Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
428
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА / АГРЕССИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белкина В. Н., Шкатова Т. Г.

Статья посвящена рассмотрению одной из проблем современного детства - эмоциональному неблагополучию ребенка. Наиболее яркими проявлениями проблемы выступают, по мнению авторов статьи, агрессия и тревожность, как два взаимосвязанные вида деформации эмоциональной сферы детей. Обсуждаются основные понятия, дается анализ факторов развития у детей агрессии и тревожности, представлен краткий перечень форм проявления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Рассматриваются также некоторые возрастные и полоролевые особенности детской агрессии и тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белкина В. Н., Шкатова Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE PRESCHOOL CHILDREN’S EMOTIONAL DISTRESS PROBLEM

The article considers one of the problems of modern childhood - the emotional distress of a child. According to the authors of the article, the most striking manifestations of the problem are aggression and anxiety, as two interrelated types of the children’s emotional sphere deformation. The authors discuss basic concepts, analyze the factors of aggression and anxiety development, and present a short list of emotional distress forms in preschool children. Some age and gender-role features of children's aggression and anxiety are also considered.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 5 (110). С. 184-195. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 5 (110), pp. 184-195.

Научная статья УДК 37.013.42

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-5-110-15

Некоторые аспекты проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста

Валентина Николаевна Белкина1, Татьяна Геннадьевна Шкатова2и

1,2Ярославский государственный педагогический университет

им. К. Д. Ушинского, Ярославль, Россия 1,2kafedra.dosh@mail.ru,

'https://orcid.org/0000-0003-1903-7500, 2https://orcid.org/0000-0002-2277-8951

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению одной из проблем современного детства -эмоциональному неблагополучию ребенка. Наиболее яркими проявлениями проблемы выступают, по мнению авторов статьи, агрессия и тревожность, как два взаимосвязанные вида деформации эмоциональной сферы детей. Обсуждаются основные понятия, дается анализ факторов развития у детей агрессии и тревожности, представлен краткий перечень форм проявления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Рассматриваются также некоторые возрастные и полоролевые особенности детской агрессии и тревожности. Ключевые слова: эмоции, эмоциональное неблагополучие ребенка, агрессия, тревожность, семейные отношения, полоролевые особенности агрессии и тревожности у детей Для цитирования: Белкина В. Н., Шкатова Т. Г. Некоторые аспекты проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 5 (110). С. 184-195. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-5-110-15.

Some aspects of the preschool children's emotional distress problem

Valentina N. Belkina, 2HTatiana G. Shkatova

1,2 Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky,

Yaroslavl, Russia 1,2kafedra.dosh@mail.ru

1https://orcid.org/0000-0003-1903-7500, 2https://orcid.org/0000-0002-2277-8951

Abstract. The article considers one of the problems of modern childhood - the emotional distress of a child. According to the authors of the article, the most striking manifestations of the problem are aggression and anxiety, as two interrelated types of the children's emotional sphere deformation. The authors discuss basic concepts, analyze the factors of aggression and anxiety development, and

© Белкина В. Н., Шкатова Т. Г., 2022

184 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5

present a short list of emotional distress forms in preschool children. Some age and gender-role features of children's aggression and anxiety are also considered.

Keywords: emotions, emotional distress of the child, aggression, anxiety, family relations, gender-role features of aggression and anxiety in children

For citation: Belkina V. N., Shkatova T. G. Some aspects of the preschool children's emotional distress problem. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 5 (110), pp. 184-95 (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-5-110-15.

Введение

Эмоции и чувства - это особый класс психических процессов и состояний, которые отражают переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это наиболее глубинная сфера внутреннего мира человека. В детском возрасте именно эмоции и чувства выступают в качестве основы развития представлений ребенка об окружающем мире, самом себе, формируют волевые качества, способности, характер. В последние годы проблема эмоционального развития дошкольника встала особенно остро: общая напряженность в мире не может не сказаться на психическом состоянии ребенка, глубоко переживающего отношения с родителями, с другими взрослыми, со сверстниками, что приводит к эмоциональному неблагополучию детей; и таких детей сегодня становится все больше.

