УДК 376
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ТРУДУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА: ИЗ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПБ ГАСУ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ №10»
ИМ. В.Г. ГОРДЕНЧУКА
Жиркова Ирина Геннадьевна.
Россия, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат № 10» имени В.Г. Горденчука, инструктор по труду, [email protected].
Аннотация. В настоящей статье представлены основные теоретические положения повседневной профессиональной деятельности автора - инструктора по труду в области допрофессионального обучения людей с инвалидностью в условиях психоневрологического интерната. Профессиональная деятельность автора сфокусирована на инвалидах трудоспособного возраста с множественными нарушениями развития, с нарушениями умственного развития, с психическими нарушениями. Особое внимание уделяется интеграции в образовательный процесс личностно-ориентированных технологий (в т.ч. цифровых), технологий использования игровых методов и ряда других, длительное время апробируемых в условиях образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов на базе СПб ГАСУ «Психоневрологический интернат №10» им. В.Г. Горденчука.
Ключевые слова: подготовка к допрофессиональному обучению, ментальные нарушения, личностно-ориентированные технологии, учебный процесс лиц с инвалидностью.
SOME ASPECTS OF A LABOR INSTRUCTOR'S WORK IN PREPARATION FOR PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF PEOPLE WITH DISABILITIES IN A PSYCHO-NEUROLOGICAL BOARDING SCHOOL: V.G. GORDENCHUK PSYCHONEUROLOGICAL BOARDING SCHOOL
NO. 10 EXPERIENCE
Zhikova Irina Gennadievna.
Russia, Saint-Petersburg, V.G. Gordenchuk Psychoneurological boarding school No. 10, [email protected]
Abstract. The author of this article presents the main theoretical provisions of the daily professional activities - a labor instructor in the field of pre-professional training for people with disabilities in a psycho-neurological boarding school. The
18
author's professional activity is focused on people with disabilities of working age with multiple developmental disorders, with mental development disorders, with mental disorders. Particular attention is paid to the integration into the educational process of personality-oriented technologies (including digital ones), technologies for using game methods and a number of others that have been tested for a long time in the conditions of educational, educational and health-improving processes in V.G. Gordenchuk Psychoneurological boarding school No. 10.
Keywards: preparation for pre-professional education, mental disorders, student-centered technologies, educational process for people with disabilities
Как известно, профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья было, остается и будет одной из важнейших задач, решение которой необходимо искать специалистам, работающим с данной категорией граждан. Объективная реальность такова, что определенная часть населения имеет особые потребности в связи с инвалидностью и постоянно нуждается в специальных мерах государственной поддержки.
В первой четверти XXI в. особенно возросло значение социальной проблематики, теории и практики социального планирования - то есть социального измерения. Любые перемены в социальной системе, будь то структура общества, политика или производство и производственные отношения, сегодня неотделимы от социальных проблем. Именно от решения этих проблем зависит состояние основной силы, которая создает сегодня общественное богатство - людских ресурсов и интеллектуального капитала. Следовательно, в наши дни существует необходимость в социальной политике, целью которой была бы защита человека, обеспечение ему комфортного существования и предоставляющая каждому члену общества возможность для самореализации.
В этой связи актуальным остается мнение о целях социальной политики в жизни современного общества, сформулированное В.В. Путиным в период его избирательной ^мпании 2012 г.: «Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живем» [6].
И действительно - многие из обозначенной выше группы граждан являются лицами трудоспособного возраста, стремящимися к социально-активной и максимально независимой жизни, профессиональной самореализации. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведение государственной и городской политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой. Низкая конкурентоспособность лиц с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда связана не только с теми ограничениями по здоровью, но и с более низким уровнем образования, по сравнению с населением, не имеющим
ограниченных возможностей здоровья. А без профессионального образования уделом человека с ОВЗ становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую не могут раскрыть его потенциальных возможностей. Данными обстоятельствами обусловлена актуальность настоящей статьи, построенной на длительном опыте практической учебной деятельности по достижению максимально гармоничной социализации реабилитантов с ментальными нарушениями.
