и науки Кемеровской области. Награждение прошло в рамках областного мероприятия «Фестиваль рабочих профессий».
Участники конкурса, не вошедшие в число победителей и призеров, получили сертификаты об участии в конкурсе.
По итогам конкурса члены жюри рекомендовали работы участников к изданию в электронном сборнике «Профессия, которую я выбираю». Данный электронный сборник в дальнейшем может быть использован педагогами при разработке профориентационных мероприятий по информированию о рабочих профессиях, профессиях работников культуры, кино и театра, подготовке обучающихся к участию в подобных конкурсах.
Положительным является то, что обучающиеся продемонстрировали знания особенностей, требований профессии, рынков образовательных услуг и труда муниципалитета и региона. Конкурсанты имели возможность проявить свои творческие способности в области написания эссе, профессионального составления семейного профессионального древа и создания видео-
роликов. В свою очередь это является основой формирования их осознанного отношения к профессиональному самоопределению, построению личностного профессионального плана, выбору профессиональной образовательной организации и будущего рабочего места.
Таким образом, областной конкурс профори-ентационных материалов «Профессия, которую я выбираю» востребован среди обучающихся, воспитанников образовательных организаций и педагогов Кемеровской области. В целом конкурсное движение способствует развитию системы профориентации обучающихся как на уровне образовательных организаций, муниципалитета, так и на региональном.
1. ФГОС среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. — Режим доступа : 11Нр://минобрнауки.рф/ документы/2365.
2. Понамарева, Е. В. Областной конкурс методических разработок «ПРОФориентир» [Текст] // Образование. Карьера. Общество. — 2014. — № 2 (41). — С. 42-45.
некоторые аспекты профессионального становления молодого специалиста
Т. С. Михайлина, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова
В современных со-циально-экономиче-ских условиях вопросам профессионального становления молодого специалиста уделяется большое внимание, в связи с этим необходимо обратиться к понятию «профессиональное становление» в психолого-педагогической литературе. Интерес к проблеме профессионального становления проявляли многие ученые-исследователи, среди которых Э. Ф. Зе-ер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, К. М. Левитан, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Е. А. Рябоконь, В. И. Слободчиков, О. И. Суслова и др.
В психолого-педагогической литературе в существующих определениях понятия «профес-
сиональное становление» прослеживается три подхода:
1) социальный (социальная обусловленность явления);
2) психологический, который имеет две трактовки: развитие личности через профессию и самореализация личности через профессию;
3) педагогический, рассматривающий исследуемый вопрос с позиций управления данным процессом.
Профессиональное становление — динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех ступеней: 1) формирование профессиональных намерений; 2) профессиональное обучение; 3) профессиональная адаптация; 4) частичная или полная реализация личности в профессиональном труде [1]. Э. Ф. Зеер профессиональное становление личности увязывает с профессиональной деятельностью, понимая его как «процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, про-
фессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление». Под профессиональным становлением автор подразумевает «развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности» [2].
Н. В. Матолыгина полагает, что профессиональное становление — это динамическое свойство личности, связанное с формированием и развитием личностных и профессиональных качеств, осознанным отношением к избранной профессии, влияющим на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность. Вместе с тем, как отмечает названный автор, профессиональное становление характеризуется постоянной потребностью в саморазвитии, в преобразовании жизни и себя как личности [3].
Мы разделяем мнение А. К. Марковой, которая рассматривает профессиональное становление как продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма. Профессиональное становление личности, по мнению А. К. Марковой, обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биографии значительность [4].
Проблема профессионального становления молодого специалиста, на наш взгляд, заключается в том, что на момент поступления в профессиональное образовательное учреждение не все обучающиеся понимают значимость своей будущей профессии, что обусловлено различными причинами, среди которых можно отметить следующие:
- образовательное учреждение выбрали родители;
- не было конкурса при поступлении в образовательное учреждение;
- выпускник не прошел процедуру вступительных экзаменов в другое образовательное учреждение;
- образовательное учреждение удобно расположено.
Считаем, что процесс профессионального становления молодого специалиста будет всецело зависеть от следующих факторов:
- высокий уровень получаемых обучающимися знаний, умений, навыков, формируемых ком-
петенций в ходе содержания изучаемых учебных дисциплин, профессиональных модулей;
- самоорганизация обучающихся в ходе учебного и производственного процесса.
Поэтому задача педагогов — заинтересовать обучающихся, мотивировать на то, чтобы они отнеслись к своему профессиональному становлению на более глубоком, осознанном, личностном уровне.