В данной статье рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы, в частности, -общие тенденции в проявлениях эмоционального неблагополучия у дошкольников.

Изучением эмоциональной сферы личности, в том числе и в детском возрасте, занимались многие отечественные и зарубежные ученые: В. В. Абраменкова, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. И. Захаров, И. В. Илларионова, А. Д. Кошелева, А. В. Першин, Т. В. Першина, А. М. Прихожан, А. А. Реан, А. А. Романов, Е. А. Свидовская, О. В. Хухлаева, Л. А. Черных, В. Б. Чупина, D. Bouli, R. Beron, D. Richardson, K. Izard, E. From и др. Исследования посвящены вопросам понимания и изучения эмоциональной сферы личности, отклонениям в ее развитии. К сожалению, такие отклонения возникают уже в детском возрасте. Поэтому разработка подходов к изучению симптоматики, причин возникновения и коррекции эмоционального неблагополучия ребенка становится также востребованной.

Основной текст

Под эмоциональным неблагополучием в психологии понимается преобладание отрицательных переживаний в процессе взаимодействия с другими людьми, деятельности по отношению к самому себе. Его причины многообразны, о чем свидетельствуют результаты множества исследований1. В качестве главной из них высту-

1 Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. Москва: АСТ-ПРЕСС, 2009. 234 с.; Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций. Москва: Айрис-пресс, 2004. 160 с.; Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Санкт-Петербург: Союз, 1997. 224 с.; Общение детей в детском саду и семье. Москва: Педагогика, 2009. 76 с.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 1®5 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (print)

пает дисгармония в общении ребенка с взрослыми, прежде всего, с родителями. Дефицит положительных эмоциональных контактов, ссоры между членами семьи приводят к формированию у ребенка чувства незащищенности, страха, тревожности. Все это проявляется в упрямстве, негативизме, агрессии. Совершенно очевидно, что, напротив, насыщенные позитивные эмоциональные контакты с взрослыми формируют у него уверенно-оптимистические личностные ожидания успеха, одобрения со стороны близких взрослых.

Еще одной существенной причиной возникновения эмоционального неблагополучия являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира.

Эмоциональное неблагополучие связанно с затруднениями в общении с другими детьми. Эта проблема находит свое воплощение во многих исследованиях. В частности, А. Д. Кошелева указывает на две группы детей, имеющих искажения в развитии эмоциональной сферы1. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Эмоции у таких детей проявляются ярко и часто становятся причиной дезорганизованности в поведении. В конфликтах со сверстниками часто наблюдаются аффективные вспышки гнева, грубость, драки. Негативные эмоциональные реакции у таких детей, как правило, неустойчивы: быстро вспыхивают и быстро угасают.

Вторая группа включает детей с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, переживаемые ранее обида, дискомфорт, неприязнь к сверстнику надолго сохраняются в памяти, но в поведении такие дети достаточно сдержанны, для них характерны обособленность и избегание общения. Однако опасность в этом случае состоит в том, что острая восприимчивость такого ребенка, его чрезмерная впечатлительность зачастую приводят к внутриличностному конфликту.

В научной литературе выделяется несколько видов эмоционального неблагополучия: страх, негативизм, робость, застенчивость, агрессивность, импульсивность, тревожность. Известно также, что наиболее ярко эмоциональные отклонения проявляются в кризисные периоды развития.

Обратимся к рассмотрению одного из видов эмоционального неблагополучия ребенка - агрессии, которая, с точки зрения внутреннего содержания и внешнего проявления, в дошкольном возрасте является сложным феноменом. Агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Такое поведение наносит вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности)2.

1 Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. Москва: Педагогика, 1986. 176 с.; Кошелева А. Д., Пергуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. Москва: Академия, 2003. 176 с.

2 Першин А. В., Першина Т. В. Риски агрессивного поведения детей дошкольного возраста // Концепт. 2016. Т. 17. С. 504-509; Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков. Санкт-Петербург: Речь, 2012. 336 с.

186 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5

Некоторые ученые (Э. Фромм) выделяют два вида агрессии: «доброкачественную» и «злокачественную». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, данная форма агрессии затухает. «Злокачественная» агрессия наиболее ярко выражена в деструктивности, жесткости. Этот вид агрессии связан, как правило, с уже сформированной структурой личности.

