Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / МОНИТОРИНГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТИВОВ / ОТЧУЖДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЧНОГО ПОРТА / ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТАВА ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эльбрусов Рассул Денисбек

В статье рассматриваются особенности распоряжения объектами недвижимости, находящимися в государственной казне Российской Федерации. Обозначаются особенности российского законодательства, регулирующего эту сферу, и направления его развития. Рассматриваются админи- стративно-правовые механизмы распоряжения государственным имуществом. Автор делает вывод о необходимости внедрения стратегического управления в сферу распоряжения государственным имуществом, определяет соответствующие задачи и предлагает направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эльбрусов Рассул Денисбек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE DISPOSAL OF REAL ESTATE OF THE STATE TREASURY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the features of the disposal of real estate objects located in the state treasury of the Russian Federation. The features of the Russian legislation regulating this area and the directions of its development are outlined. The administrative and legal mechanisms for the disposal of state property are considered. The author concludes that it is necessary to introduce strategic management in the sphere of state property management, defines the relevant tasks and proposes directions for their solution.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 DOI: 10.24412/2072-4098-2021-8-39-45 Некоторые аспекты распоряжения недвижимым имуществом государственной казны Российской Федерации

Р.Д. Эльбрусов начальник отдела Управления инвестиционных отношений Федерального агентства по управлению государственным имуществом (г. Москва)

Рассул Денисбек Эльбрусов, [email protected]

Распоряжение государственной собственностью является важнейшей сферой управленческой деятельности уполномоченных в этой области органов исполнительной власти. Они призваны решать не только фискальные задачи через формирование неналоговых доходов бюджетов тех или иных уровней, но и социально-экономические, такие как создание новых и сохранение существующих рабочих мест, стимулирование товарооборота, улучшение инвестиционного климата, поддержка предпринимательства. В этом плане успех в области управления государственной собственностью достигается только в случае применения научно обоснованного перспективного подхода, интегрированного в систему стратегического планирования.

В настоящее время в реестре федерального имущества числятся порядка двух миллионов объектов недвижимости (казны Российской Федерации). Широко вовлекаются в хозяйственный оборот здания, помещения, земельные участки, принадлежащие России и ее субъектам. При этом использование функций прогнозирования, целеполагания и программирования в процессе управления государственной собственностью способствует повышению эффективности и результативности использования активов государства, росту конкурентоспособности отечественной экономики, привлечению инвестиций (в том числе иностранных) в отрасли хозяйственной си-

стемы с превалирующим участием государства. Значительного внимания заслуживает вопрос вовлечения в хозяйственный оборот недвижимого имущества, при этом многие активы, находящиеся на балансе государственных компаний и компаний с государственным участием, нуждаются в структуризации и оптимизации.

Следует отметить, что назрела необходимость не только в формализации и систематизации научных знаний в области правового регулирования института управления государственной собственностью, но и расширения применения в ее отношении планового подхода. Внедрение стратегического управления в сферу государственной собственности позволит ввести в хозяйственный оборот значительный объем неиспользуемого имущества, избежать коллизий, пробелов, а иногда и прямых противоречий в сфере правового регулирования, в конечном счете снизить уровень коррупции и укрепить дисциплину лиц, участвующих в работе с государственными активами.

Основной целью в этом случае является поиск новых подходов к повышению эффективности управления государственным недвижимым имуществом, оптимизации его состава и структуры. В то же время необходимо обратить внимание и на результативность контроля, учета и мониторинга использования государственных активов.

Поставленные цели могут быть достиг-

нуты через последовательное осуществление следующих задач:

• повышение качества управления имуществом, находящимся в собственности государства;

• повышение результативности сделок с государственным имуществом, а также проведение мероприятий, направленных на вовлечение соответствующих объектов недвижимости в коммерческий оборот, не исключая приватизацию;

• повышение качества управления федеральным имуществом в федеральных организациях и учреждениях;

• рост показателей эффективности системы учета и мониторинга использования федерального имущества [1].

