Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ В ЕВРОПЕ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ В ЕВРОПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
право Европейского Союза / регулирование инновационных технологий / Финтех / правовое регулирование ИИ.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова И. А., Железцов М. Л.

Актуальность статьи обусловлена быстрорастущим рынком Финтех услуг и его большим влиянием на экономическую сферу. Технологии искусственного интеллекта, являясь авангардом рынка Финтех услуг, на данный момент являются комплексным явлением, к регулированию которого государства подходят с крайней осторожностью. В настоящей статье проанализированы вопросы регулирования технологий на основе искусственного интеллекта в сфере финансовых технологий в Европейском Союзе. На данный момент в Европейском Союзе готовятся к вступлению в силу несколько плановых нормативных актов, посвященных фундаментальным вопросам регулирования искусственного интеллекта. Однако с привнесением новой регуляторики вводятся и нормы, устанавливающие новые обязанности и ограничения для организаций, использующих такие технологии. Автором изучается содержание актов, а также мнения крупных аналитиков касательно того, какое влияние данное регулирование окажет на Финтех-организации, сильно зависящие от свободного доступа к разработке инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ В ЕВРОПЕ»

ФЕДОРОВА Ирина Анатольевна,

к.ю.н., доцент Департамента международного и публичного права Финансового Университета при Правительстве РФ Юридического факультета, email: [email protected]

ЖЕЛЕЗЦОВ Максим Леонидович,

студент 1-го курса магистратуры Финансового Университета при Правительстве РФ Юридического факультета, email: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

В ЕВРОПЕ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена быстрорастущим рынком Финтехуслуг и его большим влиянием на экономическую сферу. Технологии искусственного интеллекта, являясь авангардом рынка Финтех услуг, на данный момент являются комплексным явлением, к регулированию которого государства подходят с крайней осторожностью. В настоящей статье проанализированы вопросы регулирования технологий на основе искусственного интеллекта в сфере финансовых технологий в Европейском Союзе. На данный момент в Европейском Союзе готовятся к вступлению в силу несколько плановых нормативных актов, посвященных фундаментальным вопросам регулирования искусственного интеллекта. Однако с привнесением новой регуляторики вводятся и нормы, устанавливающие новые обязанности и ограничения для организаций, использующих такие технологии. Автором изучается содержание актов, а также мнения крупных аналитиков касательно того, какое влияние данное регулирование окажет на Финтех-организации, сильно зависящие от свободного доступа к разработке инновационных технологий.

Ключевые слова: право Европейского Союза, регулирование инновационных технологий, Финтех, правовое регулирование ИИ.

FEDOROVA Irina Anatolyevna,

Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Law faculty

ZHELEZTZOV Maksim Leonidovich,

a 1st year student of master's degree of Financial University under the Government of Russian Federation, Law faculty

SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN FINANCIAL SPHERE IN EUROPE

Annotation. The relevance of the article is due to the rapidly growing market of Fintech services and its large influence in the economic sphere. Artificial intelligence is considered to be avant-garde technology for Fintech services' market, and a complex phenomenon for regulation. This article analyzes the issues of regulation of technologies based on artificial intelligence in the field of financial technologies in the European Union. Currently, there are taken steps for entering into force of several planned regulations which are devoted to fundamental issues of regulation of artificial intelligence in the European Union. However, with the introduction of new regulations there are introduced new responsibilities and norms that establish new responsibilities and restrictions for organizations using such technologies. The author studies the content of the acts, as well as the opinions of major analysts regarding the impact this regulation will have on Fintech-organizations which are highly dependent on free access to the development of innovative technologies.

Key words: European Union law, regulation of frontier technologies, Fintech, regulation of AI technologies.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-357-363 NIION: 2018-0076-1/23-61 MOSURED: 77/27-023-2023-1-61

Введение

В период с 1960 по 2020 года было опубликовано около 340 000 семейств патентов и более 1,6 миллиона научных работ, связанных с искусственным интеллектом (далее - ИИ). За период только последних 20-ти лет появилось огромное количество технологий массового пользования на основе ИИ.

Искусственный интеллект - несмотря на множество мнений, это на данный момент, не просто условное обозначение «суперкомпьютера», а целая система знаний, которая включает в себя совокупность методов обучения, форм воплощения итогового результата [7, с.130].