В некоторых работах выделяют пять видов агрессии: физическая агрессия (физические действия против кого-либо); вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань); косвенная агрессия, которая бывает направленной (злобные шутки) и ненаправленной (крики, топанье); раздражение (вспыльчивость, грубость); негативизм (отрицание требований со стороны кого либо)1. О. В. Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет защитную деструктивную и демонстративную агрессию2.

Важным является и выделение поведенческих признаков агрессии. В исследовании А. А. Романова перечислены такие основные признаки для классификации агрессии: направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого человека или на себя; наблюдаемость - ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии; временные признаки, т. е. частота проявлений и длительности состояний агрессии; пространственные признаки - в семье, в детском саду, на улице и т. д.; по видам психических действий - физическая, вербальная, косвенная агрес-

„3

сия; по социальной опасности агрессивных действий .

Отметим, что А. А. Реан понятия «агрессия» и «агрессивность» не идентифицирует. Он считает, что агрессия - это намеренные действия, направленные на кого-то, а агрессивность - это свойство личности, готовность к агрессии4. Вместе с тем, в научной литературе эти понятия, как правило, рассматриваются как единый феномен. Различия лишь в том, что агрессивное поведение можно зафиксировать, а для выявления агрессии требуется длительный процесс наблюдения и использование специальных методик.

Обратимся к некоторым эмпирическим данным, полученным в наших исследова-ниях5. В работе участвовали 52 ребенка: 10 детей 4 лет, 42 - 6-8 лет. Наиболее информативными в дошкольном возрасте оказались следующие методы: наблюдение, которое имело смысл проводить в условиях игры в младшем дошкольном возрасте и

1 Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Москва: ВЛАДОС, 2001. 237 с.; Илларионова И. В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 2. С. 152-155.

2 Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. Москва: Академия, 2001.

3 Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом. Москва: Плэйт, 2003. 58 с.

4 Реан А. А. Агрессия и агрессивность // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №5. С. 3-23.

5 Материал представлен А. А. Голубевой, В. А. Макаровой под руководством авторов статьи.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 1®7 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (piint)

в других видах общения и совместной деятельности детей более старшего возраста; анкетирование родителей (анкета для родителей Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Тита-ренко); проективные методики «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное» и графическая методика «Кактус»1.

Учитывая слабую выборку детей 4 лет, мы можем говорить лишь о некоторых тенденциях в проявлении агрессивного поведения. Более того, речь скорее идет не о целенаправленной и устойчивой агрессии, а о сложностях и противоречиях процесса познания мира детьми этого возраста («хочу сам, хочу дружить, но не получается»). Из 10 детей наиболее агрессивными оказались лишь двое мальчиков, остальные дети разделились наблюдателями поровну: легкая степень агрессивного поведения (эпизоды) и отсутствие агрессии. Причем наиболее выраженная физическая форма агрессии у малышей (кусается, толкается, щиплется, обзывает других) преобладает у мальчиков. Этот факт не противоречит классическим исследованиям проблемы. Некоторые факты наблюдений говорят и о том, что часть детей могут быть агрессивными намеренно, т. е. уже в младшем дошкольном возрасте агрессивное поведение ребенка может стать достаточно устойчивым. Именно эти дети требуют особого внимания со стороны взрослых.

В группах старшего дошкольного возраста картина более четкая (рис. 1).

70% слабый уровень

60%

50% 40% 30% 20% 10%

средний уровень высокий уровень

повышенный 0% уровень

УРОВНИ АГРЕССИИ

Рис. 1. Уровни агрессии по методике Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко

Как видим, большинство детей из числа испытуемых (63 %) имеют слабый уровень проявления агрессии, около 20 % - средний, двое мальчиков демонстрируют высокий и лишь 1 ребенок - повышенный уровень агрессивного поведения. Отметим, что речь идет о поведении ребенка в условиях группы детского сада, где регламентирующую функцию взаимодействия детей со сверстниками осуществляет педагог, поэтому показатели агрессивного поведения у детей могут быть снижены, хотя общая тенденция просматривается.