Одним из основных способов преодоления данного положения вещей является комплексное применение различных типов и методов социально-трудовой реабилитации. Цель настоящей статьи - на базе обширного практического опыта работы в условиях УСО ПНИ №10 показать спектр методических мер и приёмов, позволяющих специалистам нашего учреждения преодолевать трудности при подготовке к профессиональной деятельности лиц с ОВЗ. Очевидная важность накопления и передачи опыта интеграции лиц с ОВЗ на рынок труда в нашей стране определяет актуальность темы данной статьи, которая может оказаться полезной представителям разных направлений социально-трудовой реабилитации и подготовки к профессиональной деятельности лиц с ОВЗ в различных профильных учреждениях нашей страны.
Тем не менее, прежде чем переходить к изложению основной проблематики, вынесенной в название статьи, представляется важным определиться с основным терминологическим аппаратом, используемым для раскрытия темы. Под социально-трудовой реабилитацией нами понимается следующая трактовка, в более подробной форме представленная на страницах работы отечественного исследователя Н.К. Гусевой «Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации: Руководство для профессионального образования», а конкретно - формирование у получателей социальных услуг знаний и умений по доступным видам профессионального труда для их успешной адаптации в социуме [1, ^55-56].
Характерная особенность современной социально-трудовой реабилитации -её многоуровневость и многозадачность. Одни и те же цели могут быть связаны с различными мотивами, личными и общественными, в разной степени осознаваемыми. Одновременно может оказывать воздействие несколько мотивов - интерес к специальности, гражданский долг, стремление получить определенные материальные блага, добиться признания в коллективе и т.д. Как отмечает в своём труде «Основы реабилитации инвалидов» отечественный исследователь О.И. Корякона, система стойких мотивов трудовой реабилитации образует ее мотивацию как трудовую реабилитационную направленность личности [3, а 114-115].
Отметим, что данная работа посвящена рассматриваемой нами проблеме реабилитации инвалидов, раскрывает основы частных технологий и методов социальной работы с одной из специфических групп социально-биологического риска - инвалидами с ограничениями различного генеза. В основу авторской концепции технологий и устоявшихся практик реабилитации инвалидов положена социально-экологическая модель социальной работы, наиболее широко и органично интегрирующая аспекты инвалидности в первую очередь
как социального явления.
Трудовая реабилитация предполагает сочетание и скоординированное применение медицинских, социальных, просветительных и профессиональных мероприятий, включающих обучение или переобучение инвалидов, для достижения реабилитантами по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности, приводящей к эффективному и раннему возвращению получателей социальных услуг в общество и к общественно полезному труду.
Итак, отметим, что трудовая реабилитация способствует восстановлению физической работоспособности, оказывая и благоприятное психологическое воздействие на реабилитанта, и меняет отношения инвалидов с другими людьми, т.е. немало содействует и их социальной реабилитации.
Основные задачи социально-трудовой реабилитации заключаются в том, чтобы сделать реабилитантов способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественный трудовой процесс, исходя из того, что трудовая деятельность является необходимым социальным условием полноценного существования человека. Овладение любым видом трудовой деятельности связано с приобретением определенных знаний, умений и навыков. Разумеется, на результативность этого процесса оказывает влияние характер личностных нарушений реабилитанта.
Специалисты выделяют несколько сторон лечебного воздействия труда: стимуляция жизненных процессов и повышение сопротивляемости организма; отвлечение от болезненных переживаний; укрепление интеллектуально--волевых качеств в соответствии с условиями и требованиями реальности; повышение психического тонуса; освобождение его от чувства своей неполноценности и ущербности; восстановление связи с коллективом [9, а 195-201.].
Исходя из такой трактовки понятия «социально-трудовая реабилитация», представляется верным обозначить следующие задачи, реализуемые в рамках этой деятельности:
- осуществление педагогической помощи в допрофессиональной подготовке;
- подбор видов трудовой реабилитации в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями получателей социальных услуг;
- формирование мотивации к трудовой деятельности;
- формирование знаний о профессиях: сборщик (работник по сборке и упаковке продукции, изделий), уборщик служебных помещений;
- формирование и углубление знаний об охране труда и правилах безопасной работы на рабочем месте;
- проведение трудовой терапии в форме занятий по социально-трудовой реабилитации и привитие навыков труда в ручной сборке и упаковке различных изделий и продукции лечебно - трудового отделения;
- формирование трудовых и профессиональных навыков. [2, а 127-131]. Говоря о специфике деятельности УСО ПНИ №10, следует отметить, что
наше учреждение является одной из ведущих профильных организаций в своем
сегменте социально направленных организаций. Санкт-Петербургское государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат № 10» имени В. Г. Горденчука (далее - Учреждение) открыто в 1987 году. Основной целью деятельности Учреждения является социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном уходе. Социальное обслуживание граждан осуществляется в соответствии с государственными стандартами, которые устанавливают основные требования к объёму и качеству социальных услуг [4].