Отметим существенную роль административно-правовых механизмов, ориентированных на реализацию основополагающих функций, направленных на укрепление экономики, защиту интересов населения, развитие предпринимательского сектора, обеспечение национальной безопасности. В последние годы происходит интенсивное развитие этой сферы, однако достаточно большой пласт практических вопросов, касающихся имущественного менеджмента в государственном секторе, требует дополнительного нормативного правового регулирования. В частности, имущественные полномочия различных субъектов государственного управления четко не разграничены, управленческие методики не дифференцированы, до сих пор не сложилось цельное понимание организации административно-правового механизма управления, что и является причиной его слабой результативности. Сложившийся в настоящее время законодательный комплекс в сфере имущественных отношений государственного сектора не может в полном объеме осуществлять регулирование управления государственным имуществом в зависимости от объекта. Это обуславливает необходимость развития и преобразования этой сферы, целью которого является решение

спорных и не освещенных ранее вопросов, достижение соответствия новой государственной парадигме в имущественном секторе, а также структурирование и укрепление административно-правового механизма управления в целом. На решение этих задач направлены законодательные меры, принимаемые государственными органами Российской Федерации, связанные с модернизацией подходов к применению административно-правовых механизмов управления (см. [2]).

Так, Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым осенью 2018 года подписан документ «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», в котором раскрыта текущая государственная стратегия, в том числе в сфере управления государственной собственностью, названы меры, с помощью которых планируется достижение поставленных целей и прогнозируемых результатов. Опираясь на этот документ и учитывая основные проблемные области и бреши, существующие в законодательстве, можно наметить основную цель и ведущие задачи последующего преобразования механизмов управления государственным имуществом, которое базируется на таких принципах, как:

• полнота признания, оценки и учета имущества;

• соответствие состава имущества функциям и полномочиям государства;

• открытость информации об объектах имущества, а также сделок с ними;

• подконтрольность процедур распоряжения имуществом и его использования.

При этом в качестве основной цели в сфере имущественного менеджмента в государственном секторе во временном интервале до 2024 года необходимо выделить следующее: вовлечение объектов государственного имущества в хозяйственный оборот и повышение качественных по-

казателей управления таким имуществом в интересах привлечения инвестиций, развития конкуренции в сферах экономической деятельности компаний с государственным участием.

Для достижения этой цели автором настоящей статьи предлагается определить следующие задачи государственной политики, которые направлены на совершенствование системы управления государственным имуществом.

Задача 1

Оптимизация состава имущества государственной казны России и повышение его доходности. В рамках этого этапа необходимо реализовать ряд мероприятий:

Во-первых, уточнить установленные приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 апреля 2017 года № 131 «О систематизации учета объектов государственной казны Российской Федерации» целевые функции для объектов имущества, составляющих государственную казну. Также необходимо конкретизировать критерии, в соответствии с которыми объекты имущества казны относятся к той или иной целевой функции.

Во-вторых, приступить к реализации установленных целевых функций, в том числе посредством:

• создания (наличия) резервного фонда объектов недвижимого имущества казны Российской Федерации с целью своевременного обеспечения федеральных органов исполнительной власти достаточными площадями для размещения и реализации своих функций и полномочий;

• корректировки Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее -Закон № 178-ФЗ) в вопросе включения в него возможности продажи объектов движимого и недвижимого имущества без необходимости добавления их в прогнозный план приватизации

и без утверждения Правительством Российской Федерации соответствующего пообъектного перечня;

• проведения мероприятий по списанию (утилизации) ветхих и аварийных объектов недвижимости, находящихся в казне Российской Федерации, в целях сокращения расходов федерального бюджета на их содержание и снижения угрозы жизни и здоровью людей.