Одной из таких областей является применение ИИ в Финтех (далее - Fintech). Согласно опросу, проведенному Thomson Reuters [10] среди специалистов по соблюдению нормативных требований в ЕС из 800 финансовых международных компаний, нормативные обновления в сфере регулирования ИИ (как отдельных аспектов, так и общей стандартизации требований к ИИ) поступают в среднем более 200 раз в день. Финансовые организации должны отслеживать эти изменения и реагировать на них, чтобы предотвратить любые штрафы или риски. Этим обусловлена актуальность настоящей работы для сферы предоставления финансовых услуг посредством цифровых продуктов, которые приобрели особую популярность в рамках деятельности финансовых организаций.

FinTech (далее - Финтех), как феномен бурного развития цифровых инноваций в сфере предоставления финансовых услуг, стал стимулом не только роста качества и количества предложения финансовых услуг, но и стимулом развития многих специфичных информационных технологий. В более узком смысле Финтех - это организации, не являющиеся финансовыми институтами, однако использующих инновационные технологии для предоставления услуг на финансовом рынке [8, с. 1].

Как отмечает в своей работе Семеко Г.В., Финтех стал катализатором глубоких изменений в финансовой сфере, изменив бизнес модели классических банков, заставив их включаться в инновационную гонку с финтех-компаниями, чтобы не терять рыночные ниши [8, с. 2, 4]. Огромную роль в этой гонке так или иначе играют технологии на основе ИИ.

Благодаря ИИ повсеместно стали внедряться такие технологии, как дистанционные способы оплаты, технологии кибербезопасности платежей, автоматические системы оценки заемщиков, упрощающие и ускоряющие внутренние процессы в финансовых организациях.

Однако, несмотря на бурный рост, многое в ИИ еще является terra incognito для законодателя. Особенно в праве России большое количество спорных моментов порождают фундаментальные противоречия в регулировании, что является упущением для государства континентальной правовой семьи, к примеру, когда речь идет о технологиях, влияющих на одну из основных систем экономики, финансовую сферу.

При этом представляется важным обратиться к крупнейшей системе континентального права, а именно к праву ЕС, являющемуся одним из примеров для изучения тенденций регулирования ИИ и анализа, оказанного таким регулированием влияния на финансовую сферу. Автор полагает, что право ЕС может быть моделью для перцепции определенных подходов и идей в сфере регулирования такого специфичного института, как ИИ.

Несмотря на то, что в ЕС сконцентрировано всего лишь около 4% всемирной капитализации международных цифровых платформ, крупнейшие международные цифровые гиганты-корпорации получают на данной территории слишком большую долю дохода и признают данную юрисдикцию принципиально важной в своей деятельности [5, с.70]. И регулирование, формирующееся на данной территории, имеет определенное значение и для других стран.

В настоящей работе ставится целью изучение вопросов европейского правового регулирования искусственного интеллекта в финансовом секторе.

Типовые примеры использования ИИ-систем в Финтех

Чтобы понять, почему применение ИИ становится глобальным трендом в цифровизации финансовой сферы, достаточно рассмотреть несколько типовых и популярных примеров использования ИИ в Финтехе. [4]

1. Скоринг клиентов с помощью ИИ (автоматизированная оценка клиентов и потенциальных клиентов финансовой организации по динамически изменяющимся данным) позволяет снижать время одобрения заявки с дней до минут. Затраты на скоринг снижаются, а его качество растет и тем самым влияет на объем просрочки.

2. ИИ в голосовых помощниках — это, во-первых, интеллектуальная маршрутизация вызовов внутри кол-центра. А во-вторых, это общение с клиентом посредством голосового помощника внутри приложений. Сегодня голосовые помощники самостоятельно принимают до 80% звонков в интеллектуальном режиме и 10% автоматически обрабатывают без обращения к человеку. Такие технологии помогают сокращать

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

время обработки запросов клиентов и ускорять внутренние процессы организации.

3. Еще один пример - умные чат-боты. Это омниканальные средства коммуникации, в которых имитируется деятельность живого человека. На сегодня уже 60% запросов клиентов полностью или частично закрывают боты в автоматическом режиме. Среднее время решения проблем по обращениям клиентов сократилось в четыре раза. Также к числу ярких примеров, демонстрирующих преимущества использования ИИ в Фин-техе, можно отнести биометрию и антифрод. Первая дает возможность удаленного открытия банковских счетов и дистанционного проведения финансовых операций, сокращает время на их проведение, при этом точность идентификации клиентов вырастает многократно. Использование ИИ для выявления нетиповых активностей позволяет ежегодно пресекать попытки мошенничества, тем самым сохраняя средства и банков, и клиентов.