В Реабилитационном центре (далее - РЦ) проходят реабилитацию лица старше 18-ти лет с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью в большинстве, имеющие сочетанную патологию, многие в силу своих психофизических возможностей не могут овладеть профессией, но имеют желание и могут быть вовлечены в посильную трудовую деятельность, при условии, что с ними правильно организована социально-трудовая реабилитация [2, а 129-130].
Социально-трудовая реабилитация в УСО ПНИ №10 направлена на восстановление трудоспособности в доступных и показанных человеку с ограниченными возможностями здоровья видах и условиях труда. В зависимости от характера и степени тяжести нарушения здоровья, содержание и методы социально-трудовой реабилитации различны для разных категорий инвалидов.
Социально-трудовая реабилитация в условиях УСО ПНИ №10 носит специфический характер. Она не ставит целью овладения профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это достижимо. Главная цель социально -трудовой реабилитации получателей социальных услуг состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности, в подготовке к профессиональному обучению и ремесленному труду. Исходя из длительной практической работы автора настоящей статьи, можно прийти к заключению, что основные задачи социально-трудовой реабилитации заключаются в осуществлении педагогической помощи получателю социальных услуг в допрофессиональной подготовке, подготовке к профессиональному обучению, формирование у него мотивации к трудовой деятельности, формирование трудовых умений и навыков [2, а 130-131].
Рассуждая о воплощении в жизнь различных видений и задач социально -трудовой реабилитации, следует отметить, что данная деятельность регламентирована соответствующими программами по социально-трудовой реабилитации, разработанными педагогами УСО ПНИ №10 в процессе функционирования специализированных методических объединений и советов, постоянным участником работы которых является и автор данных строк. В соответствии с данным комплексом методических актов учебный процесс реализуется на занятиях, в ходе которых теоретические знания неразрывно связаны с формированием и последующим закреплением практических трудовых навыков.
На базе УСО ПНИ .№10 социально-трудовая реабилитация осуществляется и реализуется в рамках оказания социально-трудовых услуг инструкторами по труду через систему специально организованных занятий, на которых теоретические знания неразрывно связаны с формированием и закреплением практических трудовых навыков. В содержание социально-трудовой реабилитации входит работа по коррекции и развитию отдельных сторон деятельности получателей социальных услуг (интеллектуальных, двигательных процессов, работоспособности), установлению общих правил, помогающим им правильно действовать как при выполнении трудовых приемов и операций, так и при соблюдении организационных требований. Занятия в трудовых бригадах направлены на формирование у получателей социальных услуг знаний различных технологических процессов, умений организовывать свое рабочее место, пользоваться специальными инструментами, приспособлениями, оборудованием, а также умений применять полученные знания и навыки в трудовой деятельности и повседневной жизни. После окончания курса обучения в трудовых бригадах РЦ дальнейшая профессиональная подготовка и адаптация получателей услуг осуществляется в лечебно-трудовом отделении интерната. Конечной целью социально-трудовой реабилитации является интеграция инвалидов в обычную социальную среду, создание условий для самоопределения и трудоустройства. В результате трудовой занятости получатель социальных услуг может увидеть результат своего труда и его «конечный» продукт [5].
Одной из реализуемых в повседневной практической работе подобных программ является разработанная автором модель подготовки к ремесленному труду «Вышивка бисером», предназначенная для инвалидов трудоспособного возраста с множественными нарушениями развития, с нарушениями умственного развития и с психическими нарушениями. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью в условиях учреждения, так как занятия вышивкой бисером позволяют решить проблему трудовой занятости получателей социальных услуг, включить их в общественно-полезную деятельность, дать им возможность принимать участие в конкурсах и выставках творческих работ. Кроме того, вышивка бисером хорошо развивает мелкую моторику, помогает тренировать память, развивает навыки цветовосприятия, конструирования, умения работать с инструментами. В процессе деятельности у получателей социальных услуг формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успеху и неуспеху товарища, взаимопомощь.
