^НАУКА. ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА. У
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
А.В. МАЙОРОВ,
кандидат юридических наук (Челябинский ЮИ МВД России)
Преступность в современных условиях превращается в глобальную человеческую проблему, которая активно изучается во всем мире. Организованная преступность - сложное антисоциальное явление, не имеющее государственных границ. Многие десятилетия она сопровождает экономическое и культурное развитие большинства стран мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция и т.д.
Организованная преступность в России представляет серьезную угрозу для государства с реальной опасностью трансформации демократического государства в криминальное.
В нашей стране организованная преступность изначально в силу целого ряда специфических причин приобрела политическую значимость, поскольку непосредственно вторгалась в легальную экономику, а затем и в зарождающиеся рыночные отношения, придав им соответствующий криминальный оттенок. Преступления общеуголовной направленности уступают место крупномасштабным организованным преступным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.
Вместе с тем нельзя не отметить и того, что определенная борьба с организованной преступностью в России действительно ведется, но она не всегда имеет высокую эффективность. Выражение «борьба с преступностью» является наиболее распространенным, оно закреплено в законодательных и иных нормативно-правовых актах. Однако с учетом деятельности государства и правоохранительных органов, направленной на борьбу с преступностью, можно утверждать, что зачастую осуществляется лишь
«контроль» в отношении организованной преступности, то есть гласное и негласное изучение процессов в криминальной среде, ведение оперативно-справочных учетов, пассивное наблюдение за организованной преступностью, не обеспечивающее сдерживание ее роста.
С учетом мнения В.А. Бодренкова и В.К. Зникина, в отдельных случаях, можно говорить «о противодействии организованной преступности», под которым следует понимать принятие активных мер воздействия на преступность, но не достаточных для качественного, позитивного ее изменения [1, с. 19, 20].
В настоящее время организованная преступность затрагивает все сферы жизни человека и представляет угрозу не только обществу, но и государственному устройству многих стран мира. Организованная преступность обладает высокой степенью жизнеспособности; по большому счету полностью ликвидировать ее невозможно, как бы это пессимистично не звучало, ее можно только ограничить, поставить под контроль государства. В отличие от государственных органов, в том числе и правоохранительных, организованная преступность быстрее налаживает связи за рубежом, быстрее реагирует на все изменения, происходящие в мире.
Наихудшим является положение, при котором происходит взаимопроникновение правительственных чиновников и преступных организаций, устанавливаются симбиоти-ческие связи или вступают в сговор. В этих условиях роль правительства практически сводится к укрывательству преступной деятельности, причем в то же время оно становится заложником преступной организации [2].
Проблема соблюдения законности в органах внутренних дел в России существует с момента образования силовых структур госу-
ПРАКТИКА.
дарства. Притяжение страны к государствам романо-германской системы права создало объективные предпосылки для ситуации, когда законодательство отстает от процесса общественного развития, и, соответственно, уголовное законодательство - от развития криминогенных процессов. Применяемые меры для нейтрализации новых видов криминальных проявлений оказывались в этих условиях неадекватными. Преступники всегда опережали на шаг-другой правоохранительные органы [3].
Однако главная опасность заключается в том, что государство в лице высших должностных лиц оказалось на содержании олигархов, которые лоббируют нужные им законы в Думе, имеют своих людей в милиции, ФСБ, прокуратуре, судах [4]. Разумеется, при таком положении интересы общества, государства расходятся с интересами правящей экономической и политической элиты.
Сложившаяся ситуация не содержит значимых предпосылок для борьбы с коррумпированной преступностью в верхних ее эшелонах, потому что институт предупреждения преступности как и любой социальный институт может функционировать в системе прогрессивно развивающихся общественных отношений. В нынешних условиях экономического кризиса, нравственно-политической напряженности в обществе об эффективной борьбе с организованной преступностью не может быть и речи. Определенные возможности борьбы сохранились лишь с общеуголовной организованной преступностью (кражи, грабежи, разбои, вымогательство и т.д.), от которой страдают, в первую очередь, средние слои населения. Борьба с такой преступностью может быть эффективной, поскольку не противоречит интересам преступности «белых воротничков», или как ее еще называют «респектабельной» преступности, - богатых, влиятельных в экономике, политике регионального или федерального масштаба. Несмотря на то, что эти лица достаточно защищены от общеуголовной преступности государственными и частными охранными службами, тем не менее уголовный мир может создавать определенную угрозу, потенциальную опасность для их собственной безопасности [5].
