Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подходов к экономическому анализу в России'

Некоторые аспекты подходов к экономическому анализу в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В РОССИИ / CONTEMPORARY ECONOMIC ANALYSIS METHODOLOGY / EVOLUTIONARY ECONOMIC THEORY / ECONOMIC ANALYSIS IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Навальная Екатерина Георгиевна

В статье предлагается краткий исторический анализ особенностей метода экономического исследования в России. В частности, сделаны следующие выводы. В силу особенностей мировоззрения и исторического развития России многие концепции западного мейнстрима не были в ней восприняты вплоть до перехода к рыночной экономике. И даже это позднее восприятие идей ортодоксальной экономической теории остается во многом официальной риторикой. В то же время концепции и подходы, разработанные в России в дореволюционный и советский периоды, обнаруживают сходство с концепциями и подходами современной эволюционной экономической теории, что дает основания для их плодотворной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Economic Analysis Approaches in Russia

In the article it is presented a short overview of some distinctive features of economic analysis in Russia. The following conclusions have been drawn. Russian overall Weltanschauung and characteristic history developments had made mainstream economic theory concepts vain and of small importance in Russia till perestroika, when Western economic orthodox ideas came into focus of interest and research. And even this later acceptance remains in many respects just an official rhetoric. Whereas a framework developed in Russia through prerevolutionary and soviet periods has much in common with the contemporary evolutionary economic theory which creates a basis for their successful integration.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подходов к экономическому анализу в России»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

107

Е.Г. НАВАЛЬНАЯ

Екатерина Георгиевна НАВАЛЬНАЯ — аспирантка кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГЭУ.

В 2009 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономика предприятия, управление инновациями.

^ ^ ^

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДХОДОВ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ В РОССИИ* *

В своем последнем труде 1954 г., посвященном истории экономического анализа (History of Economic Analysis), Шумпетер выразил точку зрения, что выбор метода исследования — это вопрос «темперамента и интеллектуальных наклонностей» [13, S. 995]. Развивая эту мысль, можно отметить, что «темперамент и интеллектуальные наклонности», в свою очередь, обусловлены принадлежностью исследователя к определенной культурной платформе; которую можно определить словами Шмолле-ра как «общность языка, истории, обычаев, идей» [1, с. 149] и в более широком смысле — как картину мира или мировоззрение. Если бы такой связи не обнаруживалось, как иначе можно было бы объяснить разницу, существующую между национальными школами, и вообще сам факт объединения теорий по национальному признаку, например, австрийская школа, неоавстрийская школа, немецкая историческая школа и др.

В поисках подтверждения этой гипотезы можно привести примеры выдающихся разработок российских экономистов и увидеть объединяющие их черты. Модель «затраты-выпуск» Леонтьева позволяет «представить мировую экономику, как и экономику отдельной страны, в виде системы взаимозависимых процессов» [10]. Модель линейного программирования Канторовича обеспечила возможность перейти от «изолированных политических мер к системному контролю экономики для осуществления общего единого планирования, основанного на общих целях и охватывающего длительный период» [9]. Теория больших циклов Кондратьева «дает возможность понять колебания, которым подвержено народное хозяйство в целом в процессе его эволюции» [2, с. 63]. Взятая в качестве примера современная работа по экономике предприятия рассматривает фирму в системе отношений со средой, к которой она адаптируется, одновременно оказывая на нее влияние [4, с. 122-123].

На основе приведенных примеров проблемы можно представить в фокусе интереса российских экономистов как связанные с поиском объединяющего принципа, который позволяет организовать массив эмпирических данных, наблюдаемых в развитии, в единую систему или иерархию систем. Метод при постановке такого рода задач неизбежно характеризуется холизмом, а также индуктивным, эмпирическим, динамическим и системным подходами. Например, теория организации крестьянского хозяйства Чаянова, или, в более общем виде, теория некапиталистического предприятия, была построена «на простом индуктивном обобщении» «огромного эмпирического материала» и полученных в результате этого обобщения «бесспорных эмпирических выводах» [5, с. 199].

Картина мира, обусловливающая интерес к определенного рода проблемам и методам их разрешения, также служит фильтром поступающих извне идей. В России через этот фильтр предсказуемо

ГРНТИ 06.01.11 © Е.Г. Навальная, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Платонова.

108

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

прошли немецкая историческая школа и марксизм [1], с характерными для них полифоническим описанием действительности, осуществленным в исторической перспективе с учетом культурных особенностей, и индуктивными эмпирическими методами исследования. И также предсказуемо «новый подход к анализу экономических явлений, который был связан с маржинализмом, либо игнорировался, либо вызывал неприязненное отношение» [там же, с. 385]. Маржинализм, как известно, характеризуется дедуктивным подходом и применением абстрактных концепций: равновесия рынка, максимизирующего поведения фирмы, концепции, основанной на идее совершенной информации, а также индивидуалистической концепции ценности.