Реализация программы осуществляется на основе изученных личных дел и историй болезни обучающихся. Следует учитывать, что основной диагноз большинства реабилитантов, а именно умеренная и тяжелая степень умственной отсталости (Р-71, F-72, F-20 по МКБ-10), осложнен сопутствующими заболеваниями в разных сочетаниях.
Особенностями данной категории лиц являются общие и частные формы психического недоразвития. Недоразвитие касается всех сторон психической деятельности: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи,
моторики, эмоционально-волевой сферы. В связи с этим они плохо понимают ситуацию в группе, коллективе. Им трудно критически оценивать свое поведение и соотносить с изменившейся ситуацией в постоянно меняющихся условиях. Они не уверены в своих силах, чувствительны к оценке окружающих, постоянно нуждаются в помощи и одобрении. У многих получателей социальных услуг встречается нарушение целенаправленности в деятельности, неумение преодолевать трудности, планировать свою деятельность, доводить работу до конца. Они быстро утомляются, не могут удерживать внимание. Эти факторы снижают интерес к работе. Поэтому в работе используются различные формы и методы работы, предполагающие смену деятельности, индивидуально -дифференцированный подход с применением дополнительных приемов:
- предварительное рассматривание, показ деталей, элементов изображения;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств;
- повторное инструктирование;
- повторный показ приема или его части;
- контроль при выполнении задания;
- подготовительные упражнения;
- действия по подражанию.
Обязательная разбивка обучающихся на подгруппы происходит в зависимости от характера и степени тяжести нарушений здоровья. Так происходит внедрение технологий личностно-ориентированного плана в процесс социально-трудовой реабилитации: обучение осуществляется с учетом специфики развития каждого получателя социальных услуг [9, а200].
Так достигается более полная и выраженная индивидуализация обучения. При формировании групп следует учитывать приблизительно одинаковый уровень интеллектуального развития получателей социальных услуг, что несомненно поможет педагогу в выборе более эффективных и понятных им методов, и приемов воздействия. Также следует учитывать личные пожелания самих получателей социальных услуг, показывая на личном примере варианты реакций, шаблонов и стандартов поведения в определенной ситуации. Учёт психологических особенностей каждой группы приводит к дифференциации процесса обучения, что позволяет воплощать объективные педагогические задачи.
Например, в процессе реализации упомянутой выше программы «Вышивка бисером» важно было научить получателей социальных услуг увидеть наилучшие сочетания цветов. Для этого они часто просто перебирали нитки, искали оттенки, сочетания нитей и тканей. Получатели социальных услуг стали лучше разбираться в цветовой гамме, поняли, что правильное сочетание оттенков, также важно, как разнообразие цвета. Теперь, прежде чем вышивать, мы садимся вместе и подбираем сразу все необходимые цвета. А чтобы нитки не путались, мы заплетаем их в косички - это красиво и удобно для работы. Данная технология обучения дает возможность научить реабилитантов, работать в коллективе, помогать друг другу, и позволяет формировать у них навыки
взаимопомощи и взаимоконтроля. Не всегда все получается сразу, но помощь, поддержка педагога и окружающих помогает поверить в свои силы.
В то же время, индивидуальный подход к каждому получателю социальных услуг проявлялся в подборе дополнительных приспособлений, разработке инструкционных карт, электронных презентаций, выборе образцов финальных изделий. Рассуждая о методологических приёмах, успешно показавших себя в ходе практической работы, представляется важным выделить следующие: беседа, объяснение, рассказы на наглядно-практической, предметной основе (натуральные объекты, образцы изделий, технологические карты, рисунки, схемы и т.д.) с использованием игровых приемов и технологий, выполнением практических работ (плоскостная и объёмная вышивка, аппликация и др.). Естественно, все указанные приёмы наилучшим образом проявляют себя при их внедрении в процесс обучения с помощью игровых технологий. Свойственная многим реабилитантам изначальная пассивность легко преодолевается посредством небольших игр, творческих заданий. Наиболее зарекомендовавшими себя здесь выступают игра «Лото» (систематизируются знания о тканях и материалах, которые применяют при вышивании, ремонте одежды) и «Скатерть» (закрепление умений выбирать формы и величины, формирование навыков прикладывания и накладывания, закрепление знаний о геометрических фигурах).
