ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.23859/1994-0637-2019-2-89-18 УДК 37.013.42
Белкина Валентина Николаевна
Доктор педагогических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д.Ушинского (Ярославль, Россия) E-mail: [email protected]
ДИАЛОГ СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКА
© Белкина В. Н., 2019
Belkina Valentina Nikolaevna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia) E-mail: [email protected]
DIALOGUE WITH PEERS AS A FACTOR OF THE SOCIAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN A PRESCHOOL CHILD
Аннотация. Статья посвящена обсуждению проблемы факторов социализации современного ребенка. Рассматривается суть социальной компетентности дошкольника как результата социализации, ее структура, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Подчеркивается ведущее значение взрослого (семья, педагоги) в становлении социальной компетентности ребенка. Основное место в статье отводится анализу специфики «детского общества», возникающего в середине дошкольного возраста, его роли в социализации ребенка. Материал носит не только теоретический характер, но и содержит результаты эмпирических исследований по проблеме. Одним из аспектов проблемы автор видит изучение такого феномена, как индивидуальный стиль социального поведения ребенка, приводя свое видение параметров такого стиля.
Ключевые слова: социализация, диалог, детское общество, взаимодействие детей со сверстниками, индивидуальный стиль поведения ребенка
Abstract. The article deals with the factors of child's socialization in the modern world. It considers both the nature of the social competence of a child as the result of the socialization, and its structure including cognitive, emotional and behavior aspects. The author emphasizes the significant role of an adult (family, teachers) in the formation of a child's social competence. The article focuses on the analysis of the specific character of the 'children's society' that appears at a mid-preschool age and its role in child's socialization. The article contains theoretical insights into the problem as well as the results of empirical research. The author believes that the study of an individual pattern of child's social behavior is among the most important aspects of the problem and for that matter she presents her own view of the pattern characteristics.
Keywords: socialization, dialogue, children's society, children's interaction with peers, individual pattern of child's behavior
186 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
Введение
Проблема социализации дошкольника достаточно широко обсуждается в научной литературе. Вместе с тем, многие вопросы остаются не решенными в силу специфики возраста и сложности вхождения ребенка в социум. В частности, психологические механизмы, обеспечивающие процесс овладения ребенком адекватными формами социального поведения (самосознание и самооценка, потребности и мотивы, рефлексия и эмпатия и т. д.), в детском возрасте находятся в процессе развития. Кроме того, круг факторов, влияющих на развитие ребенка в первые годы его жизни, чрезвычайно широк. Без сомнения, главным из них является семья, близкие взрослые. Однако очень рано в его жизнь входят другие люди. Этот процесс чрезвычайно важен, поскольку «другие» для человека постепенно становятся не просто внешней средой, но содержанием его жизни и главным условием его самосознания. По словам Бахтина М. М., «смотря внутрь себя, человек смотрит в глаза другому или глазами другого».
Все это обусловливает тот факт, что современные требования к дошкольному образованию включают в себя в качестве одного из приоритетных направлений развитие социальной компетентности дошкольника (И. А. Зимняя, Н. В. Калинина, Ю. Мель, У. Пфингстен, Р. Хинтч и др.). Она определяется как владение когнитивными, эмоциональными и поведенческими способами взаимодействия, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий. Очевидно, что социальная компетентность является важнейшим показателем в целом социализации дошкольника, что в значительной степени облегчает его вхождение в процесс обучения в школе, реализацию его индивидуальности в социуме.
Комплекс проблем, связанный с разработкой компетентностного образования, в том числе и с формированием социальной компетентности, решается в основном для общего и высшего образования. Вместе с тем, овладение человеком способами социального взаимодействия происходит и в более ранние периоды. В частности, благоприятным для развития основ социальной компетентности личности становится дошкольный возраст, когда зарождается стремление ребенка к разнообразным контактам с ровесниками.
Основная часть
К старшему дошкольному возрасту психофизические, личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организация доступной деятельности (игровой, художественной, познавательной), характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении определенного уровня социальной компетентности (социальной зрелости). В исследованиях, посвященных данной проблеме, выделяется, как правило, несколько ее сторон: мотивационная (потребность в общении и одобрении взрослых и сверстников), когнитивная (осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности), поведенческая (эффективное взаимодействие со средой) и эмоционально-оценочная (умение понимать и адекватно выражать свои эмоции и чувства, понимать чувства и эмоции других людей).
Более того, в период среднего и старшего дошкольного возраста, как известно, возникает так называемое «детское общество».
