Научная статья на тему 'Влияние преобладающего тонуса вегетативной нервной системы на аккомодационную функцию глаза у студентов при действии эмоционального стресса'

Влияние преобладающего тонуса вегетативной нервной системы на аккомодационную функцию глаза у студентов при действии эмоционального стресса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1550
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККОМОДАЦИЯ ГЛАЗА / ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кубарева И. А., Смелышева Л. Н.

Исследована функция аккомодации глаза при фоновой и стрессовой нагрузке у лиц с различным тонусом вегетативного баланса. В результате исследования выявлены типологические отличия аккомодативной функции глаза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кубарева И. А., Смелышева Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF PREVALING VEGETATIVE NERV OUS SYSTEM TONUS ON THE ACCOMODATIVE VISUAL FUNCTION FOR STUDENTS WITH EMO TIONAL STRESS

A research of the accomodative function of the eye under normal and stress load with patients having different tonus of vegetative balance was taken. As a result there were obtained some typological differen cies of the accomodative function of the eye.

Текст научной работы на тему «Влияние преобладающего тонуса вегетативной нервной системы на аккомодационную функцию глаза у студентов при действии эмоционального стресса»

Кубарева И.А. Смелышева Л.Н.

Курганский государственный университет E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ТОНУСА ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА АККОМОДАЦИОННУЮ ФУНКЦИЮ ГЛАЗА У СТУДЕНТОВ ПРИ ДЕЙСТВИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Исследована функция аккомодации глаза при фоновой и стрессовой нагрузке у лиц с различным тонусом вегетативного баланса. В результате исследования выявлены типологические отличия аккомодативной функции глаза.

Ключевые слова: аккомодация глаза, вегетативная нервная система, стресс.

Актуальность. Зрительному анализатору принадлежит большая роль в различных формах деятельности человека. Известно, что 75-90% восприятия внешнего мира осуществляется с помощью зрения [1]. Одна из причин ухудшения зрения - близорукость. За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек [4].Близорукость формируется в молодом возрасте. Так, по данным различных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов ВУЗов этот процент еще выше и колеблется по данным различных авторов от 25,2 до 79%[9, 10].

Студенчество относится к группе высокого риска, поскольку на данном этапе своего развития молодые люди находятся под влиянием двух процессов - активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности [9].

Обращает на себя внимание тот факт, что к концу обучения в вузе каждый второй студент имеет то или иное хроническое заболевание. За счет высокого темпа повсеместной компьютеризации и внедрения в практическую жизнь новых информационных технологий, предусматривающих возможность долговременного получения видеоинформации, особому риску подвергается зрительный анализатор. Согласно данным НИИ глазных болезней РАН на март 2006 года, в России около 85% людей в возрасте от 14 до 45 лет, деятельность которых связана со зрительным напряжением, в той или иной степени пренебрегают правилами зрительной эргономики, вследствие чего 55% из них имеют приобретенную патологию зрения. Это свидетельствует о крайне неблагоприятных тенден-

циях в состоянии здоровья студенческих коллективов в современных условиях и диктует необходимость совершенствования системы профилактических и реабилитационных мероприятий на всех этапах медицинского обслуживания данного контингента. Раскрытие механизма возникновения и прогрессирования близорукости - одна из самых актуальных проблем офтальмологии.

Существует много гипотез происхождения близорукости, в то же время многие офтальмологи считают, что прогрессирующая близорукость начинается со спазма аккомодации [7, 6]. Причины возникновения спазма аккомодации до настоящего времени не ясны. Большинство авторов сходятся во мнении, что причиной этого состояния является интенсивная зрительная работа на близком расстоянии. В то же время ряд исследователей рассматривает спазм аккомодации как результат активного преобладания холинергической (парасимпатической) составляющей тонуса вегетативной нервной системы над адренергической. Вследствие этого наступает длительно сохраняющаяся повышенная степень фонового сокращения мышечных волокон цилиарной мышцы [2, 3, 13, 14]. При миопии малой степени спазм аккомодации в ряде случаев предшествует развитию истинной миопии [5, 7, 8]. Ряд исследователей выявили вегетативную дисфункцию у детей со спазмом аккомодации. На фоне этого состояния спазм развивается вследствие ригидности цилиарной мышцы при повышении зрительной нагрузки [2, 5, 6]. Ряд исследований [1, 2] показали, что спазм аккомодации, псевдомиопия и миопия развиваются чаще в период превалирования парасимпатической нервной системы, нарушения вегетативной иннервации. Преобладание общей и местной холинергической системы у