И сами педагоги в свою очередь тоже должны прикладывать немало усилий для того, чтобы быть квалифицированными специалистами в своей области: своевременно проходить курсы повышения квалификации, разного рода стажировки, принимать участие в конкурсах профессионального мастерства, владеть профессиональными знаниями для умения разностороннего оценивания возникающих учебных и производственных ситуаций.
Являясь преподавателем спецдисциплин, столкнулась с низкой мотивацией обучающихся, проявляющейся в целом в их отношении к процессу обучения. Для решения этой проблемы, в частности для повышения учебной мотивации обучающихся, в своей педагогической деятельности стала применять различные практико-ори-ентированные формы и методы, позволяющие проводить интересные учебные занятия с максимальным вовлечением каждого обучающегося. Такими формами учебной работы являются экскурсии различных типов, мастер-классы, а также профессиональные выставки и конкурсы.
В качестве примера рассмотрим урок-экскурсию по изучению темы «Новые строительные материалы и технологии» учебной дисциплины «основы строительного производства». Данная экскурсия осуществляется с выездом в выставочные павильоны г. Кемерово, где обучающиеся имеют возможность изучать виды материалов, использующиеся в строительстве, не только по имеющимся учебникам или каталогам.
Еще одним примером может являться экскурсия с изучением темы урока «Элементы строительных конструкций и применение строительных материалов» в рамках уже упоминаемой нами учебной дисциплины, специфика проведения которой предполагает выезд на действующий строительный комплекс. Обучающиеся имеют возможность увидеть весь строительный процесс в полном объеме, а также сравнить применяемые строительные конструкции и виды зданий, построенные из различных элементов и строительных материалов. После экскурсии в качестве отчета обучающиеся должны составить сравнительные таблицы: по видам и ти-
дорогой карьеры
пам зданий, основных элементов, используемого материала для отделки сооружений.
Еще одной практико-ориентированной формой является участие обучающихся в различных мастер-классах, нацеленных на реализацию двух основных задач: формирования у обучающихся профессионального отношения к избранной специальности и обучения их профессиональному языку в области той или иной науки. Итогом таких мастер-классов становится отчет обучающихся, например подготовка презентаций «Современные виды строительных материалов», «Технология монтажа».
Преимущества мастер-класса: отработка на практике обучающимися полученных знаний, умений и навыков и возможность сделать это под контролем опытного специалиста в условиях учебного производства; познавательное развитие обучающихся, формирование их самостоятельности и нестандартного мышления в условиях учебных и производственных ситуаций, непосредственно являющихся основой для овладения профессиональными компетенциями специалиста.
Для примера рассмотрим сам процесс участия обучающихся в выставках творческих работ, проводимых среди профессиональных образовательных организаций, который включает изготовление макетов в рамках своей специальности. Для изготовления макета обучающиеся используют не только приобретенные ими теоретические и практические знания, умения, на-
выки, но и применяют самостоятельный творческий подход. После изготовления макета обучающиеся оформляют доклад, предполагающий публичную защиту.
Участие обучающихся в профессиональных конкурсах различного уровня способствует повышению их учебной мотивации, а также обретению уверенности в освоении выбранной ими специальности, развитию творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшего профессионального становления молодого специалиста.
Профессиональное становление молодого специалиста зависит от его высокой мотивации, личной заинтересованности в процессе получения образования, чему способствует применение практико-ориентированных форм и методов обучения.
1. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — Режим доступа : http:// current_pedagogy.academic.ru/1241/.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
3. Матолыгина Н. В. Профессиональное становление студентов на основе индивидуально-творческого подхода в условиях педагогического колледжа: дис ... канд. пед. наук. — Кемерово, 1999. — 221 с.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
содействие трудоустройству
выпускников техникума
Ю. Ю. Бурлакова, методист ГПОУ «Киселевский горный техникум» Н. И. Анохина, преподаватель информатики ГПОУ ««Киселевский горный техникум»
В последнее время все большую актуальность приобретает вопрос трудоустройства выпускников. Для его решения в Киселевском горном техникуме был создан и функционирует отдел проф-ориентационной работы и содействия трудоустройству выпускников, деятельность которого направлена на быструю адаптацию выпускников техникума к условиям рынка труда, их востребованность и закрепление на производстве.
Работа в данном направлении осуществляется на основе анализа рынка образовательных услуг Кемеровской области и Киселевского городского округа с учетом социального зака-
Ю. Ю. Бурлакова Н. И. Анохина