На сегодняшний день одним из наиболее опасных симптомов криминализации российского общества, реально угрожающих его национальной безопасности, является процесс легализации организованной преступности в той информационной среде, носите-
лем которой выступают средства массовой информации (СМИ). Важное значение имеет направленность и степень криминогенного влияния средств массовой информации на обыденное сознание людей.
Отсутствие адекватной информационной политики государства, которая ориентировала бы средства массовой коммуникации на достижение целей национальной безопасности, на защиту населения от преступности, на повышение уровня его нравственной и правовой культуры, приводит к снижению антикриминального потенциала общества.
Злоупотребления со стороны современных СМИ подобными методами усугубляются криминологической неграмотностью многих журналистов. Нанося ущерб ценностно-нравственной системе российского общества, СМИ нередко оказывают достаточно выраженное криминогенное воздействие на массовое сознание и тем самым опосредованно или прямо влияют на состояние преступности и уровень антикриминогенного потенциала в обществе.
Наряду с этим следует отметить, что демонстрация в СМИ силы криминального мира сопровождается регулярным напоминанием читателям о связях преступных авторитетов с представителями власти. Внимание аудитории упорно фокусируется на преимуществах боевой и технической оснащенности преступных сообществ, значительно превосходящей по тем и иным показателям вооруженность правоохранительных структур. Для большей убедительности периодически обнароду-ются данные об интенсивности оттока в криминальные круги бывших спортсменов, сотрудников правоохранительных органов, уволенных в запас военнослужащих. Подчеркивается возрастающий интеллектуальный потенциал современной организованной преступности, обслуживаемой целой армией «теневых» советников, консультантов, экспертов, юристов [6].
Преподнося далеко не всегда проверенную и достоверную информацию о низкой раскрываемости тяжких насильственных и иных видов преступлений, тенденциозно подбирая факты, СМИ способствуют формированию у граждан установок на вседозволенность и безнаказанность нарушений уголовно-правовых запретов. Не способствует формированию уважения граждан к закону и повышению авторитета правоохранительных органов заметное преобладание негативных оценок их деятельности в печати и электронных средствах массовой информации.
2009'2 НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА.
Важный аспект рассматриваемой проблемы заключается в нарастающей тенденции массового, открытого, публичного нарушения принятых норм поведения. Данный процесс также усугубляется средствами массовой информации, которые настойчиво стараются обосновать неизбежный и вынужденный характер подобных нарушений, фактически обучают граждан навыкам безнормативного (не подчиняющегося никаким правилам) и квазинормативного (руководствующегося нормами, противоречащими общепринятым правилам общежития) поведения.
Помимо того, что подобная «разъяснительная» работа в СМИ направлена против интересов правосудия, нарушает права жертв преступлений, она вольно или невольно способствует повышению правового уровня и профессионализма преступников, обучению неопытных, начинающих нарушителей уголовного закона способам его обхода. Иными словами, она обусловливает расширение социальной базы организованной преступности.
Однако следует отметить, что массовое «засорение» сознания зрителей и читателей сценами, связанными с физическими расправами, жестокостью и садизмом, порождает ощущение безысходности, беспомощности от постоянной угрозы криминальных посягательств, порождает гипертрофированное чувство страха перед преступностью. Психологи определяют страх как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности.
В данном случае речь уже идет о формировании виктимизации - процесса превращения лица в потенциальную жертву преступления, который неразрывно связан с процессом криминализации.
Отсутствие адекватной информационной политики государства, которая ориентировала бы средства массовой коммуникации на достижение целей национальной безопас-
ности, на защиту населения от преступности, на повышение уровня его нравственной и правовой культуры, приводит к снижению антикриминального потенциала общества.
Организованная преступность породила новую криминальную ситуацию, которая требует для ее разрешения неотложных законодательных, организационно-управленческих мер, значительных материальных ресурсов на оснащение правоохранительных органов и обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной деятельностью.
Одной из причин сложившейся ныне в сфере борьбы с организованной преступностью ситуации является недостаточная научная проработка проблемы, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии этой борьбы, а также правовой, криминологической, криминалистической и оперативно-розыскной концепции и соответствующих научных рекомендаций по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению организованной преступной деятельности.