лиц старше 14 лет и дисбаланс между различными типами вегетативной нервной системы приводит к развитию спазма аккомодации [3].

Цель. Исследование особенностей функционирования цилиарной мышцы у лиц с различным тонусом вегетативной нервной системы.

В рамках поставленной задачи было проведено исследование аккомодационной функции глаза в межсессионный период и во время сессии, у испытуемых, разделенных на группы в зависимости от исходного уровня висцеротонии.

Экзаменационная сессия (сдача экзамена) использовалась в качестве модели эмоционального стресса. Данная модель достаточно часто используется для изучения влияния эмоционального напряжения на различные системы организма [19, 20] так как запускает реакции со всеми сопутствующими физиологическими, биохимическими и психологическими изменениями в функциональных системах организма.

Материалы и методы. Было выполнено комплексное обследование 50 молодых людей, добровольцев, студентов 2-4 курсов Курганского государственного университета (100 глаз), в возрасте 18-24 лет. Все обследуемые имели остроту зрения не менее 80%. Исследование проводилось в условиях относительного покоя (фона) в межсессионный период и вовремя сессии после сданного экзамена.

Тонус вегетативной нервной системы оценивался методом ритмокардиографии (Баевский Р.М., 1986) по показателям математического анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР). Для регистрации электрокардиограммы (ЭКГ) и анализа ВСР применялся серийно выпускаемый программно-аппаратный комплекс «Варикард 2.51». Ритм сердца регистрировали во II отведении 5 минут в положении сидя. Регистрировалось не менее 300 кардиоинтервалов И-И. Определялись следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин); мода (Мо, мс) - наиболее часто встречающийся интервал И - И, характеризующая активность гуморального канала регуляции; амплитуда моды (АМо, %) - выраженность моды в процентах, отражающая активность симпатического отдела вегетативной нервной системы; стандартное отклонение кардиоинтервалов (SDNN, мс) и вариационный размах

(MxDMn, мс), представляющие активность парасимпатического отдела. Определялся индекс напряжения регуляторных систем (ИН, усл.ед.), который является интегральным показателем (ИН= АМо/2Мо MxDMn). Он характеризует напряженность адаптационно-компенсаторных механизмов организма и степень преобладания симпатического отдела над парасимпатическим [19]. Этот показатель использовали для определения исходного вегетативного тонуса (ИВТ). К группе ваготоников отнесли обследуемых с ИН не более 30 усл.ед., к нормотоникам - от 31 до 120 усл.ед. и симпато-тоникам - от 121 усл.ед.

Офтальмологическое исследование проводилось с использованием стандартных методов: а) визометрия с использованием таблиц Сив-цева-Головина; б) измерение объема абсолютной аккомодации (ОАА), ближайшей точки ясного зрения (БТЯЗ), дальнейшей точки ясного зрения (ДТЯЗ) с помощью проксиметра; резерва абсолютной аккомодации (РАА) по Дашевс-кому А. И.; в) определение объема относительной аккомодации (ООА), положительной (запас - ЗОА) и отрицательной его части по Э.С. Аветисову [1]; г) объективное определение рефракции методами скиаскопии и авторефрактометрии (авторефрактометр МИК 3100РР) проводилось в естественных условиях и в условиях циклоплегии (циклоплегия достигалась путем 3-кратной инстилляции 1% раствора циклопентолата (Цикломед, Ргошеё) с интервалом 5 минут, через 35-40 минут после последней инстилляции исследовалась рефракция);

д) и эхобиометрия («Окускан» ф-ма Алкон);

е) биомикроскопия, прямая и обратная офтальмоскопия в условиях мидриаза.

