Научная статья на тему 'Некоторые аспекты правового регулирования приватизации жилых помещений'

Некоторые аспекты правового регулирования приватизации жилых помещений Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
342
84
Поделиться
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ / ЗАКОН / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ДОГОВОР СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА / СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Меремянина Н.Б.

В данной статье поднимаются актуальные проблемы приватизации жилых помещений, анализируются теоретические и практические проблемы приватизации жилья, а также изменения жилищном законодательстве Российской Федерации.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты правового регулирования приватизации жилых помещений»

Представленная выше схема реализации системы сдержек и противовесов в концепции разделения властей США является наиболее оптимальной и гармоничной формой существования концепции в целом. В то же время, нельзя не отметить ее внутреннюю согласованность и логичность. Невозможно переоценить вклад, который внес Джеймс Мэдисон в доработку этой системы сдержек и противовесов.

Отметим также, что принцип разделения властей по сей день довольно строго соблюдается в США, которые по форме правления являются президентской республикой. В этом смысле, Ш. Монтескье абсолютно точно отмечал, что республиканская форма правления наиболее удачна для проведения в жизнь концепции разделения властей, а также гарантирования политической свободы каждого члена общества. Американская модель разделения властей в юридической литературе именуется классической или «жесткой».

Список использованной литературы:

1. Джефферсон Т. О демократии. / Сост. Сол К. Падовер - СПб., 1992.

2. История политических и правовых учений: Учебник / под ред. Лейста О.Э. - М.: Зерцало, 2006.

3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С.Нерсесянца. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004.

4. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. - М., 1984.

5. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения - М.: Государственное издательство политической литературы. Академия наук СССР, Институт философии, 1955.

© Мелконян А.А., 2017

УДК 340

Н. Б. Меремянина

студентка 3 курса юридического факультета ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина",

г. Краснодар, РФ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Аннотация

В данной статье поднимаются актуальные проблемы приватизации жилых помещений, анализируются теоретические и практические проблемы приватизации жилья, а также изменения жилищном законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова

Приватизация, жилые помещения, закон, жилищный фонд, договор социального найма, собственность

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище [1]. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, несут полную ответственность перед гражданами [8, с.47]. В числе прав нанимателя по договору социального найма жилого помещения важное место занимает возможность приватизации жилого помещения.

Такое право предоставляется ему в соответствии с Законом о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, цель которого является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилье, а также улучшении и сохранности жилищного фонда РФ [4].

Существуют различные взгляды к вопросу о понимании понятия «приватизация» и о его применении в жилищных правоотношениях. Приватизация (лат. рйуа1ш - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

Закон четко определяет данное понятие. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Что касается приватизации земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то она регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Приватизация возможна лишь при соблюдении определенных принципов, предусмотренных Законом о приватизации жилищного фонда в РФ: добровольности для граждан (ст. 1); безвозмездности независимо от занимаемого жилья (ст. 11 ч. 1); однократности бесплатной приватизации (за исключением несовершеннолетних граждан, которые вправе участвовать в приватизации жилых помещений, занимаемых по договору найма, дважды - до достижения 18 лет в составе семьи; после достижения совершеннолетия -приватизировать предоставленное им жилое помещение согласно ч. 2 ст. 11); сохранение у граждан права на приватизацию жилья при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности или их ликвидации.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд [4].

Исходя из смысла данной статьи, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что приватизация жилых помещений в России происходит с июля 1991 года, многие до сих пор задаются вопросом, для чего нужна приватизация?

Приватизация жилья подразумевает под собой переход права собственности на жилье от государства к гражданам. Собственники жилья получают возможность владеть и распоряжаться личным имуществом по своему усмотрению. То есть, можно проживать в квартире или сдать ее в наем, продать или подарить, оставить в наследство или оформить другие сделки [5].

Жилье, находящееся в собственности граждан, может быть принято в качестве залога при оформлении кредитного договора. Причем согласовывать с кем-то оформление такой сделки не нужно. Не нужно и спрашивать разрешения на регистрацию граждан в своей квартире.

