение научно-практических исследований в сестринском деле 30,40 13

— организация повышения квалификации сестринского медперсонала (38,72%);

— организация труда сестринского медперсонала структурного подразделения ЛПУ (37,59);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработка эффективных систем мотивации сестринского персонала (37,15%);

— охрана труда сестринского медперсонала подразделения ЛПУ (36,18%);

— организация и руководство сестринскими службами отделения лечебно-профилактического учреждения здравоохранения (34,51%);

— организация подготовки к сертификации и аттестации сестринского медперсонала подразделения (30,6%).

60,05% респондентов, занимающих должности главной медицинской сестры и заместителя главного врача по сестринской службе, считают направление деятельности руководителя сестринской службы, относящееся к функции управления «контроль» — «контроль качества сестринской помощи по виду деятельности» является наиболее приоритетным.

По мнению некоторых респондентов, необходимо исключить из списка направлений деятельности руководителя — «управление и организация квалифицированной, отвечающей этическим нормам, деятельности среднего и младшего медицинского персонала в ЛПУ» т.к. оно является общим для всех направлений.

Самый низкий ранг (24) получило направление деятельности руководителя сестринской службы, связанное с профессиональным образованием, — «организация производственной (профессиональной) практики студентов и стажеров в подразделении ЛПУ» (13,72%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время технический прогресс движется с огромной скоростью. В здравоохранении происходят глобальные изменения, которые затрагивают не только техническую сферу, но и многие другие области деятельности МО и медицинского персонала.

Изменение рынка и отношения к потребителям медицинских услуг, привело к изменению и методов управления организации.

Стандартизация сегодняшнего здравоохранения находится в состоянии «рывка», это означает, что активно пересматриваются стандарты, в том числе и профессиональные, а также трудовые функции персонала МО.

В настоящее время продолжается работа по наполнению содержания трудовых функций руководителя сестринской службы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко В.Г. Качество в современной медицине. Хабаровск: Изд-во Дальневосточный гос. мед. ун-т, 2007. 489 с.

2. Профессиональные стандарты. URL: http:// standartprof.ru/ (дата обращения: 10.12.2013).

3. Национальное агентство развития квалификаций. URL: http://www.nark-rspp.ru/ (дата обращения: 10.12.2013).

4. Стандартизация в здравоохранении. Лекции. Под ред. Вялков А.И., Воробьев П.А. М.: Ньюдиамед, 2007. 432 с.

5. Владимирова Л.П. Экономика труда: учебное пособие. Изд. 2-е. М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2002. 300 с.

6. Чижикова Т.М. Стандартизация, сертификация, метрология: Учебное пособие. М.: Колос, 2002. 299 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.