1 Альманах психологических тестов. Москва: КСП, 2005. 400 с.; Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Москва: ВЛАДОС, 2001. 237 с.; Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Санкт-Петербург: Союз, 1997. 224 с.

188 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5

Данные подтверждаются и результатами классической графической методики «Кактус» (рис. 2).

100% 80% 60% 40% 20%

0%

УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ

повышенный уровень

высокии уровень

не проявляют агрессию

Рис. 2. Уровни агрессии по методике «Кактус»

Отметим еще один интересный факт. У мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте практически одинаковые показатели по проявлению агрессии. В какой-то степени мальчики чаще ее демонстрируют, однако долговременное наблюдение показывает, что большого различия нет. Нельзя говорить о повышении показателей агрессии у дошкольников по сравнению с классическими ранними исследованиями проблемы.

Это навело нас на мысль более подробно осветить вопрос о формах агрессивного поведения. Как показали наши данные, в младшем дошкольном возрасте преобладает склонность к разрушению, и чаще - в отношении братьев и сестер. Это отмечают родители в процессе опроса. В старшем дошкольном возрасте агрессивные формы поведения связаны с взаимоотношениями со сверстниками: хвастается, манерничает, высмеивает других детей, плюется, рвет на себе волосы в присутствии ровесников, орет, обзывает других, разрушает постройки, хлопает дверью. При этом факты физической агрессии и вербальной наблюдаются как у мальчиков, так и у девочек.

Таким образом, деструктивная враждебность вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Ощущение неуверенности ведет к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых. Эти стремления становятся навязчивыми и приобретают агрессивные черты, если встречаются препятствия на пути своей реализации.

В чем же причины проявления агрессии и того, что эта форма поведения ребенка становится с возрастом устойчивой? Как мы уже упоминали, наиболее существенным является фактор социального окружения: на ребенка оказывают влияние те модели поведения, которые представляют им родители. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволяет выделить несколько таких моделей.

1. Родители систематически ведут себя агрессивно по отношению к ребенку, поэтому существует вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 1®9 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (print)

2. Родители применяют слишком суровые формы наказания даже за несущественные проступки детей. Возрастает готовность ребенка к агрессивным, защитным действиям.

3. Родители игнорируют агрессивное поведение ребенка. Такая вседозволенность может привести к систематическому проявлению агрессивности.

4. Родители ограничивают возможности ребенка проявить способность к самостоятельному выбору, запрещают любые формы проявления детскогонесогласия с ними, возмущения. Возникает деструктивная агрессивность: насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других.

5. Родители агрессивны по отношению к окружающим в присутствии ребенка, у которого закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед.

6. Конфликты между родителями, развод. Возникает демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне).

Наши данные совпадают с ранее проведенными исследованиями1.

Не только взрослые, но и сверстники могут провоцировать проявления агрессии. В частности, детская игра может быть источником агрессивного поведения детей. Особенно в процессе шумных, подвижных игр дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, но испытывают определенное удовольствие от такой возможности нере-гламентированного поведения. В этих случаях реактивность ребенка вполне понятна.

Предметом серьезной озабоченности родителей и педагогов стал фактор влияния средств массовой информации на эмоциональную сферу детей. В настоящее время научные исследования подтверждают тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, компьютеров способствуют повышению уровня агрессивности зрителей, в том числе и детской аудитории.

Общая напряженность в обществе, демонстрация негатива в средствах массовой информации, наблюдения за детьми и беседы с родителями побудили нас провести еще одно исследование, связанное с другим видом эмоционального неблагополучия детей - тревожностью, которая понимается как предчувствие человеком чего-то негативного. Тревожность считается и наиболее ярким стимулом агрессивного поведения ребенка и результатом испытываемых страхов2.

Изучение тревожности в дошкольном возрасте мы провели в дошкольном образовательном учреждении № 92 г. Ярославля (материал подготовлен Н. А. Армяни-новой под руководством авторов статьи). В исследовании приняли участие воспитанники средней (4-5 лет) и подготовительной к школе (6-7 лет) групп. Общее количество - 44 человека. Выборка была разделена на две равнозначные группы по

1 Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом. Москва: Плэйт, 2003. 58 с.; Степанова Г. Эмоциональное состояние ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. 1998. №5. С. 34.