И это лишь малая часть примеров использования ИИ в сфере Финтех, очевидна дальнейшая тенденция к расширению сфер применения технологий, так как финансовые организации постоянно ищут новые сферы применения ИИ с целью максимизации прибыли и сокращения издержек.

Правовое регулирование ИИ в финансовой сфере в ЕС

Анализ регулирования ИИ в финансовой сфере вытекает из общих основ регулирования ИИ. В ЕС существует определенно сформировавшаяся широкая регулятивная база,

По уровню развития правового регулирования и экономического потенциала ИИ, ЕС несомненно стоит наравне с США и Китаем, хотя и отставая от них по общей стоимости рынка и количеству инициатив в сфере ИИ. Рынок ИИ в Европе за последние годы значительно расширил свои отрасли в таких областях, как полупроводники, здравоохранение, промышленный и автомобильный транспорт.

Самым интересным и актуальным планово-нормативным документом сфере ИИ является Предложение по принятию Согласованных Правил Об Искусственном Интеллекте (Закон Об Искусственном Интеллекте) и внесению поправок в некоторые законодательные акты Союза от 2021 года (далее - Предложение) [6]. Отметим, что на данный момент Предложение в процессе принятия и прохождения согласования органами власти ЕС. Предполагается, что данный акт вступит в силу в 2023 году. Однако сформулированная в Предложении и в иных актах ЕС позиция касательно будущей модели регулирования ИИ уже проясняется и дает материал для анализа того,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

какое влияние это регулирование окажет, когда вступит в силу.

Само Предложение раскрывает долгосрочные цели, которые преследует ЕС в вопросах регулирования ИИ, а именно:

1. гарантировать, что системы искусственного интеллекта, размещенные и используемые на рынке ЕС, безопасны и соответствуют действующему законодательству об основных правах и ценностях ЕС;

2. обеспечить правовую определенность для содействия инвестициям и инновациям в области ИИ;

3. улучшать управление и эффективное соблюдение существующего закона об основных правах и требованиях безопасности, применимых к системам ИИ;

4. способствовать развитию единого рынка законных, безопасных и заслуживающих доверия систем ИИ и предотвращать фрагментацию рынка.

То есть можно сказать, что данной законодательной инициативой ЕС планирует привести в соответствие технологии на основе ИИ ценностям ЕС и фундаментальным правам человека, используя риск-ориентированный подход.

Интересным моментом отметим, что Предложением предлагается несколько механизмов регулирования для ИИ. Предполагается, что выбор законодателем механизма будет зависеть от конкретной отрасли экономики, а также от того, какие права потенциально могут быть нарушены технологией. Это предоставляет большую гибкость в регулировании и оставляет для законодателя большое пространство для заполнения динамично появляющихся пробелов в регулировании ИИ.

Указанное является признаком того, что европейское право склоняется к формированию регулятивных песочниц в данной сфере, что выглядит обнадеживающе как с точки зрения обеспечения дальнейшего контролируемого развития технологий, так и с точки зрения оперативного регулирования правовой системы на постоянные инновации в ИИ со стороны частного сектора.

Помимо целей, Предложение устанавливает основные дефиниции, а также нормативные правила разработки, размещения на рынке и использования систем искусственного интеллекта в Союзе в соответствии с риск-ориентированным подходом. Он предлагает единое перспективное определение ИИ. Некоторые особо опасные технологии ИИ документом запрещены как противоречащие ценностям Союза. Виды запрещенных и высоко рискованных технологий, а также основания к отнесению технологии к указанным категориям мы рассмотрим в следующем параграфе.

Важно отметить, что Предложение дало праву ЕС наиболее релевантную и проработанную дефиницию ИИ, а также методы программирования, признанные наукой ИИ, с помощью которых разработчики добиваются создания технологий ИИ (такие как методы машинного обучения, совокупность методов классического обучения). Тем самым ЕС ввело легальную классификацию технологий, относимых наукой ИИ и законом к системам ИИ.