Во время занятий реабилитанты сталкиваются с различными жизненными ситуациями, которые связаны с преодолением трудностей, и требуют от них самостоятельных решений, волевых усилий, согласованных действий. В процессе работы воспитывалось правильное отношение к трудностям, развивалась тенденция к самостоятельности, целенаправленности действий.
Реализация программы показала, что развивающее значение имеет применение различных материалов и приемов в одном изделии, а также многообразие операций в пределах одной и той же техники. Чем шире круг операций, которыми они овладевают в мастерской, тем лучше развивается координация движений рук, тем проще реабилитантам овладевать различными видами деятельности. Безусловно, в процессе у обучающихся формируются трудолюбие, чувство долга, честность, дисциплинированность, развиваются познавательные интересы, мышление. Такая социально-трудовая реабилитация позволила достичь определенных результатов. Работы получателей социальных услуг неоднократно получали грамоты, дипломы на выставках, конкурсах и фестивалях [8].
Завершая данную статью, необходимо обозначить ряд выводов. Учитывая особенности получателей социальных услуг психоневрологического интерната, их кратковременную память, и неустойчивость внимания, неумение удерживать инструкцию педагога длительное время, отсутствие у них устойчивых навыков самостоятельной работы, педагогу необходимо тщательно отбирать наглядный демонстрационный и раздаточный материал, сформировать фото- и видеотеку в соответствии с разделами программы, использовать разнообразные дидактические методы обучения, а также, такие достижения современных технологий, как электронные презентации. Работа в тесном контакте со
специалистами по социальной работе, воспитателями, психологами, педагогами дополнительного образования позволяет максимально социализировать проживающих, и приобрести им знания о профессиях, что в конечном итоге может привести к занятию каждым пусть достаточно скромной, но, тем не менее, собственной ниши на рынке труда.
Библиографический список.
1. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации: Руководство для профессионального образования. -Нижний Новгород, 1999. - 508 с.
2. Жиркова И.Г., Щербакова Н.В. Альтернативная дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии (из опыта работы с реабилитантами на базе Реабилитационного Центра УСО ПНИ-10) / Н.В. Щербакова, И.Г. Жиркова // Проблемы соврем. науки и образования. - 2014. - №. 9 (27). - С. 127-131.
3. Корякона О.И. Основы реабилитации инвалидов. - Москва: Издательство: «Речь», 2009. - 294 с.
4. О деятельности ПНИ № 10. [Электронный ресурс]. - URL: http://pni10.ru/?page=about (дата обращения 20.03.2022)
5. Отделение социально-педагогического сопровождения Реабилитационного центра ПНИ № 10. [Электронный ресурс]. - URL: http://pni10.ru/?page=osps (дата обращения 22.03.2022)
6. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. [Электронный ресурс]. - URL: http://sterlegrad.ru/russia/poHtician/23402-statya-vladimira-putina-o-socialnoy-politike.html (дата обращения 20.04.2019)
7. Реабилитационный центр ПНИ № 10. [Электронный ресурс]. - URL: http://pni10.ru/?page=rc (дата обращения 20.03.2022)
8. Семинар на тему «Организация деятельности государственных стационарных учреждений социального обслуживания - психоневрологических интернатов, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт -Петербурга, в современных условиях, из опыта работы Санкт-Петербургского государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат 10» имени В.Г. Горденчука». [Электронный ресурс]. - URL: http://pni10.ru/?page=seminar1 (дата обращения 22.03.2022)
9. Чернышева Т.Н., Иванова М.В., Земскова Е.В., Коршунова Л.П. Особенности использования современных образовательных технологий при подготовке к профессиональному обучению людей с инвалидностью в условиях психоневрологического интерната // Профессиональная реабилитация инвалидов. - Санкт-Петербург: Папирус, 2021. - С.195-201.