2 Волкова Е. О. Специфика взаимодействия с тревожными детьми // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. С. 45; Илларионова И. В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 2. С. 152-155.

190 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5

22 испытуемых. Мы обратили внимание и на полоролевой состав участников: в средней группе участие приняли 12 мальчиков, 10 девочек, в подготовительной к школе группе - 9 мальчиков, 13 девочек. Далее рис. 3 и 4 демонстрируют полученные нами результаты.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

36

Мальчики Девочки

18

высокии средний

Рис. 3. Результаты измерения уровня тревожности у детей 4-5 лет

Рис. 4. Результаты измерения уровня тревожности у детей 6-8 лет

Как видим, у детей в средней группе преобладает средний уровень тревожности - его демонстрируют 67 % дошкольников, высокий уровень составил 23 %, низкий уровень тревожности - 10 %. В подготовительной к школе группе преобладает высокий уровень тревожности 50 %, средний уровень тревожности составил 45 %, низкий уровень - 5 %. Мы видим, что у девочек уровень тревожности выше, чем у мальчиков.

Наши данные позволяют сделать весьма осторожный вывод о том, что наиболее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 191 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (print)

выраженные показатели эмоционального неблагополучия в дошкольном возрасте проявляются в форме тревожности. Но тревожность может стать провоцирующим моментом неадекватного поведения детей в ситуациях социальных контактов, в том числе и агрессивных актов по отношению к сверстнику. Учитывая тот факт, что социальная несостоятельность (войти в диалог с взрослым и сверстником, утвердить свое мнение и выслушать другого, уважать себя и другого в социальном взаимодействии) выступает одной из характеристик современного ребенка1, полученные, в том числе и наши, данные настораживают.

Вывод

Итак, проблема эмоционального неблагополучия ребенка в современном мире становится все более острой. Учитывая тот факт, что именно эмоциональная сфера выступает в качестве глубинной основы для формирования многих психических функций растущего человека, внимание взрослых, родителей, педагогов, специалистов разных областей социальной действительности должно быть привлечено к решению этой проблемы. Банально звучит, но это будущее нашей социальной реальности.

Список источников

Абраменкова В. В. Социализация психологии детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто-социогенезе // Мир психологии. 2006. № 6. С. 115.

Альманах психологических тестов. Москва: КСП, 2005. 400 с.

Астапов В. М. Тревожность у детей. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 224 с.

Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. Москва: АСТ-ПРЕСС, 2009. 234 с.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва: АСТ, 2008. 228 с.

Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Москва: Генезис, 2001. 128 с.

Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. Москва: Академия, 2000. 624 с.

Волкова Е. О. Специфика взаимодействия с тревожными детьми // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. С. 45.

Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. Ленинград: Медицина, 2009. 176 с.

Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций. Москва: Айрис-пресс, 2004. 160 с.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Москва: ВЛАДОС, 2001. 237 с.

Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. №1. С. 20-27.

Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. Москва: Педагогика, 1986. 176 с.

Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. Москва: МПСИ, Флинта, 1997.

192

ISSN 1994 0637 (print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5

Захаров А. И. Предупреждение отклонении в поведении ребенка. Санкт-Петербург: Союз, 1997. 224 с.

Илларионова И. В. Коррекция тревожности у детеИ старшего дошкольного возраста // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 2. С. 152-155.

Кошелева А. Д., Пергуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. Москва: Академия, 2003. 176 с.

Николаева Н. И. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике // Школьный психолог. 2007. №7. С. 10.

Общение детей в детском саду и семье. Москва: Педагогика, 2009. 76 с.

Кузнецова Л. В., Солнцева Л. И. Основы специальной психологии. Москва: Академия, 2003. 480 с.

Першин А. В., Першина Т. В. Риски агрессивного поведения детей дошкольного возраста // Концепт. 2016. Т. 17. С. 504-509.

Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков. Санкт-Петербург: Речь, 2012. 336 с.