Помимо формирования дефиниции Предложением выделяются рамки дозволенного при создании, использовании, распространении систем на основе ИИ; были имплементированы понятия высоко-рисковых технологий (high-risk technologies) и запрещенных технологий ИИ.

В отношении данных понятий введены ограничивающие меры касательно использования, так называемых, высоко-рисковых технологий, таких как: дипфейк технологии (deepfake), технологии удаленной биометрической идентификации человека, управления капиталом или автоматизированной оценки кредитоспособности физических лиц, технологии, определяющие соответствие человека занимаемой рабочей позиции.

Также предлагаются к запрету разработки и использования программного обеспечения, использующего подсознательные методы (методы, используемые ИИ, для формирования мнения человека и оказывающие влияние на принятие человеком решений) или уязвимости из-за возраста или инвалидности.

В целом нововведения Предложения требуют, чтобы компании, использующие системы ИИ в продуктах для рынка ЕС, уделяли этим системам особое внимание. Компаниям, реализующим продукты или услуги с технологиями ИИ, потребуется внедрить процесс управления рисками, соответствовать более высоким стандартам данных, более тщательно документировать системы, записывать их действия, предоставлять пользователям информацию о своих функциях и обеспечивать человеческий надзор и постоянный мониторинг.

Несмотря на попытку унификации общих вопросов регулирования ИИ посредством Предложения, некоторые эксперты полагают, что на данный момент нет единого мнения как решать фундаментальные правовых проблемы, возникающие при использовании систем на основе ИИ. Например, в работе Центра Исследований Европейских Политик (далее - CEPS) «THE AI ACT AND EMERGING EU DIGITAL ACQUIS» [11] выделен целый спектр вопросов, касательно различных основ регулирования систем ИИ, в том числе такого насущного вопроса, как проблема ответственности ИИ.

В частности, в работе CEPS говорится, что в ЕС довольно проработан институт ответственности операторов систем ИИ. Строгая ответственность (strict liability) для операторов систем ИИ за высокие риски, исходящие из сущности ИИ как объекта повышенной опасности установлена специальным предложением директивы Европейского Парламента от 28 сентября 2022 об ответственности ИИ [2]. Важно отметить, что институт ответственности в данном контексте Предложением об ответственности планируется вводить через риск-ориентированный подход и сертификации систем операторами этих систем.

Вопросы ответственности крайне актуальны, когда мы говорим о использовании финансовых технологий, так как они также неразрывно связаны с защитой персональных данных

Вопросы сохранности персональных данных и кибербезопасности, выделяются как государствами, так и международными организациями. В докладе Группы Всемирного Банка «Financial Sector's Cybersecurity: Regulations and Supervision» [1]. Всемирный Банк отмечает, что кибербезопас-ность давно вышла за рамки простого операционного риска, а стала самостоятельной сферой деятельности и исследований, в частности, финансовых организаций, которым приходится все больше фокусировать внимание на создании стратегии, политик и процессов управления рисками кибер-безопасности.

Утечки данных вкладчиков и заемщиков в последние годы стали часто встречающимся явлением1, при этом принося ущерб как лицам, пользующимся услугами финансовых организаций, так и в первую очередь репутации финансовой системы и финтех-организаций.

Таким образом, можно сказать, что расходы на сертификацию и подстраивание используемых технологий под вводимые стандарты при нарастающей диджитализации сферы и учащающегося использования ИИ-систем финансовыми организациями в условиях растущей угрозы защите персональных данных, как было отмечено ранее, может привести к значительному увеличению финансового бремени для организаций. То есть проработка бюрократической работы и сертификация систем ИИ в Финтех должна быть сбалансированной и прорабатываться с учетом мнения бизнес-сообщества.

1 Можно вспомнить крупную утечку данных ПАО Сбербанк в результате хакерских атак в 2022 году (URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/468879-sberbank-zaavil-ob-utecke-dannyh-65-mln-rossian-s-24-fevrala (дата обращения: 23.01.2023).) или утечку данных Европейского Центрального Банка в 2019 году (URL: https:// ib-bank.ru/bisjournal/news/11797 (дата обращения: 23.01.2023).)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

В сфере применения ИИ искусственном интеллекте, вопрос рисков кибербезопасности как никогда актуален, и должен быть регламентирован на правовом уровне посредством соответствующей сертификации. Так как сбор информации посредством систем на основе ИИ (чат-боты, системы сбора биометрических данных, системы сбора информации для таргетированных рекомендаций или оценки финансового состояния клиентов и т.д.) с каждым годом использует нарастающие объемы информации, предоставляемой клиентами финансовых организаций. Эти объемы информации являются целью хакерских группировок, действующих с политическими или экономическими мотивами. Безопасность систем, анализирующих эти данные, необходимое требование к ИИ. Именно данный тезис используется Предложением [6], как обоснование введения понятий высоко-рискованных и запрещенных систем ИИ.