В-третьих, выявить и устранить барьеры в нормативной правовой базе, препятствующие реализации ранее установленных целевых функций для объектов государственного имущества, включенных в государственную казну, В частности, действующие нормы законодательства Российской Федерации не позволяют:

• проводить отчуждение объектов культурного наследия (см. [6]), являющихся отдельно стоящими зданиями совместно с земельными участками, на территории которых они находятся, так как эта процедура подпадает под действие двух норм, противоречащих друг другу, а именно статьи 29 Закона № 178-ФЗ, в соответствии с которой объекты культурного наследия подлежат приватизации посредством продажи на конкурсе, и статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрена продажа земельных участков исключительно на аукционе. Таким образом, необходимо внесение изменений в Закон № 178-ФЗ и Земельный кодекс Российской Федерации;

• отчуждать объекты речных портов. В соответствии с положениями статьи 30.3 Закона № 178-ФЗ в случае отказа лица, обладающего преимущественным правом покупки объекта речного порта, от использования преимущественного права на приобретение объекта речного порта либо в случае неподписания указанным лицом договора купли-продажи в срок,

установленный пунктом 7 статьи 30.3 Закона № 178-ФЗ, приватизация объектов речного порта осуществляется посредством проведения конкурса. При этом согласно статье 20 Закона № 178-ФЗ на конкурсе могут продаваться только акции акционерного общества, доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В связи с этим необходима корректировка статьи 20 Закона № 178-ФЗ в целях создания приватизации объектов речного порта посредством проведения конкурса.

В рамках реализации статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» необходимо утвердить порядок отчуждения недвижимости, которая находится в собственности государства.

В настоящее время активно ведется работа над устранением имеющейся неурегулированности в законодательстве Российской Федерации. Так, принято постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1486-р, призванное урегулировать вопрос распоряжения морскими судами и судами внутреннего плавания, обращенными в собственность Российской Федерации.

В-четвертых, разграничение права собственности в отношении защитных сооружений гражданской обороны посредством издания постановлений Правительства Российской Федерации.

Результативность обозначенных мероприятий можно оценить через комплекс

следующих индикаторов, в полной мере характеризующих степень достижения поставленной задачи:

1) доля объектов имущества государственной казны Российской Федерации, вовлеченных в хозяйственный оборот, от общего числа объектов ее имущества на момент окончания отчетного года (%);

2) число субъектов России, подпадающих под разграничение права собственности на защитные сооружения гражданской обороны (ед.).

Задача 2

Вовлечение земельных участков, числящихся в государственном владении, свободных от прав третьих лиц, в хозяйственный оборот, оформление земельно-правовых отношений с фактическими землепользователями и повышение доходности от управления ими. Среди основных мероприятий в этой сфере можно выделить следующие:

1) выявление свободных участков земли, их разграничивание и оформление земельно-правовых отношений;

2) использование ресурса публичной кадастровой карты в целях обеспечения открытости информации о земельных участках, принадлежащих государству и свободных от прав третьих лиц;

3) внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие возможность организации специализированных аукционов, на которых возможно будет осуществлять продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения либо права аренды на такие земельные участки специализированной организацией, в том числе правовые акты, определяющие порядок и условия привлечения специализированной организации;

4) внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие разработку механизма проведения обозначенных открытых аукционов, предполагающих заключение договоров аренды земельных участков из собственности государства,

в электронной форме с использованием электронной площадки;

5) упрощение процедуры закупки землеустроительных работ в отношении федеральных земельных участков, а также выявление и оформление прав на участки, на территории которых находится различного рода недвижимость (строения), являющиеся собственностью третьих лиц, а также взыскание неосновательного обогащения за пользование земельными участками;

6) выявление земельных участков, находящихся в бессрочном пользовании у лиц, не обладающих таким правом на основании принятого законодательства Российской Федерации, и их поэтапное переоформление на право аренды;

7) корректировка постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» и Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для установления льготного режима арендной платы для федеральных государственных унитарных предприятий, переоформляющих право бессрочного пользования на право аренды.

Результативность обозначенных мероприятий можно оценить через комплекс индикаторов (см. [12]), в полной мере характеризующих степень достижения поставленной задачи:

1) степень уменьшения площади государственных земельных участков, которые не получили использование в хозяйственном обороте страны, в сравнении с общей площадью государственных земельных участков в 2012 году (%);

2) площадь земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в от-

ношении которых сформированы и уточнены границы, а также внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости (га);

3) процент сокращения количества земельных участков, находящихся во владении унитарных предприятий государственного уровня на праве постоянного (бессрочного) пользования;

4) количество федеральных земельных участков, на территории которых находится недвижимость, числящаяся в собственности третьих лиц, на которые оформлены земельно-правовые отношения (ед.).

