Научная статья на тему 'Некоторые аспекты правового регулирования ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации'

Некоторые аспекты правового регулирования ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
649
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ / КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР / ДОГОВОР О ЗАЛОГЕ / ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ И КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ ЗАЕМЩИКА / ЗАЛОГОДЕРЖАТЕЛЬ / ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / ДОГОВОРЫ СТРАХОВАНИЯ / СИСТЕМА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ИПОТЕЧНЫХ ЖИЛИЩНЫХ КРЕДИТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванников Сергей Борисович

В статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования ипотечного кредитования в Российской Федерации, которое имеет важное значение для решения жилищной проблемы в современных условиях. Выявлены дополнительные требования, предъявляемые к залогу недвижимости в жилищной сфере, направленные на уменьшение негативных последствий возможной утраты жилья; рассмотрены проблемы государственного регулирования в данной сфере. Проведен анализ действующего законодательства об ипотечном кредитовании, предложены пути его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the legal regulation of the mortgage housing credit in Russian Federation

This article deals with some aspects of the legal regulation of the mortgage housing credit in the Russian Federation being of great importance for the negotiation of the housing problem in the current context. The author examines the additional order to the real estate pledge in the housing sector meant to the decrease of the negative consequences of the possible loss of house; investigates the problems of the state regulation in this sphere; analyses the current legislation on the mortgage credit; and also proposes the methods of its perfection.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты правового регулирования ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»

Жилищное право

С.Б. Иванников

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования ипотечного кредитования в Российской Федерации, которое имеет важное значение для решения жилищной проблемы в современных условиях. Выявлены дополнительные требования, предъявляемые к залогу недвижимости в жилищной сфере, направленные на уменьшение негативных последствий возможной утраты жилья; рассмотрены проблемы государственного регулирования в данной сфере. Проведен анализ действующего законодательства об ипотечном кредитовании, предложены пути его совершенствования.

Ключевые слова: система ипотечного жилищного кредитования, кредитный договор, договор о залоге, варианты оформления ипотечных кредитов, платежеспособность и кредитоспособность заемщика, залогодержатель, правоустанавливающие документы на жилое помещение, договоры страхования, система рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.

Приобретение жилья - первоочередная потребность для каждой семьи, без удовлетворения которой нельзя говорить ни о каких социальных приоритетах общества. Исходя из этого, реализация конституционного права граждан на достойное жилище выступает важнейшей социально-экономической проблемой. От выбора тех или иных подходов к ее решению в значительной мере зависят общий масштаб и темпы жилищного строительства, благосостояние населения, его моральное и физическое самочувствие, политические оценки и мотивация поведения.

В дореформенный период забота об обеспечении жилыми помещениями нуждающихся граждан была полностью возложена

© Иванников С.Б., 2009

на публичную власть. Реализация права граждан на жилище в основном обеспечивалась посредством предоставления им жилья на условиях социального найма. Таким образом, большая часть расходов по обеспечению жилыми помещениями граждан приходилась на долю государства. Рыночные преобразования обусловили пересмотр такого подхода к решению жилищной проблемы и обусловили поиск новых путей ее решения.

В настоящее время средний общероссийский уровень обеспеченности жильем на одного жителя - 19,7 м2, что в 2-3 раза ниже, чем в странах Европейского союза и США. К 2010 г. планируется увеличить данный показатель до 21,7 м2. В настоящее время жилищная проблема стоит перед 61% российских семей, лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств1. Названные проблемы требуют разрешения.

Особое значение для решения жилищной проблемы является система ипотечного жилищного кредитования, которое осуществляется на основании кредита, полученного в банке под залог жилого помещения. Основными документами, определяющими взаимоотношения банка и заемщика при предоставлении ссуды, являются кредитный договор и договор о залоге (об ипотеке).

Правовую основу ипотечного кредитования в России составляет Гражданский кодекс Российской Федерации2, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»3, а также другие нормативно-правовые акты.

Под кредитным ипотечным договором понимается договор, при котором банк (кредитная организация) предоставляет физическому лицу (гражданину) кредит для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства. В данном случае речь идет об ипотеке в силу закона, которая возникает с момента государственной регистрации права собственности заемщика на жилой дом или квартиру.