После социалистической революции в России идеи мейнстрима экономической теории, описывающие совершенно иную систему экономических отношений, стали еще менее актуальными. После распада Советского Союза идеи мейнстрима как теоретическая основа «победивших» рыночных отношений стали изучаться и позже преподаваться. Но, по мнению некоторых исследователей, даже это позднее принятие идей ортодоксальной экономической теории во многом остается лишь официальной риторикой [3].

Одним из существенных отличий отечественного подхода к экономическому анализу от мейнстрима можно назвать его динамический аспект. Согласно Кондратьеву, недостаток исторической школы заключается в том, что ее анализ носит описательный характер и в марксизме теория динамики не получила систематического завершения. Вместе с тем он обращал внимание на актуальность подходов, характерных для данных школ [2, с. 51]. В докладе 1924 г. «К вопросу о понятиях экономической статики, динамики и конъюнктуры», отмечая статический характер современной ему экономической теории, Кондратьев утверждал, что эта теория «бессильна выяснить изменение уровня экономических элементов, а также механизм и направление их изменения» и поэтому «наряду с ней к экономической жизни можно и должно подходить и с динамической точки зрения, т. е. мыслить ее в условиях процесса изменений» [там же, с. 54]. Основное несоответствие в применении статического анализа к экономической действительности Кондратьев усматривает в ее динамической природе, в «необратимости, неповторимости, непрерывности и эволюционном характере народнохозяйственного процесса» [там же, с. 63].

Другим важным пунктом расхождений между западным мейнстримом и отечественным подходом к экономическому анализу являются концепция максимизирующего поведения фирмы и в целом индивидуалистическая концепция ценности, характерные для первого подхода. На нескольких примерах можно показать, как проявляется обозначенное расхождение.

Критическая позиция по отношению к концепции максимизирующего агента отражена в работе Чаянова о некапиталистических системах хозяйства 1924 г. (Zur Frage einer Theorie der nichtkapitalistischen Wirtschaftssysteme), в которой он обращает внимание на то, что теория, в центр которой поставлена максимизирующая выгоду фирма, отнюдь не универсальна и не подходит, например, для аграрной сферы производства, которая «в ее большей части строится не на капиталистических, а на совершенно иных, безнаемных, основах семейного хозяйства, для которого характерны совершенно особые мотивы хозяйственной деятельности, а также специфическое понятие рентабельности» [5, с. 114-115].

В социалистическом обществе, где средства производства обобществлены и экономические действия оцениваются с точки зрения общей пользы, максимизирующий личную выгоду агент также не мог найти место в экономической теории. Например, в основе модели линейного программирования Канторовича оценка произведенной продукции производится относительно затраченных ресурсов, воздействия на окружающую среду и социум в целом [7]. В модели «затраты-выпуск» для выбора оптимального пути развития мировой экономики, разработанной Леонтьевым по заказу ООН, помимо произведенной продукции, учитываются: занятость, потребленные ресурсы и количество загрязнений [10]. Основы этой модели, «математизированной и усовершенствованной Леонтьевым», изначально разрабатывались в ЦСУ СССР под названием «шахматного балансового анализа экономики» [7, с. 6]. Леонтьев получил Нобелевскую премию за эту работу в 1973 г., однако в бизнес-литературе на Западе подобный подход к оценке ценности на уровне фирмы был предложен только в 2011 г. в статье Портера и Крамера для HBR «Создавая общую ценность» (Creating Shared Value). Такая «скорость» распространения идей не удивляет, поскольку общая ценность в рыночной экономике — это, как говорят англичане, contradiction in terms. Преодоление противоречия между личными интересами и интереса-

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

109

ми общества Портер и Крамер видят в том, что в современных условиях преследование профита безотносительно к интересам общества в целом, ограниченности ресурсов и загрязнения окружающей среды не может обеспечить выживаемости фирмы в долгосрочном периоде [12].

На Западе альтернативный мейнстриму динамический подход к экономическому анализу был предложен Нельсоном и Винтером в 1982 г. в работе «Эволюционная теория экономических изменений» (An Evolutionary Theory of Economic Change). В дальнейшем идеи эволюционной экономической теории разрабатывались целым рядом ученых [см., напр.: 8]. «Отправной точкой для развития современной эволюционной экономической теории» послужила работа Шумпетера [13].

Как и ранее Кондратьев, Нельсон и Винтер отмечают принципиальную неадекватность применения статического метода анализа к динамическому объекту исследования. Сравнивая уровень развития экономического анализа на Западе с другими современными науками, они высказывают мнение о том, что экономика находится еще в детском периоде своего развития и что мейнстрим экономической теории соответствует тому периоду в истории, «когда ньютоновская физика была единственной наукой, достойной подражания, а небесная механика — ее самым значительным достижением» [11, р. 167]. Нельсон и Винтер противопоставляют эволюционную экономическую теорию экономической ортодоксии.

