УДК 343.773
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
Дицевич Ярослава Борисовна
доцент кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении гражданских и арбитражных дел Иркутского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ,
кандидат юридических наук, доцент, г. Иркутск e-mail: [email protected]
SOME ASPECTS OF COMBATING CRIME IN THE SPHERE OF FOREST MANAGEMENT
Jaroslava Ditsevich
Associate Professor, Department of prosecutor's supervision and participation of the prosecutor in the civil and arbitration cases Irkutsk Law Institute (branch) of the Academy of General Prosecutor's Office,
PhDinLaw, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
В статье отмечены современные тенденции экологической преступности наряду с традиционными кор-рупциогенными факторами в сфере лесопользования как в Российской Федерации в целом, так и в Сибирском федеральном округе. На основе анализа состояния преступности в лесопромышленном комплексе автором рассмотрены некоторые проблемы противодействия нарушениям лесного законодательства, в том числе незаконной рубке лесных насаждений. По итогам анализа проблем в правоприменительной практике изъятия правоохранительными органами средств совершения преступлений, связанных с незаконным завладением лесными ресурсами, предложены пути совершенствования уголовно-правовых норм в указанной области.
ABSTRACT
The article noted modern trends in environmental crime alongside with the traditional factors in the field of forest management in the Russian Federation as a whole and in the Siberian Federal district. Based on the analysis of the crime situation in the timber industry the author considers some problems of counteraction to violations of forest laws, including illegal felling of forest plantations. The results of the analysis of problems in law enforcement exemption the law enforcement agencies of instrumentalities of offences related to the misappropriation of forest resources and the ways of improvement of criminal law in this area.
Ключевые слова: экологическая преступность; незаконная рубка лесных насаждений; ответственность за экологические преступления; предупреждение нарушений лесного законодательства; экологические преступления.
Key words: environmental crime; illegal cutting of forest plantations; the responsibility for environmental crimes; the prevention of violations of forest law; environmental crime.
Из года в год основу криминальных деяний в сфере охраны окружающей среды в России составляют преступления, связанные с незаконным завладением природными ресурсами (предусмотренные ст. 256, 258, 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)), при этом в общем количестве зарегистрированных экологических преступлений первое место занимает лесное браконьерство.
Данная многолетняя тенденция сохранения в структуре экологической преступности высокого удельного веса преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ (незаконная рубка
лесных насаждений), характерна для Российской Федерации в целом, в то же время преобладание преступлений рассматриваемого вида более ощутимо проявляется в Сибирском федеральном округе (СФО), где ежегодно в структуре экологической преступности их доля составляет 80-95 % [6]. Например, в 2014 г. число зарегистрированных в СФО преступлений указанного вида составило более 40 % от общего числа зарегистрированных в Российской Федерации случаев незаконной рубки лесных насаждений. В этой связи представляется оправданным рассмотрение тенденций, суще-
ствующих в преступности, связанной с незаконным завладением лесными ресурсами, на примере данного российского региона.
Способствует отмеченному сохранению высокого уровня преступности в лесной сфере то, что на территории Сибирского федерального округа сосредоточено более трети запасов лесов России, а доля особо ценных хвойных пород (сосна и кедр) значительна даже в масштабах земного шара. Леса, произрастающие на Байкальской природной территории, играют особую роль в сохранении уникальной экологической системы — объекта Всемирного природного наследия озера Байкал. Вырубки лесов в прирусловых участках рек на указанной территории приводят к изменению водного режима территорий и потере биоразнообразия сибирской тайги [3]. Важность деятельности по предупреждению нарушений лесного законодательства в рассматриваемом регионе обусловлена еще и тем, что треть лесного экспорта России формируется именно в сибирских регионах. Близость лесных насаждений к объектам транспортной инфраструктуры, а также к границе с государствами, заинтересованными в российском сырье, создает для этого дополнительные предпосылки.
В научной литературе уже устоявшимся является мнение о том, что показатели регистрируемой правоохранительными органами экологической преступности не отражают реальное положение дел, создавая лишь общее представление о направленности усилий компетентных ведомств на выявление и пресечение тех или иных экологических правонарушений в определенный временной период. Следовательно, и количество выявленных правоохранительными органами преступлений в сфере охраны и использования лесов также не в полной мере соответствует реальным качественным и количественным характеристикам нарушений лесного законодательства (в том числе, в связи с объективными трудностями выявления правонарушений в лесном фонде). Кроме того, значительны и существующие сложности разграничения административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства об охране и использовании лесов, являющиеся, в свою очередь, одним из коррупциогенных факторов в сфере деятельности субъектов противодействия лесонару-шениям и нередко влекущие учет деяний, содержащих признаки состава преступления,
предусмотренного ст. 260 УК РФ, в качестве административных правонарушений.
Ненадлежащая работа инспекторов территориальных отделов лесничеств, в том числе по определению границ участков леса, подлежащих вырубке, также создает благоприятные условия для распространения преступлений в сфере лесопромышленного комплекса. Ежегодно выявляются факты умышленного сокрытия преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, сотрудниками региональных органов управления лесными ресурсами и их территориальными подразделениями, что, в свою очередь, также способствует росту латентности преступлений в сфере лесопользования. Так, в 2016 г. вынесен обвинительный приговор по уголовному делу, возбужденному по признакам ч. 3 ст. 290 УК РФ по факту получения старшим инспектором территориального отдела Департамента лесного комплекса Кемеровской области взятки в виде товарно-материальных ценностей (две машины с древесиной) за непринятие мер по пресечению выявленной им незаконной рубки лесных насаждений, совершенной местным индивидуальным предпринимателем [2].