Это первая социальная среда равных, где ребенок вступает в диалог с ровесниками, учится уважать себя, уважая другого. При этом важно, что детское общество возникает вполне закономерно: не потому, что формально большинство детей вклю-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
187
чается в группу детского сада, а потому, что так хочет ребенок, ему интересен сверстник, ему важно завоевать симпатию сверстника. Детское общество имеет свою структуру: каждый его участник обладает вполне определенным статусом, каждый выполняет определенные функции (лидер, исполнитель, фантазер, весельчак). Отношения детей друг к другу строятся на определенных правилах, которые можно воспринимать как ценности детского общества. Симпатии детей на стороне тех ровесников, которые умеют дружить, добры, отличаются веселым нравом, внимательны, готовы помочь, много знают, фантазируют, умеют что-либо делать лучше других детей. Дети отвергают грубость, эгоизм, драчливость, обидчивость, зазнайство, хвастливость, ябедничество. То есть детское общество, если можно так сказать, значительно нравственнее, чем общество взрослых, хотя зависть, лесть, агрессия, унижение другого, подавление другого тоже имеют здесь место.
Что же в детском обществе значимо для социального развития дошкольника, чего не может в полной мере обеспечить взрослый?
В условиях социального взаимодействия ребенок одновременно стремится реализовать две основные потребности, вступающие в очевидное противоречие между собой: общаясь со взрослыми, он хочет быть независимым от него, но в то же время подражать, притязая на его признание; в среде сверстников - хочет дружить с детьми и быть принятым ими, сохранив при этом свою самостоятельность и автономность. В первом случае взрослый выступает в качестве серьезной гарантии того, что противоречие будет разрешено. В обществе же сверстников этот процесс более сложен, часто ребенку самостоятельно приходится искать пути решения возникших проблем, а это перспектива становления его социальной компетентности.
Очевидно, что в ситуации совместной деятельности даже если взрослый занимает демократическую позицию, отношения выстраиваются как иерархические, неравноправные, в которых взрослый сохраняет монополию на рефлексивные сферы деятельности ребенка, связанные с постановкой цели, развитием самоконтроля и самооценки (Ж. Пиаже). Развитие общения со сверстниками на разных этапах дошкольного детства приводит к своеобразному делегированию этих сфер другим детям. То есть детское общество - это жизненное пространство для овладения детьми теми взрослыми функциями и способами действия, которые в непосредственном общении ребенка с взрослым являются прерогативой взрослого. Поэтому среда сверстников помогает формированию у ребенка критичности по отношению к другим, умения отстаивать свою точку зрения, согласовывать свои действия, прислушиваться к чужому мнению, сопоставлять и оценивать свои собственные действия и действия других. То есть ребенок учится вступать в диалог с равным себе.
Иными словами, взаимодействие ребенка со сверстниками в условиях детского сообщества выступает своеобразной моделью взрослого типа социального взаимодействия («субъект - субъектный»), что, само по себе, способствует принятию им смысла автономных действий в системе его социальных отношений [1].
Детское общество функционирует и развивается, прежде всего, в непосредственном общении и совместной деятельности детей. Остановимся на некоторых отличительных чертах этих видов активности дошкольников в обществе ровесников, которые позволяют овладеть различными сторонами диалога.
1. Значительное разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые редко встречаются в контактах с взрослым, особенно «чужим»: он спорит со сверстником, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с ровесником появляются притворство, обида, зависть, лидерство. Если взрослый для дошко-
188 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
льника является источником оценки и информации, образцом поступков, то в условиях общения и совместной со сверстниками деятельности ребенок управляет действиями партнера, контролирует и критикует их выполнение, оценивает действия партнера, навязывает собственные образцы.
2. Нестандартность и нерегламентированность способов взаимодействия представителей одной возрастной группы. Если взрослый несет в себе культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для свободных, творческих проявлений ребенка, экспериментирования. Здесь возникает один из парадоксов детского общества: подчиняясь правилам социальной жизни в среде себе равных, ребенку легче проявить и отстоять свою индивидуальность
3. Эмоциональная насыщенность. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми [7].
4. Разнообразие видов деятельности, которые инициируются самими детьми.
Каковы механизмы социального развития дошкольников в условиях детского
общества?
1. Децентрация, то есть способность встать на позицию другого, которая развивается в период дошкольного детства и которая определяет развитие обобщенных моральных суждений у детей.