Так как ИИ активно используется в сфере финансовых технологий, данные проблемы могут непосредственно отразиться на ней, поскольку в результате дальнейшей проработки неурегулированных вышеперечисленных вопросов Европейской Комиссией изменения затронут в первую очередь компании, которые непосредственно используют системы на основе ИИ в предоставлении финансовых услуг.

Прогноз влияния регулирования ИИ на бизнес финансовых компаний

Анализируя влияние, оказанное существующими законодательными инициативами на финансовый сектор, можно привести пример анализа влияния Предложения на финансовую систему ЕС - доклад коллектива авторов из крупной английской юридической фирмы Clifford Chance «impact of the new EU AI regulation on financial sector firms» [3] отлично иллюстрирует эффект, оказанный Предложением на существующие модели использования ИИ в финансовой сфере и на будущее их использование. Проанализируем выводы экспертов Clifford Chance.

На какие организации будет распространяться указанное регулирование? Компании финансового сектора ЕС, создающие, внедряющие, использующие системы на основе технологий ИИ, уже подпадают под требования ЕС и национальных законодательств о финансовых услугах, которые отчасти регулируют использование ими ИИ. Например, на коммерческие банки ЕС и на инвестиционные фирмы распространяются обширные превентивные меры контроля к институтам корпоративного управления, систем и средств корпоративного контроля, управления рисками, операционной устойчивость, аутсорсинг

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

и кибербезопасность, а также требования к управлению продуктами.

В п.3.3. Предложения предоставляется расчет возможных издержек организаций, использующих приложения ИИ, представляющих высокий риск для безопасности или основных прав граждан [6]. Соответствие этим требованиям будет означать затраты в размере примерно от 6000 до 7000 евро на поставку системы искусственного интеллекта с высоким уровнем риска в размере около 170000 евро к 2025 году. тратится на обеспечение человеческого надзора, где это уместно, в зависимости от варианта использования. Они оцениваются примерно в 5000-8000 евро в год. Затраты на проверку могут составить еще от 3000 до 7500 евро для поставщиков искусственного интеллекта с высоким уровнем риска.

Однако уже упомянутый CEPS, ссылаясь на независимый Аналитический Центр Инноваций в Области Данных, указывал иные прогнозы финансового бремени для компаний, использующих ИИ.

Основываясь на собственной оценке воздействия ЕС, малый и средний бизнес в рамках ЕС может ожидать, что, создание совершенно новой системы управления качеством (СМК) будет стоить ему от 193 000 до 330 000 евро с дополнительными оценками в размере 71 400 евро на ежегодное обслуживание [9]. Признается, что затраты могут варьироваться в зависимости от размера и сложности проекта. Поскольку разработчики приобретают и настраивают модели ИИ, а затем встраивают их в свои продукты, в исследовании делается вывод, что «сложная экосистема потенциально может включать сложное распределение ответственности затрат».

Указанные суммы являются серьезными издержками для Финтех-организаций, которые сфокусированы на инновациях и склонных к риску, что в теории могут замедлить инновационные процессы в создаваемых в ЕС Финтех-стартапах.

Заключение

В заключение можно отметить, что так или иначе подход к регулированию в Европейском Союзе всегда оказывал влияние на то, как формируется национальное регулирование многих стран и не входящих в ЕС. Это явление в науке обозначается, как «Брюссельский эффект» [5, с.69], заключающийся в соблюдении крупными корпорациями (не обязательно европейских) многих требований регулирования, применяемых в ЕС даже при деятельности в странах, не попадающих в юрисдикцию регулирования ЕС.

На данный момент мы можем видеть, как ЕС постепенно интегрирует регулирование общих вопросов регулирования ИИ, отдельных институтов (институт ответственности), а также много

внимания уделяется кибербезопасности и персональным данным, вопросам сертификации технологий ИИ. Ближайшие годы покажут какое влияние оказало новое регулирование. Однако, уже можно утверждать, что преимущества в виде, к примеру, большей безопасности данных и понятных законодательных рамок для разработчиков и пользователей систем на основе ИИ, соседствуют с довольно большими расходами компаний на создание и содержание таких технологий.