Следует отметить, что в настоящее время на практике сложилось несколько вариантов оформления ипотечных кредитов. Классическим вариантом оформления ипотечных кредитов выступает оформление договора об ипотеке приобретенного жилого помещения с соответствующей сделкой, а также государственная регистрация возникшей ипотеки. Следующий вариант - заключение договора приобретения жилого помещения за счет кредитных средств, когда ипотека этого помещения возникает в силу закона в момент регистрации купли-продажи. И наконец, возможно заключение трехстороннего (смешанного) договора купли-продажи и ипотеки жилого помещения, при котором все заинтересованные стороны

последовательно и практически одновременно фиксируют и регистрируют переход права собственности от продавца квартиры к покупателю, а также ипотеку данной квартиры в пользу кредитора. Практика свидетельствует о том, что оформление приобретения жилого помещения за счет кредитных или заемных средств зачастую происходит по трехстороннему договору купли-продажи жилого помещения с одновременной ипотекой. Такие действия в основе своей не противоречат положениям ст. 77 Закона об ипотеке.

Ипотечные кредиты предоставляются на основе оценки платежеспособности и кредитоспособности заемщика в соответствии с требованиями и условиями кредитования. По договору об ипотеке кредитор становится залогодержателем, что дает ему возможность в случае неисполнения заемщиком обязательства по кредитному договору получить удовлетворение из стоимости заложенного жилого помещения преимущественно перед другими кредиторами залогодателя. Оставшаяся после погашения кредита сумма, за вычетом расходов, связанных с процедурой обращения взыскания и продажи жилого помещения, возвращается бывшему заемщику.

В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой (п. 1 ст. 9 Закона об ипотеке). В нем должны быть также указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество, зарегистрировавшего это право залогодателя.

К залогу недвижимости в жилищной сфере устанавливаются дополнительные требования, направленные на уменьшение негативных последствий возможной утраты жилья.

В качестве залогодержателя могут выступать не только банки или иные кредитные организации, которые заключили с собственником жилого помещения кредитный договор, но и любые другие юридические лица, заключившие с ним договор целевого займа (ст. 814 ГК РФ). Такой договор заключается с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели. При этом заемщик обязан обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа.

Для заключения кредитного договора в банк, который будет предоставлять ипотечный кредит, необходимо предоставить правоустанавливающие документы на жилое помещение (копию свидетельства о праве собственности на помещение или договор участия

в долевом строительстве), документы из БТИ (экспликацию и поэтажный план, заключение профессионального оценщика о стоимости жилого помещения).

Кроме того, обычно банки требуют заключения сразу нескольких договоров страхования (жизни и здоровья заемщика, жилого помещения и так называемого титульного страхования; в последнем случае страховой риск заключается в том, что существует возможность оспаривания сделки со стороны третьих лиц). Заемщик должен также представить документы, удостоверяющие личность и подтверждающие регистрацию по месту жительства, источник и размер дохода, образование и опыт работы.

Поскольку передача жилого помещения в ипотеку допускает возможность его утраты собственником, закон требует дополнительных гарантий соблюдения жилищных прав граждан, проживающих вместе с залогодателем. Сдерживающим ипотеку фактором был вопрос о правах таких лиц, а также несовершеннолетних при передаче жилых помещений в ипотеку. В соответствии с п. 3 ст. 77 Закона об ипотеке органы опеки и попечительства должны давать согласие на передачу жилого помещения в ипотеку только тогда, когда речь идет о несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения. Так, согласно указанной статье органы опеки и попечительства вправе дать согласие на отчуждение и(или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом не затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц. Таким образом, вмешательство органов опеки и попечительства в процесс совершения сделок с жилыми помещениями, которое зачастую было необоснованным, в настоящее время ограничено. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на двусмысленность формулировки: «если при этом не затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц», которая дает возможность для злоупотреблений.