Реан А. А. Агрессия и агрессивность // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 5. С. 3-23.

Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом. Москва: Плэйт, 2003. 58 с.

Свидовская Е. А. Применение арт-терапии в психокоррекции эмоциональной сферы младших школьников // Гуманитарный вестник (Горловка). 2017. С. 128-137.

Степанова Г. Эмоциональное состояние ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. 1998. № 5. С. 34.

Тупахина Т. В. Учимся переводить агрессию в позитив // Справочник педагога-психолога. 2013. №8. С. 37-47.

Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. Москва: Академия, 2001.

Чупина В. Б., Бирюкова Е. В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского дома как психолого-педагогическая проблема // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-1. С. 45-49.

Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. Москва: МПСИ, Флинта, 1997.

References

Abramenkova V. V. Sotsializatsiia psikhologii detstva: rebenok sredi vzroslykh i sverstnikov v onto-sotsiogeneze [Socialization of childhood psychology: a child among adults and peers in onto-sociogenesis]. Mir psikhologii [World of Psychology], 2006, no. 6, p. 115.

Al'manakh psikhologicheskikh testov [Almanac of psychological tests]. Moscow: KSP, 2005. 400 p.

Astapov V. M. Trevozhnost'u detei [Anxiety in children]. St Petersburg: Piter, 2004. 224 p.

Barkan A. I. Prakticheskaia psikhologiia dlia roditelei, ili Kak nauchit'sia ponimat' svoego rebenka [Practical psychology for parents, or How to learn to understand your child]. Moscow: AST-PRESS, 2009. 234 p.

Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its development in childhood]. Moscow: AST, 2008. 228 p.

Venger A. L. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie i diagnostika [Psychological counseling and diagnostics]. Moscow: Genezis, 2001. 128 p.

Vozrastnaia psikhologiia: Detstvo, otrochestvo, iunost': Khrestomatiia [Developmental psychology: Childhood, adolescence, youth: Reader book]. Moscow: Akademiia, 2000. 624 p.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 193 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (piint)

Volkova E. O. Spetsifika vzaimodeistviia s trevozhnymi det'mi [Specifics of interaction with anxious children]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2005, no. 10, p. 45.

Garbuzov V. I. Nervnye deti: sovety vracha [Nervous children: doctor's advice]. Leningrad: Meditsina, 2009. 176 p.

Danilina T. A., Zedgenidze V. Ya., Stepina N. M. Vmire detskikh emotsii [In the world of children's emotions: a guide for practitioners of preschool educational institutions]. Moscow: Airis-press, 2004.160 p.

Diagnostika i korrektsiia psikhicheskogo razvitiia doshkol'nikov [Diagnosis and correction of the preschoolers' mental development]. Moscow: VLADOS, 2001. 237 p.

Ezhkova N. Razvitie emotsii v sovmestnoi s pedagogom deiatel'nosti [Development of emotions in joint activities with the teacher]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2003, no. 1, pp. 20-27.

Zaporozhets A. V., Neverovich Ia. Z., Kosheleva A. D. Razvitie sotsial'nykh emotsii u detei doshkol'nogo vozrasta: Psikhologicheskie issledovaniia [The development of social emotions in preschool children: psychological research]. Moscow: Pedagogika, 1986. 176 p.

Zakharov A. I. Preduprezhdenie otklonenii v povedenii rebenka [Prevention of deviations in the child's behavior]. St Petersburg: Soiuz, 1997. 224 p.

Illarionova I. V. Korrektsiia trevozhnosti u detei starshego doshkol'nogo vozrasta [Correction of anxiety in children of senior preschool age]. Vestnik Viatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of Vyatka State University for the Humanities], 2009, no. 2, pp. 152-155.

Kosheleva A. D., Perguda V. I., Shagraeva O. A. Emotsional'noe razvitie doshkol'nikov [Emotional development of preschoolers]. Moscow: Akademiia, 2003. 176 p.

Nikolaeva N. I. Korrektsionnaia rabota po preodoleniiu detskikh strakhov v konsul'tativnoi prak-tike [Correctional work to overcome children's fears in counseling practice]. Shkol'nyi psikholog [School psychologist], 2007, no. 7, p. 10.