Можно предположить, что формирующаяся регуляторная база ЕС может оказать влияние и на российскую правовую систему, в которой также форсируется развитие регулирования ИИ, в том числе и в финансовой сфере. Опыт ЕС актуален для анализа, особенно в части финансового бремени, которое может лечь на финансовый сектор, а также законодателя

В условиях внешних санкций, оказавших сильное влияние особенно на банковский сектор в Российской Федерации, анализ влияния регуля-торных актов на такие технологии, как ИИ, с точки зрения затрат бизнеса на соответствие требованиям ЕС, может выступить отличной моделью для прогнозирования и дальнейшей грамотной импле-ментации некоторых положений этого регулирования в российские реалии.

Список литературы:

[1] Ахиллес А. «Financial Sector's Cybersecurity: Regulations and Supervisión» [Электронный ресурс]. Сайт Всемирного Банка — URL: https://documents1.worldbank.org/curated/ en/686891519282121021/pdf/123655-REVISED-PUBLIC-Financial-Sectors-Cybersecurity-Final-LowRes.pdf (дата обращения: 23.01.2023).

[2] Директива Европейского Парламента и Совета о принятии внедоговорных правил гражданской ответственности ИИ-систем/DIRECTIVE OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on adapting non-contractual civil liability rules to artificial intelligence (AI Liability Directive), Brussels, 28.9.2022 COM(2022) 496 final. — Текст : электронный // Сайт Европейской Комиссии : [сайт]. — URL: https://commission.europa.eu/ system/files/2022-09/1_1_197605_prop_dir_ai_en. pdf (дата обращения: 23.01.2023).

[3] Доклад Clifford Chance, IMPACT OF THE NEW EU AI REGULATION ON FINANCIAL SECTOR FIRMS [Электронный ресурс]. // Сайт Clifford Chance — URL: https://www.cliffordchance.com/ content/dam/cliffordchance/briefings/2021/09/ impact-of-the-new-eu-ai-regulation-on-financial-sector-firms.pdf (дата обращения: 23.01.2023).

[4] Нашествие ботов: как банки используют мессенджеры. [Электронный ресурс]. Финуслуги MOEX GROUP : [сайт]. — URL: https://finuslugi.ru/

navigator/nakopit-i-sohranit/stat_nashestvie_botov_ kak_banki_ispolzuyut_messendzhery (дата обращения: 23.01.2023).

[5] Пехтерева, Е. А. «Брюссельский эффект»: ЕС хочет установить правила регулирования цифровой сферы. / Е. А. Пехтерева. — Текст : непосредственный // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. — 2020. — № 4. — С. 68-71.

[6] Предложение по принятию Согласованных Правил Об Искусственном Интеллекте (Закон Об Искусственном Интеллекте) и внесению поправок в некоторые законодательные акты Союза COM (2021) 206 final [Электронный ресурс]. Сайт EUR-LEX. - 2021. — URL: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A52021PC0206

[7] Продайков, Э. М. Современное состояние искусственного интеллекта / Э. М. Продайков. // Науковедческие исследования. — 2018. — № 2018. — С. 129-153

[8] Семенко, Г. В. Цифровые технологии на службе у финансового сектора: проблемы и риски. (Обзор) / Г. В. Семенко. — Текст : непосредственный // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. — 2018. — № 1. — С. 61-70

[9] Clarifying the costs for the EU's AI Act. — Текст : электронный // Сайт Центра Исследований Европейских Политик (CEPS) : [сайт]. — URL: https://www.ceps.eu/clarifying-the-costs-for-the-eus-ai-act/ (дата обращения: 23.01.2023).

[10] COST OF COMPLIANCE 2018: Regulatory change and continuing uncertainty [Электронный ресурс]. Сайт Reuters — URL: https://www.reuters. com/article/bc-finreg-cost-of-compliance-change-unce/cost-of-compliance-2018-regulatory-change-and-continuing-uncertainty-idUSKBN1KE1ZM

[11] THE AI ACT AND EMERGING EU DIGITAL ACQUIS / Bogucki Artur [Электронный ресурс]. // Сайт CEPS — URL: https://www.ceps.eu/ceps-publications/the-ai-act-and-emerging-eu-digital-acquis/ (дата обращения: 23.01.2023).