Сегодня от представителей юридической науки и практики требуется не только продолжение дискуссии о конкуренции различных познавательных технологий, но и внесение конкретных теоретических, методологических, нормативных и практических предложений, ведущих к принципиальному разрешению проблемы контроля, предупреждения и борьбы с преступностью [1, с. 18].
Нынешним возможностям противодействия преступности в России в наибольшей степени соответствует жесткий уголовно-правовой контроль. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что при наличии решимости государства, разумной уголовной политики с безусловным соблюдением принципа равенства граждан перед уголовным законом независимо от должностного, имущественного положения и др. обстоятельств, борьба с преступностью, в том числе и с организованной, может быть достаточно эффективной.
Литература
1. Бодренков ВА, Зникин В.К. К началу дискуссии о содержании криминальной безопасности
общества (государства) и роли ОРД в ее обеспечении // Оперативник (сыщик). 2008. № 2(15). С. 19-20.
2. Гришко ЕА. Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-
правовой и криминологический аспекты. - М., 2001. С. 40.
3. Милин Д. Проблемы борьбы с организованной преступностью (по материалам Санкт-
Петербурга) // Труды Санкт-Петербургского филиала Института Социологии РАН Серия III. 1996. № 4. С. 20.
4. Крыштановская О. Смерть олигархии // АиФ. 1998. № 46.
ПРАКТИКА.
5. Миненок М.Г. Проблемы борьбы с организованной преступностью. Калининградский го-
сударственный университет http://www.oprave.ru/statii/Krimin
6. Попов В.И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями органи-
зованной преступности: Монография. - М.: СГУ, 2004. С 382.
СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ
В.И. ДИДЕНКО.
кандидат юридических наук, доцент (БелЮИ МВД России);
А.Д. ПОНОМАРЕНКО,
кандидат юридических наук, доцент (БелЮИ МВД России)
В своей статье «Прямой адрес: kremlin g ov. ru» (Рос. газ. 2009. № 171. 11 сентября.) Президент России Д.А. Медведев обозначил социальные недуги, тормозящие развитие нашего общества, и в первую очередь это вековая (хроническая) коррупция.
Коррупцией Россия была поражена всегда. Не составил исключение и советский период. В этот период несмотря на тотальный контроль со стороны различных общественных и государственных структур коррупция находила свое проявление в таких известных делах как «узбекское дело», дело 1-го секретаря Краснодарского райкома КПСС Медунова, дело Вышку (Молдавская ССР).
С периода 90-х годов коррупция в России приобрела системный характер и оказывает разрушительное воздействие на функционирование государственных институтов. Как констатировал и признал в недавнем интервью один из реформаторов А.Чубайс - самая большая ошибка была допущена в сфере ваучеризации. На тот период, действительно, государственная власть не создала прозрачных правил приватизации общественного благосостояния.
Существенные изменения социально-экономических условий жизни всегда выводят коррупцию на новый криминогенно качественный уровень.
Коррупция в России приобрела системный характер и оказывает разрушительное воздействие на функционирование государственных институтов.
Власть, общество на современном этапе пришли к пониманию, что противодействие и борьба с коррупцией и взяточничеством является одной из основных составляющих системы экономической безопасности Российской Федерации.
Как известно, в силу конституционных предписаний (ст.15) общепризнанные нормы
и принципы международного законодательства имеют приоритет перед национальным законодательством.
Во время саммита лидеров «Группы восьми» в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 г. был принят план действий по борьбе с коррупцией, в котором в целях развития международного обязательства Российской Федерации по борьбе с масштабной коррупцией в сфере государственного управления на высоком уровне подтверждены обязательства, в частности:
выявлять и преследовать в судебном порядке коррумпированных государственных чиновников и тех, кто их подкупает, обеспечить эффективное преследование в судебном порядке в соответствии с национальным законодательством тех, кто занимается коррупцией;
взаимодействовать со всеми международными финансовыми центрами и частным сектором с целью воспрепятствовать созданию благоприятных условий для хранения активов, добытых незаконным путем лицами, вовлеченными в коррупцию в сфере высшего государственного управления;
совместно друг с другом, а также с международными и региональными институтами по вопросам развития решительно бороться с мошенничеством и коррупцией и неправомерным использованием государственных ресурсов, поддерживать национальные усилия по борьбе с коррупцией путем создания институциональной основы и укрепления правопорядка, финансовой транспарентности и подотчетности, а также реформирования систем государственных закупок.
25 декабря 2008 года был принят системообразующий Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Закон определен как основной законодательный акт в системе мер противодействия кор-