Решение органов опеки и попечительства о даче согласия (разрешения) на отчуждение и(или) на передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, лишенные родительского попечения, недееспособные или ограниченно дееспособные члены семьи собственника, должно быть представлено заявителю в письменной форме не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявления с просьбой дать такое согласие. Отказ в даче согласия (разрешения) должен быть мотивирован. Решение

органа опеки и попечительства, как и любое другое решение государственного органа, может быть оспорено в суде.

В соответствии с п. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилое помещение является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника. Аналогичное положение содержится в Законе об ипотеке. Это обусловлено тем, что обращение залогодержателем взыскания на заложенные жилой дом или квартиру и реализация этого имущества влекут переход права собственности от залогодателя к залогодержателю при условии, что такие жилой дом или квартира были заложены по договору об ипотеке либо по ипотеке в силу закона в обеспечение возврата кредита или целевого займа на их приобретение или строительство, на их капитальный ремонт или иное неотделимое улучшение, а также на погашение ранее предоставленных кредита или займа на приобретение или строительство жилого дома (квартиры).

Характеризуя правовое регулирование ипотечного кредитования в России, нельзя не отметить важную роль государства в данной сфере. Проблема доступного и комфортного жилья в последнее время вышла на первый план. В 2006 г. в Российской Федерации стартовал приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»4. Он включает подготовительный этап (2005 г.), первый (2006-2007 гг.) и второй (20082012 гг.). На первом этапе Президентом России определены четыре приоритета: увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования; повышение доступности жилья; увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.

Каждый из них может быть реализован по-разному. Для реализации первого из них предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку. В рамках второго приоритета будет оказываться государственная поддержка молодым семьям и молодым сельским специалистам в приобретении или строительстве индивидуального жилья с помощью ипотечных кредитов. Для реализации третьего приоритета государство будет сокращать административные барьеры, предоставит государственные гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и будет субсидировать процентную ставку по таким кредитам. В рамках четвертого приоритета государство интенсифицирует

выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, а муниципалитеты увеличат объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья.

Механизмами реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» являются федеральная целевая программа «Жилище» на 20022010 гг. и входящие в ее состав подпрограммы, предоставление субвенций субъектам Российской Федерации за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. По направлению «Повышение доступности жилья» к основным целевым показателям относятся улучшение жилищных условий 69,5 тыс. молодых семей, из них 27,8 тыс. - в 2006 г.

Для становления и развития системы ипотечного жилищного кредитования необходимо решить основные задачи: совершенствовать законодательную и нормативную базу, обеспечивающую исполнение обязательств при ипотечном кредитовании; создать и внедрить универсальный механизм обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов в бюджетную сферу; создать четкий и надежный механизма регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее, обеспечить доступ к этой информации участников рынка ипотечного кредитования; стимулировать граждан - получателей ипотечных кредитов и коммерческие банки -ипотечных кредиторов и инвесторов, обеспечивающих рефинансирование коммерческих банков-кредиторов; создать равные условия для свободной конкуренции между субъектами рынка ипотечных кредитов; формировать механизмы социальной защиты заемщиков как от неправомерных действий банков-кредиторов, так и для социальной адаптации заемщиков при выселении в случае невозможности погасить взятый ранее ипотечный кредит; доработать нормативную базу, регулирующую деятельность кредитных организаций, по предоставлению и обслуживанию ипотечных кредитов и их рефинансированию; формировать нормативные законодательные основы использования новых финансовых инструментов (ценных бумаг) для привлечения долгосрочных ресурсов в эту сферу; разработать комплексную схему по реализации ипотеки, которая будет основана не только на интересах чиновников.

Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что в настоящее время, несмотря на свою эффективность в решении жилищных проблем, ипотека в России развивается весьма медленными темпами. И несмотря на то что объем выданных ипотечных кредитов вырос, под ипотеку не хватает жилья - темпы строитель-

ства на сегодняшний день крайне малы. Нельзя не отметить наличие серьезных проблем правового регулирования в данной сфере -законодательная база об ипотеке требует совершенствования.

Примечания

1 Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2007. 27 апр.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

3 СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.

4 Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы» // СЗ РФ. 2001. № 39. Ст. 3770.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.