НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ Г. АРЗАМАСА К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ СТРЕССУ
Статуева Л.М., Сабурцев С.А. Крылов В.Н.
Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара, кафедра зоологии, анатомии, физиологии человека и животных, г. Арзамас. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, кафедра физиологии и биохимии человека и животных, Нижний Новгород
Изучение стресса и его последствий является одной из актуальных проблем современности. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы учащихся. В период экзаменационной сессии у студентов регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. Считается, что адаптация организма к факторам эмоционального напряжения осуществляется взаимодействием симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
В исследовании принимали участие студенты Арзамасского государственного педагогического института трёх факультетов: физико-математического, естественно-геграфического и психолого-педагогического. Было обследовано 49 студентов I курса и 39 старшекурсников.
Считая ИН одним из основных показателей, отражающих степень централизации управления сердечным ритмом, мы условно приняли следующие градации вегетативного типа регуляции: ваготоники (ИН < 60 усл. ед.), нормотоники (60 < ИН < 140 усл. ед.) и симпатотоники ( > 140 усл. ед.).
Распределив первокурсников по вегетативным типам регуляции, мы получили следующие данные, представленные в таблице 1. Таблица 1
1 к. физмат 1 к. ЕГФ 1 к. ППФ 5-к. физмат 5 к. ЕГФ 3 к. ППФ
Обычный день
ваготоники 35,29 21,43 16,67 37,5 47,06 33,33
нормотоники 47,06 50 66,66 37,5 47,06 50
симпатотоники 17,65 28,57 16,67 25 5,88 16,67
Перед экзаменом
ваготоники 13,33 33,33 25 12,5 7,1 16,67
нормотоники 46,67 33,34 50 62,5 14,33 41,66
симпатотоники 40 33,33 25 25 78,57 41,66
После экзамена
ваготоники 33,33 75 50 50 21,43 58,33
нормотоники 53,34 8,33 50 37,5 14,28 25
симпатотоники 13,33 16,67 12,5 64,29 16,67
Из таблицы видно, что среди студентов естественно-географического и физико-математического факультетов больше встречается ваготоников (21,43% и 38,89% соответственно) и симпатотоников (16,67% и 21,43%), по сравнению с психолого-педагогическим факультетом.
В дальнейшем, по мере обучения мы наблюдали, что происходит увеличение студентов с ваготоническим типом регуляции ритма сердца не зависимо от принадлежности к факультету, что позволяет нам предположить, что период адаптации закончен и абитуриенты больше не испытывают такого эмоционального напряжения, как на I курсе, выражающегося в достоверном понижении напряжения регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы (ЕГФ - 47,06%; физмат - 37,5%; ППФ - 33,33%).
Анализируя изменения вегетативного статуса старшекурсников в предэкзаменационный период мы получили, что на всех трёх факультетах наблюдается резкое снижение числа ваготоников (ППФ - на 16,66 %, ЕГФ - на 40 %, физмат - на 25 %). Среди студентов ППФ и ЕГФ обнаруживается ещё и увеличение симпатотоников до 41,66 % (при норме 16,67 %) и 78,57 % (при норме 5,88 %) соответственно на фоне снижения числа нормотоников. На физико-математическом факультете складывается несколько иная картина: увеличивается количество нормотоников (на 25 %) при сохранении числа симпатотоников на неизменном уровне (таблица 1). Такие изменения, по всей вероятности, обусловлены различной степенью выраженности реакции функциональных систем испытуемых на предстоящий экзамен.
Рассматривая динамику вегетативного статуса у студентов 1 курса и старшекурсников было обнаружено, что независимо от принадлежности к факультету происходят однонаправленные изменения (таблица 1). Мы можем видеть, что у всех первокурсников увеличивается численность группы с вегетативным типом регуляции
сердечной деятельности (ППФ на 25 %, ЕГФ на 41,67 % и физмат на 20%) при снижении числа студентов с преобладанием центрального контура регуляции сердечного ритма на 25 %, 16,66 % и 26,67 % соответственно. Сравнивая процентное соотношение старшекурсников с разными вегетативными статусами в пред- и постэкзаменационный периоды мы получили, что происходит также увеличение числа ваготоников у ППФ на 41,66 %, ЕГФ на 14,33 % и физмата на 37,5 % на фоне снижения симпатотоников на 24,99 %, 14,28 % и 12,5 % соответственно (таблица 1).
Нами также были проведены и некоторые психологические исследования. Измерение объёма произвольного внимания (ОВ) показали, что среди школьников лучшие результаты показывают лицеисты-математики. Среди первокурсников и старшекурсников большее количество баллов оказалось у студентов физико-математического факультета.
Оценка объёма кратковременной зрительной памяти (ОКП) дала следующие результаты: среди школьников лучшие результаты были у лицеистов, а в институте - у студентов физико-математического и естественно-географического факультетов.
Интересно отметить, что к старшим курсам показатели ОКП и ОВ на всех факультетах возрастают. Таким образом нами было выявлено увеличение количества студентов с ваготоническим типом регуляции ритма сердца к старшим курсам, что говорит о том, что период адаптации закончен и учащиеся не испытывают такого эмоционального напряжения, как на первом курсе.
У студентов первых и старших курсов наблюдались качественно однонаправленные изменения средних значений показателей сердечного ритма не зависимо о принадлежности к факультету, что свидетельствует о развитии состояния эмоционального напряжения, вызванного предстоящим экзаменом. Причём у старшекурсников показания ИН были значительно выше, по сравнению с первокурсниками.
По окончании экзаменов у всех испытуемых, независимо от возраста и направленности обучения, происходило увеличение ваготоников. Наблюдаемое парасимпатическое влияние в постэкзаменационный период является одним из факторов индивидуальной устойчивости к возможным отрицательным изменениям сердечнососудистой системы в условиях эмоционального напряжения. Оно уравновешивает чрезмерный повреждающий эффект симпатоадреналовой системы в стрессовой ситуации.