Obshchenie detei v detskom sadu i sem 'e [Communication of children in kindergarten and family]. Moscow: Pedagogika, 2009. 76 p.

Kuznetsova L. V., Solntseva L. I. Osnovy spetsial'noipsikhologii [Fundamentals of special psychology]. Moscow: Akademiia, 2003. 480 p.

Pershin A. V., Pershina T. V. Riski agressivnogo povedeniia detei doshkol'nogo vozrasta [Risks of aggressive behavior in preschool children], Kontsept [Concept], 2016, vol. 17, pp. 504-509.

Platonova N. M. Agressiia u detei i podrostkov [Aggression in children and adolescents]. St Petersburg: Rech', 2012. 336 p.

Rean A. A. Agressiia i agressivnost' [Aggression and aggressiveness]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 1996, vol. 17, no. 5, pp. 3-23.

Romanov A. Rasstroistvo povedeniia i emotsii u detei v tselom [Disorder of behavior and emotions in children in general]. Moscow: Pleit, 2003. 58 p.

Svidovskaia E. A. Primenenie art-terapii v psikhokorrektsii emotsional'noi sfery mladshikh shkol'nikov [The use of art therapy in the psycho-correction of the emotional sphere of younger schoolchildren]. Gumanitarnyi vestnik (Gorlovka) [Humanitarian Bulletin (Gorlovka)], 2017, pp. 128-137.

Stepanova G. Emotsional'noe sostoianie rebenka-doshkol'nika i ikh pedagogicheskaia otsenka v usloviiakh detskogo sada [The emotional state of a preschool child and their pedagogical assessment in a kindergarten], Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 1998, no. 5, p. 34.

Tupakhina T. V. Uchimsia perevodit' agressiiu v pozitiv [Learning to translate aggression into positive]. Spravochnik pedagoga-psikhologa [Handbook of a teacher-psychologist], 2013, no. 8, pp. 37-47.

Khukhlaeva O. V. Osnovy psikhologicheskogo konsul'tirovaniia i psikhologicheskoi korrektsii [Fundamentals of psychological counseling and psychological correction]. Moscow: Akademiia, 2001.

194 ISSN 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5

Chupina V. B., Biriukova E. V. Emotsional'noe razvitie detei doshkol'nogo vozrasta v usloviiakh detskogo doma kak psikhologo-pedagogicheskaia problema [Emotional development of preschool children in an orphanage as a psychological and pedagogical problem]. Psikhologiia i pedagogika: metodika iproblemyprakticheskogoprimeneniia [Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application], 2008, no. 4-1, pp. 45-49.

Fel'dshtein D. I. Prioritetnye napravleniia psikhologo-pedagogicheskikh issledovanii v usloviiakh znachimykh izmenenii rebenka i situatsii ego razvitiia [Priority areas of psychological and pedagogical research in the context of significant changes in the child and the situation of his development]. Moscow: MPSI, Flinta, 1997.

Сведения об авторах

Белкина Валентина Николаевна - доктор педагогических наук, профессор; https://orcid.org/0000-0003-1903-7500, kafedra.dosh@mail.ru, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (д. 108/1, ул. Республиканская, 150000 Ярославль, Россия); Valentina N. Belkina - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; https://orcid.org/0000-0003-1903-7500, kafedra.dosh@mail.ru, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (108/1, ul. Respublikanskaia, 150000, Yaroslavl, Russia)

Шкатова Татьяна Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-2277-8951, kafedra.dosh@mail.ru, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (д. 108/1, ул. Республиканская, 150000 Ярославль, Россия); Tatiana G. Shkatova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-2277-8951, kafedra.dosh@mail.ru, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (108/1, ul. Respublikanskaia, 150000, Yaroslavl, Russia)

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 04.05.2022; принята к публикации 05.05.2022.

The article was submitted 07.04.2022; Approved after reviewing 04.05.2022; Accepted for publication 05.05.2022.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2022 • № 5 ISSN 1994-0637 195 Cherepovets State University Bulletin ^2022 • No. 5 (print)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.