Главным предметом эволюционной теории является «динамический процесс, через который шаблоны поведения фирмы и последствия на рынке взаимно обусловливаются с течением времени» [ibid., р. 300], соответственно, «условия, которые существуют в отрасли в каждый период времени, носят в себе семена условий следующего периода» [ibid., р. 310]. Организация в эволюционной экономической теории представлена как «открытая система, которая выживает через некую форму обмена со своим окружением» [ibid., р. 1582]. В основе объяснения природы обмена между фирмой и внешней средой находится концепция рутины, одна из ключевых в эволюционной экономической теории. Рутина — широкое понятие, которое описывает доказавшие свою жизнеспособность практики, закрепившиеся сначала на уровне предприятия, а потом и на уровне отрасли. Преобладающие рутины «могут быть поняты через обращение к эволюционному процессу, который их сформировал» [ibid., р. 269].

Сопоставляя особенности экономического анализа в отечественной традиции с эволюционной экономической теорией, можно заключить, что у них есть общие черты. Их объединяет главный предмет — динамический процесс; схожее представление об изменениях как о непрерывных и взаимообусловленных, а также то, что в обеих концепциях не предполагается приближения системы в фокусе исследования к состоянию равновесия. В отношении метода имеет место, скорее, индуктивный эмпирический подход. Эволюционная экономическая теория появилась в результате эмпирического изучения процесса изменения технологии и инноваций [8, р. 368]. В основе выдающихся открытий российских экономистов решение таких задач, как оптимизация раскроя фанеры на конкретном предприятии или изучение динамических переписей крестьянских хозяйств.

В обоих случаях не принимается концепция максимизирующего поведения фирмы, хотя и на разных основаниях. В эволюционной экономической теории идея максимизирующего поведения противоречит представлению об информации в этой теории как неполной и несовершенной. Нельсон и Винтер обращают внимание, на то, что фирма часто не может не только выбрать, но даже сформулировать альтернативы [11, р. 5194]. В России же неприятие индивидуалистической концепции ценности следует из холизма мировосприятия. Возможно, что на этом основании не принималась не только эта концепция, но и сам капитализм, который, как писал Чаянов в своем утопическом романе 1920 г., долгое время считался «не более как болезненным уродливым припадком... а вовсе не этапом в развитии всего народного хозяйства» [6].

В заключение можно сделать вывод о том, что существует специфический российский подход к экономическому анализу, который сформировался под влиянием особенностей мировоззрения и исторического развития России. Этот подход обнаруживает сходство с идеями современной эволюционной экономической теории. Поскольку идеи мейнстрима в России, несмотря на пристальное к ним внимание с момента распада Советского Союза, остаются, по мнению некоторых наблюдателей, лишь официальной риторикой, можно предположить, что экономическая теория в России может развиваться в направлении интеграции с идеями современной эволюционной экономической теории.

110

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ЛИТЕРАТУРА

1. История экономических учений / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.

3. Макашева Н.А. Как маржинализм приходил в Россию? Два эпизода из истории // Terra Economicus. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. Т. 7. № 3. С. 29-41.

4. Платонов В.В. Стратегия ресурсного обеспечения инновационной деятельности. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

5. ЧаяновА.В. Крестьянское хозяйство. М.: Экономика, 1989.

6. Чаянов А.В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. 1920. URL: http://az.lib.ru/c/ chajanow_a_w/text_0020.shtml (дата обращения: 20.12.2013).

7. Экономика и оптимизация / Канторович Л., Лассманн В., Шилар Х., Шварц К., Брентьес С. М.: Наука, 1990.

8. Foster J., Metcalfe J.S. Frontiers of evolutionary economics: competition, self-organization, and innovation policy. Edward Elgar Pub, 2003.

9. Kantorovich L.V. Prize lecture. Mathematics in economics: achievements, difficulties, perspectives // сайт нобелевской премии. 1975. URL: http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/economic-sciences/laureates/1975/kanto rovich-lecture.html (дата обращения: 18.11.2013).

10. Leontief W.W. Prize lecture. Structure of the world economy // сайт нобелевской премии. 1973. URL: http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/economic-sciences/laureates/1973/leontief-lecture.html (дата обращения: 18.11.2013).

11. Nelson R.R., Winter S.G. An evolutionary theory of economic change. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press, Kindle edition, 1982.

12. Porter M.E., Kramer M.R. Creating shared value. How to reinvent capitalism — and unleash a wave of innovation and growth // Harvard Business Review. 2011. January-February. Reprint R1101C. URL: http://www.hks.harvard. edu/m-rcbg/fellows/N_Lovegrove_Study_Group/Session_1/Michael_Porter_Creating_Shared_Value.pdf (дата обращения: 24.04.2013).

13. Schumpeter J.F. Geschichte der okonomischen Analyse I. Vandenhoeck & Ruprecht, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.