2. Изменение самооценки ребенка. Этот механизм достаточно сложен, поскольку, стремясь соответствовать социально одобряемым образцам поведения, ребенок вынужден разрешать внутренний конфликт, о котором мы уже говорили: моральное поведение зачастую осуществляется вопреки непосредственным желаниям ребенка, оно произвольно и опосредованно социально одобряемыми нормами. Основным мотивом такого поведения и является стремление ребенка соответствовать положительным образцам.
3. Эмпатия, лежащая в основе непроизвольного поведения детей. Именно в этом типе просоциального поведения реализуется действительно гуманное, личностное отношение к другому.
4. Подражание сверстникам, сравнение себя с ними. Здесь, так же как и в процессе функционирования иных механизмов социального развития ребенка, важна роль взрослого как посредника в условиях взаимодействия детей с ровесниками: взрослые предоставляют образцы поведения и оценивают поведение ребенка в соответствии с этими образцами.
5. Рефлексия. Конечно, этот механизм только начинает функционировать, но с помощью взрослого помогает ребенку осознать смысл поведения своего и сверстника, оценить последствия диалога с ним [4], [5].
В детском обществе, так же как и во взрослом, каждый его участник обладает индивидуальным стилем социального поведения. Это одна из проблем, которая меньше всего обсуждается в психолого-педагогической литературе, хотя индивидуальный стиль поведения, стереотип поведения служит показателем формирующихся интегративных личностных качеств ребенка.
Внутренней основой индивидуального стиля являются преобладающие мотивы поведения ребенка в среде сверстников, внешне же этот стиль проявляется в преобладающих способах поведения.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
189
Можем ли мы говорить о том, что детское общество влияет на формирование стереотипов социального поведения ребенка? Да.
В одном из наших исследований мы попытались проследить взаимосвязь статуса ребенка в группе сверстников и мотивов, лежащих в основе его социального поведения [1]. Нами установлено, что мотивы поведения члена детского коллектива с большой долей вероятности определяют его популярность в группе сверстников. Одновременно исследование показало наличие обратной связи. Так, на определенном этапе развития взаимоотношений ребенка со сверстниками степень его удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия и статусным положением в группе влияет на содержание и структуру его мотивационной сферы [2].
Дошкольники, занимающие в группе сверстников высокую социологическую позицию («звезда», «предпочитаемый»), в ситуации свободного выбора проявляют нравственную мотивацию. Суммарный процент таких детей составляет 58 %. Из них большинство руководствуется моральными побуждениями только в отношении со сверстниками, которые вызывают симпатию. Непопулярные дошкольники, занимающие низкое статусное положение (42 %), также стремились поступать в соответствии с нравственной нормой. Интересно, что 32 % дошкольников продемонстрировали нравственный выбор только по отношению к детям, имеющим высокий социологический статус. Практически все дети, вне зависимости от их положения в группе, демонстрировали нравственное поведение только в присутствии воспитателя [2].
Кроме того, мотивация поведения, соподчинение мотивов как относительно устойчивые проявления личности раньше формируются у детей с более высоким социально-психологическим статусом. Дети старшего дошкольного возраста, находящиеся на нижних позициях статусной иерархии, в ситуации выбора значимо чаще нуждаются в поддержке взрослого, так как борьба мотивов у них более ярко выражена. Потребность в самовыражении и самоутверждении в реальных контактных группах сверстников - важный фактор личностного развития ребенка [2].
Индивидуальные проявления, индивидуальный стиль социального поведения прослеживаются особенно отчетливо в конфликтных ситуациях взаимодействия детей. Если в раннем возрасте столкновения детей часты, возникают по незначительным поводам, то на последующих этапах дошкольного детства один и тот же ребенок оказывается инициатором или участником противостояния. Конфликтность становится чертой их социального поведения. Таким образом, говоря о тенденциях в развитии стиля социального поведения ребенка, мы имеем в виду следующее.
По признаку мотивации ребенок может вести себя трояко: бескорыстно-альтруистически; избирательно и эгоистически.
По преобладающему эмоциональному состоянию в условиях его взаимодействия со сверстниками - доброжелательно-активно; доброжелательно-пассивно и агрессивно.
По направленности целей взаимодействия - созидательно или разрушительно.
По доминирующему способу взаимодействия ребенку могут быть свойственны такие формы, как сотрудничество, соперничество, подавление, подчинение [2].
Естественно, что индивидуальный стиль не может описываться только знаками «+» или «-», тем более что речь идет только о начале социального пути ребенка. Од-
190 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
нако способы реализации себя в обществе равных могут приобрести устойчивость, поэтому было бы заблуждением думать, что «потом все изменится» [2].