Также необходимо упомянуть о том, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3260-р [13] утвержден прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2020-2022 годы (далее -Программа приватизации). В Программу приватизации включены 215 акционерных обществ, в число акционеров которых входят и государство, 13 обществ с ограниченной ответственностью, 91 федеральное государственное унитарное предприятие и 1 169 объектов казны Российской Федерации (иного имущества).

Приватизация находящегося в федеральной собственности имущества отвечает основным целям и задачам государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» [14] и направлена:

• на повышение доли объектов имущества государственной казны Российской Федерации, вовлеченных в хозяйственный оборот, в том числе посредством их продажи на открытых торгах;

• на оптимизацию состава имущества государственной казны Российской Федерации;

• на минимизацию затрат на содержание имущества.

Таким образом, в настоящее время приватизация становится одним из основных

административно-правовых механизмов управления государственным имуществом, представляя собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависящих элементов, которые направлены на обеспечение социально-экономического развития государства. При этом отчуждение государственного имущества осуществляется на плановой основе, имеет административно-правовое закрепление, способствует стабилизации финансового положения в стране и решению проблемы «эффективного собственника».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества : постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 806. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 1 22-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года : утверждены Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О систематизации учета объектов го-

сударственной казны Российской Федерации : приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 апреля 2017 года № 131. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

8. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О распоряжении морскими судами и судами внутреннего плавания, обращенными в собственность Российской Федерации (вместе с «Положением о распоряжении морскими судами и судами внутреннего плавания, обращенными в собственность Российской Федерации») : постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1486-р. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной

платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11.О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета : постановление Правительства Российской

Федерации от 26 мая 2016 года № 469.

* *

Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020-2022 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3260-р. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

В «БЕСТ-НОВОСТРОИ» НАЗВАЛИ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННУЮ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ ТЦ

Развлекательная составляющая сегодня является неотъемлемой частью практически любого торгового центра. Возможность получить новые впечатления и просто приятно провести время за интересным делом не только обеспечивает хороший трафик, но и располагает посетителей на покупки. Аналитики риелторской компании «БЕСТ-Новострой» проанализировали структуру развлекательных арендаторов в ритейле и выделили из них топ наиболее востребованных и эффективных.

На сегодняшний день уже ни для кого не секрет, что общепит и развлечения являются одним из главных генераторов трафика в ТРЦ. При этом разнообразность и уникальность этой развлекательной составляющей с каждым годом только растет. Сейчас даже собственники районных ТРЦ не ограничиваются фудкортами со стандартным набором популярных арендаторов, детскими тематическими площадками или кинозалами, а стараются создать более интересную и разнообразную концепцию, которая бы позволила сделать объект уникальным и привлечь большую аудиторию посетителей. Безусловно, лидерами в этом вопросе являются крупнейшие суперрегиональные ТРЦ, где развлекательная составляющая сегодня выходит на первый план. Возможность опробовать на себе будущую профессию, поближе познакомится с животными и подводным миром, получить адреналин от катания на аттракционах, а также окунуться в виртуальную реальность - все это и многое другое готовы обеспечивать собственники моллов ради привлечения трафика. Эксперты «БЕСТ-Новострой» выделили наиболее востребованные и эффективные развлекательные якоря в ТРЦ.

Детские парки игрового обучения

Подобные парки сегодня есть в основных крупнейших моллах столицы. По сути, они представляют собой целый тематический город, где маленькие дети могут узнать больше о взрослой жизни, а также в игровой форме получить навыки реальных профессий. Их популярность начала особенно расти в последние 4-5 лет, после открытия крупнейшего в Европе парка ЮЬИата в ТРЦ «Авиапарк» в Москве. Безусловно, такие уникальные развлекательные якоря генерируют существенный трафик, в первую очередь семейных посетителей с детьми. Причем в некоторых случаях выбор ТРЦ для них во многом обусловлен именно наличием подобных парков, которые позволяют с пользой занять ребенка на несколько часов, которые они могут потратить на спокойный шопинг.

Окончание на с. 65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.