Spisok literatury:

[1] Ahilles A. «Financial Sector's Cybersecurity: Regulations and Supervision» [Jelektronnyj resurs]. Sajt Vsemirnogo Banka — URL: https://documents1. worldbank.org/curated/en/686891519282121021/ pdf/123655-REVISED-PUBLIC-Financial-Sec-tors-Cybersecurity-Final-LowRes.pdf (data obrash-henija: 23.01.2023).

[2] Direktiva Evropejskogo Parlamenta i Soveta o prinjatii vnedogovornyh pravil grazhdanskoj otvetst-vennosti II-sistem/DIRECTIVE OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on adapting

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

non-contractual civil liability rules to artificial intelligence (AI Liability Directive), Brussels, 28.9.2022 COM(2022) 496 final. — Tekst : jelektronnyj // Sajt Evropejskoj Komissii : [sajt]. — URL: https://commis-sion.europa.eu/system/files/2022-09/1_1_197605_ prop_dir_ai_en.pdf (data obrashhenija: 23.01.2023).

[3] Doklad Clifford Chance, IMPACT OF THE NEW EU AI REGULATION ON FINANCIAL SECTOR FIRMS [Jelektronnyj resurs]. // Sajt Clifford Chance — URL: https://www.cliffordchance.com/content/ dam/cliffordchance/briefings/2021/09/impact-of-the-new-eu-ai-regulation-on-financial-sector-firms.pdf (data obrashhenija: 23.01.2023).

[4] Nashestvie botov: kak banki ispol'zujut mes-sendzhery. [Jelektronnyj resurs]. Finuslugi MOEX GROUP : [sajt]. — URL: https://finuslugi.ru/navigator/ nakopit-i-sohran it/stat_nashestvie_botov_kak_ banki_ispolzuyut_messendzhery (data obrashhenija: 23.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Pehtereva, E. A. «Brjussel'skij jeffekt»: ES hochet ustanovit' pravila regulirovanija cifrovoj sfery. / E. A. Pehtereva. — Tekst : neposredstvennyj // Social'nye i gumanitarnye nauki: Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Ser. 2, Jekonomika: Refera-tivnyj zhurnal. — 2020. — № 4. — S. 68-71.

[6] Predlozhenie po prinjatiju Soglasovannyh Pravil Ob Iskusstvennom Intellekte (Zakon Ob Iskus-stvennom Intellekte) i vneseniju popravok v nekoto-rye zakonodatel'nye akty Sojuza COM (2021) 206 final [Jelektronnyj resurs]. Sajt EUR-LEX. - 2021. —

URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=celex%3A52021PC0206

[7] Prodajkov, Je. M. Sovremennoe sostojanie iskusstvennogo intellekta / Je. M. Prodajkov. // Nau-kovedcheskie issledovanija. — 2018. — № 2018. — S. 129-153

[8] Semenko, G. V. Cifrovye tehnologii na slu-zhbe u finansovogo sektora: problemy i riski. (Obzor) / G. V. Semenko. — Tekst : neposredstvennyj // Social'nye i gumanitarnye nauki: Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Ser. 2, Jekonomika: Refera-tivnyj zhurnal. — 2018. — № 1. — S. 61-70

[9] Clarifying the costs for the EU's AI Act. — Tekst : jelektronnyj // Sajt Centra Issledovanij Evrope-jskih Politik (CEPS) : [sajt]. — URL: https://www.ceps. eu/clarifying-the-costs-for-the-eus-ai-act/ (data obrashhenija: 23.01.2023).

[10] COST OF COMPLIANCE 2018: Regulatory change and continuing uncertainty [Jelektronnyj resurs]. Sajt Reuters — URL: https://www.reuters. com/article/bc-finreg-cost-of-compliance-change-unce/cost-of-compliance-2018-regulato-ry-change-and-continuing-uncertainty-idUSK-BN1KE1ZM

[11] THE AI ACT AND EMERGING EU DIGITAL ACQUIS / Bogucki Artur [Jelektronnyj resurs]. // Sajt CEPS — URL: https://www.ceps.eu/ceps-publica-tions/the-ai-act-and-emerging-eu-digital-acquis/ (data obrashhenija: 23.01.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.