Научная статья на тему 'К вопросу о понятии «Малоимущий гражданин» в жилищном законодательстве Российской Федерации'

К вопросу о понятии «Малоимущий гражданин» в жилищном законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1343
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НУЖДАЮЩИЕСЯ / ЖИЛИЩЕ / ФОНД / НОРМА / ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трапезарова В. С., Кудрявцев Е. А.

Статья посвящена изучению категории граждан по законодательству Российской Федерации, которые могут быть признанными нуждающимися в жилой площади. Авторы предлагают урегулировать вопрос по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии «Малоимущий гражданин» в жилищном законодательстве Российской Федерации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

обнародование результатов может мотивировать продавцов к торговле качественным топливом. Список использованной литературы:

1. ТР ТС 013/2011. «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» от 02.12.2015.

2. Практически половина российских АЗС работает с нарушениями - Газета.ги URL://https://www.gazeta.ru/auto/2015/09/29_a_7785545.html (дата обращения 08.02.2017)

3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

© Темеров Т.В., 2017

УДК 340

В. С. Трапезарова

студентка 3 курса юридического факультета ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина",

г. Краснодар Е. А. Кудрявцев студент 3 курса юридического факультета ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина",

г. Краснодар

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «МАЛОИМУЩИЙ ГРАЖДАНИН» В ЖИЛИЩНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена изучению категории граждан по законодательству Российской Федерации, которые могут быть признанными нуждающимися в жилой площади. Авторы предлагают урегулировать вопрос по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями.

Ключевые слова нуждающиеся, жилище, фонд, норма, помощь

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), вместе с тем не устанавливает порядок и способы предоставления тем или иным категориям граждан государственной социальной помощи [8, с.123]. Из этого следует, что законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении социальных услуг в рамках государственной социальной помощи, в частности, при выборе формы и условий их предоставления. Часто именно недоработка правовых норм вызывает двоякое их толкование [5, с.142]. Статистика показывает, что на сегодняшний день большая часть специализированного жилищного фонда достигла уровня изношенности более чем на 80%, и количество граждан, нуждающихся в жилой площади, продолжает неуклонно расти [9, с.432]. Безусловно, направление политики государства, направленной на улучшение жилищных условий россиян, даёт свои плоды, однако результаты, заявленные в различных программах социальной поддержки далеки от реальных.

В действующем жилищном законодательстве Российской Федерации закреплены основания признания граждан нуждающимися в жилой площади, которые могут быть применены к малоимущим

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

гражданам, и к гражданам иных категорий, указание на которых содержится в федеральном законодательстве и законах субъектов Российской Федерации. Эти основания не могут быть искусственно спровоцированы и принимаются во внимание только при предоставлении жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Следует заметить, что многие вопросы, касающиеся объектов, обеспечивающих жизнедеятельность на местном уровне, включены в разновидность муниципальной собственности в Федеральный закон № 131-Ф3 [4,c.79-80].

Статья 51 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) называет следующие категории граждан, которые могут быть признанными нуждающимися в жилой площади. К первой категории законодатель относит лиц, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, равно как и членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственников жилой площади и членов его семьи соответственно. Вторую категорию представляет группа лиц, которая является нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или является членами семьи такого нанимателя. Сюда же относят собственников жилых помещений и членов их семьи, которые обеспеченны общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В свою очередь граждане, которые проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, составляют третью категорию. И в завершая перечень, законодатель обозначил категорию лиц,являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и членов их семьи, а также собственников жилых помещений включая членов их семей, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иной жилой площади.

Как мы видим, в федеральном законодательстве не упоминается понятие «малоимущий гражданин» в аспекте предоставления данной категории права быть признанным нуждающимся в жилой площади. Вместе с тем, на региональном уровне могут быть установлены собственные требования к такому потенциалу[6, с.31]. На уровне законотворческой деятельности субъектов этот, по нашему мнению, пробел заполнен. Достаточно рассмотреть на примере Закона Краснодарского края«О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». В данном нормативно-правовом акте даётся чёткое определение понятию «малоимущие граждане», а также бесспорно признаёт отнесение к этой категории одним из оснований к постановке на учёт в качестве граждан, нуждающихся в жилой площади. Согласно ст. 1 данного закона «малоимущие граждане» - это граждане и члены их семей а, также одиноко проживающие граждане, признанные органом местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений малоимущими по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях принятия их на учет в качественуждающихся в жилых помещениях [3]. Проанализировав данное определение, а также отдельные нормы данного закона, необходимо сделать вывод, что для жителей Краснодарского края существует ряд специальных оснований, необходимых к прохождению процедур для получения статуса, нуждающегося в жилом помещении. В этом усматривается определённая проблематика, ведь методика определения оснований разрабатывается непосредственно органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, а отсутствие единых стандартов на практике приводит к существенным различиям в обеспечении граждан жилой площадью в зависимости отрегиона.

Уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения. Норма учёта устанавливается органом местного самоуправления. Но размер этой нормы не может превышать размер нормы предоставления, которая установлена уполномоченным

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

органом, согласно ст. 50 ЖК РФ [2]. В реализации данной нормы так же усматривается проблема, так как для большинства граждан механизм расчёта учётной нормы является не ясным. В связи, с чем возникает большое количество судебных споров.

Обратимся к судебной практике. Так, М. совместно с отцом, бывшей женой, двумя детьми жены проживает в квартире размером общей площади 56,2 кв. м. в городе Краснодаре, а также жилым домом на праве собственности, который находится в деревнеКалошино Старицкого района Тверской области общей площадью 41,8 кв. м. Распоряжением главы управы района Котловка Юго-Западного административного округа М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегосяв жилой площади, так как на него с учетом площади, имеющейся в собственности, приходится более 10 кв. м. М., рассчитав, что норма постановки на учет может рассчитываться только исходя из общей площади жилых помещений, находящихся на территории субъекта, в котором планируется улучшение жилищных условий, а распространение норм Закона одного субъекта на территорию другого является противоправным, обратился с исковым заявлением в суд. Решением городского суда в удовлетворении требований М. было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила решение городского суда оставить без изменения, кассационную жалобу М. без удовлетворения на основании следующего. В соответствии с п. «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов [1]. В соответствии с п. 3, 7 ст. 13 ЖК РФ установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений. Множество разнообразных проблем решения вопросов местного значения в сфере туризма может решаться с помощью местной инициативы, креативного подхода и организационно-финансовой поддержки ответственному подразделению муниципалитета[7,с.105]. Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса РФ. Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. Таким образом, требование М. признано необоснованным.

Целесообразным представляется вывод о том, что попытки законодателя урегулировать вопрос по обеспечению граждан жилыми помещениями, является не вполне удачным. В связи с этим, нами предлагается внести следующие изменения в действующий Жилищный кодекс РФ, а именно: дополнить статью 51 конкретизацией понятия «малоимущее граждане», чтобы требования к данной категории не дифференцировались в зависимости от места проживания, а так же статью 50 дополнить примерной формулой расчёта учётной нормы, которую должен применять орган местного самоуправления.

Список использованнойлитературы

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.

2.Жилищный кодекс Российской Федерацииот 29.12.2004г. N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3.3акон Краснодарского края N 1890-КЗ от 16.12.2009г. «О порядке признания граждан малоимущими в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х

целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» //[Электронный ресурс], URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=498640 (дата обращения 14.02.2017г.)

4. Кудрявцева Л.В. К вопросу об объектах права муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий. /В сборнике: Актуальные проблемы современной науки. IV Международная научно-практическая конференция. Выпуск 4. Том III. 2015. С. 79 - 80.

5. Кудрявцева Л.В. Правовое регулирование в сфере оказания санаторно-курортных услуг //Здоровье населения - основа процветания России: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (23-24 апреля 2015г.); филиал РГСУ в г.Анапе. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2015. - С.142.

6. Кудрявцева Л.В., Афисов В.В. Особенности муниципального регулирования туристической деятельности. //Общество и право. 2014. №4 (50). С.31.

7. Кудрявцева Л.В., Афисов В.В. Проблемы решения вопросов местного значения в сфере туризма на примере Краснодара. //Пробелы в российском законодательстве. 2015. №1. С.105.

8. Кудрявцева Л.В.Социально-правовые проблемы оказания санаторно-курортных услуг. /В сборнике: Актуальные направления научных исследований начала ХХ!века сборник научных трудов. Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество»; под общей редакцией О.П. Чигишевой. Ростов-на-Дону, 2015. С.123.

9.Рябченко Е.А. Жилищное право / Е.А. Рябченко. -М.: Литера,2015. - с.432.

© Трапезарова В.С., Кудрявцев Е.А., 2017

УДК 342

И.В. Упоров

д.и.н., к.ю.н., профессор, Краснодарский университет МВД России,

г. Краснодар, Россия E-mail: [email protected] Н.В. Голубихина

к.ю.н., доцент, Краснодарский университет МВД России,

г. Краснодар, Россия E-mail: [email protected]

ЭВОЛЮЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В ПЕРИОД ОТ СОЮЗНОЙ КОНСТИТУЦИИ 1977 Г. ДО РАСПАДА СССР (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Аннотация

В статье раскрываются тенденции законодательного развития в советском государстве института местных Советов народных депутатов в последние тринадцать лет его существования. Анализируются соответствующие нормы Конституции СССР 1977 г., Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. и других правовых актов. Отмечается, что в результате эволюции местные Советы так и не трансформировались в местное самоуправление, хотя некоторые шаги в этом направлении сделаны были.

Ключевые слова

Местные Советы, советское государство, конституция, закон, граждане, государственная власть, местное

самоуправление

Принятая в 1977 г. Конституция СССР [1] действовала вплоть до распада СССР в 1991 г., при этом в период «перестройки», точнее, в последние ее годы (1988-1990 гг.) в Основной закон страны было внесено

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.