Если обратиться к истории вопроса, то в России бесплатная приватизация жилых помещений была доступна с 1991 года и первоначально, без ограничения срока. После вступления в 2004 году Жилищного кодекса РФ ее ограничили до 1 января 2007, а затем до 2010 года. В 2015 году в Государственной Думе обсуждался законопроект о переносе срока окончания бесплатной приватизации жилья на 2018 год. Следует отметить, что законопроект даже был принят в первом чтении. Но в результате депутаты приняли решение продлить срок всего лишь до 1 марта 2016 года. Однако, ближе к окончанию срока его вновь продлили на один год - до 1 марта 2017 года. Госдума на заседании 10 февраля 2017 года приняла в третьем, окончательном чтении закон, разрешающий бессрочную бесплатную приватизацию жилья. В результате, из правовых норм изымаются положения, вписанные ранее, об окончании бесплатной приватизации 1 марта 2017 года.

Бесплатная приватизация жилья в 2017 году распространяется на любые жилые помещения, за исключением следующих: служебное жилье; в общежитиях; в аварийном состоянии; в закрытых военных городках; входящие в жилищный фонд совхозов и сельскохозяйственных предприятий, и к ним приравненных; жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения, расположенный в сельской местности.

Эти ограничения установлены статьей 4 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации».

Госдума и Совет Федерации одобрили законопроект о бессрочности бесплатной приватизации жилья. В приватизации жилого помещения могут участвовать все, кто зарегистрирован в квартире и те, кто ранее не участвовал в приватизации другого жилого помещения. Исключение — заявители, которые ранее участвовали в приватизации в несовершеннолетнем возрасте. Для них возможно участие в приватизации во второй раз, по достижению совершеннолетия [3].

Я полностью разделяю позицию властей в данном вопросе. Действительно, вопрос приватизации с 1991 года всегда стоял остро. Она продлевалась 5 раз. Что уже говорит о необходимости бессрочной

приватизации жилья. Как сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко: «решение крайне верное и правильное, потому, что все граждане должны иметь равные условия... каждый должен иметь право один раз в жизни бесплатно приватизировать жилье».

Однако, подводя итог вышесказанному, стоит сказать, что приватизация жилых помещений требует доработок. До настоящего времени не установлен оптимальный баланс между системой правового регулирования на местах и правового регулирования на федеральном уровне [6, с.219]. Таким образом, проанализировав законодательство и практику применения, необходимо отметить: во-первых, более качественно подготавливать документы, касающиеся приватизации жилья, так как в большинстве случаев совершаются ошибки в составлении самого документа о приватизации, что может в дальнейшем ввести в заблуждение, как государственные органы, так и самих граждан. И, во-вторых, необходимо внести в Единый Государственный Реестр Недвижимости (в соответствии с Законом от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости») в целях увеличения налогооблагаемой базы и вовлечения в оборот недвижимости. В-третьих, реализация присущих органам местного самоуправления полномочий в данной сфере требует сбалансированного, целенаправленного функционирования субъектов самоуправления на основе познания и использования присущих данной системе объективных закономерностей в интересах ее совершенствования, реализации конституционных целей [7, с.27]. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 14.07.2014г.) //Собрание законодательства РФ. - .2014. - N 15. - Ст. 1691.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон от 22.02.2017 N 14-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Гражданское право: Учебник: в 2 т. [Текст] / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под редакцией Б.М. Гонгало. М.: Статут, Т.1. - с. 511.

6. Кудрявцева Л.В. Проблемы правового регулирования государственной и муниципальной собственности на территории федерального курорта [Текст] /Л.В. Кудрявцева //Инновационная наука. - 2015. - Т.1. - №3. - С.219.

7. Кудрявцева Л.В., Афисов В.В. Правовые проблемы регулирования земельных отношений в муниципальном образовании [Текст] /Л.В. Кудрявцева, В.В. Афисов //Евразийский союз ученых. - 2016. -№3-4 (24). - С.27.

8. Кудрявцева Л.В., Афисов В.В. Принцип приоритета и гарантированности прав личности в деятельности органов местного самоуправления [Текст] /Л.В. Кудрявцева, В.В. Афисов //В сборнике: Государственное и муниципальное право: теория и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв.ред.: Сукиасян А.А. 2015. - С.47.

© Меремянина Н. Б., 2017

УДК34

Набока Т.В.,

магистрант 1 курса направления подготовки 40.04.01 Юриспруденция Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСЬЮМЕРИЗМ КАК ОРГАНИЗОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ЗАЩИТУ СВОИХ ПРАВ

Консьюмеризм - это организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а