Полученные данные обрабатывались математическим методом вариационного анализа [12]. Статистическую обработку осуществляли по методу Стьюдента-Фишера. Различия между сравниваемыми величинами считали достоверными при вероятности не менее 95% (р<0,05).

Результаты и обсуждение.В зависимости от преобладающего тонуса ВНС обследуемые были разделены на 3 группы: 1-я - ваготоники (20 человек - 40 глаз (40%)); 2-я - нормотони-ки (25 человек - 50 глаз (50%)); 3-я - симпато-тоники ( 5 человек - 10 глаз (10%)), (рис. 1). В межсессионный период в группе симпатото-

Таблица 1. Показатели аккомодационной функции глаза у студентов с различным тонусом нервной системы в межсессионный период и во время сессии ^±ш) (п=50)

Показатель Ваготоники (п=20) Нормотоники (п=25) Симпатотоники (п=5)

Острота зрения без коррекции 1 1,12±0,04 1,21 ±0,04 1,35±0,07* **

2 1,00±0,04 0 1,07±0,03 0 1,00±0,0**0

Ближайшая точка ясного зрения (см) 1 6,81±0,40 6,75±0,25 6,7±0,51

2 10,5±0,44 0 8,27±0,42* 0 8,18±0,75*

Дальнейшая точка ясного зрения, с редукцией +3,0Б (Б) 1 39,28±1,11 38,33±1,13 39,35±1,42

2 33,77±1,06 0 32,66±1,09 0 31,37±1,94 0

Объем абсолютной аккомодации (ОАА) (Б) 1 15,65±0,74 15,18±0,67 15,27±1,13

2 9,27±0,69 0 13,18±0,73* 13,49±1,40*

Резерв абсолютной аккомодации (РАА) (Б) 1 4,12±0,39 5,08±0,38* 6,3±0,47* **

2 3,31±0,28 4,47±0,40* 5,87±0,49* **

Объем относительной аккомодации (ООА) (Б) 1 8,59±0,22 8,75±0,48 9,3±0,35

2 6,97±0,37 0 7,52±0,40 0 9,21±0,53* **

Запас относительной аккомодации (ЗОА)(Б) 1 4,85±0,22 5,42±0,41 5,2±0,22

2 4,37±0,30 5,33±0,40* 6,37±0,53* 0

Отрицательная часть относительной аккомодации(Б) 1 3,73±0,10 3,33±0,12* 4,1±0,16* **

2 2,88±0,09 0 2,82±0,09 0 2,84±0,25 0

Примечание: 1 - фон

2 - стресс

* р < 0,05 - различия достоверны относительно группы ваготоников ** p < 0,05 - различия достоверны относительно группы нормотоников 0 р < 0,05 - различия достоверны относительно стресса

ников выявлена наибольшая острота зрения 1,35± 0,07, что достоверно выше, чем в группе ваготоников и нормотоников - 1,13±0,04 и 1,21±0,04 соответственно (р<0,05). При стрессовой экзаменационной нагрузке острота зрения становится достоверно ниже во всех трех группах.

Определение ближайшей точки ясного зрения при фоновой нагрузке не выявило межгруп-повых отличий. У ваготоников - 6,81±0,40 см, у нормотоников - 6,75±0,25 см, у симпатотони-ков - 6,7±0,51 см. Но при воздействии стресса произошло достоверное, по сравнению с фоном, увеличение этого расстояния в первой и второй группах, причем максимальное значение отмечено у ваготоников - 10,5±044 см, в группе с исходным преобладанием тонуса симпатической нервной системы этот показатель увеличился незначительно (рис. 2).