Также одной из важных проблем, приводящих к сокращению лесного фонда страны и создающих возможность осуществления незаконных рубок лесных насаждений, является необоснованное назначение в защитных лесах санитарно-оздоровительных мероприятий в виде санитарных рубок. Указанные нарушения, квалифицируемые в большинстве случаев их выявления как должностные и экологические преступления, наносят серьезный ущерб лесному фонду страны, прежде всего, защитным лесам. Осложняет борьбу с данными нарушениями законодательства их высокий уровень латентности.
На территории многих российских регионов в последние годы подобные злоупотребления выявляются в основном органами прокуратуры [4]. Например, по результатам рассмотрения материалов Братского межрайонного природоохранного прокурора следственными органами возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ в отношении двух должностных лиц Падунского лесничества, без проведения лесопатологического обследования подготовивших документы, обосновывающие назначение санитарных рубок, что привело к ухудшению экологического состояния лесов и причинению ущерба окружающей среде на сумму свыше 7 млн руб. [5].
1(13) / 2017 ГлАГОлЪ
ПРАВОСУДИЯ
В последние годы федеральным законодателем осуществлен ряд организационно-правовых мероприятий, направленных на снижение коррупционных рисков в рассматриваемой сфере (уровень которых весьма высок, поскольку на основании заключения ле-сопатолога может быть осуществлена рубка лесных насаждений, отнесенных к защитным лесам, на обширных участках земель лесного фонда). Так, в 2015 г. нормами приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга» [1] в целях минимизации коррупциногенных факторов определен четкий порядок проведения лесопатологического обследования лесов, в том числе перечислены основания для принятия лесопатологами решений о необходимости проведения в лесах санитарно-оздорови-тельных мероприятий.
К числу мероприятий, направленных на совершенствование правотворческой деятельности региональных органов лесного хозяйства, также возможно отнести наделение в 2010 г. Федерального агентства лесного хозяйства обязанностями по контролю за правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области переданных им полномочий в сфере лесных отношений. В то же время, поскольку отсутствие в современном законодательстве закрепленного порядка привлечения к ответственности органов власти субъектов Российской Федерации за невыполнение обязательных к исполнению предписаний уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об отмене или изменении нормативных правовых актов нередко приводит к отказу региональных властей от выполнения предписаний Рослесхоза, в научной литературе обоснованно высказывается предложение о совершенствовании нормативного регулирования в данной сфере.
Ощутимое положительное воздействие на состояние преступности в лесопромышленном комплексе также способно оказать законодательное закрепление возможности конфискации технических средств, используемых при совершении преступлений, предусмотренных ст. 191.1, 260 УК РФ, не являющихся собственностью лиц, совершивших данные преступления. Как показывает практика, боль-
шинство указанных технических средств используются преступниками на основании договоров аренды и являются собственностью иных лиц. Одним из возможных вариантов решения данного вопроса представляется законодательное закрепление (например, путем внесения соответствующих норм в ст. 104.1 УК РФ) возможности конфискации орудий, технических и иных средств, используемых при совершении преступлений, предусмотренных ст. 191.1, 260 УК РФ, принадлежащих обвиняемому на праве собственности либо на ином законном основании (курсив мой. — Д. Я.), в том числе переданных по договору аренды.
В заключение рассмотрения направлений совершенствования деятельности по предупреждению преступлений в сфере лесопользования необходимо подчеркнуть значимость надлежащей организации взаимодействия между субъектами профилактики преступности рассматриваемого вида, в том числе при решении указанных в рамках настоящего исследования проблем противодействия преступлениям, связанным с незаконным завладением лесными ресурсами.
Список литературы
1. Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга [Электронный ресурс] : приказ Минприроды РФ от 4 авг. 2015 г. № 340 // офиц. интернет-портал правов. информ — URL: http://www.pravo.gpv.ru.
2. В Кемеровской области вынесен приговор бывшему инспектору Департамента лесного комплекса в получении взятки [Электронный ресурс] / Следств. комитет Кемер. обл. : сайт. — URL: http://sledcomrf.ru/news/229420-v-kemerpvskpy-oblasti-vyinesen.html.
3. Игнатьева И. А. Актуальные правовые проблемы охраны озера Байкал // Экол. право. — 2015. — № 4. - С. 25-33.
4. Мельников И. А. Леса Сибири — легкие России : интервью / беседовал А. М. Семенов // Прокурор. — 2014. — № 1. — С. 75—84.
5. О результатах прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования [Электронный ресурс] : пресс-релиз прокуратуры Иркут. обл. от 12 февр. 2015 г. — URL: https://www.irkproc.ru/qa/1186.html.
6. О состоянии законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины [Электронный ресурс] : выступление Ген. прокурора РФ Ю. Я. Чайки 29 окт. 2013 г. на заседании коллегии Ген. прокуратуры РФ. — URL: http://genproc.gov.ru/ upload/iblock/450/291013.doc.