Детское общество, давая возможность ребенку овладеть формами социального поведения, нуждается во взрослом, о чем мы уже упоминали. Современные идеи гуманизации, в том числе (а, точнее, прежде всего) дошкольного образования, воспринимаются зачастую как предоставление свободы ребенку в овладении всеми премудростями социальной жизни, как равенство ребенка и взрослого. Лукавство совершенно очевидно. Ребенок не способен пока к самоограничению, он своеволен и эгоцентричен, поэтому взрослый вынужден предоставленную ему свободу ограничивать, а равенство лежит в области полноты и взаимности чувств, уважении к неповторимости каждого, вне зависимости от возраста. При этом миссия взрослого сложна: он работает с ребенком всегда с учетом его связей и отношений с другими детьми, учитывая, с одной стороны, стремление детей к автономии от взрослого, с другой - то, что детское общество - это общество одинаково «неумеющих» и «незнающих».
Поэтому основных направлений работы педагога с ребенком в условиях детской группы всего два: опираясь на его стремление взаимодействовать со сверстниками, мы можем помочь ребенку овладеть этим взаимодействием, найти свое место в обществе сверстников; опираясь на стремление ребенка к отстаиванию своей индивидуальности, мы можем помочь ему предъявить себя сверстникам, поддержать развитие положительных сторон индивидуального стиля его социального поведения [2].
Вывод
Таким образом, проблема социализации дошкольника не носит локального возрастного характера. Дошкольный возраст как благоприятный для развития внутреннего мира человека, всех его психических сфер, требует со стороны взрослых особого внимания. Очевидно, что формирование мотивов социальных отношений, способов общения и совместной деятельности, статуса ребенка в среде себе равных, индивидуальных проявлений, стремления и свободы творчества в дошкольном возрасте во многом определяется взрослым, родителями, педагогами. Первый социальный опыт ребенка во взаимодействии с ровесниками лежит в основе побед и поражений в будущей его социальной жизни.
Литература
1. Белкина В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками. М.: Юрайт, 2018. 171 с.
2. Белкина В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста со сверстниками: дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, [б.и.], 2000. 381 с.
3. Клепцова Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Академический Проект, 2005. 192 с.
4. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. Минск: Народная асвета, 1984. 239 с.
5. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. М.: Юрайт, 2018. 237 с.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
191
6. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / под ред. В. Г. Маралова. М.: Парадигма, 2006. 282 с.
7. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Просвещение, 1988. 230 с.
References
1. Belkina V. N. Detskaiapsikhologiia. Vzaimodeistvie so sverstnikami [Child psychology. Interaction with peers]. Moscow: Iurait, 2018. 171 p.
2. Belkina V. N. Podgotovka studentov kpedagogicheskomu regulirovaniiu vzaimodeistviia detei rannego i doshkol'nogo vozrasta so sverstnikami [Preparation of students for pedagogical regulation of interaction of children of early and preschool age with peers: D. thesis in ped. sciences]. Iaroslavl, 2000. 381 p.
3. Kleptsova E. Iu. Terpimoe otnoshenie k rebenku: psikhologicheskoe soderzhanie, diagnostika, korrektsiia [Tolerant attitude to the child: psychological content, diagnosis, correction]. Moscow: Akademicheskii Proekt, 2005. 192 p.
4. Kolominskii Ia. L. Psikhologiia detskogo kollektiva: Sistema lichnostnykh vzaimootnoshenii [The psychology of children's society: the system of interpersonal relationships]. Minsk: Narodnaia asveta, 1984. 239 p.
5. Psikhologo-pedagogicheskoe vzaimodeistvie uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa. [Psychological and pedagogical interaction of participants in the educational process]. Moscow: Iurait, 2018. 237 p.
6. Psikhologicheskie osobennosti orientatsii pedagogov na lichnostnuiu model' vzaimodeistviia s det'mi [Psychological features of teachers' orientation to the personal model of interaction with children]. Moscow: Paradigma, 2006. 282 p.
7. Repina T. А. Sotsial'no-psikhologicheskaia kharakteristika gruppy detskogo sada [Socio-psychological characteristics of the kindergarten group]. Moscow: Prosveshchenie, 1988. 230 p.
Для цитирования: Белкина В. Н. Диалог со сверстниками как фактор развития социальной компетентности у дошкольника // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2 (89). С. 186-192. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-18
For citation:Belkina V. N. Dialog with peers as a factor of the social competence development in a preschool child. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 2 (89), pp. 186-192. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-18
192 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2