Дальнейшая точка зрения значительно не отличалась во всех группах во время семестра (39,28±1,11 см, 38,33±1,13 см, 39,35±1,42 см, соответственно), во время сессии этот показатель достоверно уменьшился, так же без различий в группах по исходному уровню висцеротонии. Что говорит об отсутствии зависимости данного показателя от уровня вегетативного тонуса (рис. 3).

Объем абсолютной аккомодации у испытуемых во всех трех группах также значительно

не отличался при фоновой нагрузке - 1-я группа - 15,65±0,74 D, 2-я - 15,18±0,67 D, 3-я -15,27±1,13 D. Причем этот показатель оказался значительно больше средней нормы ОАА по А.И. Дашевскому (8-10 D), Е.М. Белостоцкому (8-12,5 D), что, возможно, указывает на тенденцию к усилению аккомодации глаза человека в наше время, в ответ на увеличивающиеся нагрузки в области ближней дистанции. При воздействии стресса произошло значимое уменьшение ОАА у ваготоников - 9,24±0,69 (р<0,05), в группе нормо- и симпатотоников величина ОАА после экзаменационного стресса практически не изменилась - 13,18±0,73 D и 13,49±1,40 D соответственно, что говорит об устойчивости данного показателя (рис. 4).

Резерв абсолютной аккомодации, характеризующий устойчивость аккомодации для зрения вдаль, в межсессионный период в группе ваготоников достоверно ниже - 4,12±0,39 D, чем во второй и третьей группах, (5,08±0,38 D и 6,3±0,47 D соответственно). Экзаменационный стресс не оказывает влияния на этот показатель, межгрупповые отличия сохраняются (рис. 5).

Из полученных данных видно, что стрессовая нагрузка оказывает влияние на аккомодацию для зрения на близкой дистанции и наиболее подвержены этому лица с исходным преобладанием парасимпатического тонуса ВНС.

Ваготоники 40%

Нормотоники 50%

Симпатотоники

10%

Рисунок 1. Группы испытуемых по тонусу ВНС

фон

стресс

1 ваготоники □ нормотоники □ симпатотоники

Рисунок 5. Резерв абсолютной аккомодации

12

10

фон

стресс

I ваготоники □ нормотоники □ симпатотоники

Рисунок 2. Ближайшая точка ясного зрения

10-С''''' 8 6 4 2

фон

стресс

] ваготоники □ нормотоники □ симпатотоники

Рисунок 6. Объем относительной аккомодации

40-/

30

20

10

фон

стресс

1 ваготоники □ нормотоники □ симпатотоники

Рисунок 3. Дальнейшая точка ясного видения

20-/'

15

10

фон

стресс

I ваготоники □ нормотоники □ симпатотоники

Рисунок 4. Объем абсолютной аккомодации

8-/

ааш

фон

стресс

1 ваготоники □ нормотоники □ симпатотоники

Рисунок 7. Запас относительной аккомодации

фон

стресс

] ваготоники □ нормотоники □ симпатотоники

Рисунок 8. Отрицательная часть относительной аккомодации

8

6

4

2

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

6

4

2

0

0

5

0

Величина объема относительной аккомодации достоверно не различалась в исследуемых группах на фоновой нагрузке, но была несколько выше у лиц с преобладанием симпатического тонуса (1-я группа - 8,59±0,22D, 2-я -8,75±0,48 D, 3-я - 9,3D). При определении данного показателя после экзамена выявлено снижение в группах ваго- и нормотоников -6,97±0,37D и 7,52±0,40D, (p<0,05). У лиц с преобладанием тонуса симпатической ВНС ООА снижается незначительно, по сравнению с фоном (9,21±0,53D) и сохраняется на более высоком уровне, чем в первой и второй группах. Полученные данные представлены на рис. 6.

Исследование запаса относительной аккомодации в межсессионный период не выявило межгрупповых отличий. При экзаменационном стрессе этот показатель, характеризующий работоспособность цилиарной мышцы, у ваготоников и симпатотоников остался без изменений, а у нормотоников достоверно увеличился, что может быть связано с механизмами лучшей компенсации (рис. 7).

Отрицательная часть объема относительной аккомодации характеризует величину отно-

сительной аккомодации, которая затрачивается при зрительной работе глаза в данный момент. Максимальное значение отмечено у симпатотоников - 4,1±0,16D, промежуточное положение занимают ваготоники - 3,73±0,010D и минимальный показатель у нормотоников - 3,33±0,12D. При стрессе данный показатель значительно уменьшается и не имеет межгрупповых различий, что свидетельствует о единых приспособительных компенсаторных механизмах вне зависимости от конституциональных особенностей преобладающего вегетативного тонуса. Полученные данные представлены на рис. 8.

Заключение. На основании исследования выявлены особенности функционирования цилиарной мышцы у лиц с разным уровнем вегетативного баланса. Получены данные, свидетельствующие о наименьшей устойчивости работоспособности аккомодационного аппарата для ближней дистанции у лиц с преобладанием парасимпатического тонуса ВНС при воздействии экзаменационного стресса. Функционирование аккомодации в области дальнего зрения не зависит от исходного уровня висцеротонии.

Список использованной литературы:

1. Аветисов Э.С. Близорукость. - М.: Медицина, 1999. - С. 55, 93, 143-145.

2. Ананин В.В., Ананин В.Ф. Глаз и фармакология. - М.: Медицина, 1994. - С.99-105

3. Асаналиев Н.А., Усенко В.А. Изменения динамической рефракции у детей со спазмом аккомодации // Вестник КРСУ, 2003, №7.

4. Баевский Р.М., Берсенева А.П., Барсукова Ж.В. Возрастные особенности сердечного ритма у лиц с разной степенью адаптации к условиям окружающей следы. // Физиология человека. - 1985. - Т.11. - №2. - С. 208.

5. Биран В.П. Зрение - дар бесценный: Советы офтальмолога юному спортсмену. - Минск: Полымя, 1987. - С. 91.

6. Ватченко А.А., Клюев А.М. Адреналин и кокаин в диагностике нарушений симпатической иннервации зрачков у детей со спазмами аккомодации // Вестн. офтальмол. - 1981. - №1. - С. 41-45.

7. Волкова Е.М., Страхов В.В.2007 Влияние тонуса ВНС на аккомодационную функцию глаза при близорукости слабой и средней степени // Клиническая офтальмология, Глаукома - 2006, том 7. - №4. - С. 158 - 163.

8. Дашевский А.И. Ложная близорукость. - М.: Медицина, 1973. - С. 106.

9. Журавлева. Е.В., Рыжаков Д.И., Потемина Т. Е., Журавлев В.А.Динамика изменения зрения у студентов Нижегородской государственной медицинской академии из различных регионов в течение учебного года // Медицинский альманах. -2009. - №3 (8). - С. 130 -132.

10. Камаев И.А., Поздеева Т.В. и др. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения. Н. Новгород. 2005. - С. 183.

11. Кузнецова М.В. Причины развития близорукости и ее лечение. М., Медэкспрессинформ, 2004. - С. 168.

12. Лакин Г.Ф. Биометрия, - М.: Высшая школа. 1990. - С. 351.

13. Левченко О.Г. Физиологический тонус и спазм аккомодации // Офтальмол. ж. - 1985. - №3. - С. 177-180.

14. Медвецкая Г.А. Профилактика близорукости и ее прогрессирования путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза // Вестн. офтальмол. - 1981. - №5. С. 47- 4.

15. Розенблюм Ю. З. Оптометрия. СПб.: Гиппократ, 1996. С. 120-122.

16. Сергиенко Н.М. Близорукость: проблемы и решения // Международный медицинский журнал.- 1999. - Т.5, №1. - С. 78-80.

17. Смирнов И.В. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. - М.: Центрполиграф, 2004. - С. 223.

18. Ушакова М.А. Об условиях формирования школьной близорукости // Гигиена и санитария - 2004 - №3. - С. 57-59.

19. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - Воронеж, 2001